Образование XXI века ориентировано на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность обучающихся, конкурентоспособность будущих специалистов. Эти положения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», профессиональном стандарте педагога, требованиях ФГОС, стандартах WSR.
Для молодого специалиста важно четкое разграничение понятий «компетентность» и «компетенция».
Проблемой развития профессиональной компетентности педагога занимались ученые:Лариса Витольдовна Занина, Аэлита Капитоновна Маркова, Анатолий Викторович Мудрик, Виталий Александрович Сластенин.
В науке до сих пор не существует единства в понимании сущности данных терминов. Лариса Витольдовна Занина, доктор педагогических наук, трактует:
· компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной, продуктивной профессиональной деятельности;
|
|
· компетентность - наличие у человека соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Для того, чтобы стать компетентным специалистом в определенной области, необходимо овладеть её ключевыми компетенциями.
Аэлита Капитоновна Маркова, доктор психологических наук предлагает различать следующие виды компетенций:
Специальная компетенция – способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
Социальная компетенция – владение приемами профессионального общения.
Личностная компетенция - владение приемами личностного самовыражения.
Индивидуальная компетенция – развитие индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту.
Структура профессиональной компетенции педагога раскрывается через педагогические умения.
Анатолий Викторович Мудрик, доктор педагогических наук, педагогические умения сводит к трем основным:
1. умение переносить известные педагогу знания, приемы воспитания в условия новой педагогической ситуации;
2. умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
3. умение создавать новые элементы педагогических знаний и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации.
Виталий Александрович Сластенин, доктор педагогических наук, выделил четыре группы педагогических умений: