Не позднее 19 июня 2009 г. 1 страница

Компартия Индии (маоистская)

Пер. с англ.— О. Торбасов, О. Мартов.

Marxism-Leninism-Maoism, Basic Course.

Не позднее 19 июня 2009 г.

 

Опубликовано 11.06.2014

Оглавление

 

1. Введение. 1

2. Что такое МЛМ-идеи?. 2

3. Социально-экономические условия, которые привели к рождению марксизма. 2

4. Ранние годы Маркса и Энгельса, прежде чем они стали марксистами. 4

5. Три источника марксизма. 6

6. Основные положения марксистской философии: диалектический и исторический материализм.. 7

7. Борьба против утопического социализма и основание научного социализма. 8

8. Марксистская политическая экономия. 9

9. Марксизм устанавливает связь с рабочим классом.. 10

10.    Уроки Парижской Коммуны.. 11

11.    Распространение марксизма и подъём оппортунизма. 12

12.    Марксизм в России, ранние годы Ленина. 13

13.    Ленин и пролетарская партия нового типа. 14

14.    Русская буржуазная революция 1905 года: развитие пролетарской тактики. 15

15.    Первая мировая война: оппортунизм против революционной тактики. 17

16.    Ленинский анализ империализма, высшей стадии капитализма. 18

17.    Великая Октябрьская социалистическая революция. 19

18.    Образование Третьего Интернационала. 20

19.    Национальный и колониальный вопрос. 21

20.    Ранняя жизнь Сталина и его революционная деятельность до революции 1917 года. 22

21.    Российский опыт строительства социализма. 24

22.    Военный коммунизм.. 25

23.    Новая экономическая политика. 25

24.    Социалистическая индустриализация. 25

25.    Коллективизация сельского хозяйства. 25

26.    Ошибки в российском опыте. 26

27.    Борьба против троцкизма и других оппортунистических тенденций. 27

28.    Тактика в период Второй мировой войны.. 28

29.    Ранние годы Мао. 29

30.    Борьба Мао против правой и «левой» линий и победа китайской революции. 31

31.    Первая гражданская революционная война. 31

32.    Вторая гражданская революционная война. 32

33.    Война сопротивления японским захватчикам.. 33

34.    Третья гражданская революционная война. 33

35.    Революционный путь для колоний и полуколоний. 33

36.    Мао о философии. 34

37.    Теория познания. 34

38.    О противоречиях. 35

39.    Мао о партии. 36

40.    Демократический централизм.. 36

41.    Борьба двух линий. 36

42.    Линия масс. 37

43.    Строительство социализма: китайский опыт. 37

44.    Генеральная линия и поэтапная коллективизация. 37

45.    Диалектический подход Мао к процессу социалистического строительства. 38

46.    Большой скачок и рождение народных коммун. 38

47.    Борьба со сторонниками капиталистического пути. 39

48.    Великая полемика — борьба Мао против новейшего ревизионизма Хрущёва. 40

49.    Великая пролетарская культурная революция. 41

50.    После смерти Мао. 43

 

 

1. Введение

Большинство из нас, революционных активистов, люди «практические». Мы думаем так: «К чему беспокоиться об идеологии, теории и всяком таком… Это дело специалистов и „интеллектуалов“… Самое важное — это работу вести». Низовые активисты полагают достаточным, что ЦК и другие комитеты высшего уровня проведут исследование и обеспечат руководство; а зачастую и многие в комитетах считают, что прочая работа слишком настоятельна, чтобы «оставлять» много времени на теорию.

С другой стороны, кое-кто думает, что необходимо знать все труды Великих Учителей, чтобы работать «правильно». Они тратят огромное время, пытаясь прочитать всё, и имеют склонность принимать всё прочитанное как догму.

В нашем деле нужно избежать обеих крайностей. Все товарищи должны уделять достаточное время и внимание учёбе, чтобы понимать сущность нашей идеологии — марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи. Необходимо не знать наизусть множество книг, а глубоко понимать существенные и основные аспекты нашей руководящей идеологии. Тогда, применяя её в повседневной работе, мы можем замечательно улучшить свою практику, как на индивидуальном уровне, так и у партии в целом. Весьма часто мы постигаем и анализируем окружающий мир, опираясь только на свой ограниченный опыт и потому приходя к ошибочным заключениям. Правильное понимание МЛМ-идей может помочь преодолеть такие ошибки. Иначе поверхностное понимание может привести к следованию лишь букве партийных решений и непониманию по существу их духа. Таких ошибок также можно избежать, глубже овладев МЛМ-идеями. Изучая МЛМ-идеи, мы учимся на положительном и отрицательном опыте мировой революции; учимся усваивать лучшие образцы, различать хорошее и плохое в своей практике. Мы также учимся распознавать, критиковать и поражать всевозможный оппортунизм. Короче говоря, МЛМ-идеи есть необходимость для формирования нашей практики в свете теории.

Этот «Краткий курс» МЛМ-идей призван представить активистам понимание принципиальных аспектов нашей идеологии. Наша идеология является, прежде всего, «практической» теорией, то есть подлежащей осуществлению и воплощению на практике. Сама эта теория возникла в ходе длительной классовой борьбы. Поэтому важно понимать конкретные материальные условия и социальную практику, в которых Великие Учители пролетариата — Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин и Мао — раскрыли и сформулировали её основные принципы. Поэтому эта книга представляет собой исторический очерк процесса роста и развития МЛМ-идей. Основные концепции по возможности представлены ссылками на породившие их социально-экономические условия, главные политические события и классовые столкновения. Чтобы детально разобраться в каждом конкретном аспекте, нужно более конкретное исследование. Этот же краткий курс призван обеспечить самую основу понимания динамического процесса развития нашей идеологии, описав при каких исторических условиях и обстоятельствах возникли конкретные положения.

Итак, начнём наше исследование.

2. Что такое МЛМ-идеи?

Партия, руководящая революцией,— это коммунистическая партия, а идеология, направляющая мышление и практику коммунистической партии — это марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи. Это всем нам известно. Но многие из нас не вполне уверены в том, что в точности такое коммунистическая идеология или МЛМ-идеи и каковы различные элементы и аспекты этой идеологии. Довольно многие понимают эти идеи просто как идеи Маркса, Ленина и Мао. Такое понимание неполно, неудовлетворительно и поверхностно. Требуется углубиться в вопрос и понять его внутреннюю сущность. Поэтому давайте для начала попытаемся понять сущность МЛМ-идей.

Когда Маркс и Энгельс ещё только начинали развивать и распространять свою теорию коммунизма, Энгельс в 1847 г. написал брошюру «Принципы коммунизма». В ней он определил, что такое коммунизм, следующим очень простым образом: «Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата». Так Энгельс вкратце объяснил, что сущность коммунистической идеологии — это обеспечить теорию того, что необходимо для достижения окончательного освобождения рабочего класса (пролетариата). Эта свобода будет достигнута установлением коммунистического общества.

Сталин объяснил то же следующим образом: «Марксизм есть наука о законах развития природы и общества, наука о революции угнетённых и эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех странах, наука о строительстве коммунистического общества». Так Сталин охарактеризовал ширину охвата марксизма. Во-первых, это наука, обеспечивающая ответы на вопросы, касающиеся не только общества, но также и всей природы. То есть марксизм есть всеохватывающая наука. Во-вторых, это наука касательно революции; и это революция не богатых (как прежние буржуазные революции капиталистического класса), но бедных и трудящихся масс. В-третьих, это наука строительства социалистического и коммунистического общества.

Эта наука сегодня называется марксизмом-ленинизмом-маоцзэдунъидеями по имени трёх Учи́телей, сыгравших величайшую роль в её основании и развитии,— Карла Маркса, Владимира Ленина и Мао Цзэдуна. Помимо этих трёх, мы признаём ещё двух великих Учителей, сыгравших огромную роль,— Фридриха Энгельса и Иосифа Сталина. Энгельс был товарищем Маркса, тесно сотрудничавшим с ним в закладывании основ марксизма, а также продвигавший его после смерти Маркса. Сталин защищал и развивал марксизм-ленинизм после смерти Ленина.

Марксизм был первоначально разработан Марксом, с помощью Энгельса, более 150 лет назад. Главные составляющие марксизма таковы: философия диалектического материализма и материалистическое понимание истории, иначе говоря, исторический материализм; марксистская политическая экономия, сформулировавшая законы движения капитализма, его противоречия и учение о прибавочной стоимости, раскрывающее источник эксплуатации; теория научного социализма, основанная на учении о классовой борьбе и очерчивающая тактические принципы классовой борьбы пролетариата.

Ленинизм — это марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Он был первоначально разработан Лениным на повороте века в ходе российской революции, борьбы против оппортунизма Ⅱ Интернационала и развития международного коммунистического движения к Ⅲ Интернационалу. Ленинизм, защищая и развивая марксизм, сделал следующие значительные вклады: открытие закона движения капитализма при империализме и войн империалистических держав как его неизбежного следствия; качественное развитие теории и практики пролетарской революции во время буржуазно-демократической революции, а также социалистической революции; ясное понимание диктатуры пролетариата, а также первоначальных принципов социалистического строительства; обеспечение теории и руководства национальному движению и движениям в колониях, увязывание национально-освободительных движений с мировой социалистической революцией; развитие организационных принципов ленинской партии — партии нового типа. Сталин, защищая и развивая ленинизм, внёс особенный вклад в принципы и законы периода социалистического строительства.

Маоцзэдунъидеи — это развитие марксизма-ленинизма в применении к настоящей эпохе. Они были разработаны Мао в ходе китайской революции, в процессе социалистического строительства, в борьбе против современного ревизионизма и особенно в течение Великой пролетарской культурной революции. Вклад маоцзэдунъидей включает: теорию противоречий, развитие теории познания и формулирование массовой линии — «черпать у масс и нести в массы»; теорию новой демократии, формулирование революционного пути для колоний и полуколоний и формулу насчёт трёх чудодейственных средств революции — партии, народной армии и единого фронта; теорию затяжной народной войны и развитие принципов ведения войны; развитие организационных принципов пролетарской партии через понимание борьбы двух линий, кампаний за исправление, критики и самокритики; развитие политической экономии социализма на основе советского и китайского опыта и диалектического понимания процесса социалистического строительства как правильного обращения с противоречиями в процессе перехода к социализму; наконец, что самое важное, теорию и практику продолжения революции при диктатуре пролетариата для укрепления социализма, поражения современного ревизионизма и предотвращения реставрации капитализма, и их конкретное выражение в Великой пролетарской культурной революции.

Марксизм, ленинизм и маоцзэдунъидеи не есть, таким образом, отдельные идеологии, но представляют постоянно растущую и развивающуюся одну и ту же идеологию. Далее мы постараемся проследить историю процесса её развития. При этом мы также постараемся понять сущность её различных элементов и аспектов, перечисленных выше. Этот список может показаться длинным и трудным, но не обязательно окажется таковым. Сосредоточившись и постаравшись понять самую сущность каждого аспекта в его историческом контексте, мы сможем уяснить многое.

3. Социально-экономические условия, которые привели к рождению марксизма

Как мы увидим далее, марксизм учит нас, что любая идея или теория всегда является продуктом некоторых материальных условий. Когда устанавливаются новые материальные условия, неизбежно рождаются новые идеи и теории. Та же истина применима и к самому марксизму. Поэтому чтобы лучше понять марксизм, мы должны постараться понять материальные условия, то есть социально-экономические условия, в которых Маркс и Энгельс его разработали.

Марксизм сложился более 150 лет назад, в 1840-х, поначалу в Европе, которая в то время господствовала над всем миром в экономическом, политическом и военном отношениях. Это мировое господство было таким, что почти все ранее передовые цивилизации, такие как Индия, Китай и Персия, подчинились ему. Маркс и Энгельс родились и жили в некоторых из наиболее экономически передовых областях Европы, когда разрабатывали идеи марксизма. Они наблюдали, участвовали и испытывали влияние всех основных политических событий того времени. Поэтому чтобы понять, как зародился марксизм, мы для начала должны бросить взгляд на Европу того времени и отметить главные факторы тогдашней социально-экономической ситуации.

1. Самым важным фактором была промышленная революция, длившаяся примерно с 1760-го по 1830-й, и, хотя и имевшая свой центр в Англии, повлиявшая на весь мир. Промышленная революция была так названа потому, что это в эти семьдесят лет мир впервые увидел взрывной и революционный взлёт промышленного развития. В это время современные крупные фабрики впервые основывались и росли стремительными темпами, особенно в Англии. Наряду с этим, происходило огромное расширение мирового рынка, распространявшего товары английской промышленности во все части света. Хотя крупные фабрики также возникали и в других странах, таких как Франция, Голландия, Германия, США, Англия в этот период безраздельно господствовала. Её господство было таким, что её стали звать «мастерской мира», поставлявшей промышленные товары во все страны.

Промышленная революция преобразовала капиталистический класс. Ранее он не был так силён в экономическом отношении и являлся средним классом (и назывался буржуазией, поскольку «буржуа» по-французски означает средний класс). Но в ходе промышленной революции средний класс преобразовался в класс промышленников-миллионеров — современную промышленную буржуазию. Несказанные богатства этого нового класса дали ему силу более мощно оспорить ещё сохранявшееся правление феодальных классов.

Наряду с современной промышленной буржуазией промышленная революция породила ещё один класс — современный промышленный рабочий класс, или пролетариат. Этот класс, состоящий из рабочих, тысячами совместно трудящихся на крупных фабриках, столь же сильно отличался от прежних рабочих, трудившихся малыми группами в крошечных мастерских. Современные пролетарии не владели ничем, кроме лишь своей способности к труду, и имели силу и уверенность, незнакомые прежним поколениям рабочих и ремесленников. Эта сила происходила от их контакта с современной промышленностью, их дисциплины, усвоенной из фабричной системы, и их высшей организации, поскольку множество рабочих собирались на одной фабрике под одной крышей. Их положение в обществе сделало их потенциально самой революционной силой в истории.

2. Другим важным фактором было то, что господствовало над политической ситуацией в Европе того времени. Это была волна буржуазно-демократических революций, возглавляемых поднимающимся капиталистическим классом, самой важной из которых была Французская революция 1789 г. Эта революция не только вызвала радикальные перемены во Франции, но и привела к наполеоновским войнам, в которых армии французской буржуазии завоевали почти всю Европу, проводя уничтожающие феодализм буржуазные реформы повсюду, где проходили. Таким образом, они нанесли смертельный удар монархиям и старым феодальным классам. Хотя французские армии в дальнейшем потерпели поражение, старые правящие классы так и не смогли восстановить своё прежнее положение. Современная буржуазия продолжила эту революционную волну множеством других буржуазных революций, которые привели к окончательному поражению феодальных классов и победе капитализма как мировой системы.

Как с экономической, так и с политической точки зрения период зарождения марксизма был отмечен великими достижениями и победами капиталистического класса, его окончательным утверждением у власти в наиболее развитых, господствующих странах мира.

3. Хотя это был период величайшего продвижения буржуазии, главным фактором, породившим тогда марксизм, был подъём сознательности рабочего класса и пролетарских организаций и движений, что ознаменовало появление пролетариата как независимой и обладающей самосознанием силы.

Этот подъём классово сознательного пролетариата произошёл сначала в Англии и Франции, в первую очередь благодаря широкому распространению в этих странах современной промышленности. Распространение современной промышленности, хотя и принесло огромные богатства буржуазии, в то же время означало самые бесчеловечные условия труда и жизни для рабочего класса. Почти три четверти рабочей силы составляли женщины и дети, поскольку они обеспечивали капиталистам более дешёвую и легче контролируемую рабочую силу. Дети в возрасте от шести лет принуждались работать четырнадцать — шестнадцать часов на прядильных фабриках. Пока буржуазия накапливала всё больше богатств, рабочие впадали во всё большую нищету. В то время как владельцы ткацких производств во много раз умножали свой капитал, заработная плата их ткачей сократилась до одной восьмой от прежней.

Таким образом, условия пролетариата были таковы, что восстание было не просто возможно, но почти неизбежно. Первые такие вспышки были стихийными, без ясного направления. Примером была проповедь луддитов в 1810—1811 гг. в Англии, где группы ткачей нападали на текстильные фабрики и разрушали все машины, которые могли. Это был их метод протеста против современной промышленности, которая разрушала самые их жизненные основы. Такие протесты, не имея ясного направления и будучи жестоко подавленными, быстро сошли на нет.

Последовало распространение и рост рабочего движения и рабочих организаций, которые давали ответ и направление борющемуся пролетариату. Ранние союзы, ограниченные квалифицированными рабочими, появлялись с 1818 г., объединяя всех трудящихся мужчин в том, что было затем названо «всеобщими профессиональными» союзами. С ростом этих союзов в Англии начало выстраиваться движение за формирование национального союза. После создания, к 1833—1834 гг., он насчитывал 500 000 членов. Наряду с профсоюзами, рабочие также организовывались в кооперативы и общества взаимопомощи. В других странах, где профсоюзы часто запрещались, это были главные формы организации рабочего класса, также росшие в числе и силе.

С ростом рабочих организаций в 1837 г. рабочие в Британии учредили чартистское движение, потребовавшее для рабочих избирательных прав. Это было первое широкое, подлинно массовое, политически организованное пролетарское революционное движение. Оно использовало метод массовых обращений к парламенту, чем-то подобные кампаниям сбора подписей, иногда организуемым сегодня. Эти обращения собирали до 5 миллионов подписей. В некоторых чартистских демонстрациях участвовало 350 000 человек, что показывало организованную силу рабочего класса. Но когда это движение обрело силу и воинственность, оно столкнулось с жестокими репрессиями и к 1850 г. было подавлено. В начале 1840-х, пребывая в английском Манчестере, Энгельс поддерживал плотный контакт с революционными лидерами чартистов и их еженедельником «Ди нордерн стар», испытав влияние чартистского движения.

Растущая боевитость рабочего движения в этот период часто приводила и к первым рабочим восстаниям, которые жестоко подавлялись. Например: восстания в Лондоне в 1816 г. и Манчестере в 1819 г., восстания ткачей Лиона (Франция) в 1831 и 1834 гг. и Силезии (Пруссия, ныне часть Польши) в 1844 г. Последнее сильно повлияло на всю Германию, как и на молодого Маркса.

Таким образом, к 1840-м годам пролетарское движение быстро росло в силе и интенсивности во многих промышленных странах. Однако оно было ещё очень слабо и неспособно представить угрозу ни господствующей крупной буржуазии, ни старым феодальным правящим классам. И всё же возникновение пролетариата как независимой классовой силы было событием мирового исторического значения. Материальное воплощение пролетариата в то же время означало рождение идей, представляющих этот новый революционный класс. Появилось множество идей и теорий, претендующих представлять интересы рабочего класса. Среди них был впервые сформулированный в 1840-х марксизм. И, при том, что из одних и тех же экономических условий возникло множество теорий, только марксизм обеспечил инструментарий для правильного понимания этих условий, а также и для их изменения. Поэтому в дальнейшем только марксизм показал себя подлинно пролетарской идеологией.

4. Ранние годы Маркса и Энгельса, прежде чем они стали марксистами

Конечно, никто не может родиться марксистом — даже сам Маркс. Нужно пройти процесс, в котором идеи и взгляды развиваются, формулируются и обретают основные очертания, которые можно назвать идеологией. Естественно, Маркс и Энгельс должны были пройти такой процесс, прежде чем прийти к открытию и самим уяснить основные истины, которые мы сегодня знаем как марксизм. Этот идейный процесс был естественным образом в огромной степени определён конкретным опытом, который они оба прошли. Поэтому для более глубокого понимания давайте бросим краткий взгляд на ранние годы этих двух великих учи́телей.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в Трире, который тогда относился к Рейнской Пруссии, а сегодня в Германии. Его отец, Генрих Маркс, был одним из ведущих юристов в городе. Семья была благополучная и культурная, но не революционная. Родители Маркса происходили из долгой династии иудейских священников. Поэтому, хотя экономически у них было всё в порядке, они сталкивались с социальной дискриминацией в антисемитской атмосфере Пруссии. В 1816 г. отец Маркса был вынужден перейти в христианство, поскольку прусское правительство выпустило тогда постановление, запрещавшее иудеям юридическую практику. А в 1824 г. был принят ещё один прусский закон, препятствовавший приёму нехристиан в общественные школы. Из-за этого Генрих Маркс был вынужден крестить своего сына Карла, как и всех его братьев и сестёр. Так, не будучи приверженцем никакой церковной организации, отец Маркса был вынужден принять новую веру, чтобы заниматься своей профессией и дать детям хорошее образование.

Родина Маркса, Трир,— старейший город в Германии, который много веков был резиденцией римских императоров, а затем — католических епископов (город и окрестности находились под церковным управлением). В августе 1794 г. французы захватили город, установили гражданскую администрацию, принеся идеи и учреждения французской революции. Город вернулся в руки прусского короля после поражения Наполеона в 1815 г. Так что во времена детства и юности Маркса он ещё сохранял решающий отпечаток двадцати одного года французских революционных идей.

Трир — маленький город, вроде наших райцентров 1, с населением тогда около 12 тыс. В первую очередь это был рынок, обслуживающий окрестности, на протяжении столетий славящиеся виноградарством. Занятия его населения были типичны для «обслуживающего» города — чиновники, священники, мелкие купцы, ремесленники и т. д. Он остался незатронутым промышленной революцией и, таким образом, сравнительно отсталым в экономическом отношении. В юности Маркса город страдал от бедности в высокой степени. Официальная статистика в 1830 г. показала, что безработным был каждый четвёртый, хотя на самом деле уровень безработицы был много выше. Обычны были попрошайки и проститутки на улицах, а мелкая преступность вроде карманных краж была чрезвычайно распространена. Так что Маркс с са́мой юности был свидетелем нищеты бедных трудящихся классов.

С 1831 по 1835 г. Маркс учился в Гимназии Фридриха-Вильгельма. Через три недели после её окончания он был послан для дальнейшего обучения на юридический факультет университета в сорока милях от Трира, в Бонне (важный центр, нынешняя столица Германии). Маркс, мечтавший изучить возможно больше, немедленно записался на девять курсов, помимо права, включавшие поэзию, литературу, искусство и т. д. Поначалу он регулярно посещал лекции, но постепенно утратил к ним интерес, в частности, к лекциям по праву, которые нашёл сухими и негодными. Тогда он сократил число курсов до шести, а затем и до четырёх.

Маркс решил учиться самостоятельно и вскоре втянулся в бурную студенческую жизнь. Увлекаясь поэзией, он присоединился к «Союзу поэтов», кружку молодых авторов, основанному революционными студентами. В постоянной борьбе между сыновьями феодальной знати и буржуазии он вскоре стал лидером буржуазной группы. Он часто участвовал в драках, а иногда и в дуэлях, в одной из которых был ранен в правую бровь; носил стилет, за который однажды был арестован и на него было заведено дело. Как-то он был приговорён к однодневному заключению в университетской тюрьме для студентов по обвинению в «ночном дебоше и пьянстве». В итоге, отец забрал его из Боннского университета обратно в Трир в августе 1836 г.

Пребывая в Трире он втайне заключил помолвку с Женни фон Вестфален, дочерью барона фон Вестфален, вельможи и прусского правительственного чиновника, которая была четырьмя годами старше его. Женни и Карл дружили с детства и решили пожениться, когда он ещё ходил в школу. Теперь они заключили помолвку с согласия родителей Карла, но без согласия родителей Женни, которое было получено только в 1837 г.

В октябре 1836 г. Маркс едет в Берлинский университет, в столицу Пруссии. Этот университет, известный как главный учебный центр, был гораздо больше Боннского. Едва записавшись на университетские курсы, Маркс нырнул в гущу работы. Ночь за ночью он корпел, нерегулярно питаясь, много куря, штудируя толстые тома и заполняя тетради. Вместо формальных классных занятий Маркс учился сам. Интенсивно работая, он переходил от права к философии, поэзии, искусству, к литературному мастерству, а затем опять к философии и поэзии. Перенапряжение сказалось на здоровье, в частности, лёгкие поразил туберкулёз, так что он иногда был вынужден брать паузу. Но он всегда возвращался к своим привычкам чрезмерной работы, глотая книги от античных авторов до новейших трудов учёных и философов. Он питал склонность к философии, всегда ищущей универсального смысла, абсолюта в принципах, определениях и концепциях.

На втором году в этом университете Маркс присоединился к группе студентов и преподавателей философии, называвшейся младогегельянцами. Они были последователями знаменитого немецкого философа Фридриха Гегеля, преподававшего в Берлинском университете и скончавшегося в 1830 г. Они пытались дать гегелевской философии радикальное истолкование, за что их иногда называли левыми гегельянцами. Одним из друзей Маркса в этой группе, её интеллектуальным лидером, был профессор Бруно Бауэр, воинствующий атеист, постоянно нападавший на церковные учения. Эти нападки, вкупе с радикальными политическими взглядами младогегельянцев, сделали его мишенью прусских властей. Так что когда Маркс завершил свою диссертацию, он не смог защититься в Берлинском университете, в котором господствовали реакционные назначенцы прусского правительства. Завершив свои исследования в Берлине, он получил степень в апреле 1841 г. в склонном к либерализму Йеннском университете, находившемся вне прусского контроля.

После этого он надеялся стать лектором в Боннском университете, куда в 1839 г. перешёл Бруно Бауэр. Но у самого Бауэра были проблемы из-за вызванных его антирелигиозными лекциями студенческих волнений. В конце концов, сам кайзер распорядился удалить Бауэра из Боннского университета. Это означало конец преподавательской карьеры Бауэра, как и каким-либо надеждам на место преподавателя для Маркса.

Маркс стал сосредотачиваться на журналистике, которой он занялся сразу же после окончания университета. Это также помогло ему плотнее участвовать в быстро растущем радикально-демократическом движении, появившемся тогда в его Рейнской и соседней Вестфальской областях. Эти области, испытавшие либеральное влияние французских антифеодальных реформ, были главными центрами оппозиции в прусском королевстве. Индустриализация также привела к росту буржуазии, особенно в Кёльне, богатейшем городе Рейнской области. Это означало мощную поддержку этого радикального оппозиционного движения со стороны промышленников, которые были сыты по горло чрезмерным контролем феодалов.

Маркс стал сначала автором, а в октябре 1842 г. и главным редактором «Райниш цайтунг», ежедневной газеты, поддерживаемой такими промышленниками. В руках Маркса газета скоро стала бойцом за радикально-демократические права. Это, однако, вовлекло Маркса в непрерывный конфликт со склонными к репрессиям прусскими цензорами. Наконец, когда газета выступила с критикой русского деспотизма, сам царь понудил прусского кайзера к действиям. Газета была запрещена и вынуждена была закрыться в марте 1843 г. Маркс включился в план выпуска нового журнала «Дойч-францёзиш ярбюхер».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: