Уравнения, содержащие неизвестное под знаком модуля
Уравнения вида 
Наиболее рациональный путь решения – переход к совокупности
.
Уравнения вида 
Такие уравнения можно двумя способами заменить равносильными условиями:
и
.
Выбор способа замены зависит от того, какое и неравенств
или
решить легче.
Пример 1. Решить уравнение
.
Решение. Исходное уравнение равносильно совокупности
Û
.
Решая эти уравнения, получим корни х = ‑ 1; х =3; х =1±2 
Ответ: ‑ 1; 3; 1±2 
Пример 2. Решить уравнение
.
Решение. Исходное уравнение равносильно системе
Û
.
Решая эти уравнения, получим корни х = ‑ 2; х =4; х =±2
. Но условию
удовлетворяют только числа – 2 и ‑ 2
.
Ответ: ‑ 2; ‑ 2 
Пример 3. Решите уравнение
.
Решение. Поскольку в уравнении функция, стоящая под знаком модуля, проще, то лучше записать уравнение как совокупность двух систем:
Û
.
Уравнение из первой системы совокупности корней не имеет. Решением второй системы является
.
Ответ: 
Уравнения вида 
Уравнения этого вида можно решать, используя замену
.
Пример 4. Решить уравнение
.
Решение. Так как
, данное уравнение примет вид:
.
Сделаем замену
, получим новое уравнение
, которое имеет два положительных корня t =2; t =3. Значит, | x |=2: | x |=3, откуда x =±2, x =±3.
Ответ: ‑ 2; 2; ‑ 3; 3
Пример 5. Решить уравнение
.
Решение. Так как
, данное уравнение примет вид:
. Сделаем замену
, получим новое уравнение
; t = ‑ 2; t =1. Однако t = ‑ 2 не удовлетворяет условию
.
Получим уравнение
. Откуда
Û
.
Ответ: 0; 2
Уравнения, решение которых основано на свойствах модуля
Пример 6. Решить уравнение
.
Решение. Возведем обе части уравнения в квадрат:
Û
.
Используя формулу разности квадратов, разложим левую часть на множители:
Û
. Откуда х =
; х =4.
Ответ:
; 4
Уравнения вида 
При решении таких уравнений применяется метод интервалов:
1. определяются точки, в которых каждая из функций равна нулю;
2. найденные промежутки разбивают область определения уравнения на промежутки, на каждом из которых все функции сохраняют знак;
3. исходное уравнение решается на каждом промежутке, при этом модули опускаются с учетом знака функций на рассматриваемом промежутке;
4. объединяются решения, найденные на всех частях области определения уравнения.
Пример 7. Решите уравнение
.
Решение. Заметим, что данное уравнение имеет вид
.
Из свойств абсолютной величины следует, что это равенство справедливо тогда и только тогда, когда ab ³0. Поэтому исходное уравнение равносильно неравенству
.
Корни трехчленов: x =6; x = ‑ 1; x =
; x =1. Решим неравенство методом интервалов:

Ответ: (‑ ∞; ‑ 1]È[1;
]È[6; +∞)
Рассмотрим уравнение: |2 ‑ x |=16 – 2|5 – x | ‑ | x |
Шаг 1. Под каждым из модулей все слагаемые расположить в порядке убывания степеней х, причем коэффициент при старшей степени х сделать положительным числом.
|2 ‑ x |=16 – 2|5 – x | ‑ | x | Û | x – 2|+| x |+2| x – 5|=16.
Шаг 2. Определить нули каждого выражения под знаком модуля, присутствующего в уравнении (неравенстве). Эти точки разбивают область определения каждого подмодульного выражения на интервала знакопостонства.
Шаг 3. Нанести нули каждого из выражений на отдельную силовую прямую и расположить все эти прямые друг под другом. Указать на прямых такие промежутки, в пределах которых все подмодульные выражения одновременно сохраняют знакопостоянство.
Для нашего примера 
Здесь на промежутках (‑ ∞; 0], (0; 2], (2; 5], (5; +∞) все подмодульные выражения одновременно являются знакопостоянными.
Шаг 4. На каждом из полученных промежутков раскрыть модули в соответствии со знаками подмодульных выражений на этом промежутке и решить соответствующее промежутку уравнение (неравенство). Все полученные решения объединить в общий ответ.
В нашем примере:
1) 
2)
.
3) 
4) 
Ответ: (‑ 1; 7)
Метод интервалов выручает в следующих ситуациях:
· Под знаком модуля встречаются не только линейные функции, но квадратичные, кубические, показательные и пр.;
· Формулировка задачи не обязательно сводится к решению уравнения или неравенства.






