Основные положения особенностей литературного процесса

Тема занятия: Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы

(2 часа)

Цель: раскрытие своеобразия русской классической литературы 19, 20 веков и новейшего времени.

Задачи:

- познакомить с периодизацией русской литературы 19 и 20 веков;

- вспомнить литературные направления и течения;

- научить обобщать и систематизировать учебный материал;

- обеспечить эмоциональную сопричастность студентов к собственной деятельности и деятельности других.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-лекция

План:

1. Историко-литературный процесс

2. Периодизация русской литературы

3. Актуализация знаний (работа с ключевыми понятиями курса)

- Что обозначают данные слова?

Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Идеал – совершенное воплощение чего-нибудь (иными словами – это лучшее, что есть).

Революционер – человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-нибудь области жизни, в науке, в производстве.

Разночинец – в дореволюционной России: выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом. Разные чины: учителя, врачи, инженеры и т.д.

Либерализм – философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

 

4. Лекция с элементами беседы

 

Русская литература всегда была в союзе с освободительным движением. Бесправное положение крестьян привлекало внимание к проблеме крепостного права со стороны просвещенного слоя общества, вызывая сострадание и сочувствие. В числе таких людей было много писателей, большинство из которых не разделяли революционных убеждений. Однако все сходились на том, что в России необходимы коренные перемены.

Новаторство русской литературы заключается в сплетении ее судеб с судьбами русской революции. К концу 19 века Россия накопила такое количество энергии, какой ни в одно время не располагало человечество. И все это было трансформировано в художественные шедевры.

А.С. Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Он был единомышленником первого поколения русских революционеров.

 

Художественные системы в литературе

Во второй трети 18 века в творчестве ряда писателей и поэтов обнаруживаются единые, общие для них идейно-художественные черты; таким образом, оформляются целые литературные направления.

Классицизм (образцовый) – 17 – начало 19 века

Сентиментализм (чувствительный) – 2-я половина 18 века

Романтизм (идеализированный) – конец 18 – 1-я половина 19 века

Реализм (действительный) – 19 – 20 века

Модернизм (современный) – конец 19 – начало 20 века

Постмодернизм – 20 век

 

Представители модернизма в русской литературе

А. Блок, К. Бальмонт, А. Ахматова, Н. Гумилев, В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин, Ф. Сологуб, Л. Андреев

 

Постмодернизм (вторая половина 20 века)

Андеграунд (подполье) совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыка, литература, кино, изобразительное искусство и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству.

Мейнстрим (основное течение) – преобладающее направление в какой-либообласти для определенного отрезка времени.

Постмодернизм – направление в искусстве, пришедшее в 50-е годы 20 века на смену модернизму, художественное течение, являющееся, с одной стороны, продолжением модернизма, а с другой – его преодолением. Характеризуется богатейшим разнообразием течений: видео, перформанс, боди-арт, концептуальное искусство, фотореализм в живописи, гиперреализм в скульптуре, повествовательное искусство, монументальная абстрактная скульптура (ленд-арт – работа с природным ландшафтом, работа с землей), абстракционизм.

Перформанс форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определенном месте и в определенное время. Иногда перформансом называют такие художественные формы, как театр, танец, музыка, цирковое выступление.

Боди-арт – одна из форм авангардного искусства, в которой основным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, росписи по телу.

Концептуальное искусство – направление в искусстве постмодернизма, обращающееся к интеллектуальному осмыслению произведения. Цель искусства – в передаче идеи. Было оформлено в конце 60-х – начале 70-х годов 20 века в Америке и Европе.

Абстракционизм (нефигуративное искусство) – направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре, изображение определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих чувство полноты и завершенности композиции.

Особенности постмодернизма

- реакция на идеи Просвещения

- фрагментарность

- многовариантность истолкования

- поверхностность (отказ от исследования глубинных проблем)

- ирония, пародийность, черный юмор

- эпатажность (стремление удивлять нарушениями правил)

- невозможность описания мира как некоего целого

- смешение высокой и низкой культур

- плюрализм

Плюрализммножественность мнений

 

Представители постмодернизма в литературе

В. Набоков, В. Пелевин, В. Сорокин, Саша Соколов, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн

 

Историко - литературный процесс

1801 – Александр I издает «Указ о вольных хлебопашцах».

1812 – Война с Наполеоном.

1825 –Николай I(брат Александра I) в связи с тяжелым финансовым положением страны занимается укреплением самодержавия и экономики, но без проведения реформ.

1850 – Серия военных конфликтов (2 года): Крымская война, конфликт с Турцией.

1855 – Александр II (Царь – освободитель).

1861 – реформы:

- отмена крепостного права

- военная реформа

- судебная реформа

1881 – Александр III («Миротворец») – не допустил ни одной войны, полностью отказался от реформ. Его идеал – правление Николая I, развитие крупных промышленных предприятий.

 

 

Основные положения особенностей литературного процесса

второй половины 19 века:

1)Россия стоит перед выбором дальнейших путей развития, ключевые вопросы:

«Кто виноват?» «Что делать?»

Решительная демократизация художественной литературы.

Гражданский пафос литературы.

 

2)Специализация литературы:

А. Пушкин

И. Гончаров

Л. Толстой

А. Толстой

Ф. Достоевский

Н. Гоголь

И. Тургенев

Н. Лесков

М. Салтыков-Щедрин

Н. Чернышевский

А. Левитов

Г. Успенский

М. Салтыков-Щедрин

В. Слепцов

А. Пушкин

А. Радищев

К. Паустовский

И. Тургенев

В. Короленко

Д. Мамин-Сибиряк

А. Островский

А. Грибоедов

А. Пушкин

М. Лермонтов

Н. Гоголь

А. Чехов

М. Горький

Л. Толстой

 

 

3)Через простые сюжеты решаются общечеловеческие проблемы:

- взаимосвязь героя с миром

- взаимопроникновение стихий жизни

- отречение от личного блага, стыд за собственное благополучие

- эпический максимализм

- нежелание участвовать в несовершенстве мира

4)Герой произведения полемичен, он стоит на пути к самосознанию, в нем пробуждается личностное начало

5)Основная национальная черта – самопожертвование, благо других становится высшей нравственной ценностью

6) Источником русской силы и мудрости становится народное чувство (в высшей стадии духовного развития герой приходит к народу)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: