Карты волшебной страны

     

СЦЕНАРИИ, ПЕЧАТЬ И АФИШИ РОЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ ( каждый приличный клуб издавал газету, журнал, проводил мероприятия - игры,фестивали, турниры и т.д.)

В свое время С.М.И. уделяли движению внимание. Газеты, телевидение радио, как местные, так и центральные регулярно подавали материалы нас суд зрителям и читателям.

 

 Оказалось, все очень просто, в глубине души мы не доверяем техническому прогрессу. Больше того, мы его боимся. Человек если чего боится, то либо с этим борется, либо от этого убегает. Бороться с техническим прогрессом? Глупо. Тогда побежали. Куда? В сказку. В красивую волшебную сказку. Поиграть и обратно. В начале девяностых годов прошлого века молодежь всего мира побежала. Явление получило название эскапизм (анг. эскейп – бежать). Куда бежать подсказал добрый дядя профессор ДЖ..Р.Р.Толкиен. Так она, молодежь, бегала почти 8 лет, затем побежала Россия. Сначала в центре, потом подключились периферийные регионы.

.. .

  Писатель, солдат, профессор, создатель зеленого солнца ДЖ.Р.Р.Толкиен.

 

Год рождения движения на юге России 1995-96 (официально). Времена по современным меркам достаточно далекие, прошлый век. Подвижки к зарождению, примерно на год раньше, в 1994.г.

Маленький провинциальный город Ростовской области Азов. Хоббит-Центр «Хранители», в школе №14. Здесь зарождалось движение детей и молодежи, получившее название «Толкинизм», а последователей движения прозвали толкиенисты или просто «толки».

1997год. Движение становится массовым, повальным, По силе действия на неокрепшее сознание 13- 14-летнего подростка - наркотик, по скорости распространения - степной пожар. Власти пытаются взять движение под контроль. Для придания юридического статуса движению была создана Ассоциация юных Мастеров-игротехников Юга России, во главе Сержаном Хадановым. Ассоциация, была очень солидной, туда вошли: Хоббит-Центр «Хранители», федерация детских организаций «Юная Россия», Содружество детских объединений Дона, военно-исторический клуб при Ростовском государственном университете, областная детская библиотека им. Величкиной, отдел по делам молодежи администрации г. Азова, Азовский городской спорткомитет, редакция «Новой Азовской газеты».

Были разработаны и осуществлены несколько игровых проектов: Хоббитские игры-96г., Эндор - 97г. Печатался газетный бюллетень «Эндорская кругосветка». Проекты показали перспективность и жизнестойкость нового движения молодежи. Ассоциация нуждалась в поддержке. Ей срочно были нужны помещения для тренировок, для офиса, для мастерских, ей нужны были деньги на развитие. Но в бурные годы демократии, когда у власти есть более важные «дела», чиновники махнули рукой на молодежь. А что? Движение аполитично, факт отмывания денег не установлен, наркотрафик отсутствует. Угрозы для власти нет. Возят какие-то чудики молодняк на природу, на выходные, так милиции спокойнее: 2-3 дня «шпаны» на улицах нет.

Дорогие «ТОЛКИ» 95 96годов. Вы полагаете, что на ваши игрушки приезжали только играть?! И только свои?! И вас никто не пас?

Наступили 97-98 годы. Движение набирает силу, Появляются новые лидеры. Славный город Ростов, понимает первым, что на играх можно заработать неплохие деньги. Из Шахтинского лесхоза игры на долгие годы перебираются в Александровский лесхоз, где, под эгидой группы «товарищей» из Ростовского университета якобы было все подготовлено. Все вопросы с работниками лесхоза решены, играм дан зеленый свет, но за это участники игры должны платить деньги в фонд организаторов- мастеров. Так родился так называемый игровой взнос. Если девизом первых игр было «Дерзайте! Дорогу осилит идущий», то теперь главное условие для участия в игре «Гони деньги!». Сказка кончилась, начались коммерческие игры, где результат мероприятия определялся количеством монет в кармане главного мастера.

Игры толкиенистов изменились количественно, в них участвуют не десятки, а сотни, и тысячи. Расширилась география. Погоду делал Ростов-папа, за ним шел Таганрог, стремительно набирал силу, но так и не сказал своего слова Новочеркасск, появились гости из других регионов: Ставрополь и Краснодар, Пятигорск и Армавир. Родоначальник всего этого дела Азов плелся в хвосте, теряя влияние и авторитет. Игры изменились качественно. Они стали грубее и примитивнее. Если Ассоциация приглашала на свои мероприятия детские организации, педагогические коллективы, родителей, организуя игры по принципу: «развивай детские творческие способности», то сейчас об этом никто не думал. В игровых проектах, ассоциации были расписаны правила, полный перечень орг.моментов на весь срок мероприятия, вплоть до отъезда. Для неподготовленных людей, в первый день происходили курсы ликбеза. Их заставляли читать то произведение, по которому проводилось мероприятие. Приветствовался артистизм, художественные способности, музыка, пение, танцы. Культивировались понятия о доблести, и чести. Новое руководство играми посчитало, что тоже обладает гениальными организационными способностями, но не учло самого главного. Контингент людей, приезжающих на игры, стремительно менялся. В клубах, количество которых выросло как грибы после дождя, главенствующую роль начал играть уличный элемент. Если учесть такую деталь, что Ассоциация была юридически оформлена, и в ней происходил отбор по формированию личного состава, то 99% клубов представляли собой самые обычные уличные группировки. Старые игроки были в недоумении: «Что за толкинист пошел - ни одной книжки Толкиена не прочитал, как можно играть»? Теперь молодых людей привлекала возможность просто потусить в лесозащитной зоне на окраине города, выпить, да подраться вдоволь. Зеленое солнце Толкиена тускнело на глазах. Всех, кто пытался придать деятельности клуба хоть какой - никакой порядок, отшивали крылатой фразой: «Ты что, родной в сказку попал? Тут у нас война!». Хоббит-игры перерастали в хоббит-войны. Из больших игр изгонялись все несогласные с мастерами-организаторами. Изгонялись группами и клубами. Игровые взносы росли, на играх царила тупость, жестокость, повальное пьянство, секс и употребление наркотиков.

2000-2001 годы. Движение тормозит и разваливается. Бездарно проваливая одно мероприятие за другим, руководство играми не хочет и не может перестроиться. Не обладая ни юридическим статусом, ни большим умом, не имея на руках от властей и органов документов на право проведения мероприятий, оно проводит их нелегально, собирая все больше и больше денег с участников. Участников по-прежнему довольно много. Игры стали предсказуемы, все знали, кто победит, а если что-то будет не так, победителя (своего) объявят «мастерским произволом». На игры приезжают все кому не лень. Приезжают не играть, а оттянуться, отвиснуть. Первоначальная идея игр похоронена окончательно. Меняются только названия игр, сценарии можно не менять. Все чаще и чаще возникают стычки не игрового характера, проколы в организации игры, недоразумения и конфликты с местным населением. Авторитет мастерской группы падает. Чтобы и дальше удержать ситуацию под контролем (читай деньги), они ищут опору себе и своим действиям. Опорой и защитой им становится силовой клуб из Ростова «Гей, славяне». Отныне и до рокового и трагического 2003 года все, что происходит на играх, будет делаться для славян и от имени славян. Мнения других не просто игнорируется, за длинный язык можно реально и целенаправленно получить случайную «игровую» травму различной степени.

2002-2003 годы. На игры по-прежнему ездят. Почему и зачем? 90% участников тех лет не ответит на этот простой вопрос. Играющие не читают сценариев, не придерживаются правил, техника безопасности нулевая, повышен травматизм, организаторам дерзят, требуют вернуть деньги. Обстановка вокруг игр накаляется. Все чаще появляются работники лесхоза с вопросом: «А что вы тут делаете?» Появляются сотрудники МВД. Мастера-организаторы разводят руками. На вопросы людей «А где наши деньги, на которые вы якобы все и всех тут купили?» ответ «Не ваше дело!». Местное население предпринимает пробный «наезд». У мастеров начинает работать голова, как спасти свои задницы, (грубо, согласен, но верно). Славяне больше ненадежны, у них у самих разброд и шатание. Против них собирается коалиция клубов. Будут бить.

Выход был найден. Специально для строптивых была проведена показательно - устрашающая акция - игра с привлечением заезжих рубак из Астрахани. Клуб исторической реконструкции со стальным оружием на игрушках Толкиена!!! НОНСЕНС, но факт. 30-летние дяди со сталью против 14-летних детей с деревяшками в синей изоленте. Браво,мастерская группа! Игры стали не просто жестоки, они стали беспощадны. Все на этот раз отделались легким испугом, двумя сломанными ключицами и выбитым глазом. Но, это был крах ролевого движения. Все стали вооружаться стальным оружием, готовиться к реваншу, не понимая, что это гибель движения. Развязка наступила в 2003 году. Была игра - агония мастерского состава (деньги - великая сила.) Сталь на сталь, злоба на злобу, мастера и правила – да зачем? Самогон и другой алкоголь в перерывах лился рекой, теперь все было можно! Мы не толки, мы новоявленные исторические реконструкторы. Последовал мощный «наезд» местной молодежи. Результат «игры»: два трупа, изуродованная электричка, дикаядрака с местными парнями. Печальный итог, трагический финал.

 Фродо  возвращается?

Мог ли Сержан Хаданов, создавая ролевое движение на Юге России, предвидеть такой финал? Масса клубов развалилась. Движение фактически умерло. Кто-то уже спился, кто-то еще пьет, кто-то ушел в тираж от старости, кто-то мучается воспоминаниями по старым добрым временам. В чистом виде ролевое движение у нас на юге России не встречается, теперь не модно просто играть. Мы южане, мы такие кровожадные. Говорят, что на Севере России еще играют по-старому, да еще как! Под Владимиром летом 2005г., на игре «Ведьмак» было 3 тысячи реально играющих, все получили полное удовольствие и обошлись без крови. Все возвращается на круги своя, может оно, движение, вернется на юг?

Ведь не все в движении было негативное. То количество адреналина, которое сбрасывалось на играх, то буйство фантазии и творчества, просто так в карман не положишь и из памяти не выбросишь. Не оказалось руководителей у молодежи, способных донести смысл движения до всех, достучаться до начальства в кабинетах.

Все движения, брошенные на произвол судьбы, разваливаются и деградируют, доказано жизнью. Меняются времена, меняются люди, молодежь придумает новое движение, но переход от одного движения молодежи к другому, ценной человеческой жизни (как в данном случае), не слишком ли велика цена?

Воспоминания о былой любви

Выход на экраны кинотеатров трилогии, «Властелин колец» несколько оживил, ноне спас ролевое движение от окончательного развала. Все набегались и наигрались. Остались воспоминания. Движение было мощным, массовым, может быть спонтанным. Если задаться целью, и собрать все материалы по ролевому движению, то получился бы огромный многотомник, так велик объём информации. Все же, это было в прошлом, а что есть сейчас? Я считал, что движение умерло совсем, окончательно, я ошибся, Отдельные маленькие группки собираются по старой памяти в рощах и пустырях. А старички, если можно назвать стариком 30 летнего человека кое, где сохранили даже клубы.  

 

Рассказывают ветераны движения:

Доманский Василий Валерьевич. Кандидат технических наук, доцент РГУПС, 30 лет. Президент клуба «Авалон» г. Ростов.

 Представитель первой волны ролевого движения, вошел в Ассоциацию юных игротехников России, от военно-исторического клуба Ростовского университета в 1996 году. Последний из «могикан», кто придерживается строгих, старых правил и игровых концепций. «Авалон» единственный чисто ролевой клуб Ростовской области на сегодняшний день. Ярый противник бессмысленной жестокости, тупости, денежных поборов на играх. В конфронтации с руководством движения с конца девяностых. Вышел из движения в 2000 году, далее клуб развивается самостоятельно, не зарегистрирован. Историю клуба «Авалон» можно рассматривать как заключительный этап целой эпохи накопления опыта, поиска направления, формы ролевого и военно-исторического движения г. Ростова на Дону. К появлению клуба имеют отношения самые разные увлечения молодежи последнего десятилетия - фентези, ролевой игры, единоборства, военная история, реконструкция и многое другое без которого современную молодежь трудно представить. Группа энтузиастов усилия, которой привели к созданию клуба «Авалон», испробовали различные типы объединений, начиная с клубов любителей фантастики и клубов ролевых игр, заканчивая археологическими и туристическими клубами в системе дополнительного образования.»Как только направление деятельности клуба было определено, мы занялись историческим фехтованием всерьез, преобразовав его из спортивного в историческое. Это часть работы нашего клуба. Методика фехтования в клубе складывается из практики вариантов исторического, игрового и сценического боя. Главная задача клуба «Авалон» - культурное развитие личности в духе рыцарей круглого стола, в традициях древней Англии. Поэтому изучение истории в клубе первостепенная общеобразовательная задача». Записано в г. Ростове 24.02.2006 г.

 Давиденко Денис Вячеславович. Аспирант РГУ, 28 лет. Президент «Отряда Ролевых Клубных Игр».

Представитель первой волны. В движении с 1996 кода. Президент клуба с 1997 года. В конфронтации с руководством движения с начала 1998. Вышел из движения в 2001 году, далее клуб развивается самостоятельно. Концепция клуба - моделирование военных действий войн древности. Клуб силовой, фехтование жесткое. Средний возраст 21 год. В клубе строгая иерархия, жесткая вертикаль власти, институт офицерства, демократические начала отсутствуют, клуб не зарегистрирован. Самый возрастной член клуба 48 лет, женщина.

«Мы полностью отрицаем понятие: ролевое движение, это эскапизм. Все, что мы делаем, принимается как спортивная военная игра типа «зарницы». Играем давно, коллектив сложился, моложе 17 лет в клуб не принимаем. Ролевое движение в чистом виде погибло в 2001 году. Сейчас это не движение. Это Осколки прошлого, масса мелких группировок, живущие воспоминаниями. Прошлое не вернуть и воссоздать массовое движение не удастся ни кому. Если кто- то думает, что ему это по плечу, мечтать не вредно.» записано 5 03.2006 г. Ростов.

 Кротов Иван Иванович.38 лет, основатель и вечный президент клуба творческой молодежи «Ладомир», Краснодарский край г. Гулькевичи.

 В движении с 1994 года. Клуб создан им в 1996 году, юридически оформлен с1998 года. Миссия клуба – культурный центр г. Гулькевичи. Направление деятельности, поэзия, живопись, народное творчество, ролевые игры. Средний возраст 20 лет. Игровые концепции экономика и политика. Желающих играть много. Клуб с момента основания под патронажем городского отдела культуры. Все взаимоотношения в клубе на демократической основе.

«Город Гулькевичи, очень маленький, мест для времяпровождения у молодежи нет. Все идут в Д.К. к нам. Результат работы?3 поэта издали альманахи, масса персональных выставок наших художников. Побывали практически во всех городах Краснодарского и Ставропольского краев с различными мероприятиями. Каждый год в мае традиционно принимаем гостей. Ростов, Краснодар, Ставрополь, Майкоп, Армавир, Пятигорск. Вот наша рабочая география. Народа у нас всегда много и старое помещения, где мы жили более 10 лет, стало тесным. В этом году администрация города выделяет новое здание, приезжайте на новоселье.» записано 5.03.2006 г Ростов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: