Сначала Мао подчеркнул, что закон единства противоположностей является основным законом природы и общества, и следовательно также основным законом мышления

Исходя из этого, он объяснил принцип всеобщности и абсолютности противоречия. Согласно этому принципу, противоречие присутствует во всех процессах и во всех мыслях от начала до конца.

Затем Мао сформулировал принцип специфичности и относительности противоречия. Согласно этому принципу, каждое противоречие и каждый из его аспектов имеют свои особенности.

Мао высказал очень важную идею относительно единства и борьбы противоположностей. Он указал, что единство противоположностей образуется лишь в определённых условиях, и поэтому единство является условным, относительным. С другой стороны, борьба противоположностей существует везде без исключения, и поэтому она безусловна, абсолютна.

Другой важный принцип, который Мао сформулировал и часто использовал, это выделение главного противоречия и главной стороны противоречия. Согласно этому принципу, в процессе развития сложного объекта существует множество противоречий, но только одно из них является главным и его существование и развитие определяет существование и развитие других противоположностей. Отсюда следует, что в любом процессе, если в нём существует много противоречий, всегда имеется одно главное, которое играет ведущую, решающую роль, тогда как остальные занимают второстепенное и подчинённое положение. Следовательно, при изучении любого процесса, если это сложный процесс, содержащий более двух противоречий, необходимо стремиться отыскать главное противоречие. Определив это главное противоречие, легко решать все проблемы.

Аналогично, в любом противоречии развитие его различных сторон происходит неравномерно. Иногда кажется, что они находятся в равновесии, но равновесие только временно и относительно, тогда как неравномерность абсолютна. Из двух противоречивых сторон одна должна быть главной и другая второстепенной. Главная сторона играет ведущую роль в противоречии. Природа вещи определяется главной стороной противоречия, той стороной, которая доминирует.

Мао придавал первоочередное значение пониманию главного противоречия. Поэтому в своём анализе китайского общества он всегда рассматривал главное противоречие. Это было шагом вперёд в развитии марксизма-ленинизма, который ранее особенно не углублялся в изучение главного противоречия в стране или революции. Мао подчёркивал, что пока мы не рассмотрим два аспекта — главное и второстепенные противоречия в данном процессе и главную и второстепенные стороны противоречия,— мы будем путаться в абстракциях, не сможем понять противоречие конкретно и следовательно не сможем найти правильный метод его решения. Понимание главного противоречия и главной стороны противоречия важно потому, что они указывают на неравномерность сил, которые находятся в противоречии между собой. Ничто в мире не развивается абсолютно равномерно и поэтому необходимо следить за изменениями главного и второстепенных противоречий и главной и второстепенных сторон противоречия. Только изучив различные стадии неравномерности в противоречиях и процесс изменения противоречий, революционная партия может определиться со стратегией и тактикой как в политических, так и в военных делах.

Наконец, Мао разъяснил вопрос об антагонизме противоположностей. По его мнению, антагонизм — это одна из форм борьбы противоположностей, а не всеобщая её форма. Одни противоречия носят характер открытого антагонизма, другие — нет. В соответствии с конкретным развитием явлений некоторые первоначально неантагонистические противоречия развиваются в антагонистические, некоторые же первоначально антагонистические развиваются в неантагонистические. Формы борьбы бывают различными в зависимости от природы противоречий. Неантагонистические противоречия могут быть разрешены мирными и дружелюбными методами. Антагонистические противоречия требуют насильственных методов.

Мао возвращался к вопросу об антагонистических и неантагонистических противоречиях в период социалистического строительства и в ходе культурной революции. Он подчёркивал, что несмотря на победу революции было бы ошибочным считать, что в китайском обществе больше нет противоречий. Он показал, что две разновидности противоречий ещё существуют — противоречия с врагом и противоречия внутри народа. Противоречия с врагом являются антагонистическими и их нужно решать путём его подавления. С другой стороны, противоречия внутри народа, которые не являются антагонистическими, нужно решать таким образом, чтобы они не стали антагонистическими. Мао всегда подчёркивал необходимость правильного разрешения противоречий. Он указывал, что если противоречия не были поняты и разрешены правильно, всегда будет существовать опасность реставрации капитализма.

39. Мао о партии

Встав по главе Компартии Китая, Мао прилагал все усилия для развития партии на подлинно ленинских основах. Господство ранних неправильных линий, в частности, «левой» линии Ван Мина третьего периода, породило в деятельности партии множество уклонов. Из-за сектантских воззрений не работали нормы демократического централизма и осуществлялся совершенно ошибочный подход к борьбе двух линий. Решения принимались без обсуждения и участия партийных кадров, путём манипуляций с проведением пленумов и прочих собраний. Борьба двух линий не велась открыто, сторонников альтернативных точек зрения притесняли и карали. Вследствие догматизма, кроме того, не проводилась линия масс. Мао предпринимал все старания к исправлению этих уклонов, а также к надлежащему созыву съездов и партийных органов. В этом процессе Мао уточнил и развил многие организационные идеи. Он также старался исправить некоторые неверные представления, укоренившиеся в международном коммунистическом движении, а также и в КПСС под руководством Сталина.

40. Демократический централизм

Попытка Мао исправить сектантский и бюрократический уклоны видна в его разъяснении относительно демократического централизма. Понимание Мао демократического централизма недвусмысленно: «сначала демократия, потом централизм». Он по-всякому пояснял это — «если не будет демократии, то не будет и централизма», «Наш централизм — это централизм, зиждущийся на демократической основе. Пролетарский централизм — это централизм, базирующийся на широкой демократической основе» (выступление на расширенном рабочем совещании ЦК КПК 30 января 1962 г.).

Такой взгляд Мао был основан на его понимании, что, прежде всего, централизм означает централизацию правильных идей. Чтобы получить их, всем товарищам следовало высказывать свои взгляды и мнения, не держать их при себе. Такое возможно только при максимально полной демократии, чтобы товарищи ощущали свободу высказывать, что хотят, и даже выражать недовольство. Без демократии, без идущих от масс идей невозможно выражать правильные линии, принципы, установки и методы. При помощи же пролетарской демократии можно достигать единства понимания, политики, планов, руководства и действий на основе сосредоточения правильных идей. Это единство через централизм.

Мао не ограничил понимание демократического централизма только партийной работой. Он распространил его на вопрос управления пролетарским государством и построения социалистической экономики. Мао считал, что без демократического централизма нельзя упрочить диктатуру пролетариата. Без широкой народной демократии нельзя укрепить диктатуру пролетариата и создать прочную политическую власть. Без демократии, без подъёма масс и контроля с их стороны диктатуру, направленную против реакционных, подрывных элементов, не осуществишь, их не перевоспитаешь. Мао выступал с такими наблюдениями после подъёма современного ревизионизма в Советском Союзе, замечая, что массы не были мобилизованы для осуществления диктатуры пролетариата. Он видел возникновение ревизионистских тенденций и в верхушке КПК, указывая, что единственная защита против подобных течений — инициатива и бдительность кадров нижнего звена и масс.

Так, Мао сказал в январе 1962 года:

«Если в нашей стране не будет развита полная демократия в народе и внутри партии, если не будет полностью проведён в жизнь пролетарский демократизм, будет невозможно добиться настоящего пролетарского централизма. Без высшей демократии нет и высшей централизации, а без высшей централизации невозможно создать социалистическую экономику. А какая обстановка сложится в нашей стране, если не будет создана социалистическая экономика? Наша страна может превратиться в государство, подобное Югославии, превратиться фактически в буржуазное государство, а диктатура пролетариата может выродиться в диктатуру буржуазии, более того, она может выродиться в реакционную, фашистскую диктатуру. В этом вопросе нужна исключительная бдительность. Надеюсь, товарищи хорошенько подумают над этим».

41. Борьба двух линий

Борьба двух линий — ещё один момент организационных принципов партии, для которого Мао разработал теорию и марксистское понимание. Подход Мао, основанный на диалектическом материализме, заключался в рассмотрении неправильных мнений внутри коммунистической партии как отражения враждебных классов в обществе. Так что покуда в обществе продолжается классовая борьба, внутри партии неизбежно будут её отражения на идеологическом фронте. Его подход к этим противоречиям также был особым. Он изначально рассматривал их как неантагонистические противоречия, которые через «серьёзную борьбу» нужно попытаться уладить. Следует предоставлять широкие возможности для исправления, и только в том случае, если люди, совершающие ошибки, «сохраняют» и «углубляют их», есть вероятность превращения противоречий в антагонистические.

Это было исправлением сталинского понимания, представленного в работе «Об основах ленинизма». Сталин выступал против всяких попыток исправить ошибочные течения через внутрипартийную борьбу. Он называл подобные попытки «теорией „преодоления“ оппортунистических элементов путём идейной борьбы внутри партии», что, по его мнению, «есть гнилая и опасная теория, грозящая обречь партию на паралич и хроническое недомогание». Такое представление отрицает возможность неантагонистического противоречия и рассматривает борьбу с оппортунизмом как антагонистическое противоречие с самого начала.

Извлекая уроки из того же исторического опыта, Мао представил методы внутрипартийной борьбы следующим образом:

«Все руководящие работники партии обязаны развивать внутрипартийную демократию и позволять людям высказываться. В каких пределах? Во-первых, необходимо, чтобы при этом соблюдалась партийная дисциплина, меньшинство подчинилось большинству, а вся партия — Центральному Комитету. Во-вторых, нельзя позволять сколачивать тайные группировки. Открытой оппозиции мы не боимся, мы боимся оппозиции тайной. Ведь в глаза эти люди правды не говорят, они лгут и обманывают, истинные цели не высказывают. Тем же, кто не нарушает дисциплину, не создаёт тайных группировок, мы позволим высказываться, мы не будем наказывать, если при этом будут допущены ошибочные высказывания. Высказал кто-то ошибочное мнение — критикуйте, но убеждать надо при помощи аргументов. А что делать с теми, кого словом не убедишь? Пусть останутся при своём мнении. Меньшинство может остаться при своём мнении, лишь бы оно подчинялось решениям, принятым большинством».

Таким образом, понимание Мао чётко основывалось на том, что пока в обществе существует классовая борьба, неизбежно и в партии будет классовая борьба — иными словами, борьба двух линий. Следовательно, единственно правильным будет, если борьба эта будет вестись открыто, в соответствии с принципами демократического централизма. Таким образом, Мао через своё понимание и проведение концепции борьбы двух линий попытался осуществить правильный диалектический подход к классам, классовой борьбе и внутрипартийной борьбе.

42. Линия масс

Ещё одна область, в которой Мао развил марксизм, касалась линии масс. Исходя из базового марксистско-ленинского понимания партии, поддерживающей самые тесные связи с массами, Мао вывел идею линии масс на качественно новый уровень. На философском уровне он показал, что она — существенный аспект марксистской теории познания. На политическом и организационном уровнях он показал, что она — основа правильной политической линии, а также основная организационная линия внутрипартийных отношений.

Мао объясняет, что в практической работе партии правильное руководство обязательно подразумевает принцип «черпать у масс и нести в массы»:

«Это значит: суммировать мнения масс (разрозненные и бессистемные) и снова нести их (обобщённые и систематизированные в результате изучения) в массы, пропагандировать и разъяснять их, делать их идеями самих масс, чтобы массы отстаивали эти идеи и претворяли их в действия; вместе с тем на действиях масс проверять правильность этих идей. Затем нужно вновь суммировать мнения масс и вновь нести их в массы, чтобы массы их отстаивали,— и так без конца. С каждым разом эти идеи будут становиться всё более правильными, более жизненными, более полноценными. Этому учит марксистская теория познания» (Мао Цзэдун. К вопросу о методах руководства (1 июня 1943 г.)).

В целях проведения в жизнь принципа «черпать у масс и нести в массы» Мао указывает на необходимость правильных отношений между руководящей группой и массами в рамках организации и в процессе борьбы. Партия должна объединять активистов, формировать из них руководящее ядро и связывать его тесным образом с массами. Без этого руководство бюрократизируется и отрывается от масс. Также, от руководства требуется не ограничиваться общими призывами. За указаниями должно следовать конкретное руководство с целью их надлежащего выполнения. «Суммировать мнения масс, вновь нести их в массы, чтобы массы их отстаивали, и таким образом вырабатывать правильные руководящие идеи — таков основной метод руководства» — именно так Мао разъясняет линию масс, как основной метод руководства массами со стороны партии.

Наконец Мао говорит, что линию масс не следует рассматривать только в контексте руководства партии массами. Мао подчёркивал применимость линии масс также и во внутрипартийных отношениях. Он рассматривал её, таким образом, и как организационную линию. Мао отмечает, что для того, чтобы линия действительно шла от масс и, что более важно, возвращалась к массам, должна существовать тесная связь не только между партией и массами вне партии (между классом и народом), но прежде всего между руководящими органами партии и массами внутри партии (между кадрами и рядовыми членами). Таким образом, Мао показывает крайнюю важность поддержания тесных связей между высшим и низшим уровнями партии. Любой разрыв внутрипартийных связей создаст пропасть между партийным руководством и массами. Подобное положение дел идёт против проведения линии масс.

43. Строительство социализма: китайский опыт

Реализация новодемократической экономической программы началась ещё до общенациональной победы революции. Вскоре после того как Красная Армия и Китайская революция перешли в стратегическое наступление в 1947 году, Мао провозгласил и начал внедрение трёх главных принципов экономической политики новодемократической революции: 1) конфискация земли феодалов и перераспределение её среди крестьянства, 2) конфискация капитала компрадорской буржуазии и 3) защита национальной буржуазии в промышленности и торговле. Такая политика начала незамедлительно проводиться в обширных районах Северного Китая, находившегося под контролем революционеров. К середине 1950 года аграрная реформа была там завершена. Впоследствии программа аграрной реформы была выполнена и во всей остальной стране.

44. Генеральная линия и поэтапная коллективизация

В 1951 году партия приняла генеральную линию на социалистическое строительство, на переход от капитализма к социализму. Главной целью этого периода была индустриализация Китая, наряду с социалистическим преобразованием сельского хозяйства, ремесленничества, капиталистической промышленности и торговли. Примерный срок достижения этих целей составлял восемнадцать лет. Они разделялись на три года восстановления от последствий гражданской войны, оставшиеся пятнадцать лет включали в себя три пятилетних плана экономического развития.

В соответствии с генеральной линией был намечен план поэтапного социалистического преобразования сельского хозяйства. Первым шагом стал призыв к крестьянам организовать коллективы взаимопомощи сельских производителей, включающие от нескольких человек до дюжины каждый. Эти коллективы содержали в себе только базовые элементы социализма, такие как взаимопомощь и кооперация. Вторым шагом стал призыв к крестьянам организовать небольшие сельскохозяйственные кооперативы производителей на базе коллективов взаимопомощи. Такие кооперативы были полусоциалистическими по своей сути, и характеризовались объединением участков земли под единым управлением. Третьим шагом стал призыв к крестьянам продолжать объединяться на основе небольших полусоциалистических кооперативов и организовать крупные, полностью социалистические кооперативы сельских производителей. Фундаментальными принципами этого поэтапного процесса были свободное участие и взаимная выгода. Крестьян удалось убедить добровольно участвовать в этом процессе коллективизации.

Впервые коллективы взаимопомощи начали возникать в освобождённых районах ещё до победы революции в масштабах всей страны. Далее, в 1953—1955 годах был сделан шаг к кооперативам низшего уровня. Наконец, в 1956-м начался переход к кооперативам высшего уровня. Социалистическим преобразованиям в деревне был дан мощный толчок. В то же время, в 1956-м году после стремительного взлёта был завершён попутный процесс национализации предприятий. Таким образом, промышленность и торговля Китая были переведены из частной собственности в общенародную собственность с большим опережением графика.

45. Диалектический подход Мао к процессу социалистического строительства

Генеральная линия в основном опиралась на советскую модель социалистического строительства. Упор на промышленность и особенно на тяжёлую промышленность имел центральное значение в первом пятилетнем плане 1953—1957 гг. В дальнейшем наблюдалась тенденция некритического принятия советской политики. С появлением современного ревизионизма в Советском Союзе (и особенно после ревизионистского ⅩⅩ съезда КПСС в феврале 1956 г.), усилились ревизионистские тенденции в КПК. В 1956-м году была начата кампания против «забегания вперёд» 16, по сути, началось торможение процесса обобществления. Одновременно, внутри партии начинает господствовать ревизионистская теория производительных сил, главным проводником которой являлся генеральный секретарь партии Лю Шаоци. Представители этого течения поддержали хрущёвцев, откинувших классовую борьбу и сосредоточившихся на повышении уровня производительных сил, в первую очередь на тяжёлой промышленности. Их аргумент состоял в том, что производительные силы являются главным мотором перемен и это именно низкий уровень производительных сил в Китае является главным фактором, тормозящим дальнейшее развитие страны. По их мнению, перед тем как менять производственные отношения, необходимо дождаться достаточного развития производительных сил, в частности, перед началом кооперирования сельского хозяйства необходимо дождаться достаточного развития промышленности, чтобы она смогла обеспечить технику для механизации деревни. Все эти предложения отрицали важность производственных отношений и классовой борьбы. Такая позиция вела к росту ревизионистских и бюрократических тенденций, восхождению нового эксплуататорского класса.

Наблюдая советский опыт и осознавая ревизионистскую опасность, Мао незамедлительно развернул борьбу против этих тенденций, господствовавших в то время в партии. Первым шагом в этой борьбе стала его речь, произнесённая в апреле 1956 г. «О десяти важнейших взаимоотношениях». В этой речи Мао впервые выступил с конкретной критикой советской модели экономического строительства социализма. Затрагивая вопрос соотношения между взаимоотношениями между тяжёлой промышленностью, с одной стороны, и лёгкой промышленностью и сельским хозяйством, с другой, Мао подчеркнул следующее: «Дело у нас поставлено лучше, чем в Советском Союзе и некоторых странах Восточной Европы. ‹…› Они односторонне выпячивают тяжёлую промышленность и пренебрегают сельским хозяйством и лёгкой промышленностью, что вызвало недостаток товаров на рынке и неустойчивость валюты».

Сходным образом он раскритиковал советскую политику «сильного ущемления крестьян». Под удар попали и догматики из КПК, которые проводили политику «всё и вся копировать и механически заимствовать», следуя опыту СССР и других социалистических стран. Он также подверг критике тех, кто по примеру Хрущёва огульно критиковал Сталина. Он поддержал Сталина как великого марксиста, в деятельности которого было 70 % правильного. Отталкиваясь от такой широкой критики советских ревизионистов и ошибок в советском социалистическом строительстве, Мао возглавил борьбу против господствовавшей тогда ревизионистской линии внутри КПК — теории производительных сил.

Однако, наибольшее значение речь Мао имела в деле улучшения понимания процесса социалистического строительства и социалистического планирования. Представляя проблему социалистического строительства как проблему десяти важнейших взаимоотношений, Мао поставил диалектику и противоречия в центр процесса строительства социалистического общества. Он показал, что социалистическое строительство подразумевает не просто механическое достижение целей в производстве и распределении, но и диалектическое понимание основных противоречий этого процесса, а также мобилизацию всех позитивных сил в деле достижения социализма. Об этом он сказал: «Все эти десять вопросов выдвигаются в свете основного курса — курса на приведение в движение всех положительных факторов внутри и вне страны во имя служения делу социализма. ‹…› Все эти десять взаимоотношений есть противоречия. Мир состоит из противоречий. Без противоречий не было бы и мира. Наша задача — правильно разрешать эти противоречия».

Вслед за этим, в следующем году вышла работа Мао «О правильном разрешении противоречий внутри народа». В ней он продолжил выработку диалектического понимания процесса социалистического строительства, ставя в его центр классовую борьбу. Он утверждал, что «классовая борьба ещё не закончилась [и] ещё по-настоящему не разрешён вопрос: кто победит, а кто проиграет — социализм или капитализм». Вместе с этим, он начал борьбу против ревизионистских групп внутри партии, утверждавших, что при социализме классовая борьба сходит на нет. Тем самым было положено начало общенациональному движению по исправлению, движению против правых. В этот период многие высокопоставленные кадры выступили с самокритикой перед массами, миллионы студентов занялись физическим трудом, сплачиваясь с рабочими и крестьянами, всем партийным кадрам на заводах и в сельскохозяйственных кооперативах было поручено заняться физическим трудом, рабочие были привлечены к принятию решений на своих фабриках, среди крестьян была развёрнута кампания социалистического воспитания. Благодаря этому партия сблизилась с народом, растущие правые тенденции были пресечены как в партии так и вне неё.

46. Большой скачок и рождение народных коммун

В ходе движения по исправлению ошибок правые внутри партии были вынуждены перейти к обороне. В результате в 1958 г. была отвергнута ошибочная теория производительных сил, которая господствовала на Ⅷ съезде партии в 1956 г. Главный поборник этой теории, Лю Шаоци в мае 1958 г. на второй сессии Ⅷ съезда партии был вынужден признать, что в период до завершения построения социалистического общества главным противоречием является противоречие между пролетариатом и буржуазией, между социалистическим путём и капиталистическим путём. В его докладе также упоминался большой скачок, который тогда начался. Крупные успехи отмечались на всех фронтах социалистического строительства. Темпы роста промышленности, сельского хозяйства и других сфер экономики увеличивались.

Большой скачок не исчерпывался быстрыми темпами роста, его сутью было изменение приоритетов, ставившихся в предыдущих планах, и генеральной линии. Генеральную линию большого скачка сформулировал пленум Центрального комитета в конце ноября 1957 г. Он отказался от приоритета развития тяжёлой промышленности и вместо этого поставил задачу одновременного развития сельского хозяйства, тяжёлой и лёгкой промышленности. Целью большого скачка было сокращение разрыва между городом и деревней, между рабочим и крестьянином, и между рабочим и крестьянином с одной стороны и интеллектуалом и управленцем с другой стороны. Его целью была не просто экономическая революция, но также технологическая, политическая, социальная и культурная революции с целью преобразования как города, так и деревни.

В 1958 г. началось строительство народных коммун, поначалу стихийное, когда соседние крестьянские объединения в поражённом засухой районе решили объединить свои усилия и ресурсы для ирригационного проекта. Мао назвал это их объединение коммуной и одобрил эту инициативу,— что немедленно привело к быстрому распространению коммун по всей стране. Они создавались путем объединения соседних кооперативов для работы над масштабными проектами, такими как борьба с наводнениями, сохранение воды, лесопосадки, развитие рыболовства и транспорта. Кроме того, многие коммуны создавали свои заводы для производства тракторов, химических удобрений и других средств производства. Движение за образование народных коммун быстро росло. ЦК КПК в знаменитой уханьской резолюции в декабре 1958 г. отмечал, что «за несколько месяцев начиная с лета 1958 г. все более 750 тыс. сельскохозяйственных кооперативов в стране в ответ на требование охваченных энтузиазмом масс преобразовали себя в более 26 тыс. народных коммун. Более 120 млн домохозяйств или более 99 % крестьянских домохозяйств Китая разных национальностей вступили в народные коммуны». Подводя политические итоги этого, ЦК подчеркнул, что:

«Народная коммуна есть базовая ячейка социалистической общественной структуры в нашей стране, которая объединяет в себе промышленность, сельское хозяйство, торговлю, образование и оборону; одновременно это базовая организация социалистической государственной власти. Марксизм-ленинизм и полученный начальный опыт развития народных коммун в нашей стране позволяют нам предвидеть, что народные коммуны ускорят темп нашего социалистического строительства и станут наилучшей формой для реализации в нашей стране следующих двух переходов:

Во-первых, перехода от коллективной собственности к собственности всего народа в сельской местности; и,

Во-вторых, перехода от социалистического к коммунистическому обществу. Также можно предвидеть, что в будущем коммунистическом обществе народная коммуна останется базовой ячейкой нашей общественной структуры».

Поэтому движение по развитию коммун было огромным шагом вперёд, который в основном завершил процесс коллективизации сельского хозяйства. Однако ожидания того, что коммуны позволят продвинуть переход к полностью общественной собственности и коммунизму, в полной мере не оправдались. Кроме того, коммуны, несмотря на сделанные попытки, не прижились в городах.

В ходе большого скачка, в начальный период движения по развитию коммун, были допущены некоторые левацкие ошибки. Мао в феврале 1959 г. назвал их «коммунистическим поветрием». Эти указанные Мао левацкие ошибки были в основном трёх видов. Первый вид состоял в уравнении бедных и богатых бригад внутри коммуны путём превращения всей коммуны в одну учётную единицу. Это означало, что доли членов коммуны из богатых бригад (бывшего передового кооператива) будут меньше, чем прежде. Поэтому они будут ущемлены созданием коммуны и их участие не будет добровольным. Вторая ошибка состояла в том, что накопление капитала в коммуне было слишком большим и коммуна требовала слишком много труда без компенсации. Когда крупные средства откладываются на накопление капитала, то получаемая крестьянином доля уменьшается. Также большие объёмы работы без компенсации требуют высшей сознательности. Третья ошибка состояла в «коммунизации» всех видов «собственности». В некоторых районах были попытки забрать в коммуну даже личную собственность крестьян типа кур и свиней. Это тоже вызывало сопротивление.

Эти ошибки были вскоре исправлены. Производственная бригада (бывший передовой кооператив) осталась базовой учётной единицей, а в 1962 г. учётной единицей стал ещё более низкий уровень, уровень производственной команды. Однако, хотя всегда оставалась перспектива повышения уровня собственности и учёта, процесс не пошёл дальше по пути большего обобществления и перехода к коммунизму. Базовая учётная единица и единица собственности до 1976 г. оставались на самом низком уровне — производственной команды.

47. Борьба со сторонниками капиталистического пути

Хотя левацкие ошибки было вскоре исправлены, в высших эшелонах партии оставалось сильным влияние сторонников капиталистического пути во главе с Лю Шаоци. Борьба двух линий продолжалась прямыми и косвенными путями. В июле 1959 г. Пэн Дэхуай, тогда министр обороны, предпринял прямую атаку на большой скачок, критикуя, по его выражению, «мелкобуржуазный фанатизм» и желание «войти в коммунизм одним шагом». Мао ответил на эти выпады и защищал политику большого скачка. Однако, хотя Пэн потерпел поражение, другие сторонники капиталистического пути продолжали свою деятельность косвенно.

Одним из их методов была завуалированная защита Пэна и выпады против Мао в прессе. Это делалось при помощи статей, а также пьес и культурных представлений, призванных показать, что Пэн был настоящим товарищем, который пострадал ни за что. Другим методом был саботаж решений высших партийных инстанций. Самый яркий пример — саботаж программы социалистического воспитания и решения начать культурную революцию, принятого десятым пленумом ЦК в 1962 г. Формально согласившись с этим решением, сторонники капиталистического пути, используя свой контроль над партийными структурами, добились срыва массовой мобилизации. Они попытались направить культурную революцию в русло академических и идеологических дебатов, а не классовой борьбы.

Мао в этот период (1959—1965 гг.) вёл борьбу на разных уровнях. Изучая русский опыт, он понял, что есть весьма реальная опасность реставрации капитализма. Опираясь на тщательное изучение политики и экономики хрущёвского ревизионизма, он извлёк из этого опыта теоретические уроки и использовал их для обучения китайского и международного пролетариата. Посредством борьбы в ходе великой полемики против хрущёвского современного ревизионизма Мао пытался поднять на борьбу революционеров по всему миру и в Китае. В таких своих работах, как «Критика советской политэкономии» 17 и в статье КПК «О хрущёвском псевдокоммунизме и его всемирно-историческом уроке», он старался дать партийным кадрам теоретическую основу для борьбы против ревизионизма и реставрации капитализма.

Но главное, Мао старался вовлечь массы в борьбу за защиту и развитие социализма и предотвращение реставрации капитализма. Помимо уже упоминавшейся программы социалистического воспитания, он призывал следовать примеру Дачжая и Дацина как образцу построения социализма. Но когда все попытки мобилизовать массы были сорваны партийной бюрократией, Мао после огромных усилий сумел добиться своего, высвободив энергию масс в ходе Великой пролетарской культурной революции. Это была кульминация практики развития Мао Цзэдуном марксистских принципов социалистического строительства.

48. Великая полемика — борьба Мао против новейшего ревизионизма Хрущёва

В 1953 году, после смерти Сталина, ревизионистская клика во главе с Хрущёвым совершила переворот и захватила контроль над КПСС, в то время ведущей партией международного пролетариата. Революционеры внутри партии подверглись исключениям и убийствам, был запущен процесс реставрации капитализма в первой социалистической стране мира, укреплялись связи с империалистическим лагерем, в частности, с империализмом США. К 1956 году, установив над КПСС жёсткий контроль на ⅩⅩ съезде, они начали распространение ревизионистского яда среди других коммунистических партий. С одной стороны, был атакован так называемый культ личности Сталина, с другой стороны, продвигалась ревизионистская теория трёх мирных принципов: мирного перехода, мирного сосуществования и мирного соревнования.

Мирный переход означал мирный переход к социализму парламентским путём. Хрущёв утверждал, что в современную эпоху можно достичь социализма мирным путём через завоевание большинства в парламенте, что позволит с помощью реформ перейти к социализму. В сущности, он отверг необходимость революции, так что эта теория стала переизданием ревизионизма Бернштейна и других социал-демократов.

Мирное сосуществование государств с различным общественным строем было предложено Хрущёвым как генеральная линия внешней политики социалистического государства. Тем самым была искажена ленинская политика мирного сосуществования с капиталистическими государствами, которое было лишь одним из аспектов проводимой социалистическим государством внешней политики пролетарского интернационализма. Хрущёв подчинил всё остальное своему желанию поддержать мирное сосуществование с империализмом. Он поставил отношения с другими социалистическими странами и помощь им, политику помощи борьбе угнетённых народов в зависимость от потребностей мирного сосуществования с империалистскими державами. Это было не чем иным как политикой сотрудничества с империализмом.

Мирное соревнование — теория о том, что противоречия между империализмом и социализмом могут быть решены путём экономической конкуренции между капиталистической и социалистической системами. Эта теория, таким образом, отказалась признавать реакционный и агрессивно-милитаристский характер империализма. Распространялась иллюзия, что противоречие между социалистическим и империалистическим лагерями не антагонистическое, что его можно разрешить мирным путём.

Выдвинутая Хрущёвым концепция трёх «мирных принципов» была полновесной ревизионистской теорией, которую он хотел навязать международному коммунистического движению. Она была прямо направлена на сближение с империализмом. В целях реализации своих схем и чтобы заручиться признанием империалистических держав, Хрущёв начал свирепые нападки на Сталина под предлогом борьбы с «культом личности». Чтобы разрушить революционные принципы, на которых стоял Сталин и за которые он боролся, Хрущёву в первую очередь понадобилось очернить его образ среди революционеров и масс во всём мире. Путём кампании лжи и низкой пропаганды Хрущёву это удалось.

Многие из руководителей мировых компартий поддержали ревизионистскую хрущёвскую линию. Многие видные партии и их руководители уже до того следовали ревизионистской линии в своих странах. Браудер в США уже прежде выдвинул теорию сотрудничества между социализмом и капитализмом, а затем отошёл от международного коммунистического движения; Торез, бывший вождь Третьего Интернационала из Франции, наладивший тесные отношения с буржуазией по окончанию периода антифашистского фронта, занял в послевоенные годы шовинистическую позицию по отношению к народам французских колоний и стал слугой французской империалистической буржуазии; Тольятти из Италии, ещё один видный деятель Третьего Интернационала, «реформировал» и «перестраивал» капитализм в социализм через «структурные реформы» при помощи буржуазного парламента; руководство индийской компартии ещё ранее изменило свою тактику, признав мирный путь. Ревизионистские силы, которые не были достаточно раскритикованы и обезврежены в более ранний период, вполне благополучно сошлись с Хрущёвым.

Однако там, где попытки осуществить «мирный переход» посредством избирательной системы ставили под угрозу общественный порядок, такие партии были нейтрализованы военными переворотами и жестокими репрессиями, как в Бразилии (1964), Индонезии (1965) и Чили (1973).

В Югославии, одной из новообразованных стран народной демократии, Союз коммунистов Югославии во главе с Тито уже с 1948 года встал на путь ревизионизма и оторвался от социалистического лагеря. Хрущёв, однако, вскоре стал дружить с ним. Большинство остальных руководителей также были подчинены линии Хрущёва. В социалистическом лагере только КПК и Албанская партия труда распознали хрущёвский ревизионизм и твёрдо встали на защиту марксизма-ленинизма.

КПК под руководством Мао стояла в авангарде этой борьбы. В течение двух месяцев после ⅩⅩ съезда КПСС КПК опубликовала статью «Об историческом опыте диктатуры пролетариата», где Сталин был назван выдающимся марксистом-ленинцем. За ней в декабре 1956-го последовала статья «Ещё раз об историческом опыте диктатуры пролетариата», где указывалась необходимость для социалистического лагеря чётко разграничить своих друзей и врагов. Затем последовал семилетний период борьбы с ревизионистской линией Хрущёва на встречах партий разных стран, в частности на заседаниях 60 братских партий в 1957 году и 81 братской партии в 1960 году, а также на встречах с руководством КПСС.

С обострением борьбы советские ревизионисты в июне 1959 г. свернули техническую помощь в области обороны, а в июле 1960 г. внезапно отозвали всех своих технических специалистов, работавших в Китае. То же самое было сделано и в Албании. В апреле 1960 г. КПК опубликовала статью «Да здравствует ленинизм!» и две другие, отстаивающие базовые принципы ленинизма в отношении империализма, войны и мира, пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Эти статьи выступали с критикой ревизионистских позиций КПСС, не называя, однако, при этом объект критики по имени.

Но ревизионисты продолжили попытки систематизации своих ревизионистских позиций. Так, принятая на состоявшемся в 1961 году ⅩⅩⅡ съезде КПСС программа подвергала пересмотру саму суть марксизма-ленинизма, а именно учение о пролетарской революции, диктатуре пролетариата и пролетарской партии. Согласно ей, диктатура пролетариата стала более не нужна в Советском Союзе и природа КПСС как авангарда пролетариата изменилась. На этом съезде была выдвинута абсурдная теория «общенародного государства» и «общенародной партии». Также Хрущёв начал открытое наступление на Албанскую партию труда и даже призвал сместить её лидера Энвера Ходжу. Против этого выступила делегация КПК во главе с Чжоу Эньлаем.

Хрущёв стал поощрять другие коммунистические партии к публичным нападкам на КПК. Многочисленные статьи в СССР открыли атаку на китайское руководство. КПК, наконец, стала отвечать на некоторые из нападок Тольятти из итальянской компартии, Тореза из французской, Гэса Холла из Компартии США и другим, в серии из семи статей, вышедших в конце 1962 — начале 1963 года.

Краткое изложение основных взглядов КПК было дано в знаменитом письме от 14 июня 1963 года, озаглавленном «Предложение о генеральной линии международного коммунистического движения». Оно стало ответом открытому письму КПСС. Так как дискуссия вышла на свет, КПК решила провести дебаты в публичной печати. Было сделано девять комментариев к открытому письму КПСС, все вопросы были разъяснены массам.

Эта борьба, прошедшая в 1963 и 1964 годах, получила название Великой полемики. Великая полемика имеет огромное историческое значение, будучи принципиальным и всесторонним выражением борьбы против современного ревизионизма. Она стала объединяющим пунктом для всех пролетарских революционных сил в мире. Она также внесла свой вклад в научное развитие марксизма-ленинизма, что дало международному коммунистическому движению революционную генеральную линию на тот период. Мао был движущей силой этой борьбы. Именно через Великую полемику Мао развил науку марксизма-ленинизма, давая ответы международному пролетариату по наиболее значимым вопросам: фундаментальные противоречия в мире, вопрос о друзьях и врагах, о целях движения, а также о пути достижения победы мировой социалистической революции. Эти разработки в основном содержатся в письме от 14 июня. Девять комментариев излагают и развивают революционную позицию по различным вопросам огромной важности, стоящим перед международным коммунистическим движением после Второй мировой войны, таким как неоколониализм, война и мир, мирное сосуществование, Югославия, ревизионизм Хрущёва и исторические уроки, которые из него можно извлечь. Именно через Великую полемику маоцзэдунъидеи получили дальнейшее признание в качестве руководящей идеологии революционных элементов международного пролетариата.

49. Великая пролетарская культурная революция

Великая пролетарская культурная революция (ВПКР) стала марксистским ответом на препятствия и подрыв процесса социалистического строительства, чинимые хрущёвцами и сторонниками капиталистического пути. После восхождения ревизионизма в СССР Мао понял, что опасность восстановления капитализма в наибольшей степени исходит из самой партии. На протяжении Великой дискуссии Мао, борясь с ревизионизмом, пытался найти ответ на вопрос о том, как предотвратить реставрацию капитализма. В то время он был вовлечён в борьбу также и с китайскими хрущёвцами, такими как Лю Шаоци и Дэн Сяопин. В завершающем Великую полемику документе КПК «О хрущёвском псевдокоммунизме и его всемирно-историческом уроке» Мао выделил несколько моментов предотвращения реставрации капитализма.

Для начала, Мао подчеркнул значение необходимости продолжения классовой борьбы на протяжении всего периода социализма, до самого его завершения. Он пояснил, что изменения в собственности на средства производства, то есть социалистическая революция на экономическом фронте, недостаточны сами по себе. Он настаивал на необходимости социалистической революции на политическом и идеологическом фронтах в целях укрепления завоеваний революции. Такая революция должна продолжаться и при диктатуре пролетариата.

Кроме того, Мао неоднократно подчёркивал, что для совершения такой революции необходимо придерживаться линии масс, смело поднимать массы и разворачивать массовые движения в больших масштабах. Для этого партия должна опереться на народные массы, завоевать их на свою сторону и сплотиться с ними, составляющими 95 процентов населения, в общей борьбе против врагов социализма. Мао также выделил необходимость «как в городе, так и в деревне… повсеместно и неоднократно развёртывать движение за социалистическое воспитание». В ходе этого движения за непрерывное воспитание людей Мао рассчитывал организовать революционные элементы класса на «непримиримую, остриём против острия, борьбу против враждебных социализму капиталистических и феодальных сил». Мао ясно видел, что широкое участие масс является необходимым условием предотвращения реставрации капитализма. Опыт Мао подсказывал ему, что главные элементы, стремящие реставрировать капитализм,— это ревизионисты в руководстве самой партии.

Но на самом высоком уровне КПК существовала сильная оппозиция во главе с Лю Шаоци, препятствовавшая осуществлению этих теорий и конкретной программы, исходивших от Мао. Несмотря на официальное принятие «социалистической культурной революции» на пленарном заседании ЦК в 1962 году, реализация её была половинчатой и шла вразрез с линией Мао. В действительности, партийная бюрократия, находившаяся под контролем Лю, начала критиковать Мао и противодействовать мерам, направленным против «каппутистов» наподобие Пэн Дэхуая. Эта критика шла через статьи в прессе, пьесы и на других культурных площадках, находившихся под их полным контролем. Их контроль был настолько велик, что Мао не мог даже опубликовать в Пекине статью в свою защиту. Такая статья в защиту Мао и его политики была опубликована в ноябре 1965 года в гораздо более радикальном Шанхае. Она стала тем, что Мао позже назвал «сигналом» для начала ВПКР, сорвав лавину критики в адрес партийной бюрократии и поддержав линию Мао в СМИ и в области культуры. Были высказаны требования самокритики главных виновников. Но партийная бюрократия предприняла всё возможное, чтобы движение не приняло массовый характер. Группа по делам культурной революции, которая должна была инициировать и направлять её, на деле пыталась поставить под контроль инакомыслие и перенаправить его в русло академической дискуссии.

Наконец, 16 мая 1966 года ЦК под руководством Мао распустил Группу пяти, ответственную за саботаж культурной революции. Была создана новая группа по делам культурной революции, находившаяся под непосредственным контролем Постоянного комитета Политбюро. Циркуляр от 16 мая призвал критиковать и сломить сопротивление «каппутистов», особенно тех, что находились внутри партии. Это привело к фактическому разворачиванию Великой пролетарской культурной революции в массовое явление, охватывающее миллионы.

25 мая в Пекинском университете было вывешено первое дацзыбао (плакат, написанный большими иероглифами), где содержалась критика бывшего ректора и системы образования. За ним последовали тысячи подобных дацзыбао, сделанных студентами и народными массами по всей стране, с помощью которых те выражали своё мнение и критиковали то, что считали ошибочным в обществе. Начались демонстрации и массовые собрания, где звучала критика профессоров, партийных бюрократов и других лиц, чья политика признавалась неправильной. Вскоре часть студентов выдвинула требование отмены вступительных экзаменов. В июне Центральный комитет издал указ о приостановлении приёма в колледжи и университеты сроком на шесть месяцев с тем чтобы студенты и молодёжь смогли всецело поучаствовать в ВПКР. Но шести месяцев оказалось мало и университеты открылись снова только через четыре года.

Мао также лично принял участие в ВПКР. 17 июля он, наряду с десятью тысячами других пловцов, принял участие в заплыве через реку Янцзы. Этим символическим актом он показал, что также участвует в течении ВПКР. 5 августа, во время одиннадцатого пленума ЦК КПК, Мао подал гораздо более ясный сигнал — написал свою дацзыбао, с главным лозунгом «Огонь по штабам!». Это был явный призыв атаковать штаб «каппутистов» в партии во главе с Лю Шаоци. Призыв Мао дал ход дальнейшим действиям и воодушевил движение.

18 августа Мао присутствовал на первом митинге хунвэйбинов в Пекине. Хунвэйбины (красногвардейцы) были членами тысяч массовых организаций, появившихся во всех уголках страны для участия в ВПКР. Сначала эти массовые организации состояли в основном из студентов и молодёжи, но с ростом движения они начали охватывать рабочих, крестьян и служащих. 18 августа прошёл первый митинг, за которым последовало множество аналогичных мероприятий. Несколько раз более двух миллионов хунвэйбинов съезжались в столицу со всех уголков страны.

Одиннадцатый пленум определил ВПКР как «новый этап ещё более глубокого и широкого развития социалистической революции в нашей стране». В своём заключительном слове на пленуме Мао сказал:

«Великая пролетарская культурная революция — это, по существу, великая политическая революция в условиях социализма, предпринятая пролетариатом против буржуазии и всех прочих эксплуататорских классов. Это продолжение длительной борьбы против гоминдановских реакционеров, которую вели КПК и широкие революционные массы под её руководством. Это продолжение борьбы между пролетариатом и буржуазией» 18.

Одиннадцатый пленум принял документ, ставший впоследствии известным как шестнадцать пунктов о культурной революции. Они повторяли то, что было сказано в сообщении от 16 мая,— что нынешняя революция стремиться затронуть живую душу людей, изменить человека. Эксплуататорская старая идеология, старая культура, старые нравы и старые обычаи всё ещё господствуют в общественном сознании, являясь благодатной почвой для реставрации старых порядков. Мировоззрение должно быть преобразовано, должны родиться новые ценности.

Основной мишенью были определены «те облечённые властью, которые пролезли в партию и идут по капиталистическому пути». Главными силами революции были названы «широкие массы рабочих, крестьян, солдат, революционной интеллигенции и революционных кадров».

Целью революции было «разгромить тех облечённых властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных „авторитетов“ в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя». Формой реализации этой революции был подъём многомиллионных масс, свободно выражавших свои взгляды при помощи дацзыбао, широких дебатов, направленных на разоблачение находящихся у власти «каппутистов» и их планов по реставрации капитализма.

Существенным аспектом культурной революции было продвижение и практическое осуществление линии масс Мао. Она была направлена ​​не просто на устранение враждебных социализму элементов, но на то, чтобы рабочий класс «осуществлял руководство во всём», «ставил политику на командное место» и добивался того, чтобы каждый, выполняющий работу должностного лица, «оставался одним из простых людей». Для достижения этих целей необходимо было развернуть всеобщее наступление против буржуазной идеологии с тем чтобы массы активно в этом участвовали.

В резолюции одиннадцатого пленума говорилось:

«Единственным методом великой пролетарской культурной революции является самоосвобождение масс, здесь недопустима какая-либо подмена.

Нужно верить в массы, опираться на массы и уважать инициативу масс. Надо отбросить слово „страх“. Не следует бояться беспорядков. ‹…› Пусть массы в ходе этого великого революционного движения сами воспитывают себя и распознают, что верно, а что ошибочно, какие методы правильны, а какие неправильны».

Принявшись в полную силу за революцию, массы даже создали новую организационную форму — революционный комитет. Его основой стало соединение «три в одном»: его члены, избираемые и отзываемые народом, напрямую ответственные перед ним, отбирались из партии, Народно-освободительной армии и массовых организаций (хунвэйбинов, чья численность достигала 30 миллионов). Эти комитеты появлялись на всех уровнях, начиная с заводов и коммун и заканчивая провинциальными и региональными органами власти. Их функцией было служить тем инструментом, с помощью которого массы могли непосредственно участвовать в управлении страной.

Это органы власти позволили пролетарской политической власти глубоко укорениться в массах. Непосредственное участие революционных масс в управлении страной и революционный контроль снизу органов политической власти на различных уровнях сыграли важнейшую роль в том, чтобы передовые группы на всех уровнях придерживались линии масс. Такое укрепление диктатуры пролетариата стало также наиболее широким и глубоким продвижением пролетарской демократии во всём мире до настоящего времени.

Первая волна культурной революции 1966—1967 гг. разгромила буржуазные логова внутри партии; большинство ведущих каппутистов, таких как Лю Шаоци и Дэн Сяопин, а также их сторонники, были сняты с партийных постов и вынуждены выступить с самокритикой перед массами. Это была большая победа, которая не только вдохновила китайские массы, но и создала волну революционного энтузиазма среди коммунистических революционеров по всему миру.

Во время Великой полемики многие революционные силы собрались вокруг революционной линии КПК во главе с Мао, но главным образом уже в период Культурной революции эти силы по всему миру пришли к тому, что только маоцзэдунъидеи могут дать ответы на вопросы мировой социалистической революции. Великая пролетарская культурная революция показала, что у марксизма есть ответ врагу, есть ответ капиталистической реставрации. Такое развитие марксизма привело к сплочению многочисленных революционных групп и партий во всём мире на основе марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей, а также к осуществлению революционной борьбы под их руководством.

Однако Мао предупреждал:

«Нынешняя Великая пролетарская культурная революция — только первая; неизбежно в будущем их будет ещё много больше. Вопрос, кто победит в революции, может быть решён только за долгий исторический период. Если не действовать правильно, капиталистическая реставрация может произойти в будущем в любое время» 19.

И затем, на Ⅸ съезде партии в 1969 году:

«Мы уже одержали великую победу. Но класс, потерпевший поражение, всё ещё будет делать судорожные потуги остаться на арене. Эти люди ещё живы, и этот класс ещё существует. Поэтому мы не можем говорить об окончательной победе. Не можем говорить об этом и в последующие десятилетия. Нельзя утрачивать бдительность. С точки зрения ленинизма, окончательная победа одной социалистической стране не только требует усилий пролетариата и широких народных масс данной страны, но и находится в зависимости от торжества мировой революции и ликвидации эксплуатации человека человеком на всей земле, которые приведут к освобождению всего человечества. Следовательно, опрометчивое заявление об окончательной победе революции в нашей стране ошибочно, идет вразрез с ленинизмом и не соответствует фактам» 20.

Слова Мао вскоре подтвердились. Сначала в 1971 году Линь Бяо, в то время заместитель председателя, на Ⅸ съезде КПК объявленный преемником Мао, составил заговор с целью захвата власти с помощью его убийства и военного переворота. Бдительность революционеров в партии сорвала эти попытки.

После этого, однако, архиревизионисты, такие как Дэн, были восстановлены на высоких должностях в партии и государственном аппарате. В последний период культурной революции вновь развернулась борьба с этими каппутистами, Дэн был вновь подвергнут критике и снят со всех постов за несколько месяцев до смерти Мао 9 сентября 1976 года. Но у него было множество агентов во властных структурах. Именно эти ренегаты организовали переворот, вскоре после смерти Мао захватив контроль над партией и переориентировав её на путь капиталистической реставрации. Именно они саботировали Культурную революцию, а затем официально объявили о её ​​конце в 1976 году.

Этот переворот и капиталистическая реставрация, однако, не доказывают ошибочности Культурной революции. Напротив, подтверждается учение Мао о природе социалистического общества и необходимости продолжения революции при диктатуре пролетариата. Культурная революция — это научный инструмент, разработанный в ходе борьбы против капиталистической реставрации, в теоретической борьбе, развивающей марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи. Её научная обоснованность была проверена практикой китайской революции. Была доказана её эффективность в качестве орудия мобилизации миллионных масс на борьбу против угрозы капиталистической реставрации в социалистической стране. Но, как указывал сам Мао, никакое оружие не даёт гарантии окончательной победы. Факт того, что каппутисты добились временной победы, не в коей мере не умаляет объективной необходимости и эффективности этого оружия в борьбе за социалистическое строительство и защиту социализма.

Великая пролетарская культурная революция — один из важнейших вкладов марксизма-ленинизма-маоцзэдунъидей в арсенал международного пролетариата. Она представляет собой практическую реализацию наибольшего вклада Мао в марксизм — теории продолжения революции при диктатуре пролетариата для укрепления социализма, борьбы с современным ревизионизмом и предотвращения реставрации капитализма. Её значение для международного пролетариата неоценимо в сегодняшнем мире, где все плацдармы социализма были потеряны в результате манипулятивных схем буржуазии внутри коммунистических партий. А значит, пришло время пересмотреть ленинское определение марксиста.

В своё время Ленин писал, что недостаточно признавать классовую борьбу, чтобы быть марксистом. По его словам, только тот, кто признаёт не только классовую борьбу, но и диктатуру пролетариата, может называться марксистом. Сегодня для того, чтобы называться марксистом, недостаточно признавать классовую борьбу и диктатуру пролетариата. Сегодня, чтобы называться марксистом, необходимо расширить признание классовой борьбы и диктатуры пролетариата до признания необходимости продолжения революции в области надстройки с целью завершения мировой революции и по возможности скорейшего построения коммунистического общества.

50. После смерти Мао

Данная глава содержит много спорных для РМП утверждений (помимо тезиса о советском социал-империализме, который у маоистов спорным не считается) — прим. переводчика.

Конец 1960-х годов — период ВПКР и становления маоцзэдунъидей как нового этапа марксизма-ленинизма, период революционного брожения во многих частях мира. Революционная война в Индокитае (регион Вьетнама, Кампучии и Лаоса) нанесла болезненные удары громадной военной мощи империализма США. В тот же период отмежевавшиеся от современных ревизионистов революционеры развернули руководствующуюся маоцзэдунъидеями вооружённую борьбу во многих странах Третьего мира; непрекращающаяся и сегодня вооружённая борьбы на Филиппинах и в Индии берёт начало с того времени. Национально-освободительная борьба методами партизанской войны также бушевала в различных частях мира, как и вооружённая борьба, вдохновлённая идеологией геваризма (отражающей позиции и практику Че Гевары, игравшего ведущую роль в революционной борьбе на Кубе и в Боливии), в странах Латинской Америки.

Война в Индокитае, обострение борьбы в странах Третьего мира, а также ВПКР были основными факторами, породившими студенческие и антивоенные движения во всём капиталистическом мире в конце 1960-х. Наиболее значительным было восстание парижских студентов в мае 1968-го, но это было лишь одним из проявлений волны студенческих восстаний, протянувшихся от США до Италии и затронувших даже Польшу, Чехословакию и Югославию. Не остались в стороне и студенческие движения в различных частях Третьего мира. В то же время в США и других странах начали проводиться акции протеста против войны во Вьетнаме, в крупных городах Европы развернулись массовые пацифистские движения против войны и гонки ядерных вооружений. Империалисты США были эффективно изолированы, так что ни один их союзник не согласился послать во Вьетнам свои войска. Вслед за студенческим движением испытала существенный рост и борьба промышленного рабочего класса стран Западной Европы, особенно Италии и Франции, хоть и ограниченная экономическими требованиями. Огромные волны забастовок с требованиями решительного повышения заработной платы часто останавливали экономическую жизнь целых империалистских стран.

В середине 1970-х мир стал свидетелем падения многих колониальных режимов-долгожителей в результате затяжных партизанских войн. В 1975-м США и их марионеток выбросили из Вьетнама, Кампучии и Лаоса. В Африке были созданы республики Мозамбик, Ангола, Эфиопия, Конго и Бенин. Однако большинство из этих стран подпали под влияние марионеток и сателлитов нового империализма — советского социал-империализма. Главным исключением стала Кампучия, где подлинные коммунистические революционеры, «красные кхмеры», сохраняли свою независимость, пока в 1978 году по воле советских империалистов в Кампучию не вторгся Вьетнам.

В последующий период продолжила сохраняться революционная ситуация с обострением всех основных противоречий и дальнейшего ослабления империализма. В частности, колонии и полуколонии оставались центрами бурь мировой революции. В начале этого периода партизанская борьба продолжалась в Зимбабве, Никарагуа, Эритрее и других странах. В 1980 году под революционным коммунистическим руководством началась народная война в Перу. С падением иранского шаха установилась антиамериканская Исламская Республика. Национально-освободительная война вспыхнула в Афганистане после установления советского марионеточного режима в 1978 году и его оккупации советской социал-империалистической армией в 1979 году. Героическая борьба афганского народа нанесла серьёзный удар советскому режиму, оказавшись одним из основных факторов распада СССР.

Величайшим значением борьбы колониальных и полуколониальных народов было то, что она навсегда изменила характер отношений между империализмом и угнетёнными нациями. И вьетнамская и афганская войны доказали, что даже супердержава не может беспрепятственно оккупировать даже небольшую и слабую страну. Эта истина стала ещё яснее в 1990-х, во всех тех многочисленных местах, где стремились вмешаться миротворческие силы ООН. Сомалиленд, который на протяжении долгих лет находился под контролем британских и итальянских колонизаторов, стал в 1990-х годах Сомали, откуда с позором бежали тысячи военных США и других стран, атакованные народом. Даже крупномасштабные и непрерывные бомбардировки Ирака и Югославии без задействования сухопутных войск есть признание империализмом того факта, что ни одна страна, нация или народ не потерпит сегодня на своей территории оккупационную армию.

После падения бюрократических режимов в Восточной Европе и в различных республиках бывшего Советского Союза также имел место продолжительный революционный кризис. Даже в империалистских странах Запада обострение кризиса привело к обострению противоречия между трудом и капиталом и неоднократным волнам забастовочной борьбы промышленного рабочего класса. Революционные силы, однако, не были достаточно сильны организационно, чтобы использовать благоприятную мировую революционную ситуацию для продвижения мировой социалистической революции.

После смерти Мао в 1976 году сторонники капиталистического пути в партии устроили переворот под руководством архиревизиониста Дэн Сяопина и захватили контроль над партией поставив формальным руководителем «центриста» Хуа Гофэна. Как говаривал Мао, когда политический контроль переходит в руки ревизионистов, социализм уходит из рук пролетариата. Тогда же руководство Албанской партии труда перешло на оппортунистическую позицию, стала нападать на Мао Цзэдуна и изображать его как мелкобуржуазного революционера. Хотя «красные кхмеры» продолжали удерживать власть в Кампучии, они вели постоянную борьбу против внутренних и внешних врагов революции и только готовились выйти из экономических бедствий войны и укрепить свою власть, когда революция потерпела поражение от вьетнамской армии, поддерживаемой СССР. Таким образом, в мире не осталось ни одной страны, где бы государственная власть была в руках пролетариата и она могла бы служить цитаделью социализма для международного пролетариата.

В первые годы после смерти Мао международное коммунистическое движение охватила сумятица, порождённая дэновским ревизионизмом в лице Хуа Гофэна, пытавшегося выставить себя последователем маоцзэдунъидей. В частности, ложно распространялась и выдавалась за генеральную линию Мао для международного пролетариата ревизионистская теория трёх миров. Многие революционные секции приняли эти позиции и только после явно ревизионистской резолюции по вопросам истории КПК в 1981 году и ⅩⅡ съезда в 1982 году большинство революционных сил во в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: