Цель работы: Научиться выполнять дисперсионный анализ данных полевого опыта, заложенного методом организованных (рандомизированных) повторений. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.
Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:
- схему (модель) дисперсионного анализа данных полевого опыта, заложенного методом рандомизированных повторений;
- формулы для определения сумм квадратов отклонений;
- понятия повторности и повторения;
- особенности дисперсионного анализа результатов опыта с восстановленными датами.
Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:
- выполнить дисперсионный анализ данных полевого опыта, заложенного
методом организованных (рандомизированных) повторений;
- восстанавливать выпавшие даты.
Список индивидуальных заданий: После получения номера примера и задания от преподавателя, выпишите соответствующие колонки цифр в рабочую таблицу. Уясните сущность и освойте технику расчетов при дисперсионном анализе данных полевого опыта, заложенного методом организованных (рандомизированных) повторений.
|
|
Шифр задания к работе № 4
№ задания | Повторность | № задания | Повторность |
1 | 1234 | 6 | 1235 |
2 | 2345 | 7 | 1236 |
3 | 3456 | 8 | 1356 |
4 | 1456 | 9 | 2346 |
5 | 1256 | 10 | 1345 |
Пример 1. Урожайность сахарной свеклы в зависимости от орошения, т/га
Варианты опыта | Повторность | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. Без орошения | 18 | 23 | 20 | 19 | 21 | 26 |
2. Полив в июне | 29 | 36 | 34 | 31 | 36 | 35 |
3. Полив в июле | 60 | 58 | 55 | 59 | 57 | 62 |
4. Полив в августе | 45 | 52 | 47 | 46 | 52 | 57 |
Пример 2. Влияние основной обработки почвы на урожайность озимой пшеницы, ц/га
Варианты опыта | Повторность | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. Вспашка на 20 см (st) | 39,8 | 41,3 | 40,1 | 39,6 | 38,7 | 40,4 |
2. Вспашка на 30 см | 40,3 | 39,5 | 38,1 | 37,3 | 38,3 | 39,4 |
3. Культивация на 10 см | 35,6 | 36,8 | 38,3 | 34,4 | 33,9 | 36,8 |
4. Фрезерование на 10 см | 42,5 | 43,2 | 42,7 | 41,8 | 38,8 | 40,8 |
5. Вспашка на 24 см | 38,9 | 42,4 | 41,5 | 39,8 | 38,5 | 40,8 |
Пример 3. Урожайность разных сортов клевера, т/га зеленой массы
Варианты опыта | Повторность | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. Московский-1 (st) | 40,5 | 43,2 | 42,8 | 44,1 | 40,5 | 39,1 |
2. Гибридный | 38,2 | 39,5 | 37,2 | 37,4 | 29,8 | 28,4 |
3. Трио | 45,0 | 39,5 | 41,2 | 39,9 | 39,8 | 38,2 |
4. Ермак | 25,8 | 30,1 | 35,7 | 30,5 | 27,6 | 29,1 |
5. Витязь | 26,8 | 35,1 | 42,0 | 27,8 | 29,9 | 28,4 |
Пример 4. Оценка сортов пшеницы по содержанию белка в зерне, %
Варианты опыта | Повторность | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. Харьковская-46 (st) | 15,8 | 17,2 | 18,2 | 17,7 | 16,8 | 18,5 |
2. Саратовская-70 | 14,8 | 15,8 | 13,2 | 14,2 | 13,1 | 14,3 |
3. Юбилейная-80 | 14,6 | 16,3 | 15,4 | 15,3 | 15,1 | 16,2 |
4. Добрыня | 19,3 | 19,8 | 18,9 | 20,1 | 20,4 | 20,4 |
5. Подмосковная-10 | 14,0 | 15,2 | 14,9 | 13,9 | 14,2 | 15,3 |
|
|
Пример 5. Сортовая пораженность льна-долгунца фузариозом, %
Варианты опыта | Повторность | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. Светоч, st | 10,6 | 11,2 | 12,5 | 10,6 | 13,2 | 10,4 |
2. Псковский-359 | 15,5 | 20,6 | 22,9 | 21,0 | 31,2 | 27,8 |
3. ВНИИЛ-11 | 36,8 | 30,9 | 38,5 | 30,7 | 40,9 | 41,8 |
4. Л-1120 | 13,5 | 13,0 | 16,3 | 12,7 | 22,5 | 13,6 |
Выполнение работы
(опыт с одинаковой повторностью по вариантам)
Пример №_____ Задание №_______
Варианты | Повторения | Суммы, V | Средние, | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Суммы Р |
Правильность расчетов проверяют по равенству ƩP=ƩV=ƩX.
Для сумм квадратов исходные даты целесообразно преобразовать по соотношению x1=X-A
Вспомогательная таблица для вычисления сумм квадратов отклонений
(А= ____)
Варианты | x1=X-A | V | x12 | V2 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Суммы Р | ||||||||||
Ʃx1= | Ʃx12= ƩV2= ƩР2= |
Общее число наблюдений N= l n =
Корректирующий фактор