Практическая работа №41

«Семья и брак»

Задание: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо для заполнения пробелов.

Семья – это основанная на ______ (1) и (или) кровном родстве малая ______ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными _____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный _______ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей (сексуальные отношения, деторождение и первичная ____ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к _____ (6) и лицам пожилого возраста.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его ______ (7). Теперь уже стало бесспорной истиной, что _______ (8) так же необходимо ребенку, как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _________ (9) со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, можно сказать, что общение бывает не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ______ (10) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а в последствие, конечно, и его судьбу.

Основные черты благоприятного стиля общения в семье определялись в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. ____ (11) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка, его нужд и _____ (12), на знании закономерностей роста и развития его личности.

А) Дети Б) Брак В) Социализация Г) Коллектив Д) Обязанности Е) Институт Ж) Отношения З) Группа И) Любовь К) Уважение Л) Потребности М) Психика Н) Личность О) Культура П) Общение Р) Семья С) Контакты Т) Гуманизм

Задание: Проанализируй текст по заданному алгоритму

1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите 2 его проявления. (2 балла)

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия? (2 балла)

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.(3 балла)

4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два признака. (2 балла)

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л. Туроу

Инструмент проверки

Верно подобрано соответствие – 1 балл (максимум 12 баллов)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Б З Д Е В А Н П С М Т Л

- Верно указано проявление кризиса семейных отношений - 1 балл (максимум 2 балла).

- Верно указанны сферы общественной жизни – 1 балл.

- Верно указан характер взаимодействия сфер – 1 балл

- Верно указана причина несостоятельность традиционной патриархальной семьи в современном обществе – 1 балл (максимум 3 балла)

- Верно указан признак семьи современного постиндустриального общества – 1 балл (максимум 2 балла)

21-20 баллов – «5»

19-14 баллов – «4»

13-10 баллов – «3»

Менее 10 баллов – «2»


 


ЗАДАНИЕ на 25 апреля

1. Тема урока «Особенности социального развития современного общества», по его результатам Вы пишите практическую работу №42.

2. Для ознакомления с общетеоретическими материалами Вы должны прочитать приведенный ниже текст.

Дополнительную информацию можно получить в интернете.

3. Работу выполняем в тетради или на листочке, после чего отправляем мне по электронной почте (возможно выполнение работы в worde). Работа должна быть выполнена четким почерком. Паста обязательно насыщенного цвета (черная или синяя), а не блеклая. Фотография также должна быть четкой и читаемой.

Внимание! Не забываем указать на листочке (в том числе в тетради): Фамилию, номер группы, номер задания.

4. Мой электронный адрес – IgorPastushenko1@outlook.com

5. Работа должна быть выслана до 25.04.2020.

 

Желаю Вам удачи!

Пастушенко И.Ю.

 

Особенности стратификации современного российского общества

Под воздействием социально-экономических и политических реформ в России произошли большие перемены, структура российского общества претерпела значительные изменения. В качестве исходной модели многомерной стратификации современной России возьмем четыре ее основных параметра: уровень доходов, власть, образование и престиж.

Уровень доходов – основной параметр социальной стратификации. Возникновение в России частной экономики, отказ от государственного регулирования зарплаты, безработица привели сферу доходов в состояние хаоса. Углубляется неравенство в оплате труда по отраслям народного хозяйства. Некоторые из них (газовая и нефтяная промышленность, производство цветных металлов) оказались в выгодном положении, особенно в сравнении с наукой, сельским хозяйством и др. Увеличивается неравенство между регионами. Так, в Москве доход населения составляет 400% по отношению к среднероссийскому, а в Дагестане -40%. Серьезные изменения социальной структуры приводят к возникновению гипертрофированных форм социального неравенства. 1% семей имеет доход свыше 400тыс. долларов в год. Черту бедности (2 доллара в день ООН приводит для развивающихся стран) в 2003 году в нашей стране не переступило около 6% населения, примерно 9 миллионов человек. Углубление процессов социальной дифференциации групп по уровню доходов сказывается на системе образования.

Власть – важное измерение социальной стратификации. Система властных органов постсоветской России существенно перестроена, некоторые из них ликвидированы (КПСС, Советы и др.), другие только организованы (президент, Дума и др.) обновился персональный состав. Ранее замкнутый верхний слой общества приоткрылся для выходцев из других групп. Новая политическая элита пополняется выходцами не из рабочих и крестьян, а из семей интеллигенции. Элита утратила значительную часть рычагов власти и постепенно, переходит от политических и идеологических методов управления к экономическим методам. Но по-прежнему это самая закрытая часть общества. Продолжает существовать система привилегий, сохранился принцип неподсудности для высших должностных лиц. Прямая или косвенная причастность к перераспределению государственной собственности служит важнейшим фактором, определяющим социальный статус управленческих групп.

Уровень образования – важный критерий стратификации общества. В новых высокостатусных группах получение дефицитного и высококлассного образования считается не только престижным, но и функционально важным. Среди современных предпринимателей доля лиц с высшим образованием превышает 4\5, около, 10% имеют ученую степень или два высших образования. Вновь возникающие профессии требуют большей квалификации и лучшей подготовки, лучше оплачиваются.

Престиж профессий – важное измерение социальной стратификации. Набор профессий усложняется, растет привлекательность тех, которые обеспечивают более солидное и быстрое материальное вознаграждение. Иногда физически или этически «грязная» работа всё же считается привлекательной, с точки зрения денежного вознаграждения. Вновь возникшие и «дефицитные» в кадровом отношении финансовая сфера, бизнес, коммерция заполнены большим количеством полу – и непрофессионалами. Происходит оформление «нового класса» − безработных, сокращается численность занятых в промышленности, строительстве, науке. Изменилась роль интеллигенции в обществе. Сокращение государственной поддержки науки, образования, культуры привело к падению престижа и социального статуса работников умственного труда.

В России наметилась тенденция формирования отдельных социальных слоев, относящихся к среднему классу − это предприниматели, менеджеры, отдельные категории интеллигенции, высококвалифицированные рабочие. Но такая тенденция противоречива, так как общие интересы различных социальных слоев, потенциально образующих средний класс, не подкрепляются процессами их сближения по таким критериям, как престиж профессии и уровень доходов.

Таким образом, изменения, происходящие в системе социальной стратификации по основным параметрам, позволяют выделить шесть слоев:

- верхний слой (0,5) – экономическая, политическая элита;

- верхний средний слой (6,5%) – крупные и средние предприниматели;

- средний слой (20%) – мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, специалисты высшего уровня, рабочая элита, кадровые военные;

- базовый слой (60%) – специалисты, имеющие средне специальное и высшее образование, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса;

- нижний слой (7%) – неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры;

- «социальное дно» (5%) – бездомные, освобожденные из мест заключения и др.

Профиль современной российской стратификационной системы можно представить в виде придавленного к основанию треугольника, где большинство населения прижато к низу, немногие составляют вершину, а среднего класса почти нет. Особое значение приобретает не срединная часть, а маргинальность как состояние, характерное для большинства социальных групп. Маргиналы переживают глубокие, принципиальные изменения в социальном статусе, характеризующиеся неопределенностью, неустойчивостью положений, противоречивостью. В результате маргинализации в обществе растет напряженность, национализм, экстремизм.

Подводя итоги, следует отметить, что большинство социальных преобразований носит переходный характер, имеет нечеткие, расплывчатые границы. Происходит тотальная маргинализация практически всех социальных групп. Новое российское государство не обеспечивает безопасности граждан и не облегчает их экономическое состояние. В свою очередь эти дисфункции государства деформирует социальную структуру общества, придают ей криминальный характер. Растет имущественная поляризация общества. Современный уровень доходов не может стимулировать трудовую и деловую активность основной массы экономически активного общества. Сохраняется слой населения, который можно назвать потенциальным ресурсом среднего класса. Пока в России социально-экономические приоритеты, характерные для среднего класса развитых стран, можно наблюдать в верхних слоях социальной иерархии. Формирование структуры российского общества, для которой необходимо преобразование института собственности и власти − длительный процесс.


 

ЗАДАНИЕ на 29 апреля

 

1. Вместо урока по обществознанию Вы должны (обязаны) пройти два теста, они небольшие и нестрашные. По итогам тестирования Вы получите оценки за урок по курсу Обществознания.

2. По ссылке http://testing.synergyonline.ru/Вы выходите на сайт, где выполняете тестирование.

Для начала можете ознакомиться с инструкцией, а затем пройти и сами тесты.

Тестирования организуются следующим образом.

1. Профтестирование: участник регистрируется на сайте > нажимает на главной странице «Пройти тестирование» по Профориентации > Отвечает на все заданные вопросы > После завершения теста участнику на почту приходит ссылка для получения результатов. Через 2 недели участник получает на свою почту Сертификат об участии.

2. Финграмотность: участник регистрируется на сайте > нажимает на главной странице «пройти тестирование» по Финансовой грамотности > Отвечает на все заданные вопросы > После завершения теста участнику на почту приходит ссылка для получения результатов по Входному тестированию > Далее раз в неделю участник на почту получает ссылку на видео-урок, всего 8 уроков > Через два месяца после окончания обучения участник получает письмо о необходимости пройти Выходное тестирование – для сравнения результатов после обучения > Проходит такой же тест > Через две недели после тестирования участник получает на свою почту Сертификат об участии.

3. После тестирования Вы делаете скриншот (или просто фотографируете) последнюю страницу с результатами теста и высылаете мне– мой электронный адрес – IgorPastushenko1@outlook.com

По результатам я буду отчитываться перед Ириной Игоревной.

5. Работа должна быть выполнена до 30.04.2020.

 

Пастушенко И.Ю.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: