Организация судебной власти в Российской Федерации и Украине

В судебную систему России входят все суды:

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;

- Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в которой сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается». Ст.118 Конституции РФ Судебная система определена Конституцией РФ и федеральными и включает в себя конституционные суды, верховные суды, арбитражные суды, суды общей юрисдикции.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ: судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом федеральные законы устанавливают и дополнительные требования к судьям РФ. В соответствии с законом «О статусе судей» кандидаты на должность судьи должны сдать квалификационный экзамен, не должны допускать порочащих их поступков. При этом судьёй вышестоящего суда может стать гражданин РФ, достигший 30 летнего возраста, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, а судьёй Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ -- достигшие 35 летнего возраста и имеющие стаж по юридической специальности не менее 10 лет.

Конституционный Суд РФ осуществляет следующие полномочия: Разрешает дела в соответствии с Конституцией РФ: Федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации Государственной Думы, Правительства РФ; Конституций, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ; Договоров между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ; Не вступивших в силу международных договоров РФ

Разрешает споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти; Между федеральными органами власти и органами судебной власти субъектов РФ; Между высшими государственными органами субъектов РФ;

Проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, по запросам судов; Рассматривает жалобы на применение конституционных прав и свобод граждан;

Даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Даёт толкование Конституции РФ по вопросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых по представлению Президента РФ Советом Федерации путём тайного голосования. Они избирают из своего состава Председателя Конституционного Суда РФ. К кандидатам на должность судей этого Суда закон предъявляет более высокие требования, чем к кандидатам на судебные должности в других судах. В частности, лицо, претендующее на должность судьи Конституционного Суда РФ должно не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать признанной высокой квалификацией в области права.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, как гражданским, так и военным. Ст.126 Конституции РФ

Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела:

1) в качестве первой инстанции - уголовные дела особой сложности, а также гражданские дела;

2) в кассационном порядке - по жалобам и протестам на приговоры, решения судов, не вступивших в законную силу;

3) в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам - по протестам Генерального прокурора РФ и других уполномоченных законом должностных лиц на приговоры, решения суда, вступившие в законную силу.

Важным его полномочием является дача разъяснений по вопросам судебной практики. Такие разъяснения оформляются в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Они обязательны не только для судов общей юрисдикции, но и для других органов и их должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы и право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам проверки конституционности федеральных законов, иных нормативных актов и другие.

Основные его структурные подразделения, выполняющие судебные функции -- Пленум, Президиум, Кассационная Коллегия, Судебная коллегия.

Система арбитражных судов

Арбитражные суды образуют третью из названных выше подсистем федеральных судов. К ним относятся: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ.

К ведению арбитражных судов отнесены дела по возникающим между организациями и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, экономическим спорам, связанным с гражданскими, административными и иными правонарушениями.

Основным звеном арбитражных судов являются арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Их основными структурными подразделениями являются президиумы, судебные коллегии (ими руководят заместители председателей судов) и (или) судебные составы.

Арбитражные суды субъектов Федерации выполняют три судебные функции:

1. Рассмотрение большинства дел, подведомственных арбитражным судам, по первой инстанции. Как правило, это делается судьями единолично. Однако по просьбе сторон либо с учетом конкретных обстоятельств и особенностей дела, по своей инициативе председатель суда вправе назначить разбирательство в коллегиальном составе суда -- тремя судьями или судьёй и двумя арбитражными заседателями;

2. Пересмотр дел в апелляционном порядке. Происходит он обычно, когда одна из сторон по делу, рассмотренному судьёй единолично, не согласится с его решением и в установленный законом срок подаст апелляционную жалобу с требованием повторного разбирательства дела. Такое разбирательство осуществляется коллегией, состоящей из 3 судей;

3. Пересмотр вынесенных в данном суде решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Среднее звено подсистемы арбитражных судов -- федеральные арбитражные суды округов. Всего таких округов в РФ образовано десять. Каждый из них включает территории нескольких субъектов Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ венчает подсистему арбитражных судов. В качестве высшего судебного органа он осуществляет:

Разбирательство по первой инстанции дел, отнесенных законом непосредственно к его ведению, -- дел о признании недействительными нормативных актов, а также ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, а также дел по экономическим спорам между РФ и ее субъектами, между субъектами РФ;

Рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты любого из арбитражных судов;

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

Наибольшее количество федеральных судов входит в подсистему судов общей юрисдикции. К их ведению отнесено разрешение подавляющего большинства дел, рассматриваемых в судебном порядке. Это прежде всего дела уголовные (о деяниях, признаваемых преступными и наказуемых в соответствии с предписаниями Уголовного кодекса РФ) и гражданские(о различного рода спорах имущественного характера, возникающих между гражданами, между гражданами и государственными или негосударственными организациями, между организациями), а также административные (о правонарушениях, ответственность за которые вправе возлагать суды в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях).[9; 226]

Основным звеном гражданских судов общей юрисдикции являются районные суды. В настоящее время всего их насчитывается около 2,5 тыс.

\Эти суды являются преимущественно судами первой инстанции. В наши дни они рассматривают по существу большинство гражданских и уголовных дел (не менее 98% от общего количества дел), а также значительную часть дел об административных правонарушениях, которые должны рассматриваться судами. Они принимают решения по многим вопросам, возникающим в связи с подготовкой материалов гражданских и уголовных дел к рассмотрению в судебных заседаниях (к примеру, в связи с жалобами граждан на незаконный арест, продление его срока, возбуждение уголовного дела или его отказ в его возбуждении, прекращении или приостановлении такого дела, а ровно в связи с разного рода ходатайствами -- об обеспечении гражданского иска, прослушивании телефонных переговоров и т.п.).

Средним звеном гражданских судов общей юрисдикции являются суды субъектов РФ -- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономной области и автономных округов.

На эти суды возложены функции одновременно нескольких судебных инстанций -- первой, второй (кассационной) и инстанции, проверяющей приговоры и иные решения, вступившие в законную силу.

В судах субъектов Федерации основными структурными подразделениями, призванными осуществлять судебные функции, являются судебные коллегии по гражданским делам и судебные коллегии по уголовным делам, а также президиумы. Судебные коллегии выполняют функции первой и второй инстанций, а президиумы -- инстанций, проверяющих дела в порядке надзора либо в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами.

Разбирательство дел в судах этого уровня по первой инстанции возможно судьями единолично, коллегиями из трёх судей или судей и 12 присяжными заседателями.

Военные суды образуют особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции.

Специфика этих судов заключается в том, что они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, обладая полной независимостью при отправлении правосудия от органов исполнительной власти, в том числе военного командования.

Им подведомственны уголовные дела о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, а также дела по некоторым гражданско-правовым спорам, затрагивающим интересы военнослужащих или военных структур.

Законодательство предусматривает возможность образования судов субъектов РФ. К ним отнесены создаваемые с недавних пор в субъектах РФ конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционные (уставные) суды призваны обеспечивать полное соответствие законодательства и иных нормативных правовых актов, издаваемых в субъектах РФ в ходе реализации исключительных полномочий, т.е. по вопросам государственной и общественной жизни, в отношении которых им предоставлена вся полнота власти (ст. 73 Конституции), конституциям республик или уставам других субъектов Федерации.

Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах предоставленных ему правомочий, не может быть отменено никаким другим судом (ч.4 ст.27 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации»). Этим подчеркивается автономность таких судов от всех других судов, в том числе Конституционного Суда РФ.

Должности мировых судей вводятся в субъектах РФ на основании предписаний Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и «Федерального закона от 17 декабря 1998г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Федерации определяются Федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе последнего, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Судебные участки создаются в районах (округах) из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Компетенция мировых судей определена довольно широко. Они должны единолично рассматривать по первой инстанции относительно несложные гражданские дела (о расторжении брака, если не возникает спор о детях между супругами, о разделе совместно нажитого имущества и др.), уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа, а также дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мировых судей. Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям является районный суд, на территории которого находится участок мирового судьи.

Судебная система — это совокупность действующих в Украине судов, которые функционируют на единых конституционных принципах. Создание чрезвычайных и особых судов, согласно ч. 5 ст. 125 Конституции, запрещается. Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции есть Верховный Суд Украины, а высшими судебными органами специализированных судов есть соответствующие высшие суды. Согласно закону, действуют апелляционные и местные суды. Так, по Закону «О судоустройстве Украины» систему судов общей юрисдикции представляют: местные суды, Апелляционный суд Украины, высшие специализированные суды, Верховный Суд Украины. Военные суды принадлежат к общим судам и осуществляют на основе Конституции и законов Украины правосудие в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, образованных согласно закону. Специализированными в Украине есть хозяйственные, административные и другие суды, которые определены как специализированы суды.

Местными общими судами есть районные, районные в городах и городские суды, а также военные суды гарнизонов. К местным хозяйственным судам принадлежат хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Аналогично выстроенная и система местных административных судов.

Местные суды в судебной системе Украины занимают особое место, поскольку решают основное количество судебных дел. Они имеют широкую компетенцию. Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности. Местные административные суды рассматривают дела, которые связаны с правоотношением в сфере государственного управления. Но они не могут рассматривать дела административной юрисдикции в сфере военного управления — это делают военные суды.

Согласно Закону «О судоустройстве Украины», в системе судов общей юрисдикции в Украине действуют общие апелляционные суды областей, городов Киева и Севастополя, апелляционный суд Автономной Республики Крым, а также апелляционный суд регионов и апелляционный суд Военно-Морских сил Украины, а также Апелляционный суд Украины. Установлено, что в случае необходимости вместо апелляционного суда области могут образовываться апелляционные суды, территориальная юрисдикция которых распространяется на несколько районов области. Апелляционными специализированными судами есть апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образовываются согласно Указу Президента Украины в апелляционных округах. В состав апелляционного суда входят судьи, как правило, избранные на должность судьи бессрочно, глава суда и его заместители.

В апелляционных судах образовываются палаты. Причем в составе общего апелляционного суда образовывается судебная палата в гражданских делах и судебная палата в уголовных делах. Вместе с тем в составе специализированного апелляционного суда могут образовываться суду палаты из рассмотрения отдельных категорий дел за установленной специализацией в пределах соответствующей специальной судебной юрисдикции

Апелляционные суды рассматривают по первой инстанции некоторые дела, определенные законом. Они также ведут и анализируют судебную статистику, изучают и обобщают судебную практику, предоставляют местным судам методическую помощь в применении законодательства, осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом. Апелляционный суд Украины рассматривает дела, которые отнесены его подсудности, в апелляционном порядке, согласно требованиям процессуального закона.

В Украине действуют также высшие специализированные суды. Высшими судебными органами специализированных судов есть Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины. Других высших судов пока что нет. Высшие специализированные суды состоят из судей, избранных на должность бессрочно, главы суда и его заместителей. В этих судах могут образовываться палаты из рассмотрения отдельных категорий дел.

В высшем специализированном суде для решения организационных вопросов действует президиум, а для решения общих вопросов деятельности соответствующих специализированных судов в высшем специализированном суде действует Пленум высшего специализированного суда. Высший специализированный суд рассматривает в кассационном порядке дела соответствующей судебной юрисдикции, ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, предоставляет методическую помощь судам низшего уровня, осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Рассмотрение в высшем специализированном суде осуществляется только коллегиально. При этих судах могут образовываться научно-консультативные структуры.

Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, согласно ч. 2 ст. 125 Конституции Украины, есть Верховный Суд Украины, который осуществляет правосудия и обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей юрисдикции. Верховный Суд Украины возглавляет глава Верховного Суда Украины. В состав Суда входят судьи Верховного Суда Украины, которые избраны бессрочно, количество которых устанавливается Указом Президента Украины по представлению Главы Верховного Суда, согласованным с Радой судей Украины. В составе Верховного Суда действуют: а) судебная палата в гражданских делах; б) судебная палата в уголовных делах; в) судебная палата в хозяйственных делах; г) судебная палата в административных делах. В составе Верховного Суда действует Военная судебная коллегия.

Верховный Суд Украины имеет значительные полномочия. Он просматривает дела в связи с исключительными обстоятельствами в порядке, установленном процессуальным законом; просматривает дела в кассационном порядке в случаях, установленных законом.

Он дает разъяснение по вопросам применения законодательства. Это делается на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики. Верховный Суд в случае необходимости признает не действующими разъяснение Пленума Высшего специализированного суда, который подчеркивает его ведущую роль в системе судов общей юрисдикции. Он также предоставляет по обращению Верховной Рады письменное представление о невозможности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья, которое предусмотрено ст.110 Конституции Украины. Верховный Суд Украины имеет право обращаться в Конституционный Суд Украины в случае возникновения у судей судов общей юрисдикции при осуществлении ими правосудие сомнений относительно конституционности законов, других правовых актов, а также в случае необходимости официального толкования Конституции Украины и законов.

Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине. Конституционный Суд Украины не входит в систему судов общей юрисдикции.

Приоритетным направлением деятельности Конституционного Суда является осуществление конституционного судопроизводства в Украине. Впрочем, это не единственная функция суда, также выделяют функции конституционного контроля, официального толкования (Конституцию и законы Украины), арбитражное и функцию конституционного правосудия.

Согласно Конституции Украины и Закона «О Конституционном Суде Украины», суд принимает решение и дает заключения по таким делам:

Решение вопросов соответствия Конституции законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Соответствии Конституции действующих международных договоров Украины или тех международных, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность.

Соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке, установленном Конституцией.

Выдает официальное толкование Конституции и законов Украины.

52. Суды государств англо-саксонской правовой системы (Великобритания, США).

США – одна из ведущих стран мира, демократическая республика с президентской формой правления, с устойчивой и развитой правовой системой и юстицией, которые в основном построены по английскому образцу, но вместе с тем имеется и своя специфика, обуслов-ленная местными и историческими условиями и традициями, а также государственным уст-ройством. Поскольку США федеративное государство судебная система, как и юстиция в це-лом, организационно раздвоены, характеризуются дуализмом.

Судебная система США включает систему федеральных судов и судебные системы 50 штатов, отличающиеся большим разнообразием. Федеральные суды в США действуют на основе акта Конгресса 1789 г., изданного на основе Конституции США 1787 г., а штаты имеют свои законы о судоустройстве. В настоя-щее время в США законодательство о судебной организации включено в Свод законов США: раздел 28 “Судоустройство и судебный процесс”.

Федеральная судебная система состоит из трех уровней:

1.Районные федеральные суды, которые размещены по судебным округам. Их 94. Со-стоят из 1-18 профессиональных постоянных судей, рассматривающих отнесенные к их под-судности дела по первой инстанции единолично и с участием 12 присяжных заседателей. Они рассматривают в основном гражданские дела по искам, предъявляемым от имени правительства США, между гражданами разных штатов, иностранцами; споры о несостоятельности, об авторском и патентном праве, все дела адмиралтейства и морской юрисдикции; уголовные дела о преступлениях, караемых федеральным законом (измена, заговор, подрывная деятельность, неуважение к федеральному суду, наркобизнес, тяжкие убийства (при захвате автомашины или другого транспортного средства, убийство федерального должностного лица высокого ранга и др.).

2.Второе звено федеральной судебной системы – это окружные апелляционные суды, которых насчитывается 13. Число судей от 10 до 15. Апелляционные жалобы на решения рай-онных судов рассматривают в составе трех судей; по спорным делам в принятии решения принимает участие весь состав суда.

3. Венчает пирамиду федеральных судов и судов всей страны Верховный Суд США, состоящий из 9 судей и многочисленного обслуживающего персонала. Его штаб-квартира находится в Вашингтоне (штат Колумбия). Действует в качестве суда первой инстанции по делам особой важности (не более 1-2-х дел в год). Наделен исключительным правом рассмотрения споров, в которых субъектами выступают штаты или официальные представители иностранных государств.

Верховный Суд США является высшей апелляционной инстанцией в стране, как для федеральных, так и судов штатов, но практически заслушивает сравнительно небольшой про-цент поступающих жалоб. Главная же функция высшего суда США – осуществление консти-туционного контроля, толкование Конституции США, связанное с рассмотрением конкретных судебных дел.

К федеральным судам также относятся: Таможенный суд и Апелляционный таможен-ный суд, Налоговый суд, Суд по претензиям к правительству США, суды по делам о банкрот-стве, Апелляционный суд по делам ветеранов, Военный апелляционный суд и некоторые дру-гие.

Подавляющее большинство судебных дел (до 99%) рассматриваются судами штатов. Как правило, судебные системы штатов трех-четырехзвенные. На самом низком уровне нахо-дятся суды ограниченной юрисдикции, как-то: мировые, полицейские, муниципальные, се-мейные, суды по делам несовершеннолетних, по делам о наследствах, завещаниях и опеке, суды права справедливости и др.

Второй уровень судов штатов – суды общей юрисдикции, основные суды первой ин-станции, где рассматриваются боле серьезные гражданские и уголовные дела, в том числе и с участием присяжных заседателей. Третье звено – это промежуточное апелляционные суды. Наконец, Верховный суд штатов – высшая апелляционная инстанция штата.

Значительную роль в судебной системе США играет суд присяжных. Согласно статье III Конституции дела о всех преступлениях подлежат рассмотрению судом присяжных, при-чем в том штате, где преступление совершено. Гражданин имеет право на суд присяжных по всем гражданским делам, если цена иска превышает 20 долларов. Право на “скорый и публичный суд беспристрастных присяжных” рассматривается в США как конституционная гарантия прав человека.

В 1870 г. создается Департамент юстиции – главное правоохранительное ведомство федерального правительства США. Его возглавляет Генерал-атторней, являющийся членом Кабинета министров США. Будучи главным прокурором США и министром юстиции одно-временно, Генерал-атторней наделен широкими полномочиями. Он осуществляет юридиче-ское консультирование федерального правительства, представляет его интересы в судах, наде-лен правом возбуждения и прекращения уголовного преследования по делам федеральной подсудности. Осуществляя руководство Департаментом юстиции, Генерал-атторней США ру-ководит расследованием, в том числе и проводимом Федеральным бюро расследования (кото-рое входит в названный департамент), представляет к назначению кандидатов на должности судей федеральных- судов, выполняет другие разнообразные и ответственные функции. Имеет заместителя – Генерал-солиситера, представляющего правительство в федеральных судах.

Генерал-атторнею США подчиняются окружные атторнеи (прокуроры), назначаемые, как и Генерал-атторней, президентом США с согласия сената сроком на четыре года.

В штатах имеются Генерал-атторней и местные атторнеи. Все атторнеи в масштабе страны объединены в Национальную ассоциацию Генерал-атторнеев (НАГА).

Органы предварительного расследования отличаются также полной децентрализацией: параллельно действующие структуры, независимые друг от друга. Так, на федеральном уровне расследованием соответствующих категорий дел занимаются: Федеральное бюро расследований; Секретная служба казначейства; Бюро наркотиков; Таможенное бюро; Служба иммиграции; Инспекторский Департамент почтового ведомства и др. Имеются полицейские формирования не только на федеральном уровне, но и штата, городов, поселков. Полицейские агентства в графствах, а также частные полицейские службы корпораций и предприятий. Досудебное расследование вправе вести атторнеи и их помощники, коронеры, частные детективные бюро и агентства (“Пинкертон”).

Адвокаты, как правило, работают в юридических фирмах или индивидуально в адво-катских конторах. В 1878 г. в стране была создана Американская ассоциация юристов – влия-тельное общенациональное объединение адвокатов.

Судебная система Англии отличается отсутствием единства, известной архаичностью и сложностью, делением судов на местные и центральные, низшие и высшие.

Вопросы судебной организации регулируются в этой стране значительным числом за-конодательных актов, принятых в различные годы, наиболее важные из которых Закон о су-дах 12 мая 1971 г., вступивший в действие с января 1972 г., и Закон об уголовном правосудии 1972 г. Эти законы значительно модернизировали английскую судебную систему, сделали ее более стройной и современной.

Традиционно в судебную систему Англии входят низшие и высшие суды. К первым относятся мировые и магистратские суды, ко вторым – Верховный суд Англии и Уэльса и Палата лордов. Мировые судьи рассматривают единолично и в малых сессиях (от двух до семи судей) мелкие гражданские и уголовные дела о преступлениях, за которые применяется наказание в виде тюремного заключения на небольшой срок или штраф. В столице и 10 крупных городах страны вместо мировых судей эти функции выполняют платные-магистраты (профессиональные юристы), получающие соответствующее вознаграждение.

Мировые судьи назначаются лордом-канцлером из числа лендлордов (крупных земле-владельцев) и выполняют свои судейские обязанности безвозмездно. Платные магистраты на-значаются таким же образом из числа барристеров (адвокатов высшей категории), т.е. профес-сиональных юристов.

Второй (апелляционной) инстанцией для магистратских судов являются: Суд Короны (по уголовным делам) в лице окружных судей, учрежденных в 1971 г., и суд графств (по гражданским делам).

Магистраты по наиболее сложным делам с обвинительным актом проводят предвари-тельное производство, выполняют некоторые административные функции. Дела о преступле-ниях несовершеннолетних рассматриваются в специальных магистратах в составе не менее трех судей в упрощенном (суммарном) порядке при отсутствии публики.

Верховный суд Англии состоит из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Высокий суд, в свою очередь, имеет также трехчленную структуру: канцлерское отде-ление, отделение королевской скамьи и по семейным делам. Возглавляет Высокий суд и канцлерское отделение лорд-канцлер (он же председатель Верховного суда), а отделение королевской скамьи – лорд – главный судья.

Суд короны появился в результате реформы 1972 г., вместо упраздненных судов чет-вертных сессий и ассизов, как главный уголовный суд страны. Он рассматривает уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях (измена, геноцид, убийство и т.п.). Действует в соста-ве членов Верховного суда, либо окружных судей или рекордеров (частично занятых судей, по совместительству занимающихся адвокатской практикой) и 12 присяжных заседателей.

Апелляционный суд по существу выполняет функции последней апелляционной ин-станции для всех подразделений Верховного суда, т.е. является судом второй инстанции для Суда короны и Высокого суда по уголовным и гражданским делам.

Формально судебную систему Англии возглавляет суд палаты лордов. Он считается высшей и окончательной апелляционной инстанцией для всех судов страны. Однако на прак-тике этот суд осуществляет свои функции крайне редко, так как в верхнюю палату парламента апелляция может поступить лишь в случае, если по мнению Генерал-атторнея в ней содержатся правовые вопросы, представляющие публичный интерес.

Система судов общей юрисдикции дополняется в Англии, как и в других странах пар-ламентской демократии, широкой сетью специализированных судов, как-то: промышленные, транспортные, земельные, по квартирной плате, церковные, военные и др.

Особенностью английской системы юстиции является отсутствие в ней Министерства юстиции. Некоторые функции судебного управления, в частности связанные с формированием судов, выполняет лорд-канцлер.

В Англии нет и прокуратуры в обычном понимании этого слова. Ее полномочия в определенном объеме выполняет Генерал-атторней, возглавляющий английскую адвокатуру, являющийся юрисконсультом королевы и правительства, а также он – главный орган обвинения по делам государственного значения. В 1879 г. для поддержания обвинения по делам, затрагивающим интересы короны, была учреждена должность Директора публичного преследования, назначаемого министром внутренних дел с согласия премьер-министра и Генерал-атторнея. При нем имеется следственный аппарат, который расследует дела о коррупции должностных лиц, о других тяжких преступлениях, дела, возбужденные по требованию министра внутренних дел и Генерал-атторнея или по собственной инициативе директора публичного преследования.

В 1986 г. в Великобритании была создана Государственная обвинительная служба с ко-ролевскими обвинителями на местах. Расследование же дел, как правило, осуществляет поли-ция, в том числе и центральное управление лондонской полиции – знаменитый Скотланд-Ярд. По делам о насильственной смерти досудебное расследование ведут также коронеры, хотя постепенно количество уголовных дел, расследуемых ими, с каждым годом уменьшается. Они назначаются из числа адвокатов или врачей, обладающих познаниями в области права.

В Англии широкое развитие получила адвокатура, которая традиционно включает два адвокатских сословия: барристеров и солиситеров. Первые – высшая, привилегированная группа адвокатов, которые выступают в судах в качестве представителей той или другой сто-роны (пледируют). Они с клиентурой непосредственно не связаны. Из них формируются выс-шие суды и другие юридические учреждения, а также назначается Генерал-атторней, руково-дство Дирекции публичного преследования. Солиситеры занимаются консультационной дея-тельностью, составлением деловых бумаг, собиранием доказательств для судебного разбира-тельства, совершением сделок по поручению клиентов и т.п.

Каждая категория адвокатов в Англии объединяется в самостоятельные корпорации и имеет свой правовой статус. Возглавляет адвокатуру в этой стране Генерал-атторней.

53. Суды государств континентальной Европы (Германия, Франция).

Судебная организация во Франции регулируется рядом законов, главные из которых Конституция 1958 г. разделы VIII “О судебной власти” и IX “О Верховном Суде”, ордонансы “О судебной организации” и “О статусе магистратуры” и др.

Французская судебная организация имеет ветви, являющиеся ее самостоятельными час-тями: 1) общие суды по гражданским и уголовным делам; 2) суды по административным де-лам, так называемая административная юстиция; 3) Конституционный Совет.

Особенностью системы общих судов является то, что суды по уголовным делам явля-ются отделениями судов по гражданским делам. Она состоит из четырех звеньев: 1) трибуналы низшей инстанции с единоличной формой отправления правосудия (трибуналы процесса по гражданским делам и трибуналы полиции по делам о проступках). Их 456. 2) трибуналы высшей инстанции с коллегиальной формой отправления правосудия (трибуналы большого процесса по гражданским делам и трибуналы исправительной полиции по делам о деликтах). Их 172. Дела рассматриваются в составе трех профессиональных судей. Это основное звено французской судебной системы. Широкая подсудность. Апелляционная ин-станция для трибуналов низшей инстанции; 3) апелляционные суды. Их 27. Каждый из них обслуживает 3-4 департамента. Дела рассматриваются в составе пяти и более судей. При них действует суд ассизов, который рассматривает уголовные дела о преступлениях в составе трех профессиональных судей и девяти присяжных заседателей (шеффенов), образующих единую судейскую коллегию, совместно решающую фактические и правовые вопросы дела. При апелляционных судах действует обвинительная камера, в компетенцию которой входит рассмотрение вопросов, связанных с преданием обвиняемого суду. 4) Возглавляет судебную систему Франции Кассационный суд, действующий в качестве кассационной инстанции, т.е. он проверяет законность судебных решений, вынесенных нижестоящими судами, в составе не менее девяти судей.

Конституцией Французской республики 1958 г. предусмотрена также Высокая палата правосудия. Она действует в качестве суда первой инстанции по делам о должностных преступлениях высших чиновников, включая Президента. Образуется обеими палатами – Национальным собранием и сенатом.

К специальным судам отнесены военные трибуналы, коммерческие, таможенные и па-тентные суды, третейские, по квартирной палате, суды по делам несовершеннолетних. По-следние действуют в трех видах: судьи для детей; трибунал по делам несовершеннолетних, суд присяжных по этой категории дел. Подсудность зависит от тяжести совершенного преступления и возраста несовершеннолетнего.

Прокуратура во Франции едина и строго централизована. Это орган обвинительной власти, осуществляющий уголовное преследование, надзор за производством предварительно-го следствия, обжалование судебных постановлений в вышестоящие судебные инстанции. Она выполняет также некоторые функции судебного управления (аттестация судей, контроль за деятельностью судей низшей инстанции, предоставление судьями отпусков и др.).

Органы предварительного расследования во Франции – это прежде всего судебная по-лиции и следственные судьи, состоящие при трибуналах исправительной полиции. Судебная полиция проводит дознание и расследование в упрощенной форме. Офицеры судебной поли-ции проводят дознание в полном объеме по делам о проступках и правонарушениях. Следст-венный судья назначается Президентом на три года из числа судей трибуналов высшей ин-станции. Он ведет предварительное следствие по делам о преступлениях.

Главой прокуратуры во Франции является министр юстиции. Низшее звено прокурор-ской системы – прокурор республики, состоящий при трибуналах исправительной полиции. При апелляционных судах и Кассационном суде состоят генерал-прокуроры.

Основным нормативным актом во Франции, регламентирующим организацию и дея-тельность адвокатуры, является Закон от 31 декабря 1971 г. “О реформе некоторых судебных и юридических профессий”, которым были внесены изменения в правовой статус адвокатов. Им была введена единая профессия адвоката вместо прежнего деления их на собственно ад-вокатов и поверенных.

Адвокаты объединяются в коллегии, которые являются юридическими лицами. Их высшим органом является общее собрание их членов, избирающих исполнительный орган – Совет. Если в коллегии адвокатов более 20 членов, они могут подразделяться на колонны (секции). Французские адвокаты вправе иметь свои собственные кабинеты (бюро), но могут осуществлять свои профессиональные обязанности в составе адвокатского товарищества.

Германия – одна из демократических стран Западной Европы, которая имеет хорошо развитую правовую систему и высокую правовую культуру. Немецкие юристы славятся мас-терством юридического анализа, рядовые немцы – законопослушанием.

Организация судебной власти в ФРГ регулируется Конституцией 1949 г. и Закон о судьях от 19 апреля 1982 г.

Система общих судов образует четыре уровня:

участковые, действующие в составе одного профессионального судьи и профессио-нального судьи и двух шеффенов (заседателей);

земельные (окружные) суды, рассматривающие дела в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов; некоторые дела рассматривает в составе одного члена суда и двух шеффенов.

Земельный (окружной) суд действует и в качестве апелляционной инстанции в отношении участковых судов, проверяя правильность выносимых ими решений.

Высший земельный суд – первая инстанция по делам о государственной измене, раз-глашении государственной тайны, о геноциде и других делах государственной важности. Действует в качестве апелляционной инстанции, а также рассматривает дела в ревизионном порядке, т.е. проверяет соответствие вынесенного судебного решения закону.

Высший федеральный суд или Федеральная судебная палата является первой инстанцией по делам особой важности, а также пересматривает дела в ревизионном порядке. Приговоры и решения, вынесенные этим судом, обжалованию не подлежат и являются окончательными.

В соответствии со ст. 95 Конституции ФРГ действуют, кроме того, такие федеральные специализированные суды как федеральный административный суд, федеральная финансовая палата, федеральный трудовой суд и федеральный социальный суд. На местах они имеют свои структурные подразделения и, таким образом, такая система судов образует два уровня.

Особое место в системе органов судебной власти в ФРГ занимает Федеральный Кон-ституционный суд. Он толкует Основной закон, наделен правом объявлять недействительны-ми парламентские законы, решения правительства и Президента. Конституционный суд состоит из федеральных судей и других членов, избираемых в равном числе Бундестагом и Бундесратом. В каждой земле есть и свой Конституционный суд.

Судей других федеральных судов назначает Президент ФРГ (ст. 60 Конституции ФРГ), судей земель – Министр юстиции.

Шеффеном (заседателем) может быть немец, достигший 30 летнего возраста и про-живший в общине не менее года. Шеффены отбираются один раз в 4 года. Непрофессиональ-ные судьи участвуют и в рассмотрении дел в специализированных судах.

Прокуратура Германии, также как и суды, делится на федеральную и земельную. Пер-вая состоит из федеральной прокуратуры при Федеральной судебной палате и федеральных прокуроров страны во главе с Генеральным прокурором ФРГ. Последний находится в подчи-нении Министерства юстиции ФРГ, а земельные прокуроры соответственно – в подчинении министра юстиции земли.

Федеральные прокуроры назначаются Президентом страны по представлению Минист-ра юстиции ФРГ и с согласия Бундесрата. Прокуроры земель – министрами юстиции земель. Прокуратура в ФРГ – орган уголовного преследования и поддержания обвинения в су-дах. Общенадзорной деятельностью она не занимается. Прокуратура осуществляет также предварительное расследование, хотя преимущественно ведет его уголовная полиция.

Адвокат в ФРГ в соответствии с Федеральным Положением об адвокатах от 1 августа 1959 г. (§3) является профессиональным консультантом и представителем во всех правовых делах. Адвокаты объединяются в палаты по округам высшего земельного суда. Палата адвока-тов является корпорацией, за которой осуществляет государственный надзор (за соблюдением ею закона и устава) земельное управление юстиции.

Палаты адвокатов земель объединяются в федеральную палату адвокатов, надзор за ко-торой осуществляет федеральное министерство юстиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: