Глава 1. Кемп-Девидские соглашения и их влияние на вектор развития Египта

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

 

 

Лиокумович Яков Борисович

Выпускная квалификационная работа

ИЗРАИЛЬ В ЕГИПЕТСКИХ СМИ ДО И ПОСЛЕ АРАБСКОЙ ВЕСНЫ

 

Научный руководитель:

Доцент, Исаев Л.М.

Рецензент:

Профессор, Илюшина М.Ю.

 

 

Санкт-Петербург

2019

Образ Израиля в арабских СМИ традиционно являлся негативным из-за враждебности к еврейскому государству в арабском мире с момента создания Израиля в 1948 году. Большинство арабских стран до сих пор не имеют дипломатических отношений с Израилем и не признают его государством. Египет стал первым арабским государством, установившим дипломатические отношения с Израилем в 1979 году, когда были подписаны Кэмп-Дэвидские соглашения; Однако египетские СМИ, в основном, остались достаточно враждебными к Израилю, в первую очередь из-за общеарабской солидарности. Антизападная и антиизраильская риторика достигла своего апогея во время египетской «Арабской весны», повлекшей за собой создание исламистского правительства Мухаммеда Мурси, которое, в свою очередь было свергнуто спустя год в ходе военного переворота. Столь резкая смена политического режима привела к изменениям образа Израиля в государственной и частной прессе. Цель настоящего исследования - проанализировать вышеуказанные изменения  в и связать их с определенными политическими и социальными событиями внутри страны.

 

The image of Israel in the Arab media has traditionally been negative due to hostility towards a Jewish state in the Arab world since the creation of Israel in 1948. Most Arab countries still do not have diplomatic relations with Israel and do not recognize it as a state. Egypt became the first Arab state to establish diplomatic relations with Israel in 1979 when the Camp David Accords were signed; However, the Egyptian media, in general, remained fairly hostile to Israel, primarily due to pan-Arab solidarity. Anti-Western and anti-Israeli rhetoric reached its peak during the Egyptian Arab Spring, which led to the establishment of the Islamist government of Mohammed Morsi, which was overthrown a year later during a military coup. Such a dramatic shift led to changes in the image of Israel both in the state-owned and private-owned press. The purpose of this study is to analyze the changes, mentioned above, and to link them to certain political and social events inside the country.

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..4

 

Глава 1. Кемп-Девидские соглашения и их влияние на вектор развития Египта…………………………………………………………………………….11

 

Глава 2. Традиционный образ Израиля в египетских СМИ…………………..20

 

Глава 3. Влияние «Арабской весны» на образ Израиля в египетских СМИ…32

 

Заключение……………………………………………………………………….44

 

Список использованной литературы и других источников…………………..48

 

Приложения……………………………………………………………………...53

 

                                        Введение

Актуальность исследования: Средства массовой информации часто называют «четвертой властью»: они играют огромную роль в формировании общественного мнения как внутри государства, так и на международном уровне. И если в демократическом обществе СМИ выражают свою собственную точку зрения (или, в крайнем случае, точку зрения своих спонсоров), то при авторитарном или псевдодемократическом режиме, чаще всего они используются государственной властью как инструмент пропаганды, формирующий выгодную для неё повестку дня и общественную позицию. А в таком регионе как Арабский Восток, где авторитаризм представлен гораздо более широко, чем демократия роль СМИ в политических процессах колоссальна.

Самая большая по численности населения арабская страна, Арабская Республика Египет (97,55 млн человек на 2017 год)[1] – интереснейший образец того, как сильно может меняться риторика государственных СМИ, в зависимости от интересов того или иного режима. А с учетом того, что выборной смены президента в Египте никогда не происходило за всю историю существования республики как таковой, а государственные приоритеты постоянно изменялась чуть ли не с каждым новым лидером, аппарат государственной пропаганды многократно преобразовывался с целью популяризировать среди населения действия президента.

Однако в арабских странах существуют и идеологические стереотипы, которые если и меняются, то очень медленно и слабо. Один из таких стереотипов – солидарность с палестинским народом и неприятие Израиля. Для всего арабского мира (включая Египет) исторически тема арабо-израильского конфликта очень актуальна и эмоционально значима. Для миллионов арабов этот вопрос – важная составляющая национального самосознания, патриотизма и политических взглядов. Ведь само наличие «сионистского», колониального с точки зрения арабов, государства противоречит как арабской национальной идее, так и идеологии панисламизма.

С момента основания Израиля в 1948 году, он занял позицию, принадлежавшую в начале ХХ века туркам-османам, а затем колониальным Британским и Французским империям - позицию главного врага арабского народа. Для сторонников панарабизма, ратовавших за объединение всех (или хотя бы некоторых) арабских стран в единое государство, Израиль являлся инородным телом, «опухолью», образовавшейся в сердце Арабской Родины. Действительно, из-за своего географического положения Израиль буквально разделил арабский мир надвое, вынудив также арабских жителей Палестины покинуть свои дома и стать беженцами.  (Вышеизложенные события среди арабов получили название «ан-накба» (араб. النكبة пер. «Катастрофа»). Трагедия, по мнению арабов, заключалась в том, что европейские колонизаторы (а именно так они видели сионистов) выгнали арабское население с их исконных земель.[2]

 Болезненные поражения в войнах 1948-1949 годов и 1967 году лишь усугубили ненависть и неприятие Израиля, что было умело использовано арабскими лидерами: Израиль стал «врагом номер один», которого было легко обвинить во всех внутренних и внешнеполитических проблемах: «Коварных сионистских агрессоров и колониалистов» поносили в газетах, книгах, театральных представлениях и в кино.[3] Дегуманизированный образ израильтян-врагов так глубоко внедрился в повседневную жизнь арабов, что остался практически неизменным и спустя 60 лет после создания Израиля.

 Египет здесь выделяется тем, что в 1979 году первым из арабских стран заключил с Израилем мирный договор (ему предшествовали предварительные Кемп-Девидские соглашения); более того, на протяжении второй половины ХХ века правительства двух стран имели широкие официальные связи и нормализованные дипломатические отношения. Однако отношение к Израилю в египетском обществе оставалось враждебным и лишь ухудшалось в связи с вооруженными конфликтами, в которых еврейское государство принимало участие, и нагнетанием антиизраильских настроений в египетском обществе. Несмотря на то, что между странами установлены дипломатические отношения, огромное число египтян еврейское государство не признают по сей день. Египетские СМИ, (в первую очередь частные) подогревали антиизраильские настроения на протяжении 1990-х и 2000-х годов.

Волна протестов и восстаний в арабском мире начала 2011 года, названная Марком Линчем «Арабской весной»[4], усугубила враждебность к еврейскому государству. Протестные движения были, прежде всего, направлены против арабских авторитарных режимов и их лидеров, таких как Зин аль-Абедин Бин Али в Тунисе, Муаммар Каддафи в Ливии и Хосни Мубарак в Египте. В основе повестки дня лежали внутренние проблемы арабских стран: безработица населения, коррумпированность власти и произвол полиции. Однако, «Арабская весна» характерна также усилением роли исламистов в политической и общественной жизни арабских стран, и как следствие, усилением антизападных и антиизраильских настроений в общественном дискурсе.[5]

 Так, враждебность к Израилю достигла кульминации в 2011 году, когда в ходе «Арабской весны» был свергнут режим Хосни Мубарака (1981-2011) и спустя год к власти пришло панисламистское движение «Братья-мусульмане» во главе с Мухаммадом Мурси, гораздо более враждебное по отношению к Израилю. Однако в 2013 министр обороны Абд аль-Фаттах ас-Сиси осуществил военный переворот, положивший конец власти исламистов. Таким образом, актуальность работы заключается в изучении влияния вышеописанных событий на образ Израиля в египетской прессе (как государственной, так и неправительственной).

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются египетские средства массовой информации.

Предметом исследования является образ Израиля в египетских СМИ и кинематографе.

 

Хронологические рамки исследования включают в себя период с начала «арабской весны» до 2018 года. Однако в случае необходимости будут рассматриваться более ранние публикации вплоть до 1950-ых годов.

Цель работы: определение образа Израиля в египетских СМИ и степень влияния на него социально-политических факторов.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать влияние Кемп-Девидских соглашений на вектор развития Египетской Арабской Республики: выявить позитивные и негативные последствия мира с Израилем для Египта

- осуществить литературный обзор публикаций на тему образа Израиля в египетских СМИ с 1950-х годов по настоящее время

- осуществить анализ образа Израиля в египетском кинематографе ХХ века

- сформировать базу данных по упоминанию Израиля в египетских СМИ эпохи «Арабской весны»

- выявить смысловые единицы, используемые египетскими СМИ в отношении Израиля

- проанализировать влияние событий египетской Арабской Весны на образ Израиля в египетских СМИ

 

 

Методологией исследования является подход социального конструктивизма. Данная методология предполагает изучение общества как рассмотрения социальных конструктов, самостоятельно производимых человеческими индивидами и на них, впоследствии, и отражаемых. Транслируемые коды восприятия различных явлений и событий, производимые внутри каналов СМИ теми же человеческими индивидами выступают в роли конструктов социальной реальности, задающими дальнейший вектор восприятия реальности внутри человеческих обществ. В данной работе также будет осуществлен контент-анализ и ивент-анализ.[6]

 

Источниковая база, использованная в данной работе – египетские издания – «Аль-Ахра́м», «Аль йаум ас-Саби». Выбор данных изданий обусловлен, прежде всего, тиражом и цитируемостью этих изданий зарубежными СМИ.

«Аль-Ахра́м» (араб. الأهرام‎) — крупнейшая египетская газета, основанная в 1875 году. Большая часть акций компании принадлежит правительству Египта, поэтому оно считается основным рупором египетского руководства. Помимо внутригосударственного арабоязычного издания, «Аль-Ахрам» публикует специальные общеарабские выпуски, а также печатается на английском и французском языках.

«Аль-Йаум ас-Саби» (араб.   اليوم لبسابع) – электронная египетская газета, начала издаваться в октябре 2008 года как еженедельная периодика, с 31 мая 2011 года выходит ежедневно. Имеет более 13 миллионов подписчиков в Facebook,[7] более 7 миллионов — в Twitter,[8] 1,4 миллиона — на Youtube[9], 2,5 миллиона — в Instagram[10] (по данным на начало марта 2019 года).

«Аль-Масри аль-Йаум» (араб. اليوم‎ المصرى) – египетское неправительственное издание, публикующееся с 2004 года на арабском и английском языках и имеющее электронную версию.

 

К теоретической базе относятся научные статьи и публикации европейских, американских, израильских и египетских исследователей. Историческая часть исследования, во многом, основывается на работе египетского историка и журналиста Тарика Османа «Египет на грани: от Насера к Братьям-Мусульманам». Также, большой интерес в сфере образа Израиля в египетских СМИ эры Кемп-Девида представляет публикация шотландского исследователя Эвана Стейна «Кемп-Девидский консенсус: идеи, интеллектуалы и разделение труда в египетской внешней политике в отношении Израиля». Научная статья Марка Ласкиера «Египетское еврейство при Насере» содержит важные данные о государственном антисемитизме в Арабской Республике Египет в 1950-ых годах ХХ века, свидетельствующей о переплетении и смешении в стране идеологий антисионизма и антисемитизма.

 

Новизна исследования заключается в том, что в данной работе анализируется влияние «Арабской весны» на образ Израиля в египетских СМИ в контексте традиционного нарратива арабской и египетской прессы. Также в рамках исследования была построена база данных, наглядно отражающая изменения нарратива и семантики египетской прессы в связи с определенными социально-политическими событиями внутри Египта и за его пределами.

 

 

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

Во введении сформулированы актуальность исследования, его объект, предмет, а также методы, используемые для решения поставленной цели и задач.

Глава I посвящена истории египетско-израильских отношений и сотрудничества и влиянию мирного договора с Израилем на вектор развития Египта.

Глава II рассматривает традиционный образ Израиля в египетских СМИ на протяжении ХХ века и прослеживает изменения в нарративе и семантике, связанные с подписанием мирного договора.

В главе III проводится анализ египетских СМИ с 2011 по 2017 года с целью определения влияния социально-политических событий, таких как «Арабская весна» и военный переворот 2013 года на образ Израиля в египетской прессе.

Заключение отражает результаты проведенного исследования в соответствии с поставленными в работе задачами.

     Список литературы представляет собой теоретическую базу, на основе которой было проведено данное исследование.

     Приложение содержит таблицы, сформированные в результате контент анализа египетских СМИ.

 

Глава 1. Кемп-Девидские соглашения и их влияние на вектор развития Египта.

 

 В 1977 году президент Арабской Республики Египет Анвар Садат нанес исторический визит в Израиль: он стал первым арабским лидером, посетившим еврейское государство и выступившим в израильском парламенте Кнессете. В своей речи египетский президент выразил готовность к мирному соглашению с Израилем и нормализации отношений двух государств. Визит состоялся через 4 года после окончания Войны Судного дня (в арабском мире используется название Война 1973 или «октябрьская война»), которая, хоть и закончилась военным успехом израильской армии,[11] была воспринята египтянами как победная: во-первых, благодаря решительным действиям египетской армии в первые дни войны (форсированию Суэцкого канала и прорыву оборонительной линии Бар Лева[12]), Израиль понес беспрецедентные потери. Во-вторых, в глазах арабов был развенчан психологический миф о непобедимости израильской армии, устоявшийся после разгрома израильтянами египетских, сирийских и иорданских войск в 1967 году.[13] Значение войны 1973 года для национального самосознания современных египтян вполне сравнимо со значением Великой Отечественной Войны для граждан РФ, несмотря на несопоставимые масштабы конфликтов: в Египте даже существует провинция имени 6 октября (дата начала войны) с одноименным административным центром, заложенным по указу Садата в честь «победы» над Израилем, также 6 октября в Египте – Национальный День Вооруженных Сил.[14]

 

 

В 1978 году в  Кэмп-Дэвиде (США) Анвар Садат и израильский премьер министр Менахем Бегин при посредничестве американского президента Джимми Картера подписали предварительные соглашения, которые стали основой для мирного договора между странами. (Последний был подписан в Вашингтоне спустя год). Согласно им, в обмен на нормализацию отношений с южным соседом, Израиль возвращал последнему оккупированный в 1967 году Синайский полуостров, эвакуируя, либо оставляя построенные поселения (например, поселение Офира на юге Синая, впоследствии ставшее городом Шарм-эль-Шейх). Бывшая граница между Египтом и подмандатной Палестиной, стала, таким образом, международно-признанной границей между государствами. Договор, однако, ограничивал присутствие египетских войск на востоке полуострова, начиная от линии Шарм-эль-Шейх – Аль-Ариш.[15] Также, Садату удалось добиться от Израиля определенного признания прав палестинцев: Израиль признал за ними право на самоопределение и сильную вооруженную полицию.[16] (Позднее, этот пункт договора использовался Организацией Освобождения Палестины как обоснование создания милитаризированных формирований). Однако, в договоре не было упомянуто о наиболее болезненных для арабов пунктах: статусе Иерусалима и статусе палестинских беженцев.

 

Египет, согласно условиям соглашений, должен был в полной мере нормализовать отношения с Израилем, признать его как государство и обменяться с ним посольствами. Все вышеперечисленные шаги были беспрецедентными для арабского мира, в котором было принято считать Израиль колониальным преступным образованием, не имеющим права на существование.

 

 

Мирный договор с Израилем кардинально изменил положение Египта на международной арене. Несмотря на поддержку соглашений на Западе (Садат и Бегин даже удостоились Нобелевской премии мира), в арабском мире Кемп-Девидские соглашения вызвали волну протестов, как на государственном уровне, так и на общенародном. В глазах арабских лидеров и народных масс Египет нарушил Хартумскую резолюцию 1967 года, подписанную арабскими лидерами после Шестидневной Войны и известную «принципами трех нет»: нет миру с Израилем, нет признанию Израиля, нет переговорам с ним.[17] Лидер Организации Освобождения Палестины Ясир Арафат категорично высказался по поводу соглашения, назвав его «лживым» и заявив, что «оно долго не продержится». Свой протест, в свою очередь, выразили иорданский и саудовский монархи, а в 1979 году членство Египта в Лиге Арабских Государств было приостановлено.[18]

Американский президент Картер, выступавший посредником между Садатом и Бегиным, считал, что египетско-израильский мирный договор, учитывая размер и влияние Египта в арабском мире, а также упоминание палестинской проблемы в тексте соглашения, вызовет «цепную реакцию» среди других арабских стран и побудит их пересмотреть принципы Хартумской резолюции.[19] Однако, в исторической перспективе, становится понятно, что Картер не только переоценил вес мнения Египта среди арабов, но также недооценил градус их ненависти к Израилю. (На 2019 год только Египет и Иордания имеют дипломатические отношения с Израилем, хотя имеют место неофициальные контакты еврейского государства со странами Персидского Залива).

Неудивительно, что многие в арабском мире восприняли инициативу египетского президента как предательство: ведь Египет, особенно при предшественнике Садата Гамале Абделе Насере, являлся лидером в антиизраильской и антисионистской риторике среди арабских государств. Претендуя на лидерство в арабском мире, Насер, пришедший к власти в 1952 году в результате государственного переворота, использовал неприятие арабами Израиля как средство продвижения панарабистской идеологии. Для насеровского режима Израиль был удобным внешним врагом, против которого можно было консолидировать египтян и арабов, обвиняя его во всех бедах арабского народа. Поэтому, столь резкая смена риторики и последовавшие за ней шаги по урегулированию конфликта с Израилем настроили арабскую улицу против Анвара Садата, таким образом, поместив Египет во временную общеарабскую изоляцию. [20]. С точки зрения арабских националистов, сепаратный мир с Израилем являлся очевидным «раскольничеством» со стороны Египта, который поставил свои государственные интересы (возвращение Синайского полуострова и улучшение отношений с США) выше интересов арабской нации (такими как палестинский вопрос). Значит, согласно их взглядам, Египет, отдалившийся от арабов идеологически и геополитически, уже не мог претендовать на лидерство в арабском мире. Стоит упомянуть, что создавшийся вакуум в позиции лидера надеялся занять иракский президент Саддам Хуссейн, ярый сторонник панарабизма и противник любых переговоров с Израилем.

 

Помимо критики со стороны арабских стран, Садат столкнулся с неприятием мира с Израилем внутри Египта. Так, ряд политических партий выразили протест против соглашений, что вынудило египетского президента издать в 1979 году так называемый Закон 36, запрещавший деятельность политических партий, не признававших мирный договор с Израилем.[21] Даже несмотря на то, что договор преподносился египтянам как следствие победы над сионистским врагом, исходя из общественного мнения в стране, можно отметить, что мир Израиль заключил скорее с Анваром Садатом, а не с египетским народом. [22] Таким образом, египетский президент оказался в общеарабской изоляции и столкнулся с протестами внутри страны.

 

Подписание мирного договора с Израилем стоило Садату жизни. 6 октября 1981 года во время военного парада, посвященного годовщине «победы» в войне 1973 года, лейтенант Халид Истамбули, член организации «Египетский исламский Джихад» открыл огонь по президенту, принимавшему парад с трибуны и смертельно ранил его. Таким образом, исламисты отплатили Садату за предательство и сотрудничество с «сионистким врагом». Истамбули был приговорен к высшей мере наказания преемником Садата Хосни Мубараком, тем самым заработав в радикальных исламских кругах репутацию мученика.[23]

 

Хосни Мубарак взял курс на нормализацию и усиления сотрудничества с Израилем. Его политику  в отношении Израиля можно охарактеризовать как умеренно-доброжелательную. За 30 лет правления Мубарака (1981-2011) египетско-израильские отношения вошли в эру стабильности и достигли положительной кульминации к началу ХХI века. Военные ведомства и разведки двух стран регулярно контактировали, Египет проводил поставки природного газа в Израиль, а в 2009 году израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху нанёс официальный визит в Каир, где в «дружеской атмосфере»[24] встретился с египетским лидером. Подобная «идиллия» продолжалась вплоть до начала египетской «арабской весны» в 2011-2012 годах, когда Мубарак под давлением народных масс был вынужден подать в отставку, а накопленная враждебность египетского населения к Израилю вылилась в массовые антиизраильские демонстрации и обрыву практически всех связей между еврейским государством и «революционным» правительством Братьев-Мусульман во главе с Мухаммадом Мурси. (Даже всерьез рассматривался вариант денонсации мирного договора с Израилем)[25]. Однако, после «контрреволюционного» государственного переворота 2013 года, новые египетские власти возобновили контакты с Израилем и даже значительно их усилили, из чего можно сделать вывод о важности для Египта соблюдения Кемп-Девидских соглашений.

1.3 Несмотря на отсутствие сиюминутных выгод, с исторической перспективы можно с уверенностью заявить, что позитивные последствия мира с Израилем для Египта перевесили негативные. В пользу вышеозначенной позиции будут приведены следующие аргументы:

 

А) После 1979 года значительно улучшились отношения Египта с Соединенными Штатами Америки, проявившиеся, прежде всего, в постепенном увеличении американской финансовой помощи Египту. По данным World Bank Group, с момента подписания Кемп-Девидских соглашений размеры траншей из США в Египет неустанно росли, достигнув цифры шесть миллиардов долларов в 1990 году. (В 1979 году, для сравнения, она составляла лишь 1.6 млрд долларов).[26] Очевидно, что без мирного договора с Израилем, близким союзником США на Ближнем Востоке, такая колоссальная поддержка была бы невозможна. Можно с уверенностью утвердить, что американская финансовая помощь была своего рода спасительным якорем для египетской экономики, переживавшей в последней четверти двадцатого века несколько затяжных кризисов.

Кроме этого, после 1979 года США стали военным союзником Египта, что помогло стране компенсировать разрыв связей с Советским Союзом, связанный с отказом Садата от социалистической доктрины, которой придерживался его предшественник: проводимая Садатом политика «инфитаха» (араб. الانفتاح, пер. «политика открытых дверей») помимо всего прочего заключалась во внешнеполитической переориентировке с Советского Союза на США.) С 1979 по 2003 гг. Египет получил от американцев 19 миллиардов долларов военной помощи, что сделало его вторым получателем американской военной помощи, не являющимся членом НАТО после Израиля.[27] Во многом благодаря Штатам египетская армия, по мнению Business Insider, является сильнейшей на африканском континенте и второй по мощи на Ближнем Востоке после израильской. [28]

 

Б) Мирный договор с Израилем включал в себя нормализацию экономических и торговых отношений между государствами, что в долгосрочной перспективе значительно обогатило египетскую экономику. По данным израильского института экспорта и международного сотрудничества, в 2011 году в Израиле действовало 117 компаний, экспортирующих свою продукцию в Египет, а экспорт товаров из Израиля в Египет в 2011 году достиг 236 млн. долларов США.[29] Израиль, весьма стесненных в природных ресурсах до открытия собственных морских газовых месторождений, стал основным покупателем египетского природного газа, который поставлялся в Израиль по газопроводу, проведенному через Синайский полуостров. (Газопровод нередко подвергался диверсиям со стороны исламистских группировок, действующих на полуострове).

Кроем этого, стоит упомянуть о развитии израильского туризма в Египет, прежде всего на курорты Синайского полуострова Дахаб и Шарм-эль-Шейх. Для граждан Израиля, посещающих Синай, также действует безвизовый режим.

 

В) Мирное соглашение с Израилем избавило Египет от основной военной угрозы, и, как следствие, позволило ему значительно урезать расходы на оборону. Если в 1974 году, по данным Stockholm Independent Peace Research Institute, доля военных расходов в ВВП Египта составляла около 17%, то уже к концу 1980-х она снизилась до 5%[30]. Таким образом, мир с Израилем значительно демилитаризировал египетский бюджет, стимулируя развитие экономики страны. Для сравнения, Сирийская Арабская Республика, до сих по находящаяся в состоянии войны с Израилем в 1985 году была вынуждена тратить на оборону около 18% ВВП.[31]

 

Г) Статус единственной арабской страны, имеющей официальные связи с Израилем, вначале ставший причиной исключения Египта из Лиги арабских государств и его общеарабской изоляции, со временем сыграл ему на пользу. С годами, мечта о скором исчезновении Израиля с политической карты Ближнего Востока, которую лелеяли арабские лидеры в 1950-1960 годах, стремительно таяла. Поэтому, элиты арабских стран начали проявлять заинтересованность в неофициальных контактах с еврейским государством. Разумеется, открытое сотрудничество с «сионистским врагом»» было чревато для них народным гневом и внутренними протестами, следовательно, они нуждались в посреднике, представлявшем арабские интересы и имеющем связи с Израилем. На эту роль отлично подошел Египет, превратившийся в своего рода канал связи между арабским миром и Израилем, что помогло ему восстановить связи с арабскими государствами и вернуться в 1989 году в Лигу арабских государств.[32]

 

Д) Стабилизация отношений с Израилем сделала Египта более «надежным» заемщиком, что позволило республике получать средства от международных организаций для осуществления экономических реформ и проектов. Так, с на 2017 год Всемирный Банк выделил Египту около 8 миллиардов долларов США для усиления экономики, создания рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса. Также, Всемирный Банк осуществляет финансовую поддержку Египту в энергетической и сельскохозяйственной сферах.[33]

 

 

Таким образом, если военную победу Египта в войне 1973 года можно поставить под сомнение, то дипломатическая победа Садата в Кемп-Девиде очевидна. Невзирая на негативную реакцию арабского мира, Египет, не отдавая, по сути, ничего, сумел вернуть захваченные Израилем территории, заручиться поддержкой могущественной сверхдержавы, а также усилить в долгосрочной перспективе свой экономический потенциал и международный престиж.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: