Виды культурных норм и их общественное предназначение

Любое общество или отдельная социальная группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, которые ведут к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Общество также должно согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами. Упорядоченность отношений в обществе достигается благодаря существованию норм (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец). Социальная норма является общепризнанным правилом, образцом поведения или действия человека или группы людей в тех или иных сферах общественной жизни, а также инструментом согласования, упорядочивания взаимодействия этих сфер в рамках целостного общественного организма.

Социальные нормы подразделяют на особые нормы отдельных сфер человеческой деятельности (производственные и технологические нормы, нормы социального поведения, нормы религиозные, нормы художественной деятельности, нормы познавательной деятельности) или нормы особых социальных групп (семьи, производственных коллективов, профессиональных групп, классов, этнических групп), а также общесоциальные нормы, которые регулируют поведение и действия людей в любой сфере человеческой деятельности и в любой общественной группе – нравственные нормы, нормы права и политические нормы. Конечно, такое подразделение социальных норм имеет аналитический характер, и более полная картина функционирования социальных норм в обществе должна учитывать взаимозависимость и пересечение упомянутых выше разновидностей норм.

Для природного мира теория вероятностей и математическая статистика использует понятие нормы как средней величины, характеризующей массовую совокупность случайных событий, которая внешним образом устанавливается исследователем природы и служит его целям (как правило для систематизации и классификации природных явлений). В социальном мире понятие «социальная норма» определяет такие нормы, которые устанавливаются самим обществом и являются средствами его саморегуляции. Социальная норма является определенным единством сущего (того, что есть) и должного (того, что должно быть). Она стремится подвести реальное поведение и отношения людей в обществе и в целом общественную жизнь под некий идеальный образец, правило. Социальная норма, поэтому, выступает и как мерило, масштаб для оценки общественных явлений, и как инструмент наведения общественного порядка, подчинения действий и поведения социальных субъектов установленным правилам, образцам, стандартам поведения.

Социальная норма, являясь мостиком между сущим и должным, сообщает человеческому восприятию мира бинокулярность, делает его объемным. Она, вместе с тем, создает для человека возможность выбора линии своего поведения и действий, либо по оси сущего, либо по оси должного. Хотя реализация такой возможности зависит от многих обстоятельств как внешнего, социально-исторического характера, так и внутреннего, индивидуального свойства.

Социальная норма, устанавливая некое правило или образец человеческого поведения или действий, всегда предполагает основание, исходя из которого ее содержание рекомендуется или предписывается человеку. В качестве оснований социальных норм могут выступать: - исторический прецедент, однажды кем-то (мифическим или историческим героем) найденный алгоритм поведения или действия, который принят за образцовый; - историческая традиция (алгоритм поведения или действий, выработанный рядом поколений людей); - рациональное знание, обосновывающее необходимость или практическую эффективность определенного социального правила; - веление социально-политического авторитета (например, закон, устанавливаемый государственной властью); - социокультурный идеал данного общества, который воплощает его представление о конечной цели общественного развития и предназначении человека. В традиционных, доиндустриальных обществах социальные нормы, как правило, опираются на исторический прецедент, традицию и авторитет, в то время как современное индустриальное и постиндустриальное общество в качестве оснований социальных норм использует рациональное знание и социокультурный идеал, хотя это не исключает использование традиции и авторитета как основ социальных норм. Отличие современного общества от традиционного заключается в более широком спектре оснований социальных норм, используемом им, в большей дифференцированности этих норм по различным социальным группам, в более высокой динамике норм – их более быстрому возникновению, распространению и смене.

Культурные нормы вполне очевидно являются частью социальных норм, их особой разновидностью. Но, несмотря на кажущуюся простоту этой мысли, выделить культурные нормы из совокупности социальных норм оказывается достаточно трудно в силу того, что они присутствуют в той или иной степени во всех сферах человеческой деятельности и во всех социальных группах. В качестве критерия выделения культурных норм из всей совокупности социальных норм может быть использован способ, каким нормы оказывают упорядочивающие воздействие на социальную жизнь. В общем виде наведение порядка, предписываемого социальными нормами, может быть достигнуто (1) либо применением санкций (в виде насилия, принуждения или манипулирования) со стороны общества или его специальных институтов к тем, кто нарушает эти нормы, (2) или же наведение порядка достигается благодаря добровольному, сознательному исполнению норм людьми, которые сами контролируют свое поведение. Культурные нормы – это нормы сознания и поведения людей, которые являются для них побудительным мотивом и конечной целью их действий; это нормы, которые не требуют для своей реализации применения (или угрозы применения) внешних санкций.

Различие между социальными и культурными нормами может быть продемонстрировано на примере различия между легальным (законопослушным) и моральным поведением, которое проводил немецкий философ И. Кант. И право, и мораль содержат норму, запрещающую кражу. Но человек, который ведет себе легально, не совершает краж, потому что боится наказания со стороны правоохранительных органов; а человек, который себя ведет морально, не совершает краж, потому что по его внутреннему убеждению кража недопустима, она есть зло. Поэтому при легальном поведении человек ведет себя правильно («нормально») при наличии внешнего надзора над ним; при моральном поведении такая внешняя инстанция ему не нужна, поскольку свое поведение он контролирует сам, он обладает внутренним самоконтролем, в качестве которого выступает в данном случае голос совести. В этом смысле нормы культуры выступают средствами самоцензуры. Поведение человека, подчиненное нормам культуры, лишается непосредственности поведения животного, у которого жизненные потребности и инстинкты (потребность в пище, самосохранении, продлении рода) диктуют действия, направленные на их удовлетворение. Исходя из этого различия, создатель психоанализа З. Фрейд называл культуру репрессивной, подавляющей непосредственные влечения человека, вследствие чего психика человека подвержена некоторым деформациям, «комплексам». Но следует заметить, что и у животных, ведущих стадный образ жизни, удовлетворение инстинктивных потребностей нормируется законами стада, которые ставят удовлетворение потребностей особи в зависимость от статуса, который она имеет в своем коллективе. Более того, как справедливо отметил К. Маркс, животное подчинено законам рода, которому оно принадлежит, оно производит лишь под влиянием родовой потребности и в соответствии с мерками своего рода. Поэтому абстрактное противопоставление культуры и природы как противоположностей «рабства – свободы», понимание культуры как подавления природных сил и природы как их нестесненного действия является ошибочным.

Нормы культуры не являются абстрактным подавлением естественных потребностей человека, выражающих природные законы его существования, т. е. они не являются подавлением ради подавления. Они не отрицают полностью естественные потребности, а устанавливают особый способ удовлетворения этих потребностей, который отвечает представлению человека о том, как следует удовлетворять свои потребности в согласии с природой, понимая под ней как внешний, окружающий человека мира (который включает в себя и общество), так и его собственную природу. Поэтому в норме культуры особым образом соединяются элементы необходимого, объективно данного, независимого от человека, и элементы случайного, сотворенного человеком и потому зависимого от него, искусственного образования. Уже в древнем мире это свойство культурных норм породило спор о том, являются ли имена (человеческие названия предметов) и установленные человеком законы существующими «по природе» или «по установлению», являются ли они естественными или искусственными?

Этот многовековой спор о нормах культуры (нормах поведения, нормах художественного творчества, нормах познания) колебался в диапазоне от утверждения полной искусственности культурных норм, их конвенционального (установленного по людскому соглашению) характера до утверждения абсолютной данности норм человеку, их независимости и неизменности. Первое понимание культурных норм приводило к культурному релятивизму – к утверждению всеобщей изменчивости культурных норм, их относительности, произвольности. Второе понимание культурных норм оборачивалось абсолютизацией содержания культурных норм общества определенной исторической эпохи, утверждением неизменной культурной традиции. В первом случае культурные норм подчинялись человеку, его интересам, потребностям и желаниям; во втором случае – человек превращался в раба от века данных и неизменных норм. Между этими крайностями находится проблема соотношения условного и безусловного, необходимого и случайного, изменчивого и неизменного, абсолютного и относительного в самих нормах.

Не вдаваясь в обсуждение деталей этой проблемы, отметим, что при всем разнообразии культурных норм различных обществ, которые фиксирует история культуры и этнология, при порой весьма необычном для нас их способе обоснования и объяснения, в этих нормах все же прослеживается некое общезначимое и потому объективное, универсальное содержание. Нормы культуры предписывают человеку общественное, гуманное поведение. Поэтому у самых разных народов и в различные эпохи мы встречаем такие, например, заповеди, как: «не убий», «не укради», «не лги». Принудительная сила этих норм заключается в том, что они приводят человека пониманию своей обязательности, поскольку только на основании соблюдения этих правил человек может существовать как общественное существо, живущее в общении с другими людьми и создающее материальные и духовные ценности. Отступления от этих норм деформируют общество и человека или вообще делают общественную жизнь людей невозможной. Представим себе на минуту общество, в котором все люди живут, исповедуя противоположные нормы, т.е. убивают, крадут и обманывают друг друга. Ясно, что такое общество должно распасться, а сам человек превратиться в какого-то чудовищного монстра, который никому не доверяет, ничего не созидает (зачем это делать в обществе, в котором каждый готов украсть чужую собственность?) и всегда готов к убийству.

При этом надо заметить, что наш мысленный эксперимент, в ходе которого мы пытались представить общество, живущее согласно антикультурным нормам, не так уж и далек от действительности. Известно, что во многих обществах существуют преступные сообщества, которые бросают вызов общественным нормам и не соблюдают заповедей «не убий», «не кради», «не лги». Но характерно то, что внутри самого преступного сообщества, в собственных взаимоотношениях преступники не терпят нарушения этих правил и сурово расправляются с теми, кто отступает от них. Это как бы методом «от противного» подтверждает, что даже те, кто демонстративно бросает вызов этим культурным нормам человеческого общежития, сами не могут полностью освободиться от их власти.

Подводя итог этой части нашего анализа культурных норм, можно сказать следующее. Нормы культуры являются частью социальных норм, понимаемых в широком смысле, т.е. норм, которые существуют в обществе. Но они выделяются из совокупности социальных норм (в узком смысле слова) тем, что: во-первых, их соблюдение человеком основано не на внешнем принуждении, а на внутреннем убеждении, воспитании, которое превратило их во внутренние побудительные мотивы и критерии оценки человеческих действий; во-вторых, нормы культуры служат обоснованием социальных норм. Социальные нормы данного общества в прямых или косвенных ссылках на нормы культуры с их мерой добра и зла, справедливого и несправедливого, прекрасного и безобразного, правдивого и лживого ищут обоснование правомерности своего существования.

Нормы культуры существуют как во внутреннем мире человека (как привычки, убеждения, верования, вкусы, принципы, правила, идеалы), так и во внешней социокультурной среде, в которой человек осваивает культуру своего общества, благодаря чему она становится его внутренним достоянием. В социокультурном мире нормы культуры существуют в виде знаковых систем и особых социокультурных институтов. В социокультурном мире нормы культуры существуют в таких формах, как обычай, обряд, ритуал, канон, стандарт, кодекс.

Обычай представляет собой стихийно сложившуюся норму поведения, принятую в данном коллективе, которая закрепляет его исторический опыт. Обычай – социально признанный образец поведения, утвержденный властью массовой привычки. В данном случае культурная норма стихийно складывается, она в значительной мере предписывается человеку, как обязательная для него норма поведения в данном коллективе. Такая стихийность в установлении обычаев, отсутствие у них специальных обоснований (или использование в качестве обоснования сакраментальной формулы: «так уж у нас заведено») приводит к тому, что их соблюдение отдельным человеком покоится на выработанном у него автоматизме привычки. Обычай подкрепляется общественным осуждением нарушителя обычаев и угрозой его наказания, где крайней мерой может служить изгнание его из данного коллектива.

Обычаи включают в себя обряды. Обряд – это формализованное символическое, совершаемое в определенном месте, в определенное время по специальным поводам действие. Обряд – это выделенные из обычаев специальные акты, сопровождающее важные моменты жизни человека и общества, призванные способствовать укреплению социальных связей. Обряды (наречения именем, крещение, инициации, похорон и т.п.) – это осмысленная и целесообразно организованная часть обычаев. Напр., эмоциональным и в то же время общественно значимым в человеческой жизни является свадебный обряд. В традициях разных народов он может иметь самые различные формы. Но его единая основа - освящение нового этапа в жизни человека и пожелание семейного благополучия – у всех народов неизменна. Символом такого благополучия в различных этнических традициях может быть, например, рис (Англия, США), пшеничное зерно или хмель (Россия, Эстония и др.), лепешка пресного хлеба (азиатские народы).

Ритуал – это вид обряда, который представляет собой исторически сложившуюся форму сложного символического поведения, упорядоченную систему действий, которая призвана подчеркнуть особую ценность и значимость для человека определенных социальных отношений или событий. Ритуал, как подчеркивают многие исследователи культуры, не представляет собой действие, направленное на достижение какого-либо отличного от этого действия практически полезного результата. Ритуал выполняет коммуникативную функцию (часто обслуживая коммуникацию человека с тем, что представляется ему священным), выполняет функцию консолидации группы, формирования системы культурных символов данной группы.

Ритуал, исторически связан с отправлением религиозных культов, но он сохраняется и в современном обществе в своих светских формах, как особая форма символического обозначения и закрепления некоторых исключительно важных общественных событий. Известна строгость дипломатических и торжественность военных ритуалов (приветствие или прощание со знаменем). Ритуалы оформляют важнейшие исторические празднества того или народа, превращая историю как временную последовательность действий и процессов, в связанную совокупность наполненных особым смыслом событий, в некоторую историческую судьбу данного народа, в которой видны его собственные представления о своем характере, о своих достижениях и неудачах.

В развитых обществах, использующих письменность, нормы культуры закрепляются также в виде канона. По мнению историков культуры, греческое слово «канон» происходит от слова «тростник», который в ближневосточных цивилизациях служил для изготовления прямых шестов и палок. Такие шесты или палки с нанесенными на них измерительными шкалами служили инструментом строителя, который и называли «каноном». В более широком смысле, как обозначение особого инструмента культуры это слово было использовано греческим скульптором Поликлетом, который в середине V века до н.э. составил учебник для художников под названием «Канон», в котором были представлены меры идеальных пропорций человеческого тела. Сохранилось также предание, что позднее Поликлет создал под таким же названием скульптуру, которая служила наглядным образцом этих числовых соотношений.

Использование слова «канон» в переносном смысле, вне первоначальной сферы употребления, сформировало у него большой спектр значений, в которых канон обозначает: 1) масштаб, критерий; 2) модель, образец; 3) правило, норма; 4) список, перечень. Канон – это такая культурная норма, которая достигла высшей внутренней обязательности и крайней формальной устойчивости. Как говорит о каноне специалист по истории древнеегипетской культуры Я. Ассман: «Здесь ничего нельзя добавить, ничего убавить или изменить».

Канон как норма культуры связан с письменной фиксацией культурной традиции в тексте, который становился ее хранилищем. Для сохранности культурной традиции текст не должен подвергаться изменениям. При переписывании текст не должен искажаться переписчиком, долг которого заключается в буквальном, точном воспроизведении текста. А в жизни необходимо буквально следовать смыслу того, что говорится в тексте. Но для соблюдения этого требования канона необходимо (1) донести до человека смысл канонического текста (= объяснить не только то, о чем говорит текст, но и для чего он это говорит) и (2) показать, как неизменный смысл канонического текста прилагать к меняющимся обстоятельствам и условиям жизни человека. Поэтому канон обрастает особыми процедурами комментирования (толкования) и интерпретации (приложения), которые связывают неизменное с изменчивым, прошлое с настоящим, идеальное с реальным, должное с сущим, абстрактное (норму, правило) с конкретным (действиями человека в данных обстоятельствах). Поэтому канон является не просто некоторым текстом, содержащим нормы культуры, а текстом, соединенным с определенным действиями, направленными на хранение (= неизменную передачу от поколения к поколению людей), комментирование и интерпретацию своего содержания.

Придание культурным нормам формы канона свидетельствует о высоком уровне развития общества, об отделении умственного труда от труда физического и появлении специализированного духовного производства, которое сохраняет, обрабатывает, применяет и усовершенствует накопленный данным обществом культурно-исторический опыт и знания. В качестве субъектов духовного производства в ранних цивилизациях выступала духовная (жречество, писцы, художники) и политическая (государственная бюрократия и политические деятели) элиты. Установление канона, как свидетельствует история, представляет собой сложный процесс отбора, анализа, систематизации, критики и утверждения определенной совокупности положений, которые становятся в дальнейшем мерилом, образцом, руководящим правилом для определенных сфер духовной жизни и деятельности общества. Так, например, утверждение канонического текста Библии потребовало несколько столетий труда множества религиозных деятелей и проведения нескольких Вселенских соборов христианской церкви, прежде чем была установлена совокупность книг, признаваемых церковью «боговдохновенными». При этом установление канонического текста Библии шло одновременно с установлением церковного канона – правил христианского вероучения, принципов организации церкви как общины верующих, способов отправления религиозного культа и т.д.

Создание письменности, позволившее зафиксировать культурно-исторический опыт и сделать его предметом анализа, разработки, систематизации, интерпретации, приложения к практической деятельности и отношениям людей в обществе, привело к тому, что появляются не только религиозные каноны, но и каноны в сфере художественной деятельности, каноны познания (логика как учение о правильных формах мысли), грамматические каноны (правила языка), кодексы - своды основополагающих государственных законов, в которых фиксируются основные принципы права.

Канон как форма культурной нормы в разных сферах культуры различается некоторыми особенностями. Так, в религиозной сфере священное содержание канонических норм диктует особенную жесткость их фиксации, они приобретают форму догм, неизменных положений. В сфере познания канон открыт для критики, обсуждения, проверки, уточнения. В сфере художественной культуры канон имеет образный, чувственно-конкретный характер, выступает как образец для подражания: образцовое произведение искусства или ряд таких произведений (классика), на которые ориентируются в своем творчестве художники. В сфере производственной деятельности канон выступает в виде стандарта, как перечня требований к качеству выпускаемой продукции, обоснованного соображениями ее практической полезности и безопасности для человека.  

Канон как форма нормы культуры, в отличие от обычаев, обрядов, ритуалов, воплощенных в практической деятельности и поведении людей, позволяет предметно зафиксировать норму культуры в тексте и образцовом произведении культуры. Наряду с памятью живых людей из поколения в поколение передающей обычаи, обряды, ритуалы, появляется предметно зафиксированная, сформулированная, организованная в систему совокупность норм культуры.

Каково же общественное предназначение норм культуры? Во-первых, нормы культуры вносят в общественную жизнь упорядоченность, регулярность. Во-вторых, нормы культуры выполняют регулятивную функцию, т.е. выступают регуляторами человеческого поведения. В-третьих, нормы культуры выполняют коммуникативную функцию. Они обеспечивают общение людей, делая его предсказуемым и понятным, поскольку люди следуют общепринятым правилам поведения и критериям оценки человеческих поступков. В-четвертых, нормы культуры фиксируют культурно-исторический опыт человечества, выделяют его лучшие достижения, которые становятся точками отсчета, ориентирами для последующего культурного развития человечества. Наконец, нормы культуры создают архитектонику духовного мира человека и общества, вырывают их из однолинейного мира сущего, из подчинения инстинктам, потребностям и практическим нуждам и выстраивают мир должного. Благодаря этому человек и общество в своей деятельности руководствуются не только соображениями потребностей и практической выгоды, но и критериями добра, истины, красоты, справедливости.

 

Контрольные вопросы:

(1) Чем отличаются культурные нормы от социальных? Назовите признаки культурных норм.

(2) Дайте определение таких форм культурных норм, как обычай, обряд, ритуал. Что есть общего у этих форм культурных норм?

(3) Каково происхождение слова «канон»?

(4) В чем заключаются особенности канона как формы культурной нормы? Какие существуют разновидности канонов?

(5) Какие функции выполняют культурные нормы в обществе?

 

Проблемные задания:

(1) Могут ли социальные нормы общества полностью противоречить культурным нормам?

(2) Попробуйте объяснить почему социальные нормы нуждаются в обосновании культурными нормами, а не наоборот.

(3) Какие нормы – культурные или социальные – меняются быстрее? Обоснуйте свой ответ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: