Профессиональная компетентность педагога

 

Образование XXI века ориентировано на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность обучающихся, конкурентоспособность будущих специалистов. Эти положения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», профессиональном стандарте педагога, требованиях ФГОС, стандартах WSR.

 

Для молодого специалиста важно четкое разграничение понятий «компетентность» и «компетенция».

Проблемой развития профессиональной компетентности педагога занимались ученые:Лариса Витольдовна Занина, Аэлита Капитоновна Маркова, Анатолий Викторович Мудрик, Виталий Александрович Сластенин.

 

В науке до сих пор не существует единства в понимании сущности данных терминов. Лариса Витольдовна Занина, доктор педагогических наук, трактует:

· компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной, продуктивной профессиональной деятельности;

· компетентность - наличие у человека соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

 

Для того, чтобы стать компетентным специалистом в определенной области, необходимо овладеть её ключевыми компетенциями.

 

Аэлита Капитоновна Маркова, доктор психологических наук предлагает различать следующие виды компетенций:

 

 

                             
 
   
     

 

 


Специальная компетенция – способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Социальная компетенция – владение приемами профессионального общения.

Личностная компетенция - владение приемами личностного самовыражения.

Индивидуальная компетенция – развитие индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту.

Структура профессиональной компетенции педагога раскрывается через педагогические умения.

Анатолий Викторович Мудрик, доктор педагогических наук, педагогические умения сводит к трем основным:

1. умение переносить известные педагогу знания, приемы воспитания в условия новой педагогической ситуации;

2. умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;

3. умение создавать новые элементы педагогических знаний и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации.

 

Виталий Александрович Сластенин, доктор педагогических наук, выделил четыре группы педагогических умений:

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: