Понятие компетенции органов прокуратуры РФ

 

В юридической литературе под компетенцией понимается сово­купность полномочий, предоставляемых органу для выполнения возложенных на него задач. Подобное определение компетенции показывает взаимосвязь полномочий с целями и задачами, подчеркивает обусловленность полномочий поставленными перед органом целями и задачами. При этом цели и задачи побуждают должностных лиц органа совершать те или иные действия, направленные на достижение определенного этими целями и задачами результата, а полномочия предписывают способ достижения целей и решения задач. Кроме того, исходя из данного определения компетенции, можно говорить, что наряду с полномочиями в ее содержание необходимо включать также цели и задачи, которые образуют предмет ведения органа. Принимая во внимание это факт, компетенцию можно определить, как совокупность полномочий и предметов ведения, т.е. возложенных на орган целей и задач.

Компетенция органов прокуратуры РФпредставляет собой своеобразный аналог правоспособности, которой располагают граждане и юридические лица. Как компетенция, так и правоспособность характеризуют правовое положение в обществе. Однако, правоспособность есть признаваемая законом способность юридического или физического лица иметь права и нести обязанности, а компетенция государственного органа включает в себя реальные полномочия, предоставленные ему государством. Государственный орган предназначен для выполнения своих функций. Должностные лица указанных органов не вправе свободно распоряжаться связанными с их должностным положением правами и обязанностями в отличии от граждан и юр. лиц. 

 Компетенция органов прокуратуры РФ обусловлена правовым положением органов и организаций входящих в систему прокуратуры, наделенных совокупностью полномочий для осуществления своих функций, отражающих место и роль прокуратуры в современном обществе и государстве. Статус органов прокуратуры РФ определен положениями, содержащимися в ст. 1 Закона о прокуратуре РФ. О месте прокуратуры в системе государственных органов до настоящего времени продолжаются дискуссии. В литературе большинство авторов придерживаются позиции, в соответствии с которой прокуратура представляет собой баланс, уравновешивающий исполнение законов всеми органами власти. В то же время прокуратура РФ — это орган надзора за законностью, способствующий ее обеспечению во всех трех ветвях власти, не входя, при этом, ни в одну из указанных ветвей.

Для осуществления своих функций органы прокуратуры должны быть наделены собственными, специальными полномочиями. Наличие таких полномочий есть непременное условие выполнения прокуратурой надзорных и ненадзорных функций. Отсутствие или недостаток полномочий является серьезным препятствием в деле обеспечения законности. При определении объёма и характера полномочий прокуратуры законодатель руководствуется целями и задачами прокуратуры (ст.1 ФЗ «О прокуратуре»). В социальных науках полномочие определяется как признанное в установленном порядке право социального субъекта влиять на поведение людей и деятельность других институтов с помощью использования легитимных средств воздействия[8]. Полномочия реализуются на практике как совокупность допустимых действий, установленных законами, традициями и другими формами регламентации.

В общей теории права полномочие рассматривается как право влияния на поведение людей и деятельность других институтов с помощью использования легитимных средств воздействия и признается неотъемлемым признаком государственного органа (должностного лица). Это связано с тем, что все государственные органы или должностные лица наделяется соответствующими полномочиями для выполнения возложенных на них государством функций. Полномочия способствуют выполнению поставленных перед государственными органами задач, и они выступают необходимой частью их правового статуса, т. к. правовой статус определяет место конкретного субъекта, выступающего в конкретном качестве отражая совокупность прав и обязанностей. Органы прокуратуры наделяется полномочиями в целях борьбы с нарушениями закона. В то же время борьба с нарушениями закона, причинами и условиями совершения нарушений закона является служебным долгом прокурора, его субъективной обязанностью.  Следовательно, полномочия прокурора — это единство прав и обязанностей, субъективные права, предоставленные органу прокуратуры или прокурору для выполнения возложенных на них функций. В правовом статусе прокуратуры нет дифференциации прав и обязанностей. Все они находятся в органическом сочетании и обусловлены служебный долгом прокуроров, который трансформирует их в понятии «полномочия».

По функциональному признаку все указанные полномочия подразделяются на три большие группы:

-надзорные;

-ненадзорные;

-организационные.

В зависимости от направлений деятельности прокуратуры, полномочия подразделяются на 6 основных видов с учетом специфики каждого направления:

-полномочия, применяемые при осуществлении      надзора за соблюдением законов и законностью правовых актов;

-полномочия, применяемые при осуществлении      надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

-полномочия, применяемые при осуществлении      надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-полномочия, применяемые при осуществлении      надзора за исполнением законов судебными приставами;

-полномочия, применяемые при осуществлении      надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

         -полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении дел судами.

По целевому признаку полномочия подразделяются на:

-полномочия по выявлению нарушений закона и сопутствующих им обстоятельств, причин и способствующих условий,

-полномочия по устранению выявленных нарушений закона

-полномочия по предупреждению нарушений закона.

       По характеру на:

-основные, предназначаемые непосредственно для осуществления надзорной и ненадзорной деятельности прокуратуры направленной на обеспечение законности; по целевому признаку они подразделяются можно подразделить на предметные, определяющие круг поднадзорных прокуратуре субъектов и какие действия, и акты прокурор может проверять в порядке надзора и функциональные – полномочия, определяющие то, каким способом прокурор может действовать, т.е. направлены на выявление нарушений и реагирование на них, непосредственно связаны с собственными прокурорскими действиями. На их основе осуществляются как надзорные, так и ненадзорные функции прокуратуры

-дополнительные, выполняющие вспомогательную функцию, они направлены на активизацию деятельности прокуратуры по борьбе с нарушениями законности. Условно эти полномочия можно назвать организационными. К ним относятся полномочия по руководству подчиненными прокурорами, по организации взаимодействия прокуратуры с государственными органами и общественными организациями, участию в нормотворческой деятельности.

По степени власти полномочия, данные подразделятся на:

- императивные полномочия, характеризующиеся тем, что требования прокурора, основанные на властных полномочиях, подлежат обязательному исполнению. Это полномочия по выявлению нарушений закона. В части 1 ст.6 ФЗ «О прокуратуре» закреплено положение об обязательности исполнения требований прокурора (ст.17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом). Необходимо иметь в виду, что степень властности прокурорских полномочий в различных направлениях деятельности прокуратуры проявляется неодинаково. Императивными являются требования прокурора, вытекающие из его полномочий по реагированию:

-надзор за исполнением законов органами дознания;

-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Здесь прокурор своими действиями может устранить нарушение закона. Постановление прокурора является обязательным для исполнения.

-ограниченно императивные полномочия – это, как правило, полномочия по реагированию на нарушение закона. Обязательность выполнения требований прокурора по реагированию на нарушение касается обязательности рассмотрения этих требований и сообщения в прокуратуру о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования (проведённых проверок и т.п.), т.е. прокурор обладает правом на внесение актов прокурорского реагирования и требование его обязательного исполнения. Однако у прокурора нет полномочий на исполнение самих требований, изложенных в акте прокурорского реагирования.

-неимперативные полномочия, которыми прокурор располагает, участвуя в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Это обусловлено тем, что суд не отнесен к числу субъектов, поднадзорных прокуратуре. В данном случае следует говорить о принципе независимости судей, суть которого заключается в исключении воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при отправлении правосудия по уголовным, гражданским и арбитражным делам. В суде прокурор не имеет властных полномочий в отношении суда, но его императив проявляется в том, что выступает в суде как должностное лицо, представитель государства. Для надзорной деятельности прокуратуры характерны императивные и полуимперативные полномочия. В большинстве направлений деятельности органов прокуратуры полномочия носят полуимперативный характер.

Исходя из деятельности, осуществляемые органами прокуратуры или прокурором, полномочия можно подразделить на процессуальные и непроцессуальные (надзорные и организационные)

Процессуальными, к примеру, являются полномочия прокурора по поддержанию государственного обвинения. Особенность данного вида полномочий - строго определенный законом порядок их осуществления.

Исходя из правового статуса субъектов правоотношений полномочия разделяются на:

-линейные (организационные) полномочия — это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другому подчиненному, т.е. между юридически равными субъектами - полномочия, применяемые одним прокурорским работником в отношении другого. Например, полномочия руководителя органа или учреждения прокуратуры по наложению дисциплинарного взыскания на прокурорского работника за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей.

-функциональные полномочия- полномочия, реализуемые в отношениях юридически неравных субъектов, т.е. применимые к функционально-зависимым лицам (к поднадзорным субъектам).

Исходя из возможности делегирования данные полномочия подразделяются на:

-передаваемые, т.е. те, которые прокурор вправе делегировать своим подчиненным, например, проведение конкретных проверок.

-непередаваемые, т.е. наиболее существенные полномочия, которые законодательно закреплены за прокурором и должны осуществляться непосредственно им самим. К ним, например, относят полномочие на подписание протеста или представления.

Исходя из возможности свободного усмотрения прокурора принято выделять дискреционные полномочия. Дискреционные полномочия прокурора - это предусмотренное уголовно-процессуальным законом право прокурора отказаться от дальнейшего уголовного преследования лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, не представляющего большой общественной опасности, безусловно или при соблюдении данным лицом определенных условий, отраженных в решении, принятом по уголовному делу. Они распространены в сфере уголовного судопроизводства (ст. ст. 25, 28, 427 УПК РФ).

Объем полномочий прокурорских органов и прокуроров обусловливается целями и задачами прокуратуры. Полномочий должно быть достаточно для достижения целей и решения поставленных задач, они должны выполнять служебные функции. Цель всей деятельности органов прокуратуры двуедина. Во-первых, это обеспечение исполнения законов. Во-вторых, охрана субъективных прав граждан, юридических лиц и государства. Цели достигаются посредством решения конкретных задач – определенных этапов, рубежей достижения намеченных целей. Указанными целями и задачами определяется характер полномочий. Совокупность полномочий и поставленные государством цели и задачи образуют содержание компетенции прокуратуры. Цели и задачи — главный элемент компетенции.

Таким образом компетенция прокуратуры РФ представляет собой реальные полномочия, которыми наделены органы прокуратуры и их должностные лица для достижения ими целей и задач, поставленных государством. Полномочия прокуратуры исходят от высших органов государственной власти, в связи с чем, прокуроры являются фактически представителями центра на местах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: