Человек в мире культуры

Триада культура-общество-личность представляет собой социально-философскую, культурологическую проблему, которая включает в себя множество аспектов. Например, вопросы о том, какую роль играет личность в культуре того или иного исторически конкретного общества, как увязываются интересы личности и общества, какое в целом существовало отношение к человеку в данной эпохе, какова роль личности в культурном прогрессе и т.д.

Для начала необходимо конкретизировать следующие понятия: человек и личность, индивид, индивидуальность и установить соотношения между ними.

Человек – высшая ступень в развитии живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Т.е. с одной стороны – это биологически родовое существо, с другой – создатель специфического мира, явившегося результатом мыслительной и творческой деятельности человечества. Тем не менее, только что родившийся ребенок, являясь человеком, еще не представляет собой личности. Умственно отсталые больные, принадлежа к роду человеческому, личностями никогда не становятся.

Личность – это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством предметной деятельности. Поясняя понятие «личность» через понятие «человек», можно сказать, что личность есть человек со сложившимся мировоззрением (системой взглядов на мир), самосознанием и способностью к творческой самореализации через деятельность. Самосознание представляет сознание и оценку человеком самого себя как субъекта практической, познавательной, культурной деятельности, как личности. На пути осознания самого себя как личности человек обязательно сталкивается с определением своей самости, отдельности, индивидуальности и общности, похожести с другими.

Индивид – это понятие выражает принадлежность человеческого существа к человеческому роду, характеризует человека как единичного представителя своего рода. Понятие «индивид» несет в себе как признак целостности субъекта, так и наличие у него особенных (индивидуальных) свойств. Т.о., употребляя слово «индивид», мы делаем акцент на родовых признаках, а не на личностных свойствах.

Итак, существуют определенные качества, характеризующие личность человека, культуру личности, степень его личности. Человек формируется в конкретном историческом времени. Оно, в свою очередь, включает в себя все «тело культуры», т.е. весь предыдущий опыт, культурную традицию, общекультурную и узкокультурную атмосферу.

К культурно-историческим качествам личности относятся способность суждения как основа интеллектуальной культуры, моральная рефлексия и совесть как обязательные составляющие этической культуры личности, вкус как специфическая способность, лежащая в основе эстетической культуры, как личности, так и общества, память и традиция как залог и потребность межличностного общения, нравственность и право как регулятивы поведения людей и гаранты обеспечения их безопасности.

Как маленький ребенок не сразу приходит к осознанию своей личности, так и человечество прошло долгий путь, отделив себя сначала от природы, а затем провозгласив уважение к чужой индивидуальности, утверждая творческий диалог непохожих, отдельных людей. Античность, средние века, Возрождение, Просвещение, ХIХ – ХХ в.в. – вот этапы взросления человечества. Каждая культурно-историческая эпоха по-своему видит человека и его место в мире.

Мировоззрение античности было космологичным. Мир представлялся человеку единым гармонично устроенным космосом, где каждый компонент был частью общего гармонического целого. Боги, люди, природа занимали почетное место в математически прекрасном мире, в котором жили древние греки. И человек тоже был частью этого мира. Изменить свою жизнь, судьбу он не мог, так как тем самым он разрушил бы красоту и гармонию космоса, что было в принципе невозможно (космические законы предопределяли повороты судьбы). Однако уже в античности появляются новые, отличные от космогонических, представления о человеке, древний римлянин часто ощущает себя уже отделенным от мира и других людей, а мир и других – часто враждебными ему.

Зародившееся в лоне римской империи христианство приносит с собой монотеизм, что будет способствовать затем возникновению философии средневековья – теоцентризму. В идеологии, социальной и культурной жизни эта общая мировоззренческая философия приведет к подчиненности человека Богу и Церкви, отказу от самопознания, аскетизму, полному посвящению себя служению идеалу. Культура Средневековья – прежде всего культ. Человек – служитель культа.

Отказ человечества от природной, посюсторонней своей сущности, от своей исключительности сменяется полным их признанием, когда впервые в истории западной культуры гуманисты Возрождения провозгласят антропоцентризм. В центре мира теперь находится человек, понимаемый как Личность, объединяющая в себе чувственное, интеллектуальное и творческое начала.

Новым этапом в самопознании человечества явилась эпоха Просвещения. Для Гердера, Канта, Гегеля человек интересен, прежде всего, как субъект культуры. Личность – творческая направленность, культура – освобождение через творчество.

Начало ХIХ века в философии, искусстве, культуре в целом ознаменовалось развитием романтической школы (Йоган Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Фридрих Шлегель и др.). Личность для романтиков – существо редкое, исключительное, обладающее творческой интуицией.

Знаменитый представитель волюнтаристского направления в философии Фридрих Ницше (1844-1900 гг.) в качестве первичной движущей силы видит свободную индивидуальную волю «Я», толчком к любому движению в человеческом мире «волю к власти».

Трагическим гуманизмом, ощущением боли человеческой личности проникнуты идеи философов-экзистенциалистов Ф. Кафки, Л. Шестова, Н. А. Бердяева, Ж.-П. Сартра, А. Камю. Философия существования с ее новым взглядом на человека как на покинутого Богом, одинокого становится популярной в ХХ ст. Важнейшими категориями экзистенциальной личности являются выбор, деяние и поступок, имеющие, прежде всего, конкретно-исторический смысл.

 

Культурная политика.

В современном обществе создана и функционирует сложная, высокоразвитая система духовного производства, которая обеспечивает производство, распространение и потребление культурных ценностей, их хранение и передачу. Она оказывает воздействие на производственную, экономическую, социальную и политическую сферы человеческой жизни, в свою очередь, находясь под влиянием. Практическая значимость системы духовного производства для современного общества проявляется в том, что во всех странах современного мира государство и общество управляют культурными процессами, как с помощью соответствующего законодательства, так и с использованием финансово-экономических, административных и политических средств. В современных странах существуют законы, регламентирующие деятельность системы образования и науки, работу средств массовой информации, охрану культурного наследия, охрану авторских прав как в сфере научно-технического, так и художественного творчества. Законодательно регламентируются право отдельного человека и групп людей на удовлетворение их культурных потребностей. Развитые государства ежегодно направляют значительную часть средств государственного бюджета на финансирование образования, науки, проектно-конструкторских исследований, на поддержание государственных учреждений культуры (музеев, театров, архивов, библиотек, хранилищ кинофотоматериалов, консерваторий и концертных залов и т.д.), охрану и реставрацию памятников культуры. Вокруг определения приоритетов культурного развития, его направлений, выделения средств, необходимых для реализации тех или иных культурных проектов, в современном обществе разворачиваются общественно-политические дискуссии и борьба.

В ХХ столетии как никогда прежде выявился огромный инновационный потенциал культуры, способной коренным образом изменять жизнь людей. В первую очередь это связано с научно-технической культурой. По оценке специалистов, современный научно-технический прогресс приводит к тому, что каждые 5-6 лет происходит смена поколений техники. Это значит, что соответствующим образом должны изменяться профессиональные знания и навыки людей, их образ жизни, потребности. Вместе с тем, выяснилась и огромная опасность стихийного развития культуры, использования достижений человеческого творчества в узкокорыстных интересах, для создания новых инструментов и форм подавления и угнетения человека. Поэтому одной из важных задач специалистов в области культуры, широкой общественности, руководителей государства является выработка и проведение продуманной культурной политики, т.е. политики в сфере культуры, определяющей цели культурного развития, основные принципы, методы и средства регулирования культурных процессов в современном обществе.

Особенность современной культурной политики, которая отличает ее от предшествующих эпох, когда государство использовало культуру (письменность, религию, искусство и т.д.) для собственного возвеличивания и оправдания (легитимации) заключается в том, что современная культурная политика реализуется публично. Культурная политика уже не является лишь делом одного государства, а совершается в публичной сфере, в которой происходит диалог государства и гражданского общества (разнообразных союзов и групп граждан). Эта публичная сфера создает для гражданского общества возможность влиять на государственную политику в сфере культуры, выражать свои культурные потребности и интересы, отстаивать свои культурные права. Такое развитие культуры находит выражение в появлении общественных общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, негосударственной прессы и книгопечатания, создании сети публичных библиотек, театров, музеев, в появлении и развитии новых видов искусства, в превращении науки в социальный институт по производству научных знаний и способов их практического использования.

Новое измерение современной культурной политики появляется у нее тогда, когда процессы глобализации выводят ее за пределы внутренних дел государства или межгосударственных отношений и соглашений. Глобальное измерение современной культурной политики возникает под влиянием негативного опыта колониализма и тоталитаризма, которые разделяли культурные достижения разных народов на “высшие” и “низшие”, на такие, которые имеют право на существование и такие, которые такого права не имеют. Иными факторами, придающими глобальное измерение культурной политике и делающим актуальным ее разработку и проведение являются: - интернационализация культурной жизни современного человечества; - возрастание культурных контактов и обменов культурными достижениями разных стран; - увеличение значения культуры в социально-экономическом и технико-технологическом развитии и потребность достижения сбалансированного устойчивого развития. В этом проблемно-историческом контексте постепенно формируется современное понимание культурной политики.

Определяющую роль в выработке современной культурной политики играет ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования и культуры. На Всемирной конференции по политике в области культуры, которую ЮНЕСКО провела в Мексике 26 июля – 6 августа 1982 года, была принята Декларация Мехико по политике в области культуры, сформулировавшая основные принципы современной культурной политики. 

ЮНЕСКО при определении принципов культурной политики исходит из широкого понимания культуры как совокупности «ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу». Культура в таком понимании включает в себя, «помимо искусства и литературы, образы жизни человека, основные права человека, системы ценностей, традиции и веры».

Одним из основополагающих принципов культурной политики является принцип единства и многообразия культуры. Это принцип означает, что, во-первых, мировая культура представляет собой результат культурного творчества всех народов, составляющих человечество. Культура каждого народа является частью мировой культуры. Из этого следует несколько выводов. Во-первых, отказ от деления культур на «высшие» и «низшие». Декларация Мехико утверждает: «Необходимо признать равенство в достоинстве всех культур и право каждого народа и каждого культурного сообщества утверждать, сохранять свою культурную самобытность и обеспечивать ее уважение». Во-вторых, сохранение культуры – это долг не только народа ее создавшего, но и всего международного сообщества, поскольку произведения культуры этого народа являются частью мировой культуры. Декларация Мехико провозглашает: «Международное сообщество считает своим долгом сохранять и защищать культурное наследие каждого народа». Исходя из этого положения, ЮНЕСКО разработала и осуществляет программу охраны памятников мировой кульуры. В частности, в число таких памятников включен Софийский собор в Киеве. На его реставрацию ЮНЕСКО выделяла специальные средства. В-третьих, сохранение и утверждение культуры каждого народа не означает культурной самоизоляции. «Культурная самобытность народов обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов. Культура – это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других; в изоляции она увядает и погибает» - говорится в Декларации Мехико.   

Следующий принцип культурной политики – это принцип культурного измерения развития человечества. Суть этого принципа заключается в том, что любые программы развития человеческого общества – экономические, социальные, политические, научно-технические – должны включать в себя в качестве составной части и в качестве критерия необходимости подобных программ, культурный аспект. Нельзя забывать, что человек – это начало и конечная цель развития. Цель развития - не рост производства, доходов и потребления самих по себе, а их влияние на возможности развития и совершенствования человека, на более полное удовлетворение его духовных запросов. Необходимо гуманизировать развитие человечества, придать планам и стратегиям развития сбалансированный характер. 

Одним из важнейших принципов культурной политики, провозглашенных в Декларации Мехико, является принцип культурной демократии. В основе этого принципа лежит понимание того, что культура создается обществом и поэтому принадлежит всему обществу; создание культуры и пользование ее благами не должны быть привилегией элиты. Декларация Мехико подчеркивает: «Культурная демократия основывается на максимально широком участии человека и общества в производстве продуктов культуры, в процессе принятия решений, затрагивающих культурную жизнь, в распространении и использовании культуры.» Культурная демократия не совместима с дискриминацией, с попытками ограничить участие людей в создании, распространении и пользовании культурой на основании их социального положения и происхождения, пола, языка, национальности, религиозных убеждений, принадлежности к этническим группам. Культурная демократия предполагает географическую и административную децентрализацию культурной жизни, более равномерное распределение культурных центров по территории страны, приближение их к нуждам и потребностям населения конкретных регионов, определение культурных планов и программ в ходе диалога власти и граждан. 

Развитие культуры любого народа и любой страны в современном мире не может происходить вне рамок международного сотрудничества. Международное культурное сотрудничество как принцип культурной политики должно способствовать взаимопониманию народов, созданию в их отношениях атмосферы уважения, доверия, диалога и мира. Международное культурное сотрудничество должно основываться на уважении достоинства и ценности каждой культуры, на отказе от попыток установления каких-либо форм неравенства, подчинения или замены одной культуры другой, на равновесии в культурных обменах.

В Декларации Мехико также было уделено особое внимание проблемам взаимоотношений культуры с современными средствами массовой информации и коммуникации, а также с индустрией культуры, продукцией которой является массовая культура (популярная музыка, кино, мода и т.п.). Современные средства массовой коммуникации формируют образ мира, в котором мы живем. И этот образ может быть как правдивым, так и ложным, как многосторонним, так и весьма однобоким. Многое здесь определяется тем, кто создает информационный образ и откуда исходят информационные потоки.

К началу 80-х годов ХХ века четыре крупнейших информационных агентства (Франс Пресс, Рейтер и два американские – Асошиейтед Пресс и Юнайтед Пресс Интернешнл) собирали, обрабатывали и распространяли 80% информации, предназначенной для читателей газет во всем мире. Сегодня, по оценкам специалистов, почти 90% центров производства и распространения информации в сети Интернет находятся в США. Такая концентрация центров производства и распространения информации сама по себе, даже независимо от чьей-либо воли, уже создает предпосылки для возникновения несбалансированности информационных потоков, затрудняет культурам многих народов доступ к мировому информационному пространству.

Сложной проблемой современной мировой культуры является индустрия культуры и ее продукция – массовая культура. Даже не зависимо от наших оценок эстетических и моральных ценностей, пропагандируемых массовой культурой, совершенно очевидным является ее унифицирующее воздействие на умы и вкусы людей, размывание национальных культурных традиций, весьма агрессивное поведение в информационном пространстве, в котором ею завоевана огромная часть, совершенно несоразмерная с тем содержанием, которое она несет.

Заслугой Всемирной конференции по политике в области культуры, которая была проведена ЮНЕСКО в Мексике, явилось то, что она сформулировала основные принципы культурной политики, привлекла внимание международной общественности к сложным проблемам мирового культурного развития и призвала к поиску решений.

Истекшие десятилетия показали, что основные ориентиры культурной политики в Декларации Мехико были определены верно. Вместе с тем, время выдвинуло и новые проблемы культурной политики, которые обсуждались на целом ряде международных форумов и нашли отражение в таких документах, как “Декларация конференции министров культуры Движения неприсоединения” (Колумбия,1997), “Заключение Панафриканской консультации по культурной политике для развития” (Того, 1998), Хартия “Про культура”, принятая конференцией, проводившейся Советом Европы в 1997 году. ЮНЕСКО в 1998 году в Стокгольме провела межгосударственную конференцию, на которой был принят “План действий по культурной политике для развития”.

“План действий” подтверждает основные принципы культурной политики, сформулированные в Декларации Мехико, но, вместе с тем, он выдвигает и некоторые новые проблемы культурной политики. Конец ХХ века оказался омраченным чередой гражданских конфликтов в целом ряде африканских и азиатских государств, на Балканах и Кавказе, где одним из источников стала культурная нетерпимость, столкновение людей на почве различий их религиозных убеждений, языка, этнической и национальной принадлежности. Эти события показали, что настоятельной потребностью культурной политики стала задача развития и поощрения культуры мира. Существенными компонентами этой культуры мира является развитие толерантного отношения к носителям другой культуры и межкультурного диалога. На национальном уровне “План действий” рекомендует проводить такую культурную политику, которая “стремится создавать ощущение нации как многоликого сообщества в пределах структуры национального единства – сообщества, воплощенного в ценностях, которые могут разделяться всеми мужчинами и женщинами и давать доступ, пространство и голос всем его членам”. Многие современные государства сталкиваются с внутренними противоречиями между отдельными группами своего населения и для их преодоления стремятся проводить политику социальной интеграции (объединения). В связи с этим, “План действий” при проведении культурной политику, направленной на улучшение социальной интеграции, рекомендует уделять особое внимание обеспечению более широкого доступа к культуре всех секторов населения страны.

Подводя итоги, можно сказать, что культурная политика становится объективно необходимой составной частью современного социокультурного процесса, является обратной связью, самоконтролем как способами сохранения целостности, устойчивого прогресса, гуманистической направленности развития человечества. Как совокупность целей, средств и методов, которые характеризуют сознательное вмешательство людей в социокультурные процессы с целью регулирования и управления ими, современную культурную политику можно определить следующим образом: “Культурная политика – это предоставление личности средств и возможностей познакомиться с культурным наследием прошлого и культурным потенциалом современности в социальном контексте. Она опирается на индивидуальный опыт, но организуется в масштабах всего общества и поэтому охватывает органы власти всех уровней, правительственные организации, структуры гражданского общества, политические партии, коммерческие компании и творческие союзы. Формирование политики в значительной степени сводится к принятию решений относительно функций каждого из этих разных и часто конкурирующих между собою уровней, и определению взаимоотношений между ними.” Это определение культурной политики, которое принадлежит эксперту Совета Европы С. Манди, в первую очередь акцентирует наше внимание на участниках-субъектах культурной политики, т.е. тех, кто участвует в выработке и осуществлении решений по вопросам, касающимся функционирования и развития культуры современного общества. С точки зрения своего объективного содержания, культурная политика может быть определена как совокупность отношений различных групп и институтов современного общества, которые складываются между ними по поводу производства, распределения, обмена и потребления культурных благ (ценностей). Культура, начиная с ее высших форм (духовная, нравственная, художественная, научная, политическая) и заканчивая ее простыми, но оттого не менее важными формами (технологическая и производственная культура, культура поведения и общения, культура быта), становится одним и из важнейших ресурсов общественного и индивидуального развития. Поэтому отношения, которые складываются в обществе вокруг культуры (объективное содержание культурной политики) и управление и регулирование ими (культурная политика как субъективная, сознательная деятельность) являются характерной чертой социокультурных процессов современного общества.

Основные проблемы и принципы культурной политики, ее содержание, которые коротко были рассмотрены в данном разделе, то внимание, которое им уделяет международное сообщество, - все это демонстрирует сколь важное место в жизни современного общества и человека занимает культура. Знание культуры собственного народа и мировой культуры способствует духовному развитию человека, обогащению его духовного мира. Знание и понимание культур других народов, уважение их достоинства и умение достойно представить культуру собственного народа – отличительные черты современного по-настоящему культурного человека.      

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение культурной политики.

2. Назовите основные принципы культурной политики.

3. Что такое культурная демократия как принцип культурной политики?

4. Почему необходимо международное культурное сотрудничество?

5. Что такое дискриминация людей? Допустима ли в демократической культурной политике дискриминация? 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: