Электронно-библиотечная система — платформа, агрегатор контента ведущих издательств, обеспечивающая беспрепятственный доступ к качественному лицензионному контенту из любой точки мира с любых устройств (компьютер, планшет, телефон), «закрывающая» все направления подготовки, что совершенствует качество учебного процесса.
!!! Следует подчеркнуть, что ЭБС в этой системе занимает важное место, так как обеспечивает фактически все стороны образовательного процесса.
1.2. Заблуждение и факты
относительно работы студента с ЭБС
Заблуждения | Последствия | Факт | Перспектива |
Я не знаю как регистрироваться | Вы проводите время в соцсетях или за онлайн-игрой | Процедура регистрации в ЭБС не сложнее, чем регистрация в соцсетях. Возьмите (если у вас нет) пароль у сотрудника библиотеки, введите его в соответствующее поле личного кабинета, пройдите персональную регистрацию — и путь открыт | Доступ к уникальному лицензионному контенту |
Я могу «загуглить» и получить информацию | На протяжении всего учебного периода вы пользуетесь в основном старыми или ограниченными источниками. Каков ваш уровень профессиональных знаний по окончании вуза в сравнении с более любопытными сверстниками? | Большинство книг современной литературы находится в закрытых системах (в соотв. с Законом об авторском праве), и доступ к ним возможен только в период обучения | Неограниченный доступ из любой точки мира с любого устройства позволит вам получать самую актуальную информацию |
Я лучше достану книгу и сделаю ксерокопии | Вы потратите время и деньги, когда ваши друзья будут отдыхать | Экономия времени и получение информации | Найти литературу можно не только по предмету, но и по другим вашим интересам. А деньги лучше потратить на спорт или кино |
То, что я не знаю об ЭБС, — не моя вина | Элементарный уход от ответственности и ограничение себя в развитии. Вы конкурентоспособны? | Информация об электронных ресурсах доступна на сайте библиотеки | Сотрудники библиотеки с удовольствием уделят вам время и расскажут обо всех возможностях. Главное условие: приходите сами и приводите однокурсников! |
Для поступления в магистратуру мне хватит тех источников, которыми я привык пользоваться | Вы будете использовать в своей работе плагиат и писать о том, что было 10 лет назад? | ЭБС IPR BOOKS — это более 140 000 изданий эксклюзивной учебной литературы, а также видео-, аудиоресурсы, периодика и тесты | Ваша идея станет самой оригинальной, ведь вы проанализировали столько новой литературы за 2020 г. |
На работе мне ЭБС не понадобится, меня и так возьмут | Уверены, что у вас есть преимущества? | Как показывает практика, одним из главных преимуществ при трудоустройстве является наличие цифровых компетенций | Вы знаете, как быстро найти информацию, а потом ее применить, поэтому для нашей компании вы лучшая кандидатура |
Я пользуюсь всеми ЭБС, много читаю, но никому об этом не говорю, стараюсь быть как все | Преподаватели и однокурсники не видят в вас авторитета | Понравившиеся книги можно разместить в соцсетях и группах вуза | Ваш авторитет заметно вырастет |
|
|
|
|
Как показывает практика, именно молодые люди обладают высоким уровнем цифровой грамотности. По результатам исследования аналитического центра НАФИ наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (59-61 процентных пункта). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет (https://nafi.ru/analytics/ tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/).
Почему студенты не всегда используют ЭБС? (Преподаватель: уверен, в вашем вузе этот показатель на высоком уровне).
Основная проблема — непонимание преимуществ или элементарная лень? (Преподаватель: уверен, это не про вас).
1.3. ЭБС как цифровой инструмент успешного выпускника:
преимущества использования электронных ресурсов
1. Обеспечение учебного процесса качественным лицензированным контентом.
2. Соответствие всем требованиям ФГОС 3++ (кросс-платформенное решение, инклюзивные технологии, мобильное приложение, бесшовная авторизация).
3. Инструмент синхронного и асинхронного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
4. Возможность неограниченного бесплатного доступа (для студентов, преподавателей, сотрудников и т.д.) с любого устройства из любой точки мира в течении всего срока подписки.
5. Наличие мобильного приложения, существенно увеличивающего доступность ресурса для всех категорий обучающихся.
6. Двигатель науки, возможность бесплатно ознакомиться с ведущими научными школами и подготовить статью для публикации в научном журнале или доклад на конференцию. Например, ЭБС IPR BOOKS содержит более 140 000 изданий разных научных школ, причем более 50 % контента выпущено за последние 5 лет, и более 1 500 000 пользователей в России и за рубежом используют данный ресурс регулярно.
1.4. Правовая культура работы с учебной литературой
· Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
· Авторское право регулируется гл. 69 «Общие положения» и 70 «Авторское право» разд. VII ч. 4 Гражданского кодекса РФ. Авторским правом охраняются все виды произведений независимо от назначения и способа выражения — тексты, видео, аудио, фотографии, графика, рисунки, программы и т.д. Перечень произведений, охраняемых авторским правом, определен в ст. 1259 ГК РФ.
· ФГОС 3++ от 30.12.2017. Согласно п. 7.1.2 ФГОС 3++, каждый обучающийся в течении всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-информационной образовательной среде организации с любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и вне ее. ЭИОС должна обеспечивать:
- доступ к учебным планам, РПД, программам практик;
- электронным учебным изданиям и электронно-образовательным ресурсам, указанным в РПД и программах практик;
- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе с сохранением его работ и оценок за эти работы.
1.5. Какой должна быть современная ЭБС?
Передовой опыт ЭБС IPR BOOKS
1. Ресурс, позволяющий эффективно интегрироваться в ЭИОС вуза, обеспечивая бесшовные авторизации (регистрируемся один раз, затем входим в личный кабинет без введения учетных записей) и доступность источников для формирования онлайн-курса (в том числе на базе Moodle).
|
|
2. Агрегатор более 700 ведущих издательств, предоставляющий более 140 000 изданий известных школ и авторов, аудио-, видеоресурсы и тесты.
3. Единственный ресурс, чьи инклюзивные технологии прошли сертификацию «Всероссийского общества слепых» и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
4. Мобильное приложение — разработка IT-отдела компании, соответствует техническим требованиям IOS и Android.
5. Простой удобный интерфейс.
6. Сервис «Списки литературы», который помогает оперативно формировать списки источников для курсовой, научной статьи, ВКР.
7. Инструмент, позволяющий оптимизировать временные затраты и в тоже время разнообразить и наполнить качественной глубиной образовательный процесс в период дистанта.
8. Издательство, находящееся в структуре компании, позволяет пользователям в статусе аспиранта (преподавателя) оперативно и бесплатно публиковать свои научные труды, что повышает рейтинги как отдельно взятого преподавателя, так и подразделения в целом.
9. Ресурс, способствующий успешному прохождению аккредитации.
Контрольные вопросы:
1. Что такое информационные технологии?
2. Что такое ЭБС?
3. Какие преимущества использования ЭБС в учебном процессе вы можете назвать?
4. Какова нормативно-правовая база использования ЭБС?
5. Перечислите основные преимущества ЭБС IPR BOOKS.
Тест
1. Продолжите.
Электронная информационная среда вуза (ЭИОС) — разновидность цифровой экосистемы ….
2. Согласны ли вы с утверждением?
Электронно-библиотечная система — платформа, агрегатор контента ведущих издательств, обеспечивающая беспрепятственный доступ к качественному лицензионному контенту из любой точки мира с любых устройств (компьютер, планшет, телефон), «закрывающая» все направления подготовки, что совершенствует качество учебного процесса
2.1. Да
2.2. Нет
3. Вычеркните лишнее.
Основные элементы ЭИОС:
3.1. Сайт вуза
3.2. Новостные сайты
3.3. Спортивные сайты
3.4. Электронно-правовые БД
|
|
3.5. Инструменты фиксации учебного процесса
3.6. Проверка на заимствование
3.7. Электронно-библиотечные системы
4. Я могу «загуглить» и получить информацию, при этом не нужно пользоваться ЭБС. Заблуждение или факт?
4.1. Заблуждение
4.2. Факт
5. Неограниченный доступ из любой точки мира с любого устройства позволит вам получать самую актуальную информацию. Заблуждение или факт?
5.1. Заблуждение
5.2. Факт
6. Вычеркните лишнее.
ЭБС как цифровой инструмент успешного выпускника: преимущества использования электронных ресурсов:
6.1. Обеспечение учебного процесса качественным лицензированным контентом
6.2. Красивый дизайн
6.3. Соответствие всем требованиям ФГОС 3++ (кросс-платформенное решение, инклюзивные технологии, мобильное приложение, бесшовная авторизация)
6.4. Оперативная новостная лента
6.5. Инструмент синхронного и асинхронного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса
6.6. Возможность неограниченного бесплатного доступа (для студентов, преподавателей, сотрудников и т.д.) с любого устройства из любой точки мира в течении всего срока подписки
6.7. Наличие мобильного приложения, существенно увеличивающего доступность ресурса для всех категорий обучающихся
7. Вычеркните лишнее.
ЭБС IPR BOOKS — это:
7.1. Агрегатор более 700 ведущих издательств, предоставляющий более 140 000 изданий известных школ и авторов, аудио-, видеоресурсы и тест
7.2. Единственный ресурс, чьи инклюзивные технологии прошли сертификацию «Всероссийского общества слепых» и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
7.3. Мобильное приложение соответствует техническим требованиям IOS и Android
7.4. Мобильное приложение соответствует только техническим требованиям IOS
7.5. Мобильное приложение соответствует только техническим требованиям Android
Тема № 2. ЭБС в процессе обучения: от первокурсника
до востребованного выпускника