На данном уровне используется анкета. Участнику предлагают заполнить её сразу после завершения каждого из этапов обучения и всего курса наставничества. Обычно вопросы отражают: информированность о наставничестве; время, место и условия проведения; полезность наставничества; квалификацию наставника; возможность и готовность применять полученные знания в повседневной деятельности. Ответы на вопросы позволяют получить информацию, которая помогает компании:
-накопить и проанализировать данные о качестве наставничества; выявить и понять причины удовлетворения или неудовлетворения от наставничества у сотрудника; влиять на наставничество и улучшать его; оценивать поставщика услуг, тренера, наставника;
- задуматься о необходимости данного метода развития персонала для организации.
Момент, когда сотрудник только закончил промежуточный этап наставничества, чрезвычайно важен для оценки эффективности.
Оценка полученных знаний (оценка изменений уровня знаний (Learning))
|
|
Оценка знаний путем сравнения того, что знал сотрудник до обучения и что усвоил в результате обучения. Наилучший способ оценки на данном уровне – тесты. Имеет смысл давать один и тот же тест до начала обучения и после его завершения. Это даст возможность наглядно показать, что усвоил сотрудник. По сути, этот этап помогает определить, помимо конкретного объема приобретенных навыков и умений, будет ли сотрудник использовать новые знания на практике.
Оценка изменения поведения (Behavior)
На этом этапе основной акцент смещается в сторону вопроса: изменилось ли
поведение сотрудников после прохождения курса наставничества? Результаты этого этапа дают информацию об эффективности наставничества, т.к. сотрудник, понимая, что его поведение оценивают, стремится показать себя с лучшей стороны. Способ оценки результатов зависит от объекта измерения. Если речь идет о технических навыках, то изменения легко заметны коллегам или руководителю путем простого наблюдения. Для оценки исполнительских навыков целесообразно использовать опросники или анкеты для заполнения. Важно отметить, что в данном случае в оценке участвует сам сотрудник, его
руководитель и коллеги. Наблюдение за изменением поведения необходимо проводить до начала курса наставничества, через две недели после его завершения и повторно через 2–3 месяца (две недели – это тот период, за который сотрудник может опробовать новые знания, а через 2–3 месяца эти знания либо становятся устойчивыми, либо перестанут применяться).
Как оценить результаты наставничества?
Чтобы определить эффективность системы наставничества и работу конкретных наставников, в частности при наставнической паре «педагог-педагог» могут применяться опросы разных видов:
|
|
целенаправленные ˗ чтобы определить степень удовлетворенности системой наставничества, и в частности, работой наставников;
более общие – с инкорпорированными вопросами о наставничестве, в том числе: обзоры удовлетворенности и вовлеченности; «оценка 360 градусов».
Довольно сложно объективно оценивать эффективность работы наставника. В числе формальных критериев можно выделить число встреч со стажером и насколько своевременно заполнялись оценочные формы. Вряд ли по формальным показателям можно судить о качестве обучения.
Поэтому распространены и косвенные показатели оценки, в том числе:
- насколько успешно новый работник адаптировался в компании;
- насколько эффективно новый работник выполняет профессиональные обязанности;
- очевидный профессиональный рост, развитие работника и пр.
Но нельзя расценивать успехи подопечного как единственный критерий оценки. Ведь на многое влияют и качества, и мотивация самого стажера.