При изготовлении и ремонте автомобильных кузовов применяется большой ассортимент лакокрасочных материалов, которые подразделяются на основные (эмали, краски, грунты и шпатлевки) и вспомогательные (растворители, разбавители, отвердители, добавки, смывки, материалы для подготовки поверхностей к окрашиванию, средства для ухода за покрытиями и др.).
Практически любой ремонт кузова сопровождается последующей его окраской, которая выполняется с использованием эмалей, грунтовок, шпатлевок, растворителей, шлифовальных шкурок и других материалов.
Обозначения основных лакокрасочных материалов отечественного производства, указываемые в соответствии с существующей классификацией, делятся на пять групп.
1. Определяет название материала полным словом: грунтовка, шпатлевка, эмаль и т. п.
2. Условно обозначает буквами состав пленкообразующего вещества лакокрасочного материала: МЛ-меламиноалкидные, ГФ-глифталевые, НЦ-нитроцеллюлозные, ПФ-пентафталевые, МС-алкидностирольные, УР-уретановые, ПЭ-полиэфирные, ФЛ-фенольные, ФА-фенолоалкидные, ЭП-эпоксидные, ВЛ-поливинилацетатные, БТ-битумные, МА-масляные густотертые (готовые к употреблению) и др.
|
|
3. Показывает основное назначение материала и обозначается через тире цифрами: 1 и 5 — атмосферостойкий; 2 и 3 — стойкий внутри помещения; 4 — водостойкий; 6 — маслобензостой-кий; 7 — стойкий к агрессивным средам; 8 — термостойкий; 9 — электроизоляционный и др. Для обозначения грунтовок после буквенного индекса через тире ставят 0, а для обозначения шпатлевок — 00.
4. Показывает порядковый номер, присвоенный данному материалу из одной, двух или трех цифр.
5. Указывает полным словом цвет материала (красный, зеленый, оранжевый, синий и т. п.).
При приобретении эмали для окраски кузова лучше использовать эмаль одной и той же партии, номер которой указан на этикетке, чтобы избежать расхождений в цвете различных участков окрашенной поверхности.
Эмали, применяемые для окраски современных легковых автомобилей, отличаются разнообразием красивых цветов и оттенков, повышенным блеском и способностью длительно сохранять красивый внешний вид при длительной эксплуатации покрытий в различных климатических условиях. При окраске кузовов легковых автомобилей для внешних слоев покрытия на предприятиях-изготовителях применяют эмали различных цветов и оттенков, главным образом, меламиноалкидные, акриловые, водно-дисперсионные и, очень редко, нитроцеллюлозные эмали.
Меламиноалкидные эмали изготовляют на основе смесей меламиноформальдегидной и алкидной смол. Высыхание эмалей идет за счет испарения растворителей и поликонденсации смол. Для полного высыхания эмалей требуется повышенная температура 120°С (горячая сушка), при которой образуется необратимая пленка.
|
|
После горячей сушки покрытие из меламиноалкидных эмалей приобретает глянец, высокую атмосферостойкость, эластичность и твердость, стойкость к изменению температуры в пределах -40...+60°С, высокую стойкость к воздействию воды, топлив и масел. Эмали наносят пневматическим распылением, а также распылением в электростатическом поле.
Меламиноалкидные эмали марок МЛ-12, МЛ-197, МЛ-1110, МЛ-1121 и МЛ-1198 применяют для окраски практически всех отечественных автомобилей.
Нитроцеллюлозные эмали являются суспензиями пигментов в нитролаках с добавлением пластификаторов и смол. Высыхание нитроэмалей происходит вследствие испарения летучих растворителей при комнатной температуре 18...20. При высыхании образуется обратимая пленка, способная вновь растворяться в растворителях. Из-за низкой адгезии по отношению к металлам нитроэмали наносят на хорошие грунты.
Покрытия из нитроэмалей относительно стойки к воздействию минеральных масел, бензина, а также слабых щелочных растворов. Длительное воздействие воды приводит к отслаиванию покрытия. Покрытия стойки к действию температур в пределах —40...+60°С, а при температурах выше 90°С разрушаются и могут самовоспламениться.
При высыхании нитроэмалей образуется полуглянцевая поверхность, которую можно довести до зеркального блеска полированием. Для повышения способности нитропленок к полированию последний слой эмали покрытия сушат при температуре +50...60 °С.
Нитроэмали наносят на окрашиваемую поверхность кузова с помощью распылителей, реже — кистью. Быстрота высыхания нитроэмалей обусловливает их широкое применение для окраски кузовов при отсутствии устройств для горячей сушки покрытий.
При ремонтной окраске кузовов применяют эмали МЛ-152, МЛ-1195 и НЦ-11. Покрытия из эмали МЛ-1198 обладают металлическим эффектом.
Эмаль МЛ-152 рекомендуется использовать для ремонтной окраски небольших участков поверхности кузова. Покрытия из нее стойки к перепаду температур -50...+50 °С, к действию минеральных масел и бензина.
Эмаль наносят краскораспылителем или кистью на поверхность, предварительно покрытую грунтовкой ГФ-021. При первичной окраске эмаль наносят в два слоя, по старой краске — в один слой. Первый слой эмали наносят на предварительно высушенный слой грунтовки, второй слой — на недосушенный первый слой эмали после 5-7 мин при температуре 18...22 °С. Для сушки покрытия может быть использован рефлектор с лампой.
Эмаль МЛ-1195 — ремонтная, ее применяют для составления эмалей различных расцветок при ремонтной окраске легковых автомобилей, используемых в умеренном и холодном климате. Промышленность выпускает одиннадцать основных цветов эмали: белая, синяя, зеленая, красная, вишневая, оранжевая, лимонная, желтая, красно-коричневая, горчичная, черная. Смешивая компоненты составляющих цветов в заданной массовой пропорции, добиваются необходимого цвета эмали.
Перед нанесением эмали поверхность покрывают грунтовкой ГФ-021, а дефекты выправляют шпатлевкой МС-006.
Эмаль НЦ-11 разных цветов предназначается для ремонтной окраски небольших дефектов покрытий автомобилей. Покрытие цветными эмалями устойчиво в условиях окружающей среды умеренного и холодного климата в течение двух лет, черной эмалью — трех лет.
Наносят эмаль предпочтительно пневмораспылителем. Однако для устранения мелких дефектов эмаль можно наносить кистью. На поверхность с грунтовкой ГФ-021 или ГФ-031, или ФЛ-0ЗК наносят 5—6 слоев эмали. Для придания блеска покрытие шлифуют шкуркой с зернистостью М63, М50 или М40 и полируют пастой № 000 и полировочной водой № 1.
|
|
Эмаль МЛ-1198, с помощью которой можно получить высококачественные покрытия с металлическим эффектом, поставляется в комплекте с лаком МЛ-198.
Эмаль выпускают серебристого, золотистого, сине-зеленого цветов и цвета «Страдивари». Покрытия толщиной 75-85 мкм обладают высокими физико-механическими и защитными свойствами.
Ассортимент красок и прозрачных лаков немецкой фирмы «Spies Hecker» предназначен для восстановления лицевых поверхностей кузова любого класса легковых автомобилей.
Краска серии 257 (Реrmасrоn) — покровная двухкомпонентная краска, относящаяся к 2К-акриловой системе, обеспечивает высокую стойкость лакокрасочного покрытия к любым атмосферным воздействиям, а также масло - и бензостойкость. Материал быстро сохнет, удобен в нанесении, а возможность комбинирования его с различными отвердителями и растворителями позволяет применять эту краску в любых производственных условиях.
Краска пригодна для нанесения на отвердевшее, хорошо сохранившееся и отшлифованное старое лакокрасочное покрытие, а также на загрунтованные или обработанные наполнителем поверхности.
Краска серии 270 (Permasolid HS) — покровная краска, относящаяся к 2К-акриловой системе с высоким содержанием твердого вещества. Обладает превосходными наполняющими способностями, блеском и стойкостью к любым атмосферным воздействиям. Низкое содержание вредных веществ делает применение этой краски оптимальным с экологической точки зрения.
Краска пригодна для нанесения на отвердевшее, стойкое к растворителям, хорошо сохранившееся и отшлифованное старое лакокрасочное покрытие, а также на загрунтованные или обработанные наполнителем поверхности.
Люминисцентная краска 8568 (Реrmасrоn) содержит флуоресцентные красители, которые преобразуют часть ультрафиолетового излучения в видимом спектре, что придает лакокрасочному покрытию особенно сильный светящийся эффект. Эта краска применяется для нанесения на специальные автомобили, такие как скорая помощь, милицейские, пожарные, дорожной службы и т. п.
|
|
Краска пригодна для нанесения на отвердевшее, хорошо сохранившееся и отшлифованное старое лакокрасочное покрытие, а также на загрунтованные или обработанные наполнителем поверхности.
Краска серии 293 (Реrmасrоn) используется для двухслойной системы окрашивания всех легковых автомобилей. Она не содержит примесей свинца, обладает хорошей укрывистостью, удобна в применении. После нанесения на нее прозрачного лака создается блестящее, стойкое к атмосферным воздействиям, прочное лакокрасочное покрытие.
Краска пригодна для нанесения на отвердевшее, стойкое к растворителям, хорошо сохранившееся и отшлифованное старое лакокрасочное покрытие, а также на загрунтованные или обработанные наполнителем поверхности.
Перламутровая краска серии 295 (Реrmасrоn) используется для двух- или трехслойной системы окрашивания всех легковых автомобилей. Она не содержит примесей свинца, легка и удобна в применении. После нанесения на нее прозрачного лака создается блестящее, стойкое к атмосферным воздействиям, прочное лакокрасочное покрытие.
Краска пригодна для нанесения на отвердевшее, стойкое к растворителям, хорошо сохранившееся и отшлифованное старое лакокрасочное покрытие, а также на загрунтованные или обработанные наполнителем поверхности.
Водорастворимая краска серии 280/285 (Permahyd) применяется для двухслойного окрашивания легковых автомобилей. Краска содержит менее 10% органических растворителей и является экологически чистым продуктом. Система для смешивания на основе Permahyd красок позволяет получить практически любой оттенок цвета, в том числе с металлическим и перламутровым эффектами. После нанесения на нее Реrmасrоn прозрачного лака создается блестящее, стойкое к атмосферным воздействиям лакокрасочное покрытие.
Краска пригодна для нанесения на следующие поверхности: обработанные наполнителем 5110 Реrmасrоn HS или другими наполнителями из 2К-акриловой системы Permacron или 1К грунт-наполнителем 4100 Permahyd; на старое лакокрасочное покрытие в хорошем состоянии; из искусственных материалов, обработанных Permacron 1:1 эластик отвердителем 3300.
Прозрачные лак 8100 (Permacron MS) и лак Т 30 (Permacron MS) относятся к 2К-акриловой системе. Они хорошо заполняют поры и мелкие неровности, отлично растекаются и обладают прекрасным блеском. Лаки пригодны как для мелкого восстановления лакокрасочного покрытия, так и для полной окраски автомобиля в любых производственных условиях.
Лаки пригодны для нанесения на поверхности, окрашенные следующими красками первого покрытия: краски серий 293/295 Permacron; краски серий 280/285 Permahyd; краски эффектной серии Permacron.
Прозрачный лак 8005 (Permacron 3:1 Rapid) относится к 2К-акриловой системе. Он является оптимальным для быстрого восстановления лакокрасочного покрытия и обладает устойчивостью к образованию пузырьков в окрасочном слое. Лак предназначен прежде всего для восстановительной окраски небольших поверхностей кузова, так как отличается простотой обработки.
Лак пригоден для нанесения на поверхности, окрашенные следующими красками первого покрытия: краски серий 293/295 Permacron, краски серий 280/285 Permahyd, краски эффектной серии Permacron.
Прозрачный лак 8030 (Permacron HS) относится к 2К-акриловой системе и обеспечивающий качество High Solid. Он хорошо заполняет поры и мелкие неровности, обладает прекрасным блеском, отличной масло-, бензостойкостью, стойкостью к атмосферным воздействиям. Благодаря высокому содержанию твердых частиц и отсутствию необходимости добавления растворителей лак является удобным в применении, экономичным в использовании, а также экологически безопасным в работе.
Лак пригоден для нанесения на поверхности, окрашенные следующими красками первого покрытия: краски серий 293/295 Permacron; краски серий 280/285 Permahyd; краски эффектной серии Permacron.
Прозрачный лак 8000 (Permacron MS Varlo) относится к 2К-акриловой системе. Благодаря быстрому высыханию лак является хорошим материалом для быстрого восстановления лакокрасочного покрытия. Он может наноситься в 1,5 слоя без промежуточной выдержки или в два слоя напыления с различной вязкостью. Лак хорошо заполняет поры и мелкие неровности, отлично растекается и обладает прекрасным блеском. Низкое содержание растворителей делает выбор этого лака предпочтительным и с экологической точки зрения.
Лак пригоден для нанесения на поверхности, окрашенные следующими красками первого покрытия: краски серий 293/295 Реrmасrоn; краски серий 280/285 Permahyd; краски эффектной серии Реrmасrоn.
Прозрачный лак 8070 (Реrтасrоп Elastic) с пониженным блеском, относящийся к 2К-акриловой системе, отличается высокой пластичностью и удобством в работе. Он предназначен специально для двухслойной окраски деталей автомобилей из искусственных материалов.
Лак пригоден для нанесения на поверхности, окрашенные следующими красками первого покрытия; серий 293/295 Реrmасrоn и серий 280/285 Permahyd, а также эффектной серии Реrmасrоn.
Структурный лак 8304 (Реrтасrоп) — эластичный двухкомпонентный покровный лак, относящийся к 2К-акриловой системе, с особым структурным эффектом для бамперов. Лак поставляется различных цветов, а требуемые оттенки цвета могут быть получены с использованием системы смешивания Permacolor.
Лак пригоден для нанесения на загрунтованные бамперы изготовленные из поликарбоната.
Грунтовки наносят первыми на подготовленную к окрашиванию поверхность. Они являются связующим покрытием между металлом и последующими слоями эмали. Поэтому грунтовки обладают хорошей сцепляемостью.
Грунтовки наносят распылением или кистью. Толщина грунтовочного слоя обычно составляет 15—20 мкм.
При ремонтной окраске кузова используют грунтовку ГФ-021. По технологичности нанесения и сушки, а также по защитным свойствам она может быть использована для грунтования металлической поверхности кузова для последующего покрытия различными эмалями. Покрытие грунтовкой ГФ-021 имеет хорошую адгезию (сцепление) к металлу, хорошо шлифуется шкуркой и стойко к перепаду температур от — 40 до + 60°С. Нитроэмали не вызывают сморщивания и растрескивания хорошо просушенной пленки грунтовки. Сушат грунтовку под нитроэмали при температуре 100...110°С, так как в этом случае она устойчива к растворителям № 000, 647.
Грунты и грунт-наполнители фирмы «Spies Hecker» предназначены для восстановления поверхностей кузова любого класса легковых автомобилей.
Грунт реактивный 3255 (Priomat) — красно-коричневый, однокомпонентный, не содержащий хроматов цинка на поливинил-бутиленовой основе, пригодный для ремонта легковых автомобилей. Благодаря содержанию в нем в определенной пропорции специальных пигментных и связующих веществ, обеспечивает первоклассную защиту от коррозии и отличную адгезию. Этот грунт используют на участках с оставшейся ржавчиной, на выступах и изгибах, а также на зашлифованных до голого металла участках, для предварительного грунтования перед Permacron двухкомпонентными акриловыми наполнителями.
Грунт пригоден для нанесения на поверхности деталей кузова: изготовленные из стали, алюминия, оцинкованной стали; с оставшимся отшлифованным заводским грунтом или лаковым покрытием (за исключением термопластичных лаковых покрытий); шпатлеванные с применением 2К Raderal полиэфирных материалов и хорошо шлифованные.
Грунт-наполниPriomat) — серый, однокомпонентный, не содержащий хроматов цинка, относящийся к поливинил-бутиленовой системе. Материал обладает хорошей адгезией, обеспечивает надежную защиту от коррозии, является хорошим порозаполнителем, удобен и безопасен при использовании. Грунт пригоден для быстрого ремонта лакокрасочного покрытия методом «мокрый по мокрому» или с промежуточным шлифованием. Его светлый нейтральный цвет позволяет наносить на него любые малоукрывистые краски.
Грунт пригоден для нанесения на поверхности деталей кузова: изготовленные из стали, алюминия, оцинкованной стали; с оставшимся отшлифованным заводским грунтом или лаковым покрытием (за исключением термопластичных лаковых покрытий); шпатлеванные с применением 2К Raderal полиэфирных материалов и хорошо шлифованные.
Грунт Эластик 3304 (Priomat) — универсальный однокомпонентный материал, обеспечивающий адгезию деталям из искусственных материалов на наружной поверхности автомобильных кузовов. Материал отличается хорошей адгезией, высокой пластичностью и легкостью обработки.
Грунт пригоден для нанесения на поверхности наружных деталей кузова автомобиля, изготовленных из искусственных материалов.
Грунт реактивный 8583 (Реrтасrоп 4:1) — красно-коричневый, относящийся к 2К-акриловой системе, применяется наряду с 2К-полиэфирными материалами для улучшения защиты от коррозии чистого металла.
Грунт пригоден для нанесения на отшлифованные поверхности деталей кузова из чистой стали, с оставшимся отшлифованным старым лакокрасочным покрытием (за исключением термопластичных лаковых покрытий), а также на загрунтованные Priomat 1:1 грунтом 3688 алюминий или оцинкованную сталь.
Применение грунта 8583 Реrmасrоn 4:1 в качестве средства противокоррозионной зашиты под двухкомпонентные акриловые наполнители Permacron/Permasolid недопустимо. Наилучшая противокоррозионная защита достигается при использовании Priomat кислотоотверждаемых грунтов.
Эластик наполниРеrтасrоп 1:1) — универсальный двухкомпонентный наполнитель для всех деталей из обычных искусственных материалов на наружной поверхности автомобилей. Наполнитель наносится на восстанавливаемую поверхность в виде двух слоев: первый, грунтующий слой, наносится непосредственно на пластмассовую деталь и второй — красящий слой, кроме того, содержит эластичную добавку. Материал отличается хорошей адгезией, высокой пластичностью и простотой в применении.
Эластик наполнитель выпускается белого и черного цвета. Эти оттенки могут быть смешаны между собой в различной пропорции, чтобы получить для применения нейтрально-серый цвет для малоукрывистых покровных красок.
Наполнитель пригоден для нанесения на поверхности наружных деталей кузова автомобиля, изготовленных из искусственных материалов.
Грунт 3688 (Priomat 1:1) — кислотоотверждаемый двухкомпонентный противокоррозионный материал на поливинил-бутиленовой основе. Материал служит для пассивирующей предварительной обработки металлических поверхностей, особенно алюминиевых. В комбинации с высококачественными Реrmасrоn 2К-акриловыми наполнителями и покровными красками Spies Hecker достигается оптимальная ремонтная окраска автомобилей.
Грунт пригоден для нанесения на поверхности деталей кузова: из стали, алюминия, оцинкованной стали; с оставшимся отшлифованным заводским грунтом, лаковым покрытием (за исключением термопластичных лаковых покрытий); шпатлеванные с применением 2К Raderal полиэфирных материалов и хорошо шлифованные.
Противокоррозионный грунт 4130 (Priomat 1:1) — двухкомпонентный кислотоотверждаемый, содержащий хроматы цинка на поливинил-бутиленовои основе. Применяется для ремонта уже подвергшихся коррозии поверхностей. Из-за высокого содержания хроматов цинка грунт целесообразно наносить на восстанавливаемые поверхности кистью.
Грунт пригоден для нанесения на поверхности деталей кузова: из стали, алюминия, оцинкованной стали; с оставшимся отшлифованным заводским грунтом или лаковым покрытием (за исключением термопластичных лаковых покрытий); шпатлеванные с применением 2К Raderal полиэфирных материалов и хорошо шлифованные.
Грунт-наполниPriomat ЭП) — серого цвета, двухкомпонентный, из 2К-эпоксидной системы, не содержащий хроматов цинка.
Грунт пригоден для нанесения на отшлифованные поверхности деталей кузова из чистой стали, алюминия, оцинкованной стали, с оставшимся отшлифованным заводским или старым лаковым покрытием (за исключением термопластичных лаковых покрытий), а также с заводским грунтом, шпатлеванные с применением Raderal 2К полиэфирных материалов и хорошо шлифованные, тщательно обезжиренные и отшлифованные стеклопластики.
Этот грунт-наполнитель нельзя наносить на поливинил-бутиленовые (кислотоотверждаемые) реактивные грунты или 1К-грунты (например, искусственная смола).
Грунтовки-преобразователи ржавчины используют для подготовки поверхности кузова под окраску без удаления продуктов коррозии. Выпускаются грунтовки-преобразователи ржавчины марок Э-ВА-01, Э-ВА-0112 и др. Их наносят на поверхность кузова при температуре не ниже 15 °С распылением или кистью в один-два слоя.
Преобразователь ржавчины Э-ВА-0112 применяют при комнатной температуре при толщине слоя коррозии до 100 мкм. Вязкость по вискозиметру ВЗ-4 для нанесения распылением составляет 30—50 с. Полное высыхание происходит в течение 24 ч.
Грунтовку-преобразователь Э-ВЛ-01 используют при толщине ржавчины до 100 мкм. Рабочая вязкость при комнатной температуре должна быть 30—50 с. Состав высыхает при комнатной температуре 10...22 °С за 2 ч; при 70...80 °С - в течение 0,5—1,0 ч. В качестве растворителя применяют ортофосфорную кислоту.
Грунтовку-преобразователь П-1Tв отличие от рассмотренных используют при толщине ржавчины до 60 мкм. Полное высыхание при температуре 18...21 °С происходит за 48 ч.
При использовании преобразователей ржавчины следует знать, что защитные свойства покрытий, нанесенных по поверхности, обработанной преобразователем ржавчины, как правило, хуже, чем покрытий, нанесенных на защищенный от ржавчины чистый металл.
Шпатлевки используют для устранения вмятин на окрашиваемой поверхности кузова. Они представляют собой пастообразный состав из различных лаков (олифы), пигментов и наполнителя (мела).
Шпатлевки НЦ-007, НЦ-008, НЦ-009 предназначены для выравнивания загрунтованных металлических поверхностей, а также для исправления кузовов по выявительному слою эмали.
Шпатлевку ПФ-002 используют для общего и местного шпатлевания поверхностей кузова при отсутствии горячей сушки последующих слоев покрытия.
Шпатлевка МС-006 служит для исправления мелких дефектов на загрунтованной поверхности, а также на поверхностях, покрытых эмалью.
Шпатлевки ЭП-0010, ЭП-0020 являются грунт-шпатлевками и предназначены для выравнивания как загрунтованных, так и незагрунтованных поверхностей с глубиной дефектов до 15 мм. Для нанесения распылителем шпатлевку ЭП-0010 разводят разбавителем. Перед употреблением на 100 массовых частей шпатлевки добавляют 8,5 частей отвердителя № 1 (50%-ный раствор гексаметилендиамина в этиловом спирте).
Для увеличения консистенции в эпоксидную шпатлевку добавляют асбестовый или железный порошок, тщательно перемешивают и только после этого вводят отвердитель. Технологическая способность подготовленной эпоксидной шпатлевочной пасты 1—2 ч, а разведенной разбавителем — до 24 ч.
Полиэфирная двухкомпонентная быстротвердеющая универсальная автомобильная шпатлевка предназначена для выравнивая металлических окрашенных и неокрашенных поверхностей кузова, заделки стыков, швов, трещин, раковин при ремонтных работах с возможным последующим воздействием температуры до 100 °С в течение не более 2 ч и при горячей сушке окрашенного кузова. Шпатлевку можно использовать также для исправления дефектов неметаллических поверхностей — дерева, керамики, отдельных видов пластмасс, а также для склеивания их как между собой, так и в сочетании друг с другом.
Шпатлевочную пасту готовят порциями перед непосредственным употреблением, что обусловлено быстрым временем желатинизации (10—15 мин) и отвердения (30—40 мин). Массовое соотношение полуфабриката шпатлевки при приготовлении шпатлевочной пасты должно быть 100:3,2. Отвердевшую шпатлевку через 30—40 мин с момента нанесения можно механически обрабатывать как сухим, так и мокрым способом с применением шлифовальных шкурок сначала крупной зернистостью, а затем мелкой.
Волокнистая шпатлевка 2507 (Raderal) представляет собой двухкомпонентный материал, относящийся к 2К-по-лиэфирной системе. Она обладает хорошей пластичностью и высокой прочностью. Благодаря содержанию в шпатлевке стекловолокна, она пригодна для ремонта проржавевших частей кузова с ослабленной несущей способностью.
Состав самой шпатлевки и ее отвердителя являются вредными для здоровья человека.
Шпатлевка пригодна для нанесения на поверхности деталей кузова, изготовленные из стали, алюминия, оцинкованной стали, стеклопластика. Ее нельзя наносить на поливинил-бутиленовые (кислотоотверждаемые) реактивные грунты или 1 К-грунты (например, искусственная смола), на термопластичные или вязко-эластичные лаковые покрытия. В особых случаях можно наносить шпатлевку на указанные покрытия, но в этих ситуациях обрабатываемая поверхность должна быть обязательно зачищена до металла.
Полиэфирная шпатлевка 2030 (Raderal Vario) универсального применения, относится к 2К-полиэфирной системе, которая пригодна также и для оцинкованных поверхностей. Шпатлевка пластична, легко шлифуется и обладает высокой прочностью и особенно хорошо подходит для коротковолновой и средневолновой инфракрасной сушки. Может применяться как в качестве наполняющей так и тонкой шпатлевки. Шпатлевочное покрытие устойчиво к температуре до +80 °С.
Состав самой шпатлевки является вредным для здоровья человека, а отвердитель оказывает раздражающее действие на человека.
Шпатлевка пригодна для нанесения на поверхности деталей кузова, изготовленные из стали, алюминия, оцинкованной стали, стеклопластика, имеющие старое лакокрасочное покрытие, отвердевший 2К-наполнитель или 2 К-грунт.
Ее нельзя наносить на те же поверхности, что и шпатлевку 2507 (Raderal).
Полиэфирная шпатлевка 2511 (Raderal Zincoflex IR) имеет такие же свойства, что и 2507 (Raderal), и ее запрещается наносить на те же поверхности.
Шпатлевка 0911 (Raderal) является тиксотропной, полиэфирной, относящейся к 2К-полиэфирной системе. Она пригодна для нанесения на уже подготовленную поверхность для исправления небольших повреждений и заполнения пор. Шпатлевка пластична при нанесении, покрытие хорошо шлифуется и устойчиво к температуре до +80 °С.
Шпатлевка пригодна для нанесения на поверхности деталей кузова, изготовленные из стали, алюминия, стеклопластика, имеющие старое лаковое покрытие и отвердевший 2К-наполнитель. Возможно шпатлевание пластмассовых деталей, загрунтованных с применением Регтасгоп 1:1 эластичного наполниили Priomat эластичного грунта 3304, а также поверхностей, предварительно обработанных с применением полиэфирных шпатлевок 2 К-Raderal.
Запрещается наносить шпатлевку 0911 на те же поверхности, что и шпатлевку 2507 (Raderal). To же относится и к особым случаям нанесения шпатлевки.
Шпатлевка жидкая 3508 (Raderal) — серо-бежевая, является двухкомпонентным материалом на основе ненасыщенных полиэфирных смол, относящихся к 2К-полиэфирной системе. Она обладает сильными наполняющими свойствами, наносится распылением, особенно пригодна для заполнения пор и неровностей грубо обработанных поверхностей деталей кузова. Покрытие быстро высыхает и легко шлифуется.
Шпатлевка пригодна для нанесения: на зачищенную до голого металла сталь и алюминий; на оцинкованную сталь, загрунтованную с применением Реrmасrоn 4:1 грунта реактивного 8583; на отвердевшее, плохо поддающееся растворению старое лакокрасочное покрытие; на поверхности, шпатлеванные Raderal 2К-полиэфирными шпатлевками; на стеклопластики, тщательно обезжиренные и отшлифованные.
Шпатлевку нельзя наносить на поливинил-бутиленовые реактивные грунты или 1К-грунты, а также на термопластичные лакокрасочные покрытия.
Штрейхпластик 2521 (Raderal) является материалом на основе полиэфирных смол, относящихся к 2К-полиэфирной системе и может наноситься кистью. Материал пригоден для заполнения небольших неровностей, царапин и пор, в частности, на выступах, ребрах, в пазах и изгибах на кузовах. Отличается быстрым высыханием, хорошей шлифуемостью и длительной жизнеспособностью. Устойчив к температуре до +80 °С.
Материал пригоден для нанесения: на сталь и алюминий; на отвердевшее, плохо поддающееся растворению старое лакокрасочное покрытие; на грубо зашпатлеванные поверхности; на поверхности, загрунтованные с помощью Permacron 4:1 грунта реактивного 8583 (красно-коричневого).
Материал нельзя наносить на поливинил-бутиленовые (кислотоотверждаемые) реактивные грунты или 1 К-грунты (например, искусственная смола), на термопластичные или вязко-эластичные лаковые покрытия, на оцинкованные поверхности.
Шпатлевка 7715 (Permacron) — однокомпонентная, на основе специальной комбинации акриловых смол, не требующая дополнительных компонентов для высыхания. Шпатлевка имеет нейтральный светло-бежевый цвет и пригодна для последующей обработки подготовленной поверхности, а также для шпатлевания небольших повреждений, в том числе на зачищенном голом металле. Она пластична при нанесении, не имеет пор и очень хорошо шлифуется по истечении короткого времени высыхания.
Шпатлевка пригодна для нанесения: на зашлифованную до голого металла сталь; на хорошо отшлифованное старое лакокрасочное покрытие, Raderal шпатлевку, высохшие грунты или наполнители. Ее нельзя наносить непосредственно на голый алюминий или голую оцинкованную сталь, а также на термопластичные лакокрасочные покрытия.
ПорозаполниPriomat) представляет собой специальную однокомпонентную наполняющую шпатлевку для устранения небольших пор на поверхностях автомобиля, изготовленных из полиуретановых материалов. Она надежно закрывает поры и обеспечивает требуемое качество лакокрасочного покрытия.
Шпатлевка пригодна для нанесения на детали из пенопластика на основе полиуретана, имеющие поры на наружной поверхности.
Шлифовальные шкурки
применяют при сглаживании неровностей на поверхности кузова. При подготовке поверхности кузова к окраске используют шкурки с различной величиной зернистости шлифовального материала. Чтобы узнать, для чего предназначена шлифовальная шкурка, какую зернистость имеет шлифовальный материал и можно ли пользоваться ею для мокрого или сухого шлифования, необходимо знать обозначение шлифовальных шкурок, которое указывается на нерабочей стороне.
Условное обозначение шкурок расшифровывается следующим образом. Например, шкурка Л 230 х 280 Л1 51С 8-ПСА.
Буква Л означает, что шлифовальная шкурка изготовлена в виде шлифовальных листов. Цифры 230x280 показывают ширину и длину листа шлифовальной шкурки в миллиметрах. Если шкурку выпускают в рулонах, то букву не указывают, а размеры рулона обозначают: 1000x50, где первая цифра (1000) соответствует ширине рулона, мм, а вторая (50) —длине, м.
Другая группа букв и цифр указывает материал основы, на котором изготовлена шлифовальная шкурка: Л1, Л2 и М — влагопрочная бумага; П1, П2 и до П11 — невлагопрочная бумага; С1, С1Г, С2Г, У1, У1Г, У2 — тканисаржа; П — ткань-полудвунитка. Следовательно, в приведенном примере Л1 означает, что шлифовальная шкурка изготовлена на влагопрочной бумаге.
Третья группа цифр и букв означает вид и марку шлифовального материала. Шлифовальные шкурки выпускают с применением следующих марок шлифовальных материалов: 94А, 93А, 92А, 91А, 45А, 44А, 43А, 38А, 25А, 24А, 23А, 15А, 14А, Ф14А, 13А, Ф13А - марки электрокорунда; 64С, 63С, 55С, 54С, 53С, 51С — марки карбида кремния; 81Кр — кремень; 71Ст — стекло. В рассматриваемом обозначении шкурки 51С означает, что в качестве шлифовального материала применен карбид кремния.
Следующая группа цифр и букв указывает зернистость, т. е. условное обозначение размера абразивных зерен шлифовального материала. Цифра зернистости, умноженная на 10, указывает размер основной фракции зерен в микрометрах. В приведенном примере цифра 8 означает, что все зерна шлифовального материала проходят через сито с квадратной ячейкой со стороной 80 мкм. Буква, стоящая рядом с цифрой, означает процентное содержание основной (близкой к 80 мкм) фракции зерен в шлифовальном материале. Буква П означает, что содержание основной фракции шлифовального материала составляет не менее 55%, буква Н — не менее 45%, а буква Д — не менее 41%.
При обозначении микрошлифовальных порошков зернистость соответствует размеру абразивных зерен и записывается: М63, М50, М40, М28, М20, М14, М10, М7, М5 и МЗ. Цифра после буквы М указывает размер зерен в микрометрах, а буква В означает, что доля основной фракции составляет не менее 55%.
Пятая буква (или группа букв и цифр) характеризует марку связующего материала, с помощью которого зерна шлифовального материала закреплены на основе: М — мездровый клей; С — синтетическая смола; К — комбинированная связка; СФЖ — фенолоформальдегидная смола; ЯН-153 — янтарный лак. Иногда марку связующего материала в условных обозначениях шкурки не указывают.
Шестая буква указывает на класс шлифовальной шкурки (наличие дефектов на ее рабочей поверхности). Буква А указывает, что количество морщин, повреждений кромок и др. не более 0,5%; Б — не более 2%; В — не более 3%.
По номеру государственного стандарта можно легко определить водостойкость шлифовальных шкурок на тканевой основе: все водостойкие тканевые шкурки выпускают в соответствии с ГОСТ 13344—79, а неводостойкие — ГОСТ 5009—82. Цифры после номера стандарта указывают заводской номер партии шлифовальной шкурки.
В обозначениях шлифовальных шкурок на тканевой основе перед цифрами, означающими размер, иногда стоят цифры 1 или 2. Цифра 1 означает, что шкурка предназначена для шлифования материалов низкой твердости, таких, как шпатлевки, грунтовки, наполнители, эмали. Цифра 2 означает, что шлифовальную шкурку используют для обработки твердых сплавов металлов.
Пример обозначения шлифовальной шкурки 1 820x20 У2Г 63С М63 С А ГОСТ 13344—79. Данная запись означает, что это водостойкая шкурка на тканевой основе (номер стандарта) из микрошлифовального порошка, предназначена для шлифования шпатлевок, грунтовок, наполнителей, эмалей (1), в рулоне шириной 820 мм, длиной 20 м, на ткани-сарже (У2Г), из карбида кремния (63С), из шлифовального материала с размерами зерен не более 63 мкм (М63), закрепленного синтетической смолой (С), с количеством дефектов на рабочей поверхности не более 0,5 % (А).
Существующая классификация абразивных материалов согласно Европейских норм для сухого и мокрого шлифования предусматривает следующее обозначение и градацию: Р120, Р150, Р180, Р220, Р240, Р280, Р320, Р360, Р400, Р500, Р600, Р800, Р1000 Р1200 и тоньше. Шлифовальные материалы с абразивом от Р120 до Р320 используют, как правило, для сухого шлифования, например, шпатлеванных поверхностей, шкурки с абразивами Р320, Р360 и Р400 могут использоваться как для сухого, так и мокрого шлифования, например, окрашенных краской поверхностей, а шкурки с абразивом Р400 и тоньше, используют только для мокрого шлифования, например, поверхностей покрытых двухслойными лаковыми покрытиями.
Нормативы США на шлифовальные материалы предусматривают следующую градацию: 120, 150, 180, 220, 240, 280, 320, 360, 400, 500 и 600. Шлифовальные материалы с абразивом от 120 до 240 используют только для сухого шлифования, с абразивом от 240 до 320 — как для сухого, так и для мокрого шлифования, а с абразивом от 320 и тоньше, — только для мокрого шлифования поверхностей, с повышенными требованиями декоративной отделки.
Обработка поверхностей лакокрасочного материала более грубым абразивом, например, Р120, производится эксцентриковым инструментом, более тонким абразивом — виброшлифовальным инструментом, а самым тонким зерном, например, Р800—Р1200, — с помощью насадочно-шлифовальной машины или вручную.