Лакокрасочные материалы

При изготовлении и ремонте автомо­бильных кузовов применяется боль­шой ассортимент лакокрасочных мате­риалов, которые подразделяются на основные (эмали, краски, грунты и шпатлевки) и вспомогательные (рас­творители, разбавители, отвердители, добавки, смывки, материалы для под­готовки поверхностей к окрашиванию, средства для ухода за покрытиями и др.).

Практически любой ремонт кузова сопровождается последующей его окрас­кой, которая выполняется с использова­нием эмалей, грунтовок, шпатлевок, рас­творителей, шлифовальных шкурок и других материалов.

Обозначения основных лакокрасоч­ных материалов отечественного произ­водства, указываемые в соответствии с существующей классификацией, делят­ся на пять групп.

 

1. Определяет название материала полным словом: грунтовка, шпатлевка, эмаль и т. п.

2. Условно обозначает буквами состав пленкообразующего вещества лакокра­сочного материала: МЛ-меламиноалкидные, ГФ-глифталевые, НЦ-нитроцеллюлозные, ПФ-пентафталевые, МС-алкидностирольные, УР-уретановые, ПЭ-полиэфирные, ФЛ-фенольные, ФА-фенолоалкидные, ЭП-эпоксидные, ВЛ-поливинилацетатные, БТ-битумные, МА-масляные густотертые (готовые к упо­треблению) и др.

3. Показывает основное назначение материала и обозначается через тире цифрами: 1 и 5 — атмосферостойкий; 2 и 3 — стойкий внутри помещения; 4 — водостойкий; 6 — маслобензостой-кий; 7 — стойкий к агрессивным сре­дам; 8 — термостойкий; 9 — электро­изоляционный и др. Для обозначения грунтовок после буквенного индекса через тире ставят 0, а для обозначения шпатлевок — 00.

4. Показывает порядковый номер, присвоенный данному материалу из од­ной, двух или трех цифр.

5. Указывает полным словом цвет материала (красный, зеленый, оранжевый, синий и т. п.).

При приобретении эмали для окраски кузова лучше использовать эмаль одной и той же партии, номер которой указан на этикетке, чтобы избежать расхожде­ний в цвете различных участков окра­шенной поверхности.

Эмали, применяемые для окраски со­временных легковых автомобилей, отли­чаются разнообразием красивых цветов и оттенков, повышенным блеском и спо­собностью длительно сохранять красивый внешний вид при длительной эксплуата­ции покрытий в различных климатичес­ких условиях. При окраске кузовов легко­вых автомобилей для внешних слоев по­крытия на предприятиях-изготовителях применяют эмали различных цветов и от­тенков, главным образом, меламиноалкидные, акриловые, водно-дисперсион­ные и, очень редко, нитроцеллюлозные эмали.

Меламиноалкидные эмали изготовляют на основе смесей меламиноформальдегидной и алкидной смол. Высыхание эмалей идет за счет испарения растворителей и поликонденсации смол. Для пол­ного высыхания эмалей требуется повы­шенная температура 120°С (горячая сушка), при которой образуется необра­тимая пленка.

После горячей сушки покрытие из меламиноалкидных эмалей приобретает глянец, высокую атмосферостойкость, эластичность и твердость, стойкость к изменению температуры в пределах -40...+60°С, высокую стойкость к воз­действию воды, топлив и масел. Эмали наносят пневматическим распылением, а также распылением в электростатичес­ком поле.

Меламиноалкидные эмали марок МЛ-12, МЛ-197, МЛ-1110, МЛ-1121 и МЛ-1198 применяют для окраски прак­тически всех отечественных автомоби­лей.

Нитроцеллюлозные эмали являются суспензиями пигментов в нитролаках с добавлением пластификаторов и смол. Высыхание нитроэмалей происходит вследствие испарения летучих раство­рителей при комнатной температуре 18...20. При высыхании образуется об­ратимая пленка, способная вновь рас­творяться в растворителях. Из-за низ­кой адгезии по отношению к металлам нитроэмали наносят на хорошие грун­ты.

Покрытия из нитроэмалей относи­тельно стойки к воздействию минераль­ных масел, бензина, а также слабых ще­лочных растворов. Длительное воздейст­вие воды приводит к отслаиванию по­крытия. Покрытия стойки к действию температур в пределах —40...+60°С, а при температурах выше 90°С разрушаются и могут самовоспламениться.

При высыхании нитроэмалей образу­ется полуглянцевая поверхность, кото­рую можно довести до зеркального блес­ка полированием. Для повышения спо­собности нитропленок к полированию последний слой эмали покрытия сушат при температуре +50...60 °С.

Нитроэмали наносят на окрашивае­мую поверхность кузова с помощью рас­пылителей, реже — кистью. Быстрота высыхания нитроэмалей обусловливает их широкое применение для окраски кузовов при отсутствии устройств для горя­чей сушки покрытий.

При ремонтной окраске кузовов при­меняют эмали МЛ-152, МЛ-1195 и НЦ-11. Покрытия из эмали МЛ-1198 обладают металлическим эффектом.

Эмаль МЛ-152 рекомендуется исполь­зовать для ремонтной окраски неболь­ших участков поверхности кузова. По­крытия из нее стойки к перепаду темпе­ратур -50...+50 °С, к действию мине­ральных масел и бензина.

Эмаль наносят краскораспылителем или кистью на поверхность, предвари­тельно покрытую грунтовкой ГФ-021. При первичной окраске эмаль наносят в два слоя, по старой краске — в один слой. Первый слой эмали наносят на предварительно высушенный слой грун­товки, второй слой — на недосушенный первый слой эмали после 5-7 мин при температуре 18...22 °С. Для сушки по­крытия может быть использован рефлек­тор с лампой.

Эмаль МЛ-1195 — ремонтная, ее применяют для составления эмалей различных расцветок при ремонтной окраске легковых автомобилей, ис­пользуемых в умеренном и холодном климате. Промышленность выпускает одиннадцать основных цветов эмали: белая, синяя, зеленая, красная, вишне­вая, оранжевая, лимонная, желтая, красно-коричневая, горчичная, черная. Смешивая компоненты составляющих цветов в заданной массовой пропор­ции, добиваются необходимого цвета эмали.

Перед нанесением эмали поверхность покрывают грунтовкой ГФ-021, а дефек­ты выправляют шпатлевкой МС-006.

Эмаль НЦ-11 разных цветов пред­назначается для ремонтной окраски не­больших дефектов покрытий автомоби­лей. Покрытие цветными эмалями ус­тойчиво в условиях окружающей среды умеренного и холодного климата в те­чение двух лет, черной эмалью — трех лет.

Наносят эмаль предпочтительно пневмораспылителем. Однако для устранения мелких дефектов эмаль можно на­носить кистью. На поверхность с грун­товкой ГФ-021 или ГФ-031, или ФЛ-0ЗК наносят 5—6 слоев эмали. Для придания блеска покрытие шлифуют шкуркой с зернистостью М63, М50 или М40 и по­лируют пастой № 000 и полировочной водой № 1.

Эмаль МЛ-1198, с помощью которой можно получить высококачественные покрытия с металлическим эффектом, поставляется в комплекте с лаком МЛ-198.

Эмаль выпускают серебристого, зо­лотистого, сине-зеленого цветов и цве­та «Страдивари». Покрытия толщиной 75-85 мкм обладают высокими физико-механическими и защитными свойст­вами.

Ассортимент красок и прозрачных ла­ков немецкой фирмы «Spies Hecker» предназначен для восстановления лице­вых поверхностей кузова любого класса легковых автомобилей.

Краска серии 257 (Реrmасrоn) — по­кровная двухкомпонентная краска, относящаяся к 2К-акриловой системе, обеспечивает высокую стойкость ла­кокрасочного покрытия к любым ат­мосферным воздействиям, а также масло - и бензостойкость. Материал быстро сохнет, удобен в нанесении, а возможность комбинирования его с различными отвердителями и рас­творителями позволяет применять эту краску в любых производственных ус­ловиях.

Краска пригодна для нанесения на отвердевшее, хорошо сохранившееся и отшлифованное старое лакокрасочное покрытие, а также на загрунтованные или обработанные наполнителем по­верхности.

Краска серии 270 (Permasolid HS) — покровная краска, относящаяся к 2К-акриловой системе с высоким содер­жанием твердого вещества. Обладает превосходными наполняющими спо­собностями, блеском и стойкостью к любым атмосферным воздействиям. Низкое содержание вредных веществ делает применение этой краски опти­мальным с экологической точки зре­ния.

Краска пригодна для нанесения на отвердевшее, стойкое к растворите­лям, хорошо сохранившееся и отшли­фованное старое лакокрасочное по­крытие, а также на загрунтованные или обработанные наполнителем по­верхности.

Люминисцентная краска 8568 (Реrmасrоn) содержит флуоресцентные красители, которые преобразуют часть ультрафиолетового излучения в види­мом спектре, что придает лакокрасочно­му покрытию особенно сильный светя­щийся эффект. Эта краска применяется для нанесения на специальные автомо­били, такие как скорая помощь, мили­цейские, пожарные, дорожной службы и т. п.

Краска пригодна для нанесения на отвердевшее, хорошо сохранившееся и отшлифованное старое лакокрасочное покрытие, а также на загрунтованные или обработанные наполнителем по­верхности.

Краска серии 293 (Реrmасrоn) ис­пользуется для двухслойной системы окрашивания всех легковых автомоби­лей. Она не содержит примесей свинца, обладает хорошей укрывистостью, удобна в применении. После нанесения на нее прозрачного лака создается бле­стящее, стойкое к атмосферным воз­действиям, прочное лакокрасочное по­крытие.

Краска пригодна для нанесения на отвердевшее, стойкое к растворителям, хорошо сохранившееся и отшлифован­ное старое лакокрасочное покрытие, а также на загрунтованные или обрабо­танные наполнителем поверхности.

Перламутровая краска серии 295 (Реrmасrоn) используется для двух- или трехслойной системы окрашивания всех легковых автомобилей. Она не со­держит примесей свинца, легка и удоб­на в применении. После нанесения на нее прозрачного лака создается блестя­щее, стойкое к атмосферным воздейст­виям, прочное лакокрасочное покры­тие.

Краска пригодна для нанесения на отвердевшее, стойкое к растворите­лям, хорошо сохранившееся и отшли­фованное старое лакокрасочное по­крытие, а также на загрунтованные или обработанные наполнителем по­верхности.

Водорастворимая краска серии 280/285 (Permahyd) применяется для двухслойно­го окрашивания легковых автомобилей. Краска содержит менее 10% органичес­ких растворителей и является экологиче­ски чистым продуктом. Система для сме­шивания на основе Permahyd красок поз­воляет получить практически любой от­тенок цвета, в том числе с металлическим и перламутровым эффектами. После на­несения на нее Реrmасrоn прозрачного лака создается блестящее, стойкое к ат­мосферным воздействиям лакокрасоч­ное покрытие.

Краска пригодна для нанесения на следующие поверхности: обработанные наполнителем 5110 Реrmасrоn HS или другими наполнителями из 2К-акриловой системы Permacron или 1К грунт-на­полнителем 4100 Permahyd; на старое ла­кокрасочное покрытие в хорошем состо­янии; из искусственных материалов, об­работанных Permacron 1:1 эластик отвер­дителем 3300.

Прозрачные лак 8100 (Permacron MS) и лак Т 30 (Permacron MS) относятся к 2К-акриловой системе. Они хорошо за­полняют поры и мелкие неровности, от­лично растекаются и обладают прекрас­ным блеском. Лаки пригодны как для мелкого восстановления лакокрасочного покрытия, так и для полной окраски ав­томобиля в любых производственных ус­ловиях.

Лаки пригодны для нанесения на по­верхности, окрашенные следующими красками первого покрытия: краски се­рий 293/295 Permacron; краски серий 280/285 Permahyd; краски эффектной се­рии Permacron.

Прозрачный лак 8005 (Permacron 3:1 Rapid) относится к 2К-акриловой систе­ме. Он является оптимальным для быст­рого восстановления лакокрасочного по­крытия и обладает устойчивостью к обра­зованию пузырьков в окрасочном слое. Лак предназначен прежде всего для вос­становительной окраски небольших поверхностей кузова, так как отличается простотой обработки.

Лак пригоден для нанесения на по­верхности, окрашенные следующими красками первого покрытия: краски се­рий 293/295 Permacron, краски серий 280/285 Permahyd, краски эффектной се­рии Permacron.

Прозрачный лак 8030 (Permacron HS) относится к 2К-акриловой системе и обеспечивающий качество High Solid. Он хорошо заполняет поры и мелкие неровности, обладает прекрасным бле­ском, отличной масло-, бензостойкостью, стойкостью к атмосферным воз­действиям. Благодаря высокому содер­жанию твердых частиц и отсутствию необходимости добавления растворите­лей лак является удобным в примене­нии, экономичным в использовании, а также экологически безопасным в ра­боте.

Лак пригоден для нанесения на по­верхности, окрашенные следующими красками первого покрытия: краски се­рий 293/295 Permacron; краски серий 280/285 Permahyd; краски эффектной се­рии Permacron.

Прозрачный лак 8000 (Permacron MS Varlo) относится к 2К-акриловой систе­ме. Благодаря быстрому высыханию лак является хорошим материалом для быст­рого восстановления лакокрасочного по­крытия. Он может наноситься в 1,5 слоя без промежуточной выдержки или в два слоя напыления с различной вязкостью. Лак хорошо заполняет поры и мелкие не­ровности, отлично растекается и облада­ет прекрасным блеском. Низкое содер­жание растворителей делает выбор этого лака предпочтительным и с экологичес­кой точки зрения.

Лак пригоден для нанесения на по­верхности, окрашенные следующими красками первого покрытия: краски се­рий 293/295 Реrmасrоn; краски серий 280/285 Permahyd; краски эффектной се­рии Реrmасrоn.

Прозрачный лак 8070 (Реrтасrоп Elastic) с пониженным блеском, относя­щийся к 2К-акриловой системе, отлича­ется высокой пластичностью и удобст­вом в работе. Он предназначен специаль­но для двухслойной окраски деталей ав­томобилей из искусственных материа­лов.

Лак пригоден для нанесения на по­верхности, окрашенные следующими красками первого покрытия; серий 293/295 Реrmасrоn и серий 280/285 Permahyd, а также эффектной серии Реrmасrоn.

Структурный лак 8304 (Реrтасrоп) — эластичный двухкомпонентный по­кровный лак, относящийся к 2К-акриловой системе, с особым структурным эффектом для бамперов. Лак поставля­ется различных цветов, а требуемые от­тенки цвета могут быть получены с ис­пользованием системы смешивания Permacolor.

Лак пригоден для нанесения на за­грунтованные бамперы изготовленные из поликарбоната.

Грунтовки наносят первыми на подго­товленную к окрашиванию поверхность. Они являются связующим покрытием между металлом и последующими слоя­ми эмали. Поэтому грунтовки обладают хорошей сцепляемостью.

Грунтовки наносят распылением или кистью. Толщина грунтовочного слоя обычно составляет 15—20 мкм.

При ремонтной окраске кузова ис­пользуют грунтовку ГФ-021. По техно­логичности нанесения и сушки, а также по защитным свойствам она может быть использована для грунтования ме­таллической поверхности кузова для последующего покрытия различными эмалями. Покрытие грунтовкой ГФ-021 имеет хорошую адгезию (сцепление) к металлу, хорошо шлифуется шкуркой и стойко к перепаду температур от — 40 до + 60°С. Нитроэмали не вызывают сморщивания и растрескивания хоро­шо просушенной пленки грунтовки. Сушат грунтовку под нитроэмали при температуре 100...110°С, так как в этом случае она устойчива к растворителям № 000, 647.

Грунты и грунт-наполнители фирмы «Spies Hecker» предназначены для вос­становления поверхностей кузова любо­го класса легковых автомобилей.

Грунт реактивный 3255 (Priomat) — красно-коричневый, однокомпонентный, не содержащий хроматов цинка на поливинил-бутиленовой основе, при­годный для ремонта легковых автомоби­лей. Благодаря содержанию в нем в оп­ределенной пропорции специальных пигментных и связующих веществ, обеспечивает первоклассную защиту от коррозии и отличную адгезию. Этот грунт используют на участках с остав­шейся ржавчиной, на выступах и изги­бах, а также на зашлифованных до голо­го металла участках, для предваритель­ного грунтования перед Permacron двухкомпонентными акриловыми наполни­телями.

Грунт пригоден для нанесения на по­верхности деталей кузова: изготовлен­ные из стали, алюминия, оцинкованной стали; с оставшимся отшлифованным заводским грунтом или лаковым покры­тием (за исключением термопластичных лаковых покрытий); шпатлеванные с применением 2К Raderal полиэфир­ных материалов и хорошо шлифован­ные.

Грунт-наполниPriomat) — серый, однокомпонентный, не содер­жащий хроматов цинка, относящийся к поливинил-бутиленовой системе. Материал обладает хорошей адгезией, обеспечивает надежную защиту от коррозии, является хорошим порозаполнителем, удобен и безопасен при использовании. Грунт пригоден для быстрого ремонта лакокрасочного по­крытия методом «мокрый по мокрому» или с промежуточным шлифованием. Его светлый нейтральный цвет позво­ляет наносить на него любые малоукрывистые краски.

Грунт пригоден для нанесения на по­верхности деталей кузова: изготовлен­ные из стали, алюминия, оцинкованной стали; с оставшимся отшлифованным заводским грунтом или лаковым покры­тием (за исключением термопластичных лаковых покрытий); шпатлеванные с применением 2К Raderal полиэфир­ных материалов и хорошо шлифован­ные.

Грунт Эластик 3304 (Priomat) — уни­версальный однокомпонентный матери­ал, обеспечивающий адгезию деталям из искусственных материалов на наружной поверхности автомобильных кузовов. Материал отличается хорошей адгезией, высокой пластичностью и легкостью об­работки.

Грунт пригоден для нанесения на по­верхности наружных деталей кузова ав­томобиля, изготовленных из искусствен­ных материалов.

Грунт реактивный 8583 (Реrтасrоп 4:1) — красно-коричневый, относящий­ся к 2К-акриловой системе, применяется наряду с 2К-полиэфирными материала­ми для улучшения защиты от коррозии чистого металла.

Грунт пригоден для нанесения на от­шлифованные поверхности деталей ку­зова из чистой стали, с оставшимся от­шлифованным старым лакокрасочным покрытием (за исключением термоплас­тичных лаковых покрытий), а также на загрунтованные Priomat 1:1 грунтом 3688 алюминий или оцинкованную сталь.

Применение грунта 8583 Реrmа­сrоn 4:1 в качестве средства противо­коррозионной зашиты под двухкомпонентные акриловые наполнители Permacron/Permasolid недопустимо. Наилучшая противокоррозионная за­щита достигается при использовании Priomat кислотоотверждаемых грун­тов.

Эластик наполниРеrтасrоп 1:1) — универсальный двухкомпонентный наполнитель для всех деталей из обычных искусственных материалов на наружной поверхности автомобилей. На­полнитель наносится на восстанавливае­мую поверхность в виде двух слоев: пер­вый, грунтующий слой, наносится непо­средственно на пластмассовую деталь и второй — красящий слой, кроме того, содержит эластичную добавку. Материал отличается хорошей адгезией, высокой пластичностью и простотой в примене­нии.

Эластик наполнитель выпускается бе­лого и черного цвета. Эти оттенки могут быть смешаны между собой в различной пропорции, чтобы получить для приме­нения нейтрально-серый цвет для малоукрывистых покровных красок.

Наполнитель пригоден для нанесения на поверхности наружных деталей кузова автомобиля, изготовленных из искусст­венных материалов.

Грунт 3688 (Priomat 1:1) — кислотоотверждаемый двухкомпонентный про­тивокоррозионный материал на поли­винил-бутиленовой основе. Материал служит для пассивирующей предвари­тельной обработки металлических по­верхностей, особенно алюминиевых. В комбинации с высококачественными Реrmасrоn 2К-акриловыми наполнителя­ми и покровными красками Spies Hecker достигается оптимальная ремонтная ок­раска автомобилей.

Грунт пригоден для нанесения на поверхности деталей кузова: из стали, алюминия, оцинкованной стали; с оставшимся отшлифованным завод­ским грунтом, лаковым покрытием (за исключением термопластичных лаковых покрытий); шпатлеванные с применением 2К Raderal полиэфир­ных материалов и хорошо шлифован­ные.

Противокоррозионный грунт 4130 (Priomat 1:1) — двухкомпонентный кислотоотверждаемый, содержащий хроматы цинка на поливинил-бутиленовои основе. Применяется для ремонта уже подвергшихся коррозии поверхностей. Из-за высокого содержания хроматов цинка грунт целесообразно наносить на восстанавливаемые поверхности кис­тью.

Грунт пригоден для нанесения на поверхности деталей кузова: из стали, алюминия, оцинкованной стали; с оставшимся отшлифованным завод­ским грунтом или лаковым покрыти­ем (за исключением термопластич­ных лаковых покрытий); шпатлеван­ные с применением 2К Raderal поли­эфирных материалов и хорошо шли­фованные.

Грунт-наполниPriomat ЭП) — серого цвета, двухкомпонентный, из 2К-эпоксидной системы, не содержа­щий хроматов цинка.

Грунт пригоден для нанесения на от­шлифованные поверхности деталей ку­зова из чистой стали, алюминия, оцин­кованной стали, с оставшимся отшлифо­ванным заводским или старым лаковым покрытием (за исключением термоплас­тичных лаковых покрытий), а также с за­водским грунтом, шпатлеванные с при­менением Raderal 2К полиэфирных ма­териалов и хорошо шлифованные, тща­тельно обезжиренные и отшлифованные стеклопластики.

Этот грунт-наполнитель нельзя нано­сить на поливинил-бутиленовые (кислотоотверждаемые) реактивные грунты или 1К-грунты (например, искусственная смола).

Грунтовки-преобразователи ржавчины используют для подготовки поверхности кузова под окраску без удаления продук­тов коррозии. Выпускаются грунтовки-преобразователи ржавчины марок Э-ВА-01, Э-ВА-0112 и др. Их наносят на по­верхность кузова при температуре не ни­же 15 °С распылением или кистью в один-два слоя.

Преобразователь ржавчины Э-ВА-0112 применяют при комнатной температуре при толщине слоя коррозии до 100 мкм. Вязкость по вискозиметру ВЗ-4 для нане­сения распылением составляет 30—50 с. Полное высыхание происходит в течение 24 ч.

Грунтовку-преобразователь Э-ВЛ-01 используют при толщине ржавчины до 100 мкм. Рабочая вязкость при комнат­ной температуре должна быть 30—50 с. Состав высыхает при комнатной темпе­ратуре 10...22 °С за 2 ч; при 70...80 °С - в течение 0,5—1,0 ч. В качестве раство­рителя применяют ортофосфорную кислоту.

Грунтовку-преобразователь П-1Tв от­личие от рассмотренных используют при толщине ржавчины до 60 мкм. Полное высыхание при температуре 18...21 °С происходит за 48 ч.

При использовании преобразовате­лей ржавчины следует знать, что защит­ные свойства покрытий, нанесенных по поверхности, обработанной преобразо­вателем ржавчины, как правило, хуже, чем покрытий, нанесенных на защищен­ный от ржавчины чистый металл.

Шпатлевки используют для устранения вмятин на окрашиваемой поверхности ку­зова. Они представляют собой пастообраз­ный состав из различных лаков (олифы), пигментов и наполнителя (мела).

Шпатлевки НЦ-007, НЦ-008, НЦ-009 предназначены для выравнивания за­грунтованных металлических поверхнос­тей, а также для исправления кузовов по выявительному слою эмали.

Шпатлевку ПФ-002 используют для общего и местного шпатлевания по­верхностей кузова при отсутствии горя­чей сушки последующих слоев покры­тия.

Шпатлевка МС-006 служит для ис­правления мелких дефектов на загрунто­ванной поверхности, а также на поверх­ностях, покрытых эмалью.

Шпатлевки ЭП-0010, ЭП-0020 явля­ются грунт-шпатлевками и предназна­чены для выравнивания как загрунто­ванных, так и незагрунтованных по­верхностей с глубиной дефектов до 15 мм. Для нанесения распылителем шпатлевку ЭП-0010 разводят разбавите­лем. Перед употреблением на 100 массо­вых частей шпатлевки добавляют 8,5 ча­стей отвердителя № 1 (50%-ный рас­твор гексаметилендиамина в этиловом спирте).

Для увеличения консистенции в эпоксидную шпатлевку добавляют ас­бестовый или железный порошок, тща­тельно перемешивают и только после этого вводят отвердитель. Технологичес­кая способность подготовленной эпок­сидной шпатлевочной пасты 1—2 ч, а разведенной разбавителем — до 24 ч.

Полиэфирная двухкомпонентная быстротвердеющая универсальная автомо­бильная шпатлевка предназначена для выравнивая металлических окрашен­ных и неокрашенных поверхностей ку­зова, заделки стыков, швов, трещин, раковин при ремонтных работах с воз­можным последующим воздействием температуры до 100 °С в течение не бо­лее 2 ч и при горячей сушке окрашенно­го кузова. Шпатлевку можно использо­вать также для исправления дефектов неметаллических поверхностей — дере­ва, керамики, отдельных видов пласт­масс, а также для склеивания их как между собой, так и в сочетании друг с другом.

Шпатлевочную пасту готовят порци­ями перед непосредственным употреб­лением, что обусловлено быстрым вре­менем желатинизации (10—15 мин) и от­вердения (30—40 мин). Массовое соот­ношение полуфабриката шпатлевки при приготовлении шпатлевочной пасты должно быть 100:3,2. Отвердевшую шпатлевку через 30—40 мин с момента нанесения можно механически обраба­тывать как сухим, так и мокрым способом с применением шлифовальных шку­рок сначала крупной зернистостью, а за­тем мелкой.

Волокнистая шпатлевка 2507 (Raderal) представляет собой двухкомпонентный материал, относящийся к 2К-по-лиэфирной системе. Она обладает хо­рошей пластичностью и высокой прочностью. Благодаря содержанию в шпатлевке стекловолокна, она при­годна для ремонта проржавевших час­тей кузова с ослабленной несущей способностью.

Состав самой шпатлевки и ее отвер­дителя являются вредными для здоровья человека.

Шпатлевка пригодна для нанесения на поверхности деталей кузова, изготов­ленные из стали, алюминия, оцинкован­ной стали, стеклопластика. Ее нельзя на­носить на поливинил-бутиленовые (кислотоотверждаемые) реактивные грунты или 1 К-грунты (например, искусствен­ная смола), на термопластичные или вяз­ко-эластичные лаковые покрытия. В особых случаях можно наносить шпат­левку на указанные покрытия, но в этих ситуациях обрабатываемая поверхность должна быть обязательно зачищена до металла.

Полиэфирная шпатлевка 2030 (Raderal Vario) универсального применения, от­носится к 2К-полиэфирной системе, ко­торая пригодна также и для оцинкован­ных поверхностей. Шпатлевка пластич­на, легко шлифуется и обладает высокой прочностью и особенно хорошо подхо­дит для коротковолновой и средневолно­вой инфракрасной сушки. Может приме­няться как в качестве наполняющей так и тонкой шпатлевки. Шпатлевочное по­крытие устойчиво к температуре до +80 °С.

Состав самой шпатлевки является вредным для здоровья человека, а отвер­дитель оказывает раздражающее дейст­вие на человека.

Шпатлевка пригодна для нанесения на поверхности деталей кузова, изготов­ленные из стали, алюминия, оцинкован­ной стали, стеклопластика, имеющие старое лакокрасочное покрытие, отвер­девший 2К-наполнитель или 2 К-грунт.

Ее нельзя наносить на те же поверхнос­ти, что и шпатлевку 2507 (Raderal).

Полиэфирная шпатлевка 2511 (Raderal Zincoflex IR) имеет такие же свойства, что и 2507 (Raderal), и ее запрещается нано­сить на те же поверхности.

Шпатлевка 0911 (Raderal) является тиксотропной, полиэфирной, относя­щейся к 2К-полиэфирной системе. Она пригодна для нанесения на уже подго­товленную поверхность для исправления небольших повреждений и заполнения пор. Шпатлевка пластична при нанесе­нии, покрытие хорошо шлифуется и ус­тойчиво к температуре до +80 °С.

Шпатлевка пригодна для нанесения на поверхности деталей кузова, изготов­ленные из стали, алюминия, стеклоплас­тика, имеющие старое лаковое покрытие и отвердевший 2К-наполнитель. Воз­можно шпатлевание пластмассовых де­талей, загрунтованных с применением Регтасгоп 1:1 эластичного наполниили Priomat эластичного грунта 3304, а также поверхностей, предвари­тельно обработанных с применением по­лиэфирных шпатлевок 2 К-Raderal.

Запрещается наносить шпатлевку 0911 на те же поверхности, что и шпат­левку 2507 (Raderal). To же относится и к особым случаям нанесения шпатлев­ки.

Шпатлевка жидкая 3508 (Raderal) — серо-бежевая, является двухкомпонентным материалом на основе нена­сыщенных полиэфирных смол, отно­сящихся к 2К-полиэфирной системе. Она обладает сильными наполняющи­ми свойствами, наносится распылени­ем, особенно пригодна для заполнения пор и неровностей грубо обработанных поверхностей деталей кузова. Покры­тие быстро высыхает и легко шлифует­ся.

Шпатлевка пригодна для нанесе­ния: на зачищенную до голого металла сталь и алюминий; на оцинкованную сталь, загрунтованную с применением Реrmасrоn 4:1 грунта реактивного 8583; на отвердевшее, плохо поддающееся растворению старое лакокрасочное покрытие; на поверхности, шпатле­ванные Raderal 2К-полиэфирными шпатлевками; на стеклопластики, тщательно обезжиренные и отшлифо­ванные.

Шпатлевку нельзя наносить на поливинил-бутиленовые реактивные грунты или 1К-грунты, а также на термоплас­тичные лакокрасочные покрытия.

Штрейхпластик 2521 (Raderal) явля­ется материалом на основе полиэфир­ных смол, относящихся к 2К-полиэфирной системе и может наноситься кистью. Материал пригоден для запол­нения небольших неровностей, цара­пин и пор, в частности, на выступах, ребрах, в пазах и изгибах на кузовах. Отличается быстрым высыханием, хо­рошей шлифуемостью и длительной жизнеспособностью. Устойчив к темпе­ратуре до +80 °С.

Материал пригоден для нанесения: на сталь и алюминий; на отвердевшее, плохо поддающееся растворению старое лакокрасочное покрытие; на грубо зашпатлеванные поверхности; на поверх­ности, загрунтованные с помощью Permacron 4:1 грунта реактивного 8583 (красно-коричневого).

Материал нельзя наносить на поливинил-бутиленовые (кислотоотверждаемые) реактивные грунты или 1 К-грунты (например, искусственная смола), на термопластичные или вязко-эластич­ные лаковые покрытия, на оцинкован­ные поверхности.

Шпатлевка 7715 (Permacron) — однокомпонентная, на основе специальной комбинации акриловых смол, не требу­ющая дополнительных компонентов для высыхания. Шпатлевка имеет нейт­ральный светло-бежевый цвет и при­годна для последующей обработки под­готовленной поверхности, а также для шпатлевания небольших повреждений, в том числе на зачищенном голом ме­талле. Она пластична при нанесении, не имеет пор и очень хорошо шлифует­ся по истечении короткого времени вы­сыхания.

Шпатлевка пригодна для нанесения: на зашлифованную до голого металла сталь; на хорошо отшлифованное старое лакокрасочное покрытие, Raderal шпат­левку, высохшие грунты или наполнители. Ее нельзя наносить непосредственно на голый алюминий или голую оцинко­ванную сталь, а также на термопластич­ные лакокрасочные покрытия.

ПорозаполниPriomat) пред­ставляет собой специальную однокомпонентную наполняющую шпатлевку для устранения небольших пор на по­верхностях автомобиля, изготовленных из полиуретановых материалов. Она на­дежно закрывает поры и обеспечивает требуемое качество лакокрасочного по­крытия.

Шпатлевка пригодна для нанесения на детали из пенопластика на основе по­лиуретана, имеющие поры на наружной поверхности.

Шлифовальные шкурки

применяют при сглаживании неровностей на по­верхности кузова. При подготовке по­верхности кузова к окраске используют шкурки с различной величиной зернис­тости шлифовального материала. Чтобы узнать, для чего предназначена шлифо­вальная шкурка, какую зернистость имеет шлифовальный материал и можно ли пользоваться ею для мокрого или су­хого шлифования, необходимо знать обозначение шлифовальных шкурок, которое указывается на нерабочей сто­роне.

Условное обозначение шкурок рас­шифровывается следующим образом. Например, шкурка Л 230 х 280 Л1 51С 8-ПСА.

Буква Л означает, что шлифовальная шкурка изготовлена в виде шлифоваль­ных листов. Цифры 230x280 показывают ширину и длину листа шлифовальной шкурки в миллиметрах. Если шкурку вы­пускают в рулонах, то букву не указыва­ют, а размеры рулона обозначают: 1000x50, где первая цифра (1000) соответ­ствует ширине рулона, мм, а вторая (50) —длине, м.

Другая группа букв и цифр указывает материал основы, на котором изготовле­на шлифовальная шкурка: Л1, Л2 и М — влагопрочная бумага; П1, П2 и до П11 — невлагопрочная бумага; С1, С1Г, С2Г, У1, У1Г, У2 — тканисаржа; П — ткань-полу­двунитка. Следовательно, в приведенном примере Л1 означает, что шлифовальная шкурка изготовлена на влагопрочной бу­маге.

Третья группа цифр и букв означает вид и марку шлифовального материала. Шлифовальные шкурки выпускают с применением следующих марок шли­фовальных материалов: 94А, 93А, 92А, 91А, 45А, 44А, 43А, 38А, 25А, 24А, 23А, 15А, 14А, Ф14А, 13А, Ф13А - марки электрокорунда; 64С, 63С, 55С, 54С, 53С, 51С — марки карбида кремния; 81Кр — кремень; 71Ст — стекло. В рас­сматриваемом обозначении шкурки 51С означает, что в качестве шлифо­вального материала применен карбид кремния.

Следующая группа цифр и букв ука­зывает зернистость, т. е. условное обозна­чение размера абразивных зерен шлифо­вального материала. Цифра зернистости, умноженная на 10, указывает размер ос­новной фракции зерен в микрометрах. В приведенном примере цифра 8 означа­ет, что все зерна шлифовального матери­ала проходят через сито с квадратной ячейкой со стороной 80 мкм. Буква, сто­ящая рядом с цифрой, означает процент­ное содержание основной (близкой к 80 мкм) фракции зерен в шлифоваль­ном материале. Буква П означает, что со­держание основной фракции шлифо­вального материала составляет не менее 55%, буква Н — не менее 45%, а буква Д — не менее 41%.

При обозначении микрошлифоваль­ных порошков зернистость соответствует размеру абразивных зерен и записывает­ся: М63, М50, М40, М28, М20, М14, М10, М7, М5 и МЗ. Цифра после буквы М ука­зывает размер зерен в микрометрах, а буква В означает, что доля основной фракции составляет не менее 55%.

Пятая буква (или группа букв и цифр) характеризует марку связующе­го материала, с помощью которого зерна шлифовального материала закреплены на основе: М — мездровый клей; С — синтетическая смола; К — комбинированная связка; СФЖ — фенолоформальдегидная смола; ЯН-153 — янтарный лак. Иногда марку связующего материа­ла в условных обозначениях шкурки не указывают.

Шестая буква указывает на класс шлифовальной шкурки (наличие дефек­тов на ее рабочей поверхности). Буква А указывает, что количество морщин, по­вреждений кромок и др. не более 0,5%; Б — не более 2%; В — не более 3%.

По номеру государственного стандар­та можно легко определить водостой­кость шлифовальных шкурок на ткане­вой основе: все водостойкие тканевые шкурки выпускают в соответствии с ГОСТ 13344—79, а неводостойкие — ГОСТ 5009—82. Цифры после номера стандарта указывают заводской номер партии шлифовальной шкурки.

В обозначениях шлифовальных шку­рок на тканевой основе перед цифрами, означающими размер, иногда стоят циф­ры 1 или 2. Цифра 1 означает, что шкурка предназначена для шлифования матери­алов низкой твердости, таких, как шпат­левки, грунтовки, наполнители, эмали. Цифра 2 означает, что шлифовальную шкурку используют для обработки твер­дых сплавов металлов.

Пример обозначения шлифовальной шкурки 1 820x20 У2Г 63С М63 С А ГОСТ 13344—79. Данная запись означает, что это водостойкая шкурка на тканевой основе (номер стандарта) из микрошли­фовального порошка, предназначена для шлифования шпатлевок, грунтовок, наполнителей, эмалей (1), в рулоне ши­риной 820 мм, длиной 20 м, на ткани-сарже (У2Г), из карбида кремния (63С), из шлифовального материала с размера­ми зерен не более 63 мкм (М63), закреп­ленного синтетической смолой (С), с количеством дефектов на рабочей по­верхности не более 0,5 % (А).

Существующая классификация аб­разивных материалов согласно Евро­пейских норм для сухого и мокрого шлифования предусматривает следую­щее обозначение и градацию: Р120, Р150, Р180, Р220, Р240, Р280, Р320, Р360, Р400, Р500, Р600, Р800, Р1000 Р1200 и тоньше. Шлифовальные мате­риалы с абразивом от Р120 до Р320 ис­пользуют, как правило, для сухого шли­фования, например, шпатлеванных по­верхностей, шкурки с абразивами Р320, Р360 и Р400 могут использоваться как для сухого, так и мокрого шлифования, например, окрашенных краской по­верхностей, а шкурки с абразивом Р400 и тоньше, используют только для мок­рого шлифования, например, поверх­ностей покрытых двухслойными лако­выми покрытиями.

Нормативы США на шлифовальные материалы предусматривают следующую градацию: 120, 150, 180, 220, 240, 280, 320, 360, 400, 500 и 600. Шлифовальные материалы с абразивом от 120 до 240 ис­пользуют только для сухого шлифования, с абразивом от 240 до 320 — как для сухого, так и для мокрого шлифования, а с абразивом от 320 и тоньше, — только для мокрого шлифования поверхностей, с повышенными требованиями декора­тивной отделки.

Обработка поверхностей лакокрасоч­ного материала более грубым абразивом, например, Р120, производится эксцент­риковым инструментом, более тонким абразивом — виброшлифовальным инст­рументом, а самым тонким зерном, на­пример, Р800—Р1200, — с помощью насадочно-шлифовальной машины или вручную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: