Понятие, виды изобразительно-выразительных средств

 

Сфера изобразительно-выразительных средств, основ художественного языка, очень объемна. Разные авторы по-своему охватывают и перечисляют художественные средства в том или ином виде искусства.

Изобразительно-выразительные средства – это система исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства, материальных средств и приемов создания художественного образа. Следовательно, в любом виде искусства, будь то живопись, графика, скульптура, музыка, изобразительно-выразительные средства в конкретной совокупности и взаимосвязи нацелены на создание художественной формы произведения искусства, которая, в свою очередь, претворяет его содержание.

Художественность, как степень красоты произведения, не может существовать без неотъемлемого условия – органической связи между содержанием произведения и его формой. Культуролог А.С. Кармин, рассуждая на эту тему, говорит о том, что произведение искусства может увлечь нас «двояким путем», характеризующимся двумя вопросами: «что?» и «как?». На вопрос «что» отвечает содержание произведения, в воплощении которого выразительные средства могут не иметь большого значения. Но в вопросе «как» скрыта искомая формула, ключ к пониманию произведения, где художественные средства начинают «говорить» [12, С. 191].

«Изображение никогда не является точной копией объекта, но представляет собой его структурный эквивалент, выраженный определенным изобразительным средством» [3, С. 161]. Равно, как художник, изображая предмет или явление, показывает не только натуру, но и передает некую идею, так и его выбор изобразительного средства осуществляется не только с целью показать, как технически он может владеть этим средством, он также передает свое отношение к изображаемому, вызывая эмоциональный отклик у зрителя. Таким образом, помимо техническо-конструктивного, изобразительно-выразительные средства имеют композиционно структурное значение и несут определенный образный смысл.

Язык искусства, как и язык словесный, можно научиться читать. Для этого необходимо познакомиться с произведением на разных уровнях смысла. Так, Ю.Я. Герчук выделяет следующие смысловые уровни картины, иконы, рисунка, статуи: предметный (описание того, что изображено), сюжетный (повествование о событиях, запечатленных в произведении), религиозно-философский (выражение в произведении идей религии и философии), уровень эмоциональной оценки (передача художником чувств, переживаний, отношения к изображаемому) и уровень мирового устройства (организация произведения, композиция, изображенное пространство, передача света и теней, цвета и формы, отражение представлений художника об устройстве окружающего их мира) [7, С. 21].

Таким образом,

Итак

Подводя итог вышесказанному

Чтобы подытожить вышесказанное, следует сказать, что у каждого вида искусства свои выразительные средства. Однако у всех видов искусства есть родственная сущность, связывающая один вид с другими, она заключается в том, что искусство — это одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности [1, С. 3]. Вопрос о том, каким бывает это «образное отражение», мы рассмотрим в следующем параграфе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: