Пример 1. Решить уравнение | x |=3.
Решение. Это отношение геометрически означает, что расстояние от точки х до начала координат равно 3, т.е. х =3 или х = ‑ 3.
Ответ: 3; ‑ 3
Пример 2. Решить уравнение | x +5|=2.
Решение. Рассматривая | x +5| как | x – (‑ 5)| данное уравнение означает что расстояние от точки х до точки – 5 равно 2. Откладывая на числовой оси от точки – 5 отрезок длиной 2 (в обе стороны), получим – 7 и – 3.
Ответ: ‑ 7; ‑ 3
Пример 3. Решить уравнение |3 – 2 x |=1.
Решение. Преобразуем |3 – 2 x |=|2 x – 3|=|2(x – 1,5)|=2| x – 1,5|, откуда 2| x – 1,5|=1. Разделив обе части уравнение на 2, получаем | x – 1,5|=0,5. Используя числовую ось, получаем ответ х =1 или х =2.
Ответ: 1; 2
Пример 4. Решите уравнение | х +3|=2 х – 1.
Решение: х +3=0, х = ‑ 3.
1) (‑ ∞; ‑ 3) – х – 3=2 х – 1, х =
(не входит в рассматриваемый промежуток).
2) [ ‑ 3; +∞) х +3=2 х – 1, х =4; 4Î[ ‑ 3; +∞).
Ответ: 4
Пример 5. Решить уравнение 
Решение. Это уравнение не приводится к виду
. Поэтому решим его методом интервалов, сопроводив решение маленькой, но важной «уловкой», которая поможет уменьшить количество рассматриваемых интервалов. Сначала запишем уравнение в виде:
. Заметим, что сумма модулей
. Поэтому 5 ‑ 2 x
0, а значит, 
х ‑ 4: 
2 х – 2: 
Последнее наблюдение позволяет нам рассматривать лишь два промежутка (‑ ¥; 1] и (1; 2,5] вместо трёх: (‑ ¥; 1], (1; 4] и (4; +¥). На каждом из этих двух промежутков раскроем модули и решим соответствующие уравнения:
Û
Û x =1.
Ответ: 1
Пример 6. Найти количество целых чисел, принадлежащих области значений функции
, заданной на отрезке [ ‑ 5; 5].
Решение. Методом интервалов раскроем модули:

1) 
2) 
3) 
Теперь построим график исходной функции на отрезке [ ‑ 5; 5].

Из графика видно, что областью значений данной функции является отрезок [6; 42]. Поэтому искомое количество целых числе из отрезка [6; 42] равно 42 – 6+1=37.
Ответ: 37
Пример 7. Найти сумму корней уравнения или корень, если он единственный: 
Решение. Это уравнение вполне можно было бы решить методом интервалов, раскрывая модули на каждом из четырёх промежутков: (‑ ¥; 0],
Запишем данное уравнение в виде | x ‑ 2|=
, из которого усматриваем «подсказку»: знаменатель x ‑ 5 больше нуля, поскольку неотрицательным являются числитель и левая часть уравнения. Итак, x >5, а значит подмодульные выражения x, x ‑ 2, 3 x ‑ 4 положительные и потому | x ‑ 2|= x ‑ 2, | x |= x, |3 x ‑ 4|=3 x ‑ 4.
Таким образом, данное уравнение равносильно системе:
Û
. Û
Û x =11.
Ответ: 11
Пример 8. Найти максимальный корень уравнения
.
Решение: Поскольку х 2 – 2 х +1=(х – 1)2, х 2 – 4 х +4=(х – 2)2, то уравнение принимает вид:
.
Вспоминая, что
, вводим новую переменную t =
, t ³0. Данное уравнение является квадратным относительно t:
Û
Û t =3.
Возвращаясь к переменной х, получаем
=3 Û
Û
Û
Û
.
Максимальный корень уравнения – 2,5.
Ответ: 2,5
Пример 9. Найти целые решения уравнения |3 x +26|+|2 y +29|=2.
Решение. Так как х и у принимают только целые значения, то |3 x +26| и |2 y +29| будут принимать только целые неотрицательные значения, причем |2 y +29| - нечетные.
Поэтому их сумма может быть равна 2, только если
.
Следовательно,
Û 
Ответ: (‑ 9; ‑ 14), (‑ 9; ‑ 15)
Пример 10. Решить уравнение 
Решение. ОДЗ: х ¹3. Уравнение записывается в виде 
На ОДЗ можно сократить и получаем
откуда
т. е.
Получаем корни
которые подходят по ОДЗ.
Ответ: 4; 2
Пример 11. Решить уравнение 
Решение. ОДЗ: х ¹±1. Оно имеет решение, если
т. е. при
Таким образом, для
получаем:
Решим отдельно полученные дробно-рациональные уравнения. Первое уравнение сводится к виду
откуда 
Это квадратное уравнение решений не имеет, так как 
Из второго уравнения совокупности (3.13) получаем
т. е. 
Квадратное уравнение имеет корни:
т. е. первый корень не принадлежит множеству
на котором решали уравнение, следовательно, ответом является только 
Ответ: 
Пример 12. Решить уравнение 
Решение. По определению модуля:
Решаем первую систему совокупности:

Значение
не подходит по условию
Следовательно, корнем является 
Решаем вторую систему совокупности: 
Получили ответ 
Ответ: 
Пример 13. Решить уравнение 
Решение. Поскольку
то уравнение записывается в виде
ОДЗ: х ¹0. Решим методом интервалов.
Нулями выражений, стоящих под модулем, являются
и
Эти значения разбивают числовую ось на три промежутка.
| x |
| x |
| 2 |
| – |
| – |
| – |
| + |
| + |
| + |
| 0 |
| 0 |
| | x | |
| | x – 2| |
| 2 |
Раскрыв модули на каждом из полученных промежутков, с учетом их знаков, получим совокупность систем:

Решим отдельно системы:
I.
| II.
|
III.

Решением данного уравнения являются значения
и 
Ответ:
; 
Пример 14. Решить уравнение 
Решение. Запишем уравнение в виде 
Возведем обе его части в квадрат:
После упрощения имеем:
т. е.
Получаем
– корень.
Ответ: 
Пример 15. Решить уравнение 
Решение. ОДЗ:
т. е. 
Преобразуем данное уравнение к виду 
Заменяем
Уравнение приобретает вид 
Решаем его как дробно-рациональное и получаем: 
Последнее квадратное уравнение имеет корни: 
Возвращаясь к переменной х, получаем: 
Второе уравнение совокупности решений не имеет, так как слева положительное выражение, а справа – отрицательное.
Первое уравнение совокупности сводится к I типу уравнений с модулем и равносильно совокупности при условии x ¹0

Приходим к совокупности
т. е. 
Решение имеет только второе уравнение совокупности, его корни:
Оба они подходят по ОДЗ.
Ответ: 1; ‑ 4
Пример 16. Решить уравнение 
Решение. ОДЗ: x > ‑3. С учетом ОДЗ данное уравнение равносильно уравнению: 
Используя свойства модуля (имеем сумму двух неотрицательных величин), получаем:
т. е х =3 – решение полученной системы, оно подходит по ОДЗ.
Ответ: 3
Упражнения
1. Решите уравнение:
1)
| 2)
| 3)
| 4)
|
5)
| 6)
| 7)
| 8)
|
9)
| 10)
|
2. Решите уравнение:
1)
| 2)
| 3)
|
4)
| 5)
| 6)
|
7)
| 8)
| 9)
|
10)
|
3. Решите уравнение:
1)
| 2)
| 3)
|
4)
| 5)
| 6)
|
7)
| 8) | 9) |
10)
|
4. Решите уравнение:
1)
| 2)
| 3)
|
4)
| 5)
| 6)
|
| 7) | 8)
| 9)
|
10)
|
5. Решите уравнение:
1)
| 2) | 3) |
| 4) | 5) | 6) |
| 7) | 8) | 9) |
| 10) |
6. Решите уравнение:
1)
| 2)
|
3)
| 4) |
| 5) | 6) |
| 7) | 8) |
| 9) | 10) |
7. Найдите сумму корней уравнения:
1)
| 2)
|
3)
| 4)
|
5)
| 6)
|
7)
| 8)
|
9)
| 10)
|
8. Найдите произведение корней уравнения:
1)
| 2)
| 3)
|
4)
| 5)
| 6)
|
7)
| 8)
| 9)
|
10)
|
9. Найдите:
1) Разность между наибольшим и наименьшим корнями уравнения
| 2) Среднее арифметическое корней уравнения
|
3) Разность между наибольшим и наименьшим корнями уравнения
| 4) Сумму целых корней уравнения
|
5) Произведение числа корней уравнения на его наибольший корень
| 6) Число натуральных корней уравнения
|
7) Количество корней уравнения
| 8) Меньший корень уравнения
|
9) Сумму рациональных корней уравнения
| 10) Нерациональный корень уравнения
|
10. Найдите сумму целых корней уравнения:
1)
|
2)
|
3)
|
4)
|
5)
|
6)
|
7)
|
8)
|
9)
|
10)
|






