Знакомство с видами, направлениями и методами практической работы с клиентами в психологическом центре «Светоч»

В связи с тем, что основным видом деятельности практических психологов центра «Светоч» является психологическое консультирование, в большей степени я познакомилась именно с данным видом практической работы психолога и его организационными моментами.

Цель психологического консультирования определяется как оказание психологической помощи психически и соматически здоровому человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими.
Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи: 1. Выслушивание клиента. 2. Облегчение эмоционального состояния клиента. 3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. 4. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

В психологическом центре «Светоч» доминируют такие направления консультативного контакта, как «Адлерианское направление» (акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования) и «Ориентированная на клиента терапия» (консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования; особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам; усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения).

Методами консультирования являются беседа, интервью, активное слушание, эмпатическое слушание, наблюдение.

Психологи-консультанты центра работают по следующим направлениям:

· индивидуальные психологические консультации;

· системное семейное консультирование для семей и семейных пар;

· индивидуальные и семейные консультации психолога-сексолога;

· консультации для родителей по поводу психологического развития детей и подростков.

Кого консультируют психологи? Консультанту приходится иметь дело с самыми разными клиентами, каждый из которых характеризуется не только какими-либо индивидуально-психологическими особенностями, но и своим собственным субъективным и пристрастным способом оценки и интерпретации психологических проблем, уровнем и глубиной понимания, проникновения в проблему, а также своими установками и ожиданиями в отношении возможностей консультирования, собственными представлениями о том, какую конкретно помощь следует ожидать от профессионального психолога.

Так, за психологической консультацией в центр «Светоч» обращаются люди, столкнувшиеся с такими проблемами, как депрессия, тревога, страхи, трудности в переживании кризисных ситуаций, проблемы межличностных взаимоотношений (супружеские, сексуальные, отношения с детьми), проблемы, связанные с профессиональной и личностной самореализацией, поиском смысла жизни, личной эффективностью в социальной жизни.

Также психологи нередко сталкиваются с трудностями в работе с «немотивированными», враждебно настроенными или агрессивными клиентами, асоциальными личностями или личностями с депрессивными и суицидальными намерениями. Психологу-консультанту важно уметь работать и находить подход к каждому клиенту, сохраняя при этом свои этические принципы.

Время консультирования. Консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до 1 часа. Беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться уже до 1 часа.

Этапы ведения консультативной беседы: 1. Знакомство с клиентом и начало беседы; 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез; 3. Оказание воздействия (коррекция установок клиента и его поведения); 4. Завершение консультативной беседы.

Не мало значимым видом практической работы с клиентами в данном центре является оказание психотерапевтической помощи.

Психологическая модель психотерапии построена на работе с клиентом по стандартам оказания психологической (немедицинской) помощи. В отличие от клинической (медицинской) психотерапии, психологическая психотерапия не использует медикаментозные, физиотерапевтические, гормональные и иные методы лечения.

Психологическая модель психотерапии направлена на глубинное проникновение в личность и осуществления прогрессивных сдвигов в ее взаимодействии с миром через изменение само- и мировосприятия и предусматривает создание условий для полноценного становления личности. Цель психотерапии — содействие в становлении полноценной личности, способной занимать активную и творческую позицию относительно себя и своей жизнедеятельности, справляться с травмирующими ситуациями и переживаниями, принимать решения и продуктивно, нешаблонно и достойно действовать в соответствующих социально-культурных условиях.

Кто обращается за психотерапевтической помощью в центр «Светоч»? Психотерапия нужна клиентам, умственное, душевное и телесное состояние которых делает малореальной нормальную психологическую консультацию. Это могут быть клиенты в состоянии аффекта или легко в него впадающие, клиенты с серьезной зависимостью или депрессией, клиенты с жесткими проблемными убеждениями, с установкой "Я прав - все остальные неправы и виноваты". Чаще всего практические психологи центра оказывают услуги комплексного психотерапевтического сопровождения для людей, переживающих трагические события в жизни (болезни, утраты, горе и др.) или имеющих внутриличностные конфликты.

Методика психотерапевтической помощи включает в себя выбор формы работы (краткосрочной или долгосрочной, групповой или индивидуальной), направление работы, подбор методов, осуществление психотехнических действий и контроль терапевтических эффектов.

Основные направления непосредственной психотерапевтической работы, это:

  • работа с проблемой;
  • работа с отношением к проблеме;
  • работа с эмоциями и состоянием клиента.

Методы оказания психотерапевтической помощи очень разнообразны. Это могут быть:

· психотерапевтическое консультирование (интервьюирование или беседа с целью определения внутренних личностных установок пациента, выявление основных причин тревожного состояния клиента);

· арт-терапия (в арт-терапии сочетаются разговорная терапия и творческое исследование через рисование красками, мелками, карандашам. Здесь искусство является внешним выражением внутренних эмоций клиента);

· основанная на привязанности психотерапия (этот метод терапии строится на теории, которая исследует раннее развитие ребёнка и ранние привязанности – надёжные, тревожные, избегаемые, двойственные или нарушенные, чтобы понять, как опыт проблемных привязанностей на ранних этапах жизни проявился в дальнейшем во взрослой жизни. Прорабатывая отношения привязанностей с психотерапевтом, клиенты имеют возможность оплакать былые потери и рассмотреть воздействие важных взаимоотношений на их жизнь в настоящем и прошлом);

· телесная терапия (известно, что многие психологические проблемы (такие как депрессия, расстройства пищевого поведения, панические атаки и пагубные привычки) имеют воздействие на тело человека. В контексте данного метода терапии рассматривается комплекс взаимосвязей разума и тела человека);

· когнитивно-аналитическая терапия (клиентам предлагается использовать свои собственные ресурсы и развивать навыки изменения деструктивных моделей поведения и негативных образов мышления и действия)

· гештальт-терапия (главная цель — повышение степени осознанности человека для достижения целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшения контакта с окружающими людьми и внешним миром. Данный метод помогает клиентам осознать свой смысл жизни через готовность смело встретить его и сопряжённые с ним проблемы, прояснить ценности и верования)

· гипнотерапия (гипнотерапия использует гипноз, чтобы вызывать глубокое состояние расслабления и изменённого сознания, во время которого бессознательный разум способен особенно хорошо воспринимать новые или альтернативные возможности и идеи; гипнотерапия может применяться для изменения поведения, отношений и эмоций клиента, устранения беспокойств и пагубных привычек, что будет способствовать личностному развитию) и т.д.

Гипнотерапия в психологическом центре «Светоч» обычно проводится в комплексе с аудиовизуальной стимуляцией мозга, которая осуществляется с помощью МАЙНД-машины. Оборудование для аудиовизуальной стимуляции, состоящее из светозвукового импульсного терминала, очков со встроенными светодиодами и наушников, создает для пациента индивидуальное светозвуковое пространство. Это пространство структурировано в соответствии с используемой программой аудиовизуальной стимуляции так, чтобы способствовать достижению психотерапевтических целей. При использовании АВС клиент может находиться фактически в любом месте — он все равно пребывает во время сеанса в своем внутреннем психологическом пространстве, созданном мерцающим светом и музыкой. Полностью загружая зрительный и слуховой каналы восприятия, АВС осуществляет переориентацию клиента с окружающего мира на внутренние впечатления и переживания.

Уже в самом начале проведения АВС психолог получает ценный диагностический материал. Инструктируя клиента, психолог предлагает ему расслабиться, и сквозь закрытые веки рассматривать игру света в пространстве перед собой, одновременно воспринимая музыку и пульсирующий ритм. Для успеха процедуры требуется, чтобы клиент позволил ритму пульсаций увлечь свое внимание, захватить воображение. Для некоторых людей это представляется сложным. Сама мысль, что их биоритмы будут меняться под влиянием предложенной психологом программы, для них кощунственна. Такие люди страдают от избыточного самоконтроля, и всячески сопротивляются завораживающему и приятному действию АВС. Напряжение, появляющееся у этих клиентов уже после первых секунд АВС не проходит ни через три, ни через десять минут. Заметив подобную реакцию, психолог получает хороший повод обсудить с клиентом его напряжение, а также психологические факторы, провоцирующие сопротивление. Удивительно, но тренировка снимает избыточный самоконтроль во время АВС благотворно сказывается на различных областях жизни клиентов.

Еще один вид деятельности в практической психологии, с которым работают психологи центра «Светоч» - психологическое оценивание или психодиагностика. Основная задача психолога заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, т. е. провести психодиагностику.

Для оценивания практические психологи центра используют такие методы, как тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники.  Данные методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности и т.д.); информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми; информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

В психологическом тестировании могут использоваться тест-опросники, проективные тесты и тесты, требующие выполнения каких-либо практических заданий. В тест-опросниках человека просят ответить на ряд прямых или косвенных вопросов. Достоверность получаемой при этом информации зависит от искренности опрашиваемого и его способности к самоанализу и самоотчету в предлагаемой ситуации. Поэтому профессиональные психологии не слишком доверяют результатам таких опросов и используют их как средство для получения первичной информации. Большую достоверность получаемой информации обеспечивают проективные тесты. При проведении проективного теста человек как бы проецирует свои психологические качества на какую-либо неопределенную ситуацию, предлагаемую в тесте. Наконец, существуют тесты-задания практического характера, в которых по тому, как выполнил человек задание, судят о его психологических качествах.

Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми он должен согласиться или не согласиться. Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Одним из направлений психодиагностики в центре «Светоч» является психодиагностика профессиональной направленности личности. Профориентация (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности.

Для чего нужна профориентация? Профориентация нужно для того, чтобы помочь человеку сделать выбор на разных этапах профессионального пути: выбор профиля обучения после окончания школы, выбор специализации, выбор места работы, смена профессии и т.д.

Как проводится профориентация? Психолог предлагает клиенту пройти серию тестов или опросников. Во время тестирования личность клиента разбирают по ряду критериев, например: активность и общительность, открытость новому опыту, ответственность, эмоциональная стабильность и так далее. На основании полученных данных он предоставляет клиенту список сфер и профессий, в которых он может добиться наибольших успехов и максимально раскрыть свой потенциал. Также он получает список сфер, в которых его шансы преуспеть минимальны.

Коррекционная и развивающая работа в психологическом центре «Светоч». Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа - это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения.

Коррекционные занятия в центре проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени, в основном, с детьми или подростками. Целью таких занятий может быть, например, преодоление дефицита внимания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реакций на те или иные события, укрепление самообладания, развитие эмоционального самоконтроля, коррекция личностных качеств, форм поведения, норм социального взаимодействия человека.

Непосредственным поводом для организации коррекционной работы становятся обычно трудности в учебной деятельности, нарушения поведения и дезадаптация ребенка (подростка), проблемы в повседневной деятельности.

Групповая психокоррекция часто бывает направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение и состояния других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

В качестве методов психокоррекции используются различные тренинг-игры, методы обучения саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.

Те же самые методы практической психологической работы используются и в развивающих занятиях. В отличие от коррекционной, развивающая работа направлена на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека.

Популярной услугой центра являются комплексные развивающие занятия для детей от 4 до 6 лет под названием «Развивайка». Комплексные занятия развивают: познавательную активность, общие психические процессы — восприятие, память, внимание, мышление, воображение; представления об окружающем мире, новым способам взаимодействия с предметами; мелкую и крупную моторику (рисование, лепка, аппликация, игры с сыпучими материалами, подвижные игры, комплекс физических упражнений); коммуникативные навыки. Занятия так же направлены на: снижение гиперактивности; обучение управлению своими эмоциями, развитию навыков правильного общения, снижение уровня агрессии.

И завершающим видом практической работы с клиентами в психологическом центре «Светоч» является психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения - расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: начинающим и опытным психологам, руководителям различных организаций, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и торговли, бизнесменам. В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения информации, ее практическая ориентированность.

Для психологического просвещения в центре используются такие методы, как лекции, беседы, семинары, мастер-классы, супервизии, интервизии. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности - важнейшая основа для психологического просвещения.


 



Заключение

Выводы и общие впечатления.

В заключение своего отчета мне бы хотелось сказать, что результатом прохождения учебно-ознакомительной практики стало достижение изначально поставленной цели. Я приобрела первичные профессиональные умения и навыки в области психологии, а также закрепила и систематизировала знания, полученные при изучении теоретического материала в университете. Также я познакомилась со спецификой деятельности психологов профильной организации, изучила документацию, регламентирующую и обеспечивающую деятельность практического психолога, проанализировала основные виды, направления и методы практической работы с клиентами в центре «Светоч», помогала с оформлением рабочей документации, участвовала в подготовке рабочих мест перед групповыми формами работ с клиентами.

Практика произвела на меня самые положительные впечатления. Мне понравилось чувствовать себя частью сплоченного коллектива, оказывать помощь в организации рабочих моментов психологического центра. В процессе учебно - ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Мне предоставлялась вся необходимая информация для выполнения индивидуального задания. С моей стороны был найден общий язык с работниками, по возможности все делалось вовремя и без ошибок, что привело к меньшему отрыванию работников от их непосредственных обязанностей. Я благодарна своему руководителю практики за предоставленную возможность поработать с ней и ее командой. Я уверенна, что полученный опыт несомненно пригодиться мне в дальнейшем при построении своей профессиональной деятельности.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: