Общие требования безопасности в автолаборатории

МДК 01.03

  «Технология сборки автотракторной техники»

     для учащихся по специальности

23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение»

Разработал                   Сметанин В.Г.

Санкт-Петербург

2019

                Методическое пособие содержит

 

1. Выполнение затяжки резьбовых соединений

2. Контрольные вопросы.

3. Общие правила по технике безопасности работы в лаборатории.

4. Рекомендуемая литература.

5. Средства обучения.

Приложение А. Моменты затягивания ответственных резьбовых соединений.



Выполнение затяжки резьбовых соединений

 

При соединении деталей одним болтом, винтом или шпилькой работа при сборке сводится к тому, чтобы до­статочно сильно стянуть их, не допуская разрыва. В слу­чае крепления деталей несколькими болтами, надо стре­миться к тому, чтобы все болты были затянуты равно­мерно и с одинаковой силой.

Если затяжка болтов (винтов, шпилек) производится неравномерно, то менее прочная из соединяемых деталей может покоробиться, дать трещину и окончательно раз­рушиться. Поэтому рекомендуется завинчивать болты (вин­ты, шпильки) в три приема, а именно: при первом приеме все гайки болтов надо подтянуть до соприкосновения с шайбами; при втором приеме все гайки надо подтянуть с небольшим усилием и, наконец, при третьем приеме за­тянуть все гайки равномерно до отказа. Болты, винты и шпильки (если их несколько) в одной детали надо затяги­вать попарно, а расположение пары надо выбирать так, чтобы они находились на одной прямой, проходящей че­рез центр скрепляемых деталей.

При демонтаже резьбовых соединений иногда встре­чаются случаи, затрудняющие разборку деталей. К таким случаям можно отнести  следующие:

1. При отворачивании гайки болт проворачивается. В этом случае, если имеется свободное пространство около головки болта, ее удерживают от проворачивания ключом. Если место расположения головки болта тесное, то ставят прокладку между гранью болта и ближайшей к ней по­верхностью соседней детали. Во избежание порчи детали необходимо, чтобы прокладка была несколько мягче, чем материал детали, в которую она упирается.

2. Резьба болта и гайки ржавая, вследствие чего гайка не отворачивается. В этом случае надо гайку и болт обильно смочить керосином и спустя некоторое время, очистив свободный конец нарезки болта от ржавчины, попытаться отвернуть гайку ключом. Чтобы легче стронуть гайку, рекомендуется обстучать ее молотком по граням, подстав­ляя под противоположную грань гайки молоток или ку­валду.

3. Резьба болта забита и гайка не отворачивается. В этом случае необходимо осторожно зачистить резьбу болта трехгранным личным напильником или исправить ее плаш­ками.

4. Грани гайки или головки болта скруглены и ключ срывается. В этом случае рекомендуется запилить хотя бы две противоположные стороны под ключ меньшего раз­мера.

5. Головка винта или конец шпильки отломились. Здесь могут встретиться два случая поломки: когда не­большой конец поломанного винта или шпильки выступает над поверхностью детали и когда излом произошел внутри гнезда, в которое шпилька или винт завернуты.

В первом случае обломок шпильки или винта можно вывернуть с помощью газового ключа или ручных тисков, запилив предварительно лыски на выступающей части обломка.

Во втором случае обычно в обломке винта или шпильки сверлят отверстие глубиной 2—3 диаметра сверла и, забив в просверленное отверстие стальной конический квадрат­ный бородок, вывертывают обломок, вращая бородок при помощи ручных тисков, воротка или газового ключа.

6. Шлиц винта сильно развернут — отвертка не берет. В этом случае поступают так: если вокруг головки винта имеется свободное пространство, то ножовкой углубляют старый шлиц или под некоторым углом пропиливают но­вый шлиц. Если ножовкой пропилить шлиц нельзя, винт можно вывинтить, поставив отвертку на край шлица и слегка ударяя молотком по отвертке. Часто бывает до­статочно только стронуть винт с места указанным спосо­бом, после чего он свободно отворачивается отверткой.

 


                                    2 Контрольные вопросы

 

1. Что происходит при неравномерной затяжке болтов резьбового соединения?

2. Какие случаи, затрудняющие демонтаж резьбового соединения Вам известны?

3. Какие жидкости применяются для облегчения демонтажа резьбового соединения?

 




Общие требования безопасности  в  автолаборатории

3.1 К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются студенты, получившие инструктаж по технике безопасности.

3.2 Студент, не прошедший своевременно инструктаж не должен приступать к практическому занятию.

3.3 Студент обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные в Академии промышленных технологий.

3.4 Продолжительность работы студента не должна превышать продолжительности времени одного занятия.

3.5 Студент должен знать, что, наиболее опасными и вредными факторами, действующими на него при проведении занятия, являются:

- автомобили, их узлы и детали;

- оборудование, инструмент и приспособления;

- электрический ток;

- этилированный бензин;

- освещенность рабочего места.

3.5.1 Автомобиль, его узлы и детали - в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию.

3.5.2 Лабораторно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления – применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию. Студенту запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован.

3.5.3 Электрический ток - при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрометаллизация кожи), электроударов.

3.5.4  Бензин, особенно этилированный, - действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

3.5.5 Недостаточная или избыточная  освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата  вызывает  ухудшение (напряжение) зрения и  усталость.

3.5.6 Студент должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

 


 

4 Литература
    Пузанков А.Г. Автомобили. Устройство автотранспортных средств. М. Изд-во «Академия»..
Колчин А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М. Изд-во «Высшая школа».
Вахламов В.К. Автомобили. Основы конструкции. М. Изд-во «Академия».
          Вахламов В.К. Автомобили. Теория и конструкция автомобиля и двигателя. М. Изд-во «Академия».
             Баловнев В.И. Автомобили и тракторы. Краткий справочник. М. Изд-во    «Академия».

 


                5 Средства обучения

 

1. Автомобиль ВАЗ 2101.

2. Автомобиль ВАЗ 2109.

3. Отдельные узлы автомобилей.

4. Трансмиссия грузового автомобиля.

     5.  Гаечные  и динамометрические ключи различных типов.

 





Приложение А

Моменты затягивания ответственных резьбовых соединений (Н· м)


 


 




 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: