Методист учреждения дополнительного образования

 

Методист. Кто это и что это? Должность или профессия? Какие функции в образовательном учреждении должен выполнять методист?

Как правило, из-за недостатка кадров и их непрофессионализма методист — «и швец и жнец», т. е. делает все: он и информатор, и аналитик, и разработчик, и организатор в одном лице. В последние годы педагоги все более остро стали ощущать потребность в помощи по технике проведения эксперимента, разработке авторских программ, экспертизе собственных методических: разработок и т.д. Словом, стал формироваться реальный спрос на методиста нового качества, выполняющего новые функции.

В зависимости от функций деятельности методической службы — информационной, аналитической, планово-прогностической, проектировочной, обучающей, организационно-координационной — следует разделять методистов по направлениям деятельности. С этой точки зрения у методиста появляются новые специальности: методист-информатор, методист-аналитик, методист-прогнозист, методист-проектировщик, методист-организатор, методист-координатор и т.д.

Методист сегодня — это не администратор, не представитель власти в учреждении, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение.

Методическая деятельность — это взаимодействие (а не воздействие!) методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности; она должна быть востребована и направлена на тех людей, которые считают необходимым взаимодействовать с методической службой учреждения

 

Исходя из сущностных представлений о методической деятельности, можно сформулировать ведущие задачи методиста:

- удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;

- формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;

- обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск;

- создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.

 

Профессионально значимые качества методиста

 

1. Качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу, — «открытый интеллект»:

- способность решать задачи, требующие открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений;

- умение создавать, созидать новое;

- способность переходить из своей узкой сферы в смежные или даже отдаленные и решать в них, так сказать, чужие проблемы или вносить предложения, помогающие решению;

- способность противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания, и своим собственным устаревшим методам и приемам работы;

- умение видеть перспективы изучаемого объекта, на основе ограниченной информации предсказывать его будущее состояние;

- способность схватывать объект как одно целое;

- способность диалектически (с сохранением всего положительного) отрицать старые системы знания;

- способность принимать и преломлять любые идеи, независимо от их источника;

- способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах изучаемых явлений.

 

2. Социальная компетентность:

- принятие других такими, какие они есть;

- терпимое отношение к ошибкам;

- интерес к широкому кругу проблем, к непосредственному окружению;

- пунктуальность;

- стремление к сотрудничеству;

- искренность с собой и другими; социальная совесть.

 

3. Способность к практическому решению проблем:

- отслеживание всех аспектов проблемы;

- идентификация связей между идеями;

- аккуратность в интерпретации информации;

- использование оригинальных источников базовой информации;

- принятие точных решений;

- усиленная генерация идей;

- оптимальные пути постановки программы;

- внимание ко всем сторонам аргументации.

 

4. Вербальные способности:

- конструктивное, аналитическое и творческое мышление;

- хорошая память на текстовую, зрительную и звуковую информацию;

- речь ясная и аргументированная;

- умение поддерживать беседу;

- учитывание особенностей области познания;

- высокая грамотность;

- достаточный словарный запас;

- широкий круг чтения;

- высокая работоспособность.

 

5. Методические умения:

- диагностирование;

- целеполагание;

- проектирование и разработка программ профессионального роста, изучения и обобщения опыта педагога;

- сбор и хранение информации;

- разработка методических рекомендаций;

- владение техникой экспертизы.

 

Методист решает вопросы непрерывного образования педагога посредством выявления его творческих возможностей. Он не должен давать вчерашние советы, а призван стать ориентиром в развитии педагога, уметь сотрудничать и вести диалог, раскрывая насущные задачи и объясняя свои действия.

 

В своей работе методист должен опираться на:

- принципы систематизации методических и информационных материалов;

- принципы дидактики;

- принципы и порядок разработки различных программ, а также методической документации;

- принципы организации педсоветов методических объединений, научно-практических конференций, семинаров и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: