Методист. Кто это и что это? Должность или профессия? Какие функции в образовательном учреждении должен выполнять методист?
Как правило, из-за недостатка кадров и их непрофессионализма методист — «и швец и жнец», т. е. делает все: он и информатор, и аналитик, и разработчик, и организатор в одном лице. В последние годы педагоги все более остро стали ощущать потребность в помощи по технике проведения эксперимента, разработке авторских программ, экспертизе собственных методических: разработок и т.д. Словом, стал формироваться реальный спрос на методиста нового качества, выполняющего новые функции.
В зависимости от функций деятельности методической службы — информационной, аналитической, планово-прогностической, проектировочной, обучающей, организационно-координационной — следует разделять методистов по направлениям деятельности. С этой точки зрения у методиста появляются новые специальности: методист-информатор, методист-аналитик, методист-прогнозист, методист-проектировщик, методист-организатор, методист-координатор и т.д.
|
|
Методист сегодня — это не администратор, не представитель власти в учреждении, а прежде всего специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение.
Методическая деятельность — это взаимодействие (а не воздействие!) методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности; она должна быть востребована и направлена на тех людей, которые считают необходимым взаимодействовать с методической службой учреждения
Исходя из сущностных представлений о методической деятельности, можно сформулировать ведущие задачи методиста:
- удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;
- формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;
- обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск;
- создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.
Профессионально значимые качества методиста
1. Качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу, — «открытый интеллект»:
- способность решать задачи, требующие открытия каких-то закономерностей, свойств, отношений;
- умение создавать, созидать новое;
- способность переходить из своей узкой сферы в смежные или даже отдаленные и решать в них, так сказать, чужие проблемы или вносить предложения, помогающие решению;
- способность противостоять сложившимся традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания, и своим собственным устаревшим методам и приемам работы;
|
|
- умение видеть перспективы изучаемого объекта, на основе ограниченной информации предсказывать его будущее состояние;
- способность схватывать объект как одно целое;
- способность диалектически (с сохранением всего положительного) отрицать старые системы знания;
- способность принимать и преломлять любые идеи, независимо от их источника;
- способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах изучаемых явлений.
2. Социальная компетентность:
- принятие других такими, какие они есть;
- терпимое отношение к ошибкам;
- интерес к широкому кругу проблем, к непосредственному окружению;
- пунктуальность;
- стремление к сотрудничеству;
- искренность с собой и другими; социальная совесть.
3. Способность к практическому решению проблем:
- отслеживание всех аспектов проблемы;
- идентификация связей между идеями;
- аккуратность в интерпретации информации;
- использование оригинальных источников базовой информации;
- принятие точных решений;
- усиленная генерация идей;
- оптимальные пути постановки программы;
- внимание ко всем сторонам аргументации.
4. Вербальные способности:
- конструктивное, аналитическое и творческое мышление;
- хорошая память на текстовую, зрительную и звуковую информацию;
- речь ясная и аргументированная;
- умение поддерживать беседу;
- учитывание особенностей области познания;
- высокая грамотность;
- достаточный словарный запас;
- широкий круг чтения;
- высокая работоспособность.
5. Методические умения:
- диагностирование;
- целеполагание;
- проектирование и разработка программ профессионального роста, изучения и обобщения опыта педагога;
- сбор и хранение информации;
- разработка методических рекомендаций;
- владение техникой экспертизы.
Методист решает вопросы непрерывного образования педагога посредством выявления его творческих возможностей. Он не должен давать вчерашние советы, а призван стать ориентиром в развитии педагога, уметь сотрудничать и вести диалог, раскрывая насущные задачи и объясняя свои действия.
В своей работе методист должен опираться на:
- принципы систематизации методических и информационных материалов;
- принципы дидактики;
- принципы и порядок разработки различных программ, а также методической документации;
- принципы организации педсоветов методических объединений, научно-практических конференций, семинаров и т.д.