Приемы использования изобразительно-выразительных средств в произведениях русского искусства

Нет сомнений, основными знаниями, умениями ученик овладевает на практике, приобретая опыт в труде, наблюдая и познавая жизнь во всех её многообразных проявлениях. Только через работу с натуры, через усвоение определенных правил, технических приемов и технологии применяемых графических или живописных материалов приобретаются практические знания и навыки, позволяющие впоследствии видеть и самостоятельно, по-своему, выражать виденное.

Однако работа с натуры должна непременно подкрепляться изучением лучших произведений искусства. Тогда мы не только обогащаем себя духовно, развиваем свой ум и эстетический вкус, но одновременно постигаем и основы профессиональных знаний. Также важно подчеркнуть: каждый начинающий, ученик, как правило, имеет своего любимого художника, которому он старается подражать в приемах, в технике исполнения, в выборе мотивов, что вполне естественно [23, С. 92]. Но подражать «почерку» мастеров не следует ввиду того, что за манерой каждого художника стоят долгие годы учебы, каждый мастер прошел свой путь и нашел именно те художественные средства, которые помогают ему выразить идею своего произведения, что-то сказать, пользуясь изобразительным языком искусства.

В качестве примера можно рассмотреть работу В.А. Серова «Борзая царской охоты» (Приложение 1, Иллюстрация 1). Перед нами живой, быстро и бегло исполненный рисунок – набросок. Краткосрочность, фиксация момента только добавляет рисунку ощущение быстроты, умело схваченного движения. И главную роль в выражении этой мимолетности играет линия – в каком-то месте она утолщается, в другом – сужается, в третьем – прерывается, а на каком-то участке и вовсе переходит в штрих. Но от этого разнообразия наш глаз отнюдь не теряется, он видит не разрозненные по характеру штрихи и завитки, а общую форму, живой образ ловчей собаки, вероятно, уставшей после бега, но от этого не менее стремительной. Серов, используя одну лишь линию, показывает порывистость и энергичность животного, готового к охоте.

Другой пример – набросок талантливой юной художницы Н.Н. Рушевой «Антилопы и мартышка» (Приложение 1, Иллюстрация 2). Линия здесь тоже выражает характер животного. Но если у Серова «скачущая», постоянно меняющаяся линия служит для выражения прыткости и бойкости борзой собаки, то Надя Рушева с помощью плавной, волнообразной, меняющей толщину линии показывает изящность и грациозность антилоп.

Таким образом,

Итак

Подводя итог вышесказанному

Завершая краткий разбор произведений русских художников, хочется обратить внимание на одну деталь. Как было упомянуто в начале параграфа, каждый художник вырабатывает свою манеру работы, выбирая наиболее подходящие его настроению и замыслу изобразительные средства. Поэтому каждый созданный художественный образ – уникален. Однако в связи с тем, что на начальной стадии обучения нам понятны те произведения, на которых передано наиболее правдоподобное отражение действительности, многие начинающие художники ставят себе именно такую задачу: «нарисовать, как живое, скопировать действительность» [1, С. 5]. Но в этом нет необходимости. Полное повторение природы невозможно, в ней все движется, все меняется, и все, что может сделать художник, рисуя с натуры, это «взять момент движения, соединить его с предыдущим моментом и с последующим так, чтобы один момент переходил в другой», иначе говоря, построить изображение таким образом, чтобы в нем соединилось разновременное [21, 234]. И необязательно при этом повторять точь-в-точь! Главное, чтобы будущему художнику было интересно то, что он изображает, и этот интерес, как рассуждает В.А. Фаворский, «должен превратиться в трепетную любовь». Интерес, неравнодушие к изображаемому подскажут, насколько правдоподобным должен быть образ, и изобразительно-выразительные средства для этого найдутся сами.

 

Выводы по первой главе

 

Разнообразие изобразительно-выразительных средств свидетельствует о непрекращающихся поисках людей, посвятивших себя художественной практике. Общепризнанные мастера всех исторических эпох вырабатывают свои способы выражения замысла, по-своему показывая и рассказывая нам о событиях, идеях, которые их волновали, о моментах, которые они захотели запечатлеть.

Рассмотренные изобразительно-выразительные средства и приемы их использования лишь предваряют обширную и богатую область языка изобразительного искусства. Это малая часть большого, постоянно развивающегося мира художественной выразительности. Однако овладение этой частью, знание основных художественных средств, представление об их структуре и технике работы ими – важный этап в освоении художественной грамоты. Поэтому мы находим важным рассмотреть методику использования выразительных средств, попробовать раскрыть тему на примере занятий в художественной школе.

 



Глава 2. Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: