Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе
Курсовая работа
Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность (профиль) Изобразительное искусство и Дополнительное образование
Дисциплина Современные методы и технологии обучения изобразительному искусству
Выполнила: студентка 31 группы
очной формы обучения
Иванова Мария Ивановна
_______________________
(подпись)
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Лыкова Елена Сергеевна
_______________________
(подпись)
Омск, 2019
Оглавление
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. (Теория) Ознакомление с понятием «изобразительно-выразительные средства» и характеристика их особенностей...............................6
1.1. Понятие, виды изобразительно-выразительных средств……………...6
1.2. Приемы использования изобразительно-выразительных средств в произведениях русского искусства………………………………………………....9
|
|
1.3. Использование изобразительно-выразительных средств в произведениях омских художников………………………………………………14
Глава 2. (Методика преподавания темы) Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами…………………………………………………………………………..19
2.1. Методика использования изобразительно-выразительных средств на занятиях в художественной школе………………………………………………..19
2.2. Разработка серии из 7 уроков по теме «Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами»…….………………………….....24
Заключение…………………………………………………….......................41
Список литературы………………………………………………………......43
Приложение 1. Работы отечественных и омских художников конца XIX начала XX веков …………………………………………………………………...45
Приложение 2. Эквиваленты детских работ……………………………….52
Введение
Актуальность курсовой работы (1-2 стр.) обусловлена всеохватностью, многогранностью изобразительного языка, элементы которого – художественные средства выразительности – в разных своих сочетаниях способны явить новые и новые художественные образы.
Изобразительно-выразительные средства – материальные средства и приемы, с помощью которых художник создает художественный образ, воплощает некую идею. Прибегая в процессе творчества к тому или иному методу, способу изображения, художник заостряет, концентрирует наше внимание на тех особенностях изображаемого, которые способны оказать наибольшее эстетическое воздействие. Художественные средства, использованные в работе, таким образом, принимают важнейшее участие в процессе нашего зрительного восприятия, развивают эстетические способности воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их, опираясь на вкусы и идеалы, создавать новые эстетические ценности.
|
|
Во многих источниках упоминается о художественных средствах, как о факторе, определяющем идейное значение произведения. Также подчеркивается важность овладения этими средствами в детском возрасте в процессе изучения основ изобразительной грамоты. Однако в рассмотрении данных средств нет системности, поэтому актуальность работы заключается в выделении наиболее значимых изобразительно-выразительных средств, их структурировании, характеристике их роли, как незаменимого составляющего изобразительного языка.
Художники отечественного и регионального искусства представляют ценное средоточие примеров использования изобразительно-выразительных средств в разных их вариациях. Художники могут работать в похожих техниках, применяя материал одного рода, но в поиске выразительных средств каждый индивидуален. Рассматривая и анализируя картины, графические листы, зарисовки, можно научиться видеть и понимать, с помощью каких средств создается произведение искусства, какую роль линия, пятно или определенное размещение предметов играют в раскрытии авторского замысла. Можно наблюдать изобразительный язык в действии.
В первой главе будет раскрыто понятие «изобразительно-выразительных средств» с последующим обзором их характеристик. В этой же главе будут рассмотрены основные приемы использования художественных средств на примерах работ отечественных и региональных художников. Вторая глава посвящена разбору технологий овладения изобразительно-выразительными средствами в сфере дополнительного образования, также будут разработаны 7 уроков по данной теме.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изученной литературы и с опорой на анализ работ художников выработать технологии овладения изобразительно-выразительными средствами и определить, как их применение в работе влияет на развитие восприятия и наблюдательности у детей, а также составить серию работ, наглядно иллюстрирующих каждое художественное средство.
Для решения проблемы исследования были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть научную литературу по теме «изобразительно-выразительные средства»;
– структурировать область изобразительно-выразительных средств по видам;
– проанализировать работы отечественных и омских авторов на предмет использования изобразительно-выразительных средств;
– разработать серию из 7 уроков по теме «Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе»;
– проанализировать научную литературу по ……;
– структурировать…..;
– преобразовать…..;
– обозначить;
– рассмотреть;
– раскрыть
– разработать серию из 7 уроков по теме…..;
– выполнить предполагаемые задания по теме? для учащихся? классов? школы.
Методы исследования:
1) анализ литературы по философии, психологии, эстетике и живописи;
2) анализ произведений изобразительного искусства;
Степень изученности темы:
Тема широко раскрыта в литературных источниках. Наиболее полный материал дается в работах Ю.Я. Герчука, в учебных пособиях «Школа изобразительного искусства», авторами которых являются известные художники-педагоги, отдельные аспекты темы рассматриваются в работах Н.Н. Волкова, О.Л. Голубевой, Е.В. Шорохова, В.С. Кузина, Р.В. Паранюшкина и др. Данная работа преследует цель выделить наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, сформировать умение видеть их признаки и определять средства, использованные в работах художников, а также научить выполнять с помощью этих средств творческие работы самостоятельно.
|
|
Структура курсовой работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка литературы и двух приложения.
Глава 1. Ознакомление с понятием «изобразительно-выразительные средства» и характеристика их особенностей