Достоинства арт-терапии

Женщины, получающие ту или иную психологическую помощь во время беременности, имеют более высокие показатели физического и психического здоровья после рождения ребенка, чем те, которые такую помощь не получали (Cohen & Syme 1985, Oakley 1992). Oakley et al. (1996) провели исследование, связанное с помощью 509 женщинам во время беременности. Помощь была связана с серией групповых встреч. Было также интересно то, что дети, родившиеся у женщин, участвовавших в групповых занятиях, меньше нуждались в дополнительном медицинском уходе или помощи, чем дети женщин из контрольной группы, не участвовавшие в занятиях. Дети женщин из экспериментальной группы также обнаружили более высокие показатели развития и состояния здоровья спустя год после проведенного курса занятий. Женщины из экспериментальной группы меньше тревожились за здоровье своих детей и более позитивно относились к своей материнской роли. Различия в показателях развития детей и состоянии женщин были также обнаружены спустя семь лет после завершения программы. Учитывая эти данные, представляется странным, что арт-терапия в качестве одной из форм психологического сопровождения беременных женщин пока не использовалась в Великобритании, и никакие исследования ее вклада в здоровье женщин и детей не проводились.

В настоящее время многие женщины во время беременности участвуют в различных рекреационных или образовательных группах, однако эти группы не дают возможности выражать чувства, в особенности, сложные или негативные. В таких группах, как правило, поддерживается внешний положительный настрой, а проявления тревоги «гасятся». В таких группах предоставляется базовая информация о процессе родов и вмешательствах, а обсуждение интересующих женщин тем не проводится. Хотя критический анализ практики таких групп не входит в задачи данной статьи, осознание ограничений, связанных с их деятельностью, побудило меня организовать арт-терапевтическую группу для беременных женщин и женщин, недавно родивших, для того, чтобы дать им возможность выразить чувства и представления, связанные с беременностью и материнством. Арт-терапевтическая группа также позволяет женщинам оказывать эмоциональную поддержку друг другу, рефлексировать свой опыт и обмениваться практической информацией.

Во время последней встречи участницы группы делились впечатлениями о процессе в целом. Одна женщина призналась: «Замечательно, что благодаря группе я получила поддержку, убедилась в том, что я и мои переживания являются вполне нормальными, что я вовсе не сумасшедшая, что другие люди испытывают похожие чувства». Другая участница группы отметила, что для нее очень важна была возможность самой прийти в осознанию многих вещей в группе: «Поддержка связана с инсайтом…Другие люди в жизни могут поддерживать тебя, но часто они доподлинно не знают, что ты на самом деле чувствуешь». Еще одна женщина отметила, что занятия в арт-терапевтической группе позволили ей увидеть дальнейшую перспективу жизни.

Реакции женщин, возникающие во время беременности и родов, имеют сложный характер, и арт-терапевтическая группа позволяет выражать и исследовать эти реакции, используя средства вербального и невербального самовыражения. Использование изобразительных материалов обеспечивает возможность выражения разных чувств и телесного опыта, которые очень трудно или невозможно выразить словами. Нередко создаваемые в группе образы становились затем источником обсуждаемых тем. Зачастую образы содержали такие значения, которые затем приходилось совместно исследовать. Во многих случаях изобразительная деятельность обеспечивала эмоциональное отреагирование. Благодаря восприятию образов в группе более активно проявлялась эмпатия и обнаруживалось сходство переживаний и тематик. В группе создавалась возможность для свободного обмена опытом и преодоления условностей, обычно препятствующих самораскрытию. То, что арт-терапевтическая работа не была связана с учреждениями, занимающимися сопровождением женщин и предполагала соблюдение конфиденциальности, давали женщинам ощущение безопасности и свободы.

Для группы было характерно проявление юмора, что, возможно, было связано с атмосферой непринужденности, а также наличием психологически провоцирующего материала.

В процессе работы всплывало множество актуальных тем. Некоторыми наиболее актуальными из них были темы автономности, а также контроля и манипулирования (физического и психологического) женщиной. Эти темы были тесно связаны с темой угрозы (в том числе, для плода) и невыраженными чувствами, связанными с отношением к ребенку. Чувства отчаяния, сомнения и вины являлись, пожалуй, одними из наиболее сложных для женщин, но их осознание и выражение часто приводило в более глубокому пониманию материнской роли.

Все участницы группы хорошо осознавали, насколько сильно окружающие – родственники и медицинские работники - вторгались в их жизнь. Многие переживали глубокие изменения, но они были различны, в зависимости от того, были ли это беременные или недавно родившие женщины. Беременные женщины были больше озабочены внешними, телесными изменениями, а также изменением ролей и отношений, связанным с подготовкой к деторождению (включая переживания страха смерти). Женщины, которые уже родили, были в большей степени сконцентрированы на чувствах к ребенку и другим своим детям, а также задачах адаптации к новой для себя ситуации. Адаптация протекала более тяжело, если беременность не входила в их планы.

Другой значимой темой была тема отношений. Обычно проблемы, существовавшие в семейных отношениях до беременности, обострялись во время беременности. Поведение и ожидания родителей, мужа и других родственников, нередко являлись для женщин источником стресса. Часто мужья недостаточное понимали женщин и не оказывали им должной поддержки, что приводило к отчуждению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: