Не позднее 19 июня 2009 г. 2 страница

В этот период, с 1841 по 1843 г., Маркс был глубоко вовлечён в бурную политическую жизнь. Однако он был в сущности радикальным демократом, и не придерживался коммунистических взглядов в то время. В философской области главное преобразование, которое он испытал в этот период, произошло в 1841 г. после прочтения «Сущности христианства» Людвига Фейербаха, представившей критику религии с позиций материализма. Эта книга сыграла главную роль в идейном переходе Маркса от идеализма младогегельянцев к материализму. Другой философский труд 1841 г. («Европейское троевластие»), повлиявший на Маркса, был попыткой его друга, Мозеса Хесса, разработать коммунистическую философию, скрестив идеи французского социализма и левых гегельянцев.

Но в то время Марксу ещё не хватало представления об идеях социалистов и коммунистов. Первый контакт состоялся в 1842 г., когда он с интересом прочитал труды множества ведущих французских социалистических теоретиков. Это чтение, однако, не обратило его в коммунизм или социализм. Эта перемена произошла скорее через его контакт с коммунистическими группами рабочих и изучение политической экономии, что произошло главным образом после переезда в Париж в конце 1843 г.

Через семь лет после помолвки, в июне 1843 г. Карл и Женни поженились. Во время краткого медового месяца в Швейцарии Маркс написал брошюру, в которой представил свою первоначальную критику Гегеля. После этого, чтобы уклониться от прусской цензуры, он принялся готовиться к переезду в Париж, откуда планировалось распространять ранее упомянутый журнал «Дойч-францёзиш ярбюхер». Но хотя журнал планировался как ежемесячный, он потерпел крах после всего лишь одного номера, вышедшего в феврале 1844 г.

Проживание Маркса в Париже было, однако, отмечено значительными событиями. Величайшую важность имел прямой контакт с различными социалистическими и коммунистическими группами, очагом деятельности которых был Париж. Помимо знакомств с множеством теоретиков и революционеров Марксу весьма пригодился регулярный контакт с множеством рабочих активистов. В то же время Маркс начал изучать политическую экономию, прочитав большинство работ известных английских экономистов. Революционные контакты и дальнейшие исследования оказали своё воздействие, что отразилось на сочинениях Маркса.

Единственный номер «Дойч-францёзиш ярбюхер» имел решающее значение, поскольку содержал первое марксовское обобщение материалистического понимания истории, содержавшееся в статье с критикой гегелевской философии. Именно в этой статье Маркс дал важнейшую формулировку насчёт исторической роли пролетариата, а также известную фразу, что религия есть опиум народа 2. Тот же выпуск содержал статью Энгельса по политической экономии, также давшую материалистическое представление о развитии современного капитализма 3.

Интерес Маркса к сочинениям Энгельса привёл к их оказавшейся исторической встрече в Париже между 28 августа и 6 сентября 1844 г. Знакомство помогло этим двум великим мыслителям прояснить свои идеи и заложить фундамент марксизма. Хотя ранее они независимо пришли к сходным выводам, эта встреча помогла им достичь полного теоретического согласия. При этом они пришли к более ясному пониманию материалистическому пониманию истории, углового камня марксистской теории.

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в Бармене, текстильном центре, в Рейнской провинции Пруссии. Его отец был состоятельным владельцем хлопчатобумажной фабрики, ревностным протестантом с реакционными политическими взглядами.

Бармен, как и Марксов Трир, относился к той части Пруссии, которая двадцать лет была под французским завоеванием, и поэтому также испытал прогрессивное воздействие. Но его главной особенностью было то, что он был одним из крупнейших рейнских промышленных центров. Поэтому Энгельс с самого раннего возраста видел жестокую бедность и эксплуатацию рабочего класса. Чтобы выжить в конкуренции с фабриками, ремесленники были вынуждены трудиться с утра до ночи. Часто они пытались утопить свои печали в алкоголе. Угрожающие масштабы принимали детский труд и профессиональные лёгочные заболевания.

Энгельс посещал городскую школу до 14-ти лет, а затем был послан в гимназию в соседнем Эльберфельде (сегодня эти города слились 4). Эта гимназия считалась одной из лучших в Пруссии. Фридрих был успевающим учащимся и рано проявил способность к языкам. Также он вступил в поэтический кружок, писал стихи и рассказы. Он собирался изучать экономику и право, но его отец был более заинтересован обучить старшего сына семейному делу. В 17 лет он внезапно забрал Фридриха из школы и назначил его своим помощником.

Хотя формальная учёба Энгельса на этом закончилась, он продолжил, в свободное время, изучать историю, философию, литературу и языкознание, а также писать стихи, к чему испытывал склонность. В следующем году, в июле 1838 г., Энгельса отправили работать клерком на крупном торговом предприятии в Бремене, значительном портовом центре. Благодаря атмосфере большого города Энгельс познакомился с иностранной литературой и прессой. В свободное время он начал читать художественные и политические произведения. Он продолжал учить несколько языков и, помимо немецкого, приобрёл некоторые познания в латыни, греческом, итальянском, испанском, португальском, французском, английском, голландском и др. Эту способность к изучению языков Энгельс сохранял всю жизнь, освоив более двадцати языков, включая фарси и арабский 5. Также в Бремене Энгельс стал хорошим наездником, пловцом, фехтовальщиком и конькобежцем.

Ещё в школьные годы Энгельс стал бунтовщиком против бюрократии, теперь же его привлекали радикально-демократические идеи буржуазно-демократической революции, формировавшиеся в Германии. Вначале он примкнул к литературной группе «Молодая Германия», имевшей радикальные политические воззрения. Вскоре он начал писать для журнала, распространявшегося этой группой из портового города Гамбурга, недалеко от Бремена. Он написал две статьи о ситуации в своём родном районе, разоблачив жестокую эксплуатацию рабочих в Бармене и Эльфберфельде, преследующие их болезни и тот факт, что половина детей в городе была оторвана от школы и принуждена трудиться на фабриках. В особенности он нападал на пустую религиозность промышленников-эксплуататоров (к которым относился и его отец).

К концу 1839 г. он начал изучать Гегеля, чью философию он пытался связать со своими радикально-демократическими убеждениями. Однако он продвинулся в этом только закончив свою работу в Бремене в 1841 г. и несколько месяцев спустя переехав в Берлин для прохождения годичной обязательной военной службы.

Находясь на военной службе, он экстерном поступил в Берлинский университет и прошёл курс философии. Затем он тесно сошёлся с младогегельянцами, среди которых был Маркс. Подобно Марксу, он испытал значительное влияние материалистических взглядов, изложенных Фейербахом в вышедшей в том году книге 6. Теперь сочинения Энгельса стали включать некоторые материалистические аспекты. Главным, что он всегда подчёркивал, было политическое действие. Это и привело его в 1842 г. к отколу от группы младогегельянцев, которую он ощутил как ограниченную пустыми литературными дебатами. Однако он сохранял с ними прочную связь, особенно с Бруно Бауэром и его братом.

Именно его близость с Бауэрами помешала дружбе с Марксом, когда они впервые встретились в ноябре 1842 г. Энгельс в то время завершил свою военную службу и направлялся из родного города работать на отцовском предприятии в английском Манчестере. По пути он посетил Маркса в кёльнской редакции, которую тот тогда возглавлял. Но Маркс к тому времени начал критиковать младогегельянцев, и особенно Бауэров, за чрезмерное сосредоточение пропаганды на религии вместо политики. Так что Маркс и Энгельс, имея различные политические связи, не смогли сойтись в эту, первую встречу.

Коммунистом Энгельса сделал его опыт в Англии. Он установил теснейшие связи с рабочими Манчестера, а также лидерами революционного рабочего чартистского движения. Манчестер был главным центром мировой текстильной индустрии, и вскоре Энгельс предпринял глубокое изучение условий труда и жизни рабочих. Он регулярно посещал рабочие районы, непосредственно собирая сведения. Попутно выросла любовь между ним и Мери Бернз, молодой ирландской рабочей, ставшей в дальнейшем его товарищем и женой. Собирая материалы для своей будущей книги об условиях рабочего класса в Англии, Энгельс пришёл к пониманию революционного потенциала пролетариата. Его регулярное участие в движении убедило его, что рабочий класс не просто страдающий, но борющийся класс, революционные действия которого построят будущее.

Занимаясь рабочим классом, Энгельс также предпринял глубокое изучение различных социалистических и коммунистических теорий и встретился со многими французскими и немецкими активистами и публицистами, сформулировавшими их. Не приняв ни одну из этих теорий, он проанализировал их положительные и отрицательные стороны. В то же время он начал глубокое изучение буржуазной политической экономии. Это понадобилось для анализа общественных экономических отношений, которые он всё больше ощущал как основу всех общественных перемен. Первоначальные результаты этого исследования он заложил в статью, которую Маркс опубликовал в своём журнале, выходящем в Париже. Как упоминалось выше, это привело к переписке Маркса и Энгельса и их исторической встрече в 1844 г.

Энгельс тогда возвращался из Манчестера в родной Бармен, и остановился в Париже, где пребывал Маркс. Их обсуждения помогли Марксу лучше сформулировать материалистическое понимание истории, которое они оба стали разделять. На этой встрече они также начали работу над своей первой совместной книгой, направленной против Бруно Бауэра и младогегельянцев, к которым они оба прежде принадлежали.

Энгельс провёл следующие восемь месяцев, энергично занимаясь коммунистической пропагандой и организационной работой в Германии. В этот период он был всё время на ножах с отцом, возражавшим против коммунистической деятельности и пытавшимся приставить его к работе на своей фабрике. Проведя в отцовской конторе всего две недели, Энгельс решительно отверг такие замыслы и уехал из Бармена к Марксу. Маркс к тому времени вновь попал под пресс феодальных властей. Прусский король оказал давление на своего французского коллегу, и тот выслал Маркса из Парижа. Маркс был вынужден отправиться в Брюссель с женой и восьмимесячным ребёнком. Сюда и прибыл Энгельс, поселившийся по соседству с Марксом.

Между тем, Маркс проделал глубокую работу и разработал основные черты того нового мировоззрения, которое они обсудили при предыдущей встрече. В Брюсселе Маркс и Энгельс усилили совместную работу. Она состояла, по словам Энгельса, в развитии этого нового воззрения во всех возможных направлениях. Результатом была историческая книга, «Немецкая идеология», которая, однако, была опубликована почти через сто лет. Главное значение этой книги в то время было для двух великих мыслителей прояснить для себя своё прежнее понимание и заложить основы нового мировоззрения, ставшего позже известным как марксизм. Маркс и Энгельс стали марксистами!

5. Три источника марксизма

Из этого обзора юности Маркса и Энгельса ясно, что оба они были весьма необычайными и блистательными личностями. Но совершенно понятно также, что марксизм не был неким изобретением, которое внезапно возникло в мыслях этих великолепных мозгов. Общественно-экономические перемены того времени составили основу возникновения подлинно пролетарской идеологии, а действительные содержание и форма этой идеологии были продуктом той борьбы, что велась в наиболее важных областях мышления. Маркс и Энгельс, будучи глубокими мыслителями, широко и глубоко владели новейшими достижениями мысли передовых стран того периода. Поэтому они могли встать на плечи великих предшественников, усвоить всё хорошее и откинуть всё ошибочное у них. И таким-то образом они и выстроили структуру и содержание марксизма.

Давайте посмотрим, каковы были главные области мысли, на которых они основывали свои идеи. Так мы можем уяснить основные источники марксизма.

1. Первым источником марксистской мысли была немецкая классическая философия. Всякая идеология должна иметь основания в какой-то философии и Маркс с Энгельсом, как мы видели, имели прочную основу в немецкой классической философии.

Немецкая философия в период 1760—1830 годов превратилась в наиболее влиятельную школу европейской философии. Она имела свою базу в немецком среднем классе, весьма продвинутом интеллектуально, но не развившем ни политической силы для совершения революции, ни экономических ресурсов для промышленной революции. Вероятно, это склоняло его к сложным мыслительным схемам.

Но этот класс, включая множество служащих, имел много противоречивых особенностей. Иногда он склонялся на сторону промышленной буржуазии и пролетариата, а иногда — феодальных классов. Это отразилось и на немецкой философии, имевшей как прогрессивную, так и реакционную стороны. В частности, это было видно в гегелевской философии, на которой главным образом основывались Маркс и Энгельс. Поэтому, закладывая фундамент марксистской философии, они отвергли все реакционные моменты, укреплявшие существующее феодальное общество, и развили прогрессивные и революционные элементы.

2. Английская политическая экономия была вторым важным источником марксизма. Естественно, что изучение экономики и её законов должно было достичь вершины именно в Англии, в центре промышленной революции. Это было новое поле для исследований, начавшихся в основном с развитием современного капитализма, имевших своей базой современную промышленную буржуазию и сыгравших роль в оправдании и прославлении капитализма, а также обеспечивших интеллектуальные аргументы для поднимающейся буржуазии в её борьбе против феодалов.

В Англии этот период начался с публикации в 1776 г. всемирно известного «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адама Смита. Он фундаментально обосновал, что если бы капитализм получил полнейшую свободу роста, это привело бы к величайшему прогрессу человечества. Этим он обеспечил аргумент для сокращения всяческого контроля над капиталистическим классом со стороны феодалов. Другим знаменитым классиком был экономист Дейвид Рикардо, сыгравший решающую роль в борьбе буржуазии против землевладельцев. Это он указал, что по мере развития капитализма средняя норма прибыли капиталистов падает. Его весьма значительное исследование было развитием трудовой теории стоимости, согласно которой все экономические стоимости создаются трудом. Затем другие экономисты проанализировали причины экономических кризисов при капитализме.

Английская политическая экономия в основе своей служила интересам промышленной буржуазии, поэтому играла революционную роль против феодальных классов. Но эти экономисты крайне редко доводили свой анализ до той точки, где он начинал угрожать классовым интересам буржуазии. Так, например, Рикардо, хотя и развивал трудовую теорию стоимости, не разоблачил эксплуатацию труда классом капиталистов. Это сделал Маркс. Он вывел работу английских экономистов за рамки, заданные классом капиталистов, и сделал из неё необходимые революционные выводы. Так Маркс разработал принципы марксистской политической экономии.

3. Третьим источником марксизма были различные социалистические теории, главным образом французские. Эти теории представляли надежды и устремления нового класса пролетариата. Они были отражением капиталистической эксплуатации и угнетения рабочего класса, и протестом против них. Франция в то время была главным центром революционных организаций и революционных теорий, вдохновлявших всю Европу, поэтому естественно, что социалистические теории также главным образом происходили оттуда.

Большинство этих теорий имело значительные изъяны, ибо они не основывались на правильном научном анализе общества. И всё же они представляли разрыв с индивидуализмом, эгоизмом и конкуренцией буржуазной революционной теории, а также указывали пролетариату путь вперёд, из капиталистического общества. Маркс изучил эти теории социализма и коммунизма, прежде чем сформулировать марксистские принципы научного социализма. Будучи в Париже, он провёл значительное время с вождями и участниками многих французских революционных и социалистических групп. Маркс взял лучшее в социализме и подвёл под это научную основу доктрины классовой борьбы. Так он разработал принципы марксистского научного социализма.

Так марксизм возник из трёх великих источников идей в тогдашних наиболее передовых странах мира. Три источника марксизма — немецкая философия, английская политическая экономия и французские социалистические теории — соответствовали трём главным составным частям новой идеологии — марксистской философии диалектического материализма, марксистской политической экономии и марксистской теории научного социализма. Далее мы попытаемся понять суть каждой из этих частей.

6. Основные положения марксистской философии: диалектический и исторический материализм

Как мы неоднократно видели ранее, Маркс и Энгельс всегда настаивали, что всякая философия должна быть практичной и связанной с реальным миром. Маркс выразил это самым ясным образом в своём знаменитом высказывании: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Маркс имел в виду, что не хочет стать философом вроде наших риши и мунни 7, сидящих на горе и медитирующих о сверхъестественном. Он не видел много смысла в раздумьях и объяснениях, если только они не связаны с практическим миром. Его главным устремлением было попытаться понять, как меняется мир и этим принять участие в действительной практике, изменить современный мир и общество. Так что его интересовала философия, которую можно применить к социальной практике.

Для этого Марксу надо было выбрать сторону в основном разделении философии — разделении между идеализмом и материализмом, по основному вопросу, что первично — дух или природа. Те, кто полагает первичным дух, принадлежат к лагерю идеализма, а те, кто полагают первичной природу, принадлежат к лагерю материализма. Идеализм всегда так или иначе связан с религией. Как практические люди, решительно противостоящие религиозным верованиям, Маркс и Энгельс естественным образом уверенно основали марксистскую философию в лагере материализма.

При этом на них явно повлияли и посодействовали им сочинения Фейербаха и прочих материалистических философов того времени. Но эти философы были механистическими материалистами, представлявшими природу и общество подобными машине, совершающей оборот за оборотом без какого-либо развития или действительного изменения. Маркс отверг механистический материализм, поскольку тот не давал никакого понимания исторических перемен и развития.

За этим Маркс обратился к диалектике, науке общих законов движения. Сущность диалектики — понимание вещей в их взаимосвязи и противоречиях. Диалектика, таким образом, могла предоставить научный подход к развитию, который, как знал Маркс, необходим для изменения мира.

В то время гегелевские философия и законы диалектики (которые Маркс глубоко изучил) были наиболее передовыми в Европе. Но Гегель разработал свои философские законы идеалистическим образом, сделав их применимыми лишь в области мышления. Он принадлежал к лагерю идеализма и отказывался признать, что природа и материальное общественное бытие первичны, а дух и идеи — вторичны. Поэтому он не принимал, что сама его система мышления есть продукт развития человеческого общества на определённой стадии. Он отказывался понимать, что его законы мышления сами были отражением законов природы и общества. Так что, как отметил Маркс, Гегелева диалектика, будучи идеалистической, была перевёрнута с ног на голову — это значило, что она абсурдна и нелогична. Маркс перевернул Гегелеву диалектику с головы на ноги — то есть сделал её рациональной,— поставив её на почву материализма. Маркс взял Гегелевы диалектические законы и подошёл к ним с позиций материалистической философии. Так он сделал Гегелевы законы мышления также законами природы и общества. Так он сформулировал диалектический материализм, сущность марксистской философии.

Поставив диалектику на рациональный и материалистический фундамент, Маркс превратил её в философию революции. Маркс и Энгельс применили диалектический материализм к изучению общества и таким образом раскрыли материалистическое понимание истории. Материалистическое понимание истории было новым и революционным способом понимания общества и общественных изменений. Она объяснила, что общественные перемены и политические революции не происходят из чьих-то светлых умов, а есть продукт общественных процессов. Она показала революционерам, что путь к общественным переменам лежит в постижении общества и соответственном формулировании нацеленных на эти перемены идей.

Исходная точка материалистического понимания истории — уровень развития материальных производительных сил, то есть орудий, машин, профессиональных умений и т. д. Маркс говорит, что соответственно стадии развития производительных сил мы получаем определённые производственные отношения, то есть отношения собственности и контроля над средствами производства. Так, например, отсталые производительные силы вроде деревянного плуга, ветряных и ручных мельниц, тяглового скота дают нам феодальные отношения; современные производительные силы вроде тракторов, комбайнов и т. п. при широком распространении вызывают подъём капиталистических производственных отношений. Эти производственные отношения составляют экономическое строение или базис общества.

Над этим экономическим базисом вырастает правовая и политическая надстройка с определёнными формами общественного сознания. Далее Маркс говорит, что в общем именно способ производства (состоящий из производительных сил и производственных отношений) обуславливает общественную, политическую и духовную жизнь. Так, например, феодальный способ производства вызывает суровое угнетение женщин и низших каст, и крайне недемократичную политическую систему; капиталистический способ производства, с другой стороны, уменьшает социальное угнетение и даёт некоторые буржуазно-демократические права.

На определённой стадии развития производительных сил они вступают в конфликт с существующими производственными отношениями. Эти старые производственные отношения начинают сдерживать развитие производительных сил. Пока не изменятся эти производственные отношения, производительные силы не могут развиваться. Этот период, когда производственные отношения начинают сковывать развитие производительных сил, есть начало эпохи социальной революции. Революция нужна, чтобы изменить производственные отношения, то есть отношения между различными классами общества. Как только это происходит и отношения производства или отношения собственности претерпевают перелом, то есть меняется экономический базис, вскоре быстро следует перемена во всей надстройке.

Это материалистическое понимание истории была первым великим открытием Маркса, сделанным им в 1844—1845 гг. Она стала основой, на которой были выстроены остальные великие столбы марксистской теории.

В последующем Маркс и Энгельс, а также другие марксистские учи́тели, развили марксистскую философию дальше. Но её сущностью остались основные принципы диалектического и исторического материализма, о которых тут было сказано.

7. Борьба против утопического социализма и основание научного социализма

Утопический социализм — так называются главные течения домарксистского социализма, возникшие и ставшие известными в первой половине девятнадцатого века. Термины «утопический» (по названию идеи утопии, которая предполагается состоянием полного совершенства) и «социалистический» стали популярны в 1830-х. Они применялись к группе мыслителей, разрабатывавших теории о преобразовании общества на более равной основе путём устранения индивидуализма, эгоизма и соперничества в человеческой природе. Многие из них или их последователей пытались воплотить свои теории, основав идеальные сообщества, все члены которых трудились, жили и делили плоды своего труда на основе сотрудничества. Они верили, что такие идеальные сообщества обеспечат пример, которому сможет затем последовать остальное общество. То есть они не полагались на реальные процессы в обществе, выстраивая свои схемы социализма, а скорее считали, что сама разумность их планов и идей достаточна, чтобы убедить людей и изменить общество.

Утопический социализм был прежде всего реакцией на угнетение и эксплуатацию рабочего класса при капитализме. Трудящиеся яростно сражались за свержение феодализма,— но буржуазные лозунги свободы, равенства и братства означали только свободу для капиталистического класса и усиление эксплуатации рабочих. Различные социалистические доктрины возникли в результате появления классовых противоречий между капиталистами и рабочими и как протест против эксплуатации. Они пытались построить систему, которая обеспечила бы справедливость для трудящихся.

Анархия капиталистического производства — ещё одна причина возникновения новых социалистических теорий. Утопические социалисты пытались построить рациональные системы, которые обеспечили бы нужды человечества упорядоченным и гармоничным образом. Некоторые из них даже пытались убедить капиталистов и правительственных чиновников, что их социалистические системы много более рациональны, планомерны и потому желательны, чем существующая капиталистическая система, и таким образом собрать с богатых средства на свои проекты.

Главным недостатком домарксистских социалистических учений было отсутствие действительного основания в классовых противоречиях и разворачивающейся в обществе классовой борьбе. Хотя их идеи сами были продуктом существующих в обществе классовых противоречий, утопические социалисты не представляли, что для достижения социализма совершенно необходимо вести классовую борьбу. Хотя их идеи были в действительности отражением надежд молодого пролетариата, утопические социалисты не понимали ключевой важности революционной роли пролетариата в осуществлении социализма.

Когда Маркс и Энгельс вошли в контакт с социалистическими и коммунистическими группами, они попытались убедить последователей утопического социализма в неверности их идей. Они активно дебатировали с разными революционными и рабочими группами, где обсуждались эти теории и идеи. Главной целью было поставить социалистическую теорию на научную основу. Для этого им следовало разоблачить недочёты и неверное понимание ранних социалистов и установить социализм на прочную основу марксистской теории классовой борьбы.

Как указал сам Маркс, его теория классовой борьбы не была его новым изобретением. На самом деле, ранние социалисты и даже буржуазные авторы были вполне в курсе, и писали о классах и борьбе между ними. Но существенное отличие марксистской теории классовой борьбы состоит в том, что она показывает, как классовая борьба неизбежно ведёт к социализму и коммунизму.

Маркс, во-первых, показал, что классы не есть что-то, что всегда существовало в человеческом обществе. Он показал, что был долгий период человеческой истории, когда никаких классов не было (первобытный коммунизм). Должен быть также период в будущем, когда снова не будет классов. Во-вторых, Маркс конкретно проанализировал нынешнюю классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом и показал, как эта классовая борьба неизбежно ведёт к рабочей революции и установлению диктатуры пролетариата, то есть социализму. В-третьих, Маркс указал, что эта диктатура пролетариата есть только период перехода к новому обществу. Пролетариат может развиваться, только уничтожив себя как класс, упразднив все классы и установив бесклассовое общество, то есть коммунизм.

Такую теорию классовой борьбы Маркс и Энгельс развивали, распространяли и осуществляли на протяжении своей жизни. Эта марксистская теория классовой борьбы превратила социализм в науку, поставила его на основу научного социализма. Теперь социализм больше не виделся как творение некоего блистательного разума, но стал необходимым исходом борьбы между двумя исторически развившимися классами — пролетариатом и буржуазией. Согласно научному социализму, задачей социалистов стало не пытаться разработать самую совершенную, гармоничную и рациональную общественную систему, как делали утопические социалисты. Согласно научному социализму, задачей было проанализировать общество, проанализировать историю и экономический базис классовых противоречий в обществе, и исходя из этого экономического базиса найти способ покончить со всеми классовыми конфликтами, прийти к социализму и коммунизму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: