Индивидуальное задание

Был проведен анализ электронных источников информации, сайтов частных и государственных центров в г. Москва, занимающихся проблемой развития детей с особенностями, в частности, детей с РАС. Были выявлены популярные и активно применяемые на данный момент методики. Активно развивающееся в данный момент направление терапии для детей с аутизмом в г. Москва – ABA (или ПАП-прикладной анализ поведения). Это наука, которая разрабатывает прикладные методики на основе законов поведения и систематически применяет их для улучшения социально-значимого поведения, а также использует эксперимент для поиска переменных, ответственных за изменение поведения.

«Поведение организма есть та часть его взаимодействия со средой, которая характеризуется заметными перемещениями в пространстве и времени какой-либо части этого организма и из которого следует измеримое изменение по крайней мере одного параметра среды» (Джонстон & Пеннипакер, 1980).

АВА-центры в Москве: АВА-проект «Шаг вперед», АНО «ЦСП «инклюзивная молекула», АВС, Наш солнечный мир — центр реабилитации и другие.

Виды воздействия на поведение:

- Формирование

- Изменение

- Удаление

АВА-терапия является доказательной методикой. Перед любым воздействием на поведение проводится сбор данных. Парадигма А – В – С, где

А – предшествующий стимул (антецедент),

В - поведение,

С - последствие

Методы оценки поведения:

Собеседование

Опросники

Тесты

Непосредственное наблюдение

Эпизодическое наблюдение. Вид прямого непрерывного наблюдения, при котором наблюдатель описывает во временной последовательности все интересующие виды поведения, а также антецеденты и последствия этих видов поведения в естественной для клиента обстановке. Результаты такого наблюдения заносятся в так называемые таблицы ABC. В этой таблице отмечают все предшествовавшие поведению факторы (Аntecedent, антецеденты), особенности самого поведения (Behavior) и его последствия (Consequences).

Было проведено эпизодическое наблюдение в ситуации голосования за/против поправок в конституции.

Был проведен дальнейший анализ и обработка результатов.

В основном, применение ABA более всего известно как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии расстройств аутистического спектра. Однако этот метод имеет широкий спектр применения, включая профилактику заболевания СПИДом, сохранение природных ресурсов, образование (в том числе для систематического повышения школьной успеваемости), геронтологию, поддержание здорового образа жизни и физическую культуру, промышленную безопасность, изучение языков, загрязнение природы, медицинские процедуры, воспитание детей, использование ремней безопасности, терапию при тяжёлых психических нарушениях, спорт, управление зоопарками и уход за животными.

Характеристики метода:

Прикладной: ABA уделяет внимание, в первую очередь, социально значимым формам поведения. При этом поведенческие аналитики должны принимать во внимание не только кратковременное изменения поведения, но и так же учитывать то, как эти изменения могут повлиять на клиента, его окружение и на взаимодействие между ними.

Поведенческий: ABA работает с поведением, то есть меняется само поведение, а не то, что испытуемый о нём говорит. Для поведенческого аналитика целью является не прекращение жалоб на поведение от клиента, а изменение самого проблемного поведения. К тому же поведение может быть объективно измерено. С тем, что поведением не является, поведенческие аналитики не работают.

Аналитический: Поведенческий аналитик может так или иначе влиять на то поведение, которое следует изменить. В лабораторных условиях запустить или прекратить целевое поведение по желанию экспериментатора, естественно, легче, чем в натуральной среде. Тем более, что на практике это может быть не всегда этично или легко сделать. Байер, Вольф и Ризли считали, что трудности не должны заставлять науку отклоняться от силы её принципов.

 

 

 

 

Заключение

В процессе прохождения учебной практики была выполнена ее цель и решены поставленные задачи. Практика началась с вводного инструктажа и ознакомления с техникой безопасности.

Далее мной было подробно изучено содержание индивидуального задания, были проведены параллели между частями запланированной практической и теоретической деятельности.

В ходе практики я ознакомилась с положением о центре психологического консультирования РГСУ, обязанностями, этическим кодексом работы психолога. Был проведен отбор необходимой информации из сети интернет. При анализе информации, я опиралась на библиографический список, рекомендованный руководителем практики. При наблюдении, мной были зафиксированы необходимые для дальнейшего прохождения практики данные.

Также мною был изучен разнообразный материал по методикам диагностики, коррекции в рамках специальности, в том числе, те способы работы специалистов, которые были популярны в г. Москва.

Во время наблюдения взаимодействие с людьми осуществлялось в устной форме.

Таким образом, мною были изучены и проработаны на практике все вопросы индивидуального задания.

Программа практики выполнена в полном объеме.

 

Список литературы

 

Основная литература:

 1.Клиническая психология: Учеб.пособие для студентов факультета мед.психологии.Мельченко Н.И.Самара: Перспектива, 2002.

2.Введение в клиническую психологию: учеб.пособие для студентов вузов.Залесский Г.В.М.:Академия, 2012.

3.Практикум по общей,экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие для студентов вузов.Под ред.А.А.Крылова,С.А.МаничеваСПб: Питер, 2006.

 

Дополнительная литература:

1.Введение в профессию «Медицинский психолог»: учеб.-метод. пособие.Мельченко Н.И., Чернышова Л.А.Самара, 2012.

2.Клиническая психология: Учебник для студентов мед.вузов. П. И. Сидоров, А. В. Парняков.М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

3.Основы клинической психологии: Учеб.пособие для студентов вузов. Репина Н.В.Ростов н/Д: Феникс, 2003.

4.Основы геронтопсихологии: учеб.-метод. пособие. Мостовая Л.И., Калашникова В.В., КувшиноваН.Ю.Самара, 2011.

5.Супервизия в подготовке клинического психолога.Ковшова О.С., ЧернышоваЛ.А., Мельченко Н.И.Самара, 2015.

6.Б.Ф.Скиннер "Поведение организмов" https://www.livelib.ru/author/692494/top-berres-frederik-skinner

7. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)

Фрост Л., Бонди Э. http://padabum.com/d.php?id=208357

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: