Территориальные органы прокуратуры Российской Федерации

                                                                                                                   

 

      Прокуратуры субъектов РФ. В каждой административно-территориальной единице Российской Федерации организованы органы прокуратуры РФ. В настоящее время во всех субъектах РФ функционируют прокуратуры субъектов РФ. Это прокуратуры среднего звена прокурорской системы. К ним относятся прокуратуры республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя. Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами Российской Федерации, определенными их конституциями (уставами), в порядке, установленном субъектом РФ. Как показывает практика, в одних субъектах РФ согласование осуществляют органы законодательной (представительной) власти, в других — и законодательные (представительные) и исполнительные органы власти. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. Прокуроры субъектов РФ имеют первых заместителей и заместителей, и могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

     В прокуратурах субъектов Российской Федерации образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

       Согласно положениям п. 2 ст. 15 закона о прокуратуре РФ в прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.

Коллегии в прокуратурах субъектов РФ являются совещательными органами. Решений коллегий реализуются посредством издания прокурорами субъектов РФ соответствующих приказов, обязательных для исполнения подчиненными прокурорами.

Порядок деятельности коллегий прокуратур субъектов РФ регламентируется приказами и распоряжениями председателей соответствующих коллегий. На заседаниях коллегий происходит обсуждение вопросов, имеющих принципиальное значение для организации эффективной работы как прокуратур субъектов РФ, так и городских и районных прокуратур.

Прокуроры субъектов РФ осуществляют руководство деятельностью нижестоящих прокуратур, входящих в состав соответствующего субъекта РФ. Они издают обязательные для всех подчиненных прокурорских работников приказы, указания, распоряжение. Прокуроры субъектов РФ вправе вносить изменения (в пределах численности и фонда оплаты труда) в штатные расписания прокуратур субъектов РФ и нижестоящих, подчинённых прокуратур.

Прокуратуры городов и районов. Городские, районные (межрайонные) прокуратуры являются нижнем звеном территориальных прокуратур, осуществляющие основную часть деятельности органов прокуратуры. осуществляют надзорную функцию, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, обеспечивают участие в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел судами, реализуют другие функции и направления.Они создаются по приказуГенерального прокурора РФ ивозглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В них устанавливаются должности заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов могут быть образованы отделы.

Взяв в качестве критерия разграничения видов указанных прокуратур полномочия прокуроров, все городские прокуратуры, можно разделить на четыре вида:

    Первый вид: прокуратуры городов, выполняющие функции районных прокуратур. Данные прокуратуры организуются в небольших по численности населения городах РФ и, так же как районные прокуратуры районом, осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ исполнением законов действующих на территории РФ органами городского значения и всеми учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории города.

   Второй вид: городские прокуратуры, выполняющие смешанные функции (то есть функции как городской, так и районной прокуратуры). Указанные прокуратуры создаются в средних по численности населения городах, имеющих деление на районы в составе города и выполняют функции как городских, так и районных прокуратур. За данным видом прокуратур закрепляется один из районов города, в котором прокурор города обеспечивает законность всеми поднадзорными органами районного значения, а также коммерческими и некоммерческими структурами, расположенными на территории района. Кроме того, прокурор, руководитель прокуратуры города выполняющей смешанные функции, обеспечивает исполнение законов всеми субъектами городского значения и осуществляют руководство другими районными прокуратурами, расположенными в городе.

     Третий вид: прокуратуры городов с районным делением, обладающие однородными функциями. Эти прокуратуры образуются в крупных городах с районным делением. Они обеспечивают законность всеми поднадзорными субъектами городского значения, а также осуществляют руководство районными прокуратурами, расположенными в городе.

      Четвертый вид: прокуратуры городов федерального значения, обладающие функциями прокуратур субъектов федерации. К ним относятся прокуратуры г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, и г. Севастополя.

 В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 12 марта 2008 г. № 39 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением» на прокуроров городов с районным делением возложены следующие полномочия по руководству деятельности нижестоящих прокуратур: руководство деятельностью прокуратур районов (межрайонных, окружных прокуратур) в городе, периодическое осуществление проверок их деятельности, а также совместное с работниками районных (межрайонных, окружных) прокуратур проведение надзорных мероприятий; отмена незаконных и необоснованных процессуальных решений прокуроров районов (если иное не предусмотрено приказами прокурора субъекта РФ); организация взаимодействия районных (межрайонных, окружных) прокуратур по обеспечению законности и противодействию преступности в городе; оказание им методической помощи и содействия в повышении профессиональной квалификации сотрудников районных (межрайонных, окружных) прокуратур; распространение положительного опыта; внесение предложений прокурорам субъектов РФ об улучшении организации работы, оптимизации штатной численности и совершенствовании прокурорской практики районных (межрайонных, окружных) прокуратур; подготовка аттестаций, рассмотрение и решение других кадровых вопросов в отношении подчиненных работников прокуратур городов с районным делением.

Все территориальные прокуроры осуществляют свои полномочия в соответствии с компетенцией, установленной действующим законом о прокуратуре РФ, процессуальным и административным и другими федеральными законами.

                                                                   

     4.4. Специализированные прокуратуры Российской Федерации

.

      В настоящее время организация и деятельность специализированных прокуратур обусловлена необходимостью повышения эффективности прокурорской деятельности в специфических сферах правовых отношений, имеющих важное значение для обеспечения нормального существования общества и государства. Указанные прокуратуры вместе с территориальными входят в систему органов прокуратуры РФ. К специализированным прокуратурам относятся: военные, транспортные, природоохранные, по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административных территориальных образованиях и на особо режимных объектах.

 Функционирование специализированных прокуратур обусловлена спецификой поднадзорных объектов и субъектов. Их деятельность не зависит от административно-территориального деления страны. Наличие специализированных прокуратур дает возможность решать конкретные задачи в сфере обеспечения законности, которые не могут быть успешно решены территориальными прокуратурами РФ. Специализированные органы прокуратуры представляют собой неотъемлемым элементом всей прокурорской системы. Их организация и деятельность имеет определенные особенности, обусловленные существующими проблемами законности в специфических сферах отношений. В Российском государстве исторически сложились два типа специализированных прокуратур. Во-первых, это военные и транспортные и прокуратуры. Они в полном объеме осуществляли возложенные на них функции в определенных сферах правовых отношений. Во-вторых, природоохранные прокуратуры и прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями   органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом другие меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

         Военная прокуратура.   Деятельность военных прокуратур регламентируется ст. 129 Конституции РФ, законом о прокуратуре Ф РФ и специальными нормами права, закрепляющего принципы, и формы устройства Вооруженных Сил РФ, вопросы военного управления, жизнедеятельности войск, системукомплектования, прохождения военной службы, прав, обязанностей и ответственности военнослужащих и других участников воинских правоотношений.

          Специфика статуса военных прокуроров обусловлена тем, что они, являясь кадровым звеновсей прокурорской системы, одновременно относятся военнослужащими и включены в штатнуючисленность Вооруженных Сил РФ и других войск. Кроме того, на них в полной мере распространяется военное законодательство. Структура, штаты и дислокация органов военнойпрокуратуры определяются Генеральным, прокурором РФ. Структура военных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ состоит из отделов и управлений. В управлениях и отделах устанавливаются должности начальников, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров.

       Военная прокуратура осуществляет свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, независимо от командования и органов военного управления.

Система военной прокуратуры состоит из трех звеньев: Главной военной прокуратуры, имеющая статус структурного подразделения Генеральной прокуратуры РФ; прокуратур военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, и других военных прокуратур, приравненных по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ; военных прокуратур гарнизонов, объединений, соединений и другие военные прокуратуры, приравненные по статусу к прокуратурам городов и районов.

Органы военной прокуратуры возглавляет Главный военный прокурор, являющийся по своему статусу заместителем Генерального прокурора РФ.

В связи с своими функциональными обязанностями военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов военнослужащими, за соответствием закону правовые акты командования, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления. Надзорные правомочия военных прокуроров распространяются также на службу внешней разведки, внутренние войска МВД, органам безопасности в войсках, ФАПСИ, военно-строительным и иным подразделениям.

Другим важнейшим направлением деятельности военной прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в воинских частях, учреждениях, подразделениях Минобороны РФ и других ведомствах, имеющих воинские формирования и службы, наделенные процессуальными полномочиями.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия, персональный состав которой утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

Финансовое обеспечение деятельности органов военной прокуратуры осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

министерством обороны России, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

     Транспортные прокуратуры. В настоящее время специализированные транспортные прокуратуры состоят из двух звеньев. Нижнее (второе) звено составляют рейные (межрайонные) транспортные прокуратуры. Верхнее звено составляют транспортные прокуратуры осуществляющие свои функции на правах прокуратур субъектов РФ. Структура транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ состоит из отделов и управлений. В управлениях и отделах устанавливаются должности начальников, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров.

      Сфера деятельности указанных прокуратур распространяется на территорию нескольких субъектов РФ. Им подчинены региональные транспортные прокуратуры, приравненные к городским, районным прокуратурам, которые создаются при управлениях железной дороги, при аэропортах, морских и речных портах, при таможенных управлениях и постах. Кроме того, в Генеральной прокуратуре РФ создано управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.

Транспортные прокуратуры осуществляют: надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за законностью издаваемых нормативных правовых актов в сфере железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере; надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте и в таможенных органах; координацию деятельности правоохранительных органов, действующих на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, в таможенной сфере, по борьбе с преступностью; участие в соответствии с требованиями процессуального законодательства в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Природоохранные прокуратуры. Во многих субъектах РФ в настоящее время действуют природоохранные прокуратуры. Указанные прокуратуры функционируют на уровне городских, районных прокуратур и подчиняются прокурорам субъектов РФ.

В 1990 г. на правах прокуратуры субъекта РФ образована и действует Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в состав которой входят 15 межрайонных природоохранных прокуратур, осуществляющих свою деятельность в бассейне реки Волга. Создание указанной прокуратуры обусловлено значимостью данного природного объекта. Структура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры состоит из отделов и управлений. В управлениях и отделах устанавливаются должности начальников, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров.

Природоохранные прокуратуры действующие на правах территориальных прокуратур первичного звена в пределах соответствующего субъекта РФ осуществляют надзор за: исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам; исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Минобороны России и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов: законностью осуществления ОРД, дознания и предварительного следствия уполномоченными органов внутренних дел и подразделениями СК России по преступлениям указанной категории.

 Прокурорами природоохранных прокуратур в рамках их компетенции обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по соответствующим видам преступлений, а также осуществляют участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, отнесенных к их ведению.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Данные специализированные организуются и функционируют в местах дислокации наиболее крупных исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительные меры медицинского характера.  Они действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокуратурам субъектов РФ.

На эти прокуратуры возложен надзор за: исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера; исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении ОРД в исправительных учреждениях ФСИН России; процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами.

На прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложена обязанность участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особых режимных объектах и ЗАТО. Особый режим организации и деятельности объектов оборонно-промышленного комплекса, специфичность его структуры и управления обусловили необходимость создания данных прокуратур. Указанные прокуратуры, осуществляют свою деятельность в ЗАТО, на особо режимных объектах и в специализированных воинских формированиях.

Они образуются по месту дислокации объектов оборонного комплекса. имеют компетенцию прокуратур первичного звена прокурорской системы с подчинением прокурорам субъекта РФ по месту своего расположения.

На них возлагаются обязанности по: осуществлению надзора за исполнением законов и законностью нормативных правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, действующих на территориях ЗАТО; осуществление надзора за исполнением законов подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять ОРД, дознание и предварительное следствие на территориях ЗАТО; участия в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены прокурором ЗАТО; направлению исков и участию в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ.

В приказе Генерального прокурора РФ от 7 мая 2008 г. № 84 (в ред. от 28 января 2014 г.) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» особое внимание уделено прокуратурам, ЗАТО: г. Межгорье и комплекса Байконур. Участие в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций по уголовным и гражданским делам, рассмотренным судом первой инстанции с участием либо по инициативе прокурора комплекса Байконур, обеспечивается Главной военной прокуратурой. Участие в арбитражном суде по исковым заявлениям прокурора комплекса Байконур обеспечивается прокурором Московской области.

Прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли. 01.06.2010 г. организован и функционирует, новый тип специализированных прокуратур - прокуратура осуществляющая надзор за исполнением законов в угледобывающей отрасли. В настоящее время действует лишь одна специализированная прокуратура данного типа - Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли. Дислоцируется данная прокуратура в Новокузнецке. Она осуществляет надзор за исполнением законов должностными лицами объектов угольной отрасли. Обеспечивает защиту прав граждан на безопасные условия труда, предупреждение фактов травматизма и несчастных случаев на производстве, связанных с добычей и переработкой угля, устранению причин и условий, способствующих указанным нарушениям закона.

Прокуратура своей работе предает первостепенное значение вопросам надзора за исполнением законодательства собственниками и руководителями угольных предприятий в части своевременного и полного финансирования мероприятий на охрану труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, создания безопасных условий труда, соблюдения технологического режима при добыче и переработке угля. Кроме того, приоритетом ее деятельности является надзор за исполнением законов контролирующими органами, своевременное принятие мер прокурорского реагирования к руководителям и должностным лицам этих органов, допустившим нарушения закона.

.

 

        Вопросы для самоконтроля:

 

1.Сформулируйте понятие системы прокуратуры.

2. Назовите звенья системы прокуратуры.

3.Назовите принципы построения системы прокуратуры.

4. Опишите систему и структуру территориальных и специализированных прокуратур.

5. Назовите порядок назначения Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров на должность и освобождения их от занимаемой должности.

6. Каковы полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров по организации и управлению системой прокуратуры РФ?

 

Литература:

 

1. Егоров Ю.В., Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2011.

2. Капинус О.С. Прокурорский надзор; учебник. Юрайт, 2014 г.

3. Настольная книга прокурора. /под общей ред. Кехлерова С.Г., Капинус О.С.// М.: Юрайт, 2012г.

4. Настольная книга военного прокурора (под общ. ред. заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.Н. Фридинского). - "За права военнослужащих", 2012 г.

5. Панаитов Д.П. Правовые основы организации системы органов прокуратуры // Современное право, 2006, N 7.

Чуев В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (постатейный). - "Деловой двор", 2011.

Глава 5


Компетенция прокуратуры Российской Федерации

 

В результате освоения данной темы студент должен:

знать: - понятие компетенции, виды компетенции, пределы компетенции, полномочия и другие составляющие компетенцию, понятие и особенности полномочий прокурора, виды полномочий прокурора (основные и дополнительные полномочия);

уметь: выделять виды компетенции, (общую, компетенцию видов прокуратор, индивидуальную компетенцию), определить виды компетенции; пределы компетенции; определить полномочия прокурора характерные для основных направлений прокурорской деятельности;

владеть: - навыками оперирования основными понятиями компетенции и полномочий.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: