Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие

 

Данное направление надзорной деятельности осуществляет независимо от ведомственной принадлежности органов, осуществляющих предварительное следствие. Организация прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами разделяется на следующие направления:

- надзор за законностью решений, принимаемых органами, осуществляющими предварительное следствие при разрешении материалов в порядке ст. 146-148 УПК РФ;

- надзор за законностью органами, осуществляющими предварительное следствие, по уголовным делами в которых установлены лица совершившие преступление;

- надзора за законностью решение принимаемых органами, осуществляющими предварительное следствие по уголовным делам, в которых не установлены лица совершившие преступление.

      Осуществление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия возложено на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, городов и районов, приравненных к ним прокуроров специализированных.

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью центральных аппаратов указанных органов - СК РФ, МВД РФ и ФСБ РФ, и соответствующих подразделений в субъектах Федерации осуществляется соответственно Генеральным прокурором РФ, его заместителями, прокурорами субъектов Федерации и их заместителями. Надзор осуществляют отделы соответствующих главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур субъектов Федерации. В этих структурных подразделениях надзор организован по предметно-зональному принципу, в соответствии с которым каждый зональный прокурор курирует строго определенные территории (области – в Генеральной прокуратуре, города и районы – в прокуратуре субъекта Федерации по данному направлению прокурорского надзора) и несет ответственность за состояние законности на них. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие в низовом звене прокурорской системы, организуют прокуроры городов и районов и их заместители.

Вопросы эффективности и организации деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, регулируются Приказом Генерального прокурора РФ от 02 июня 2011 г. № 162 «об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». Приказ устанавливает приоритетные направления органов прокуратуры при осуществлении деятельности по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения. Взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства, принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда. В своем приказе Генеральный прокурор РФ возлагает обязанность по обеспечению надлежащего надзора за исполнением законов органами предварительного следствия на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, городов, районов и иных территориальных прокуроров.

В Приказе также содержаться требования Генерального прокурора относительно сроков предоставление и сроки истребования актов нужных для осуществления прокурорской проверки. Приказ регламентирует порядок действий при осуществлении надзора за органами предварительного следствия, а также определяет основные направления данных действий. Дается разъяснение относительно необходимости принятия мер реагирования на нарушения, допущенные следователем, руководителем следственного органа и прокурором, участвовавшим в рассмотрении ходатайства об избрании (продлении) меры пресечения, а также утвердившим обвинительное заключение. В соответствии с требованиями Приказа нижестоящие прокуроры обязаны постоянно анализировать состояние надзора в данном направлении прокурорского надзора, систематически обобщать данные о соблюдении конституционных прав граждан при расследовании уголовных дел, анализировать и планировать свою надзорную деятельность. В прокуратурах раздельно по ведомствам ведутся книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях; копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов к ним; копий постановлений о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования

Возникающие в процессе расследования уголовных дел проблемы применения УПК РФ, выносятся на рассмотрение коллегий, координационных совещаний, научно-консультативных советов.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

Дайте характеристику прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

Определите предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

Каковы цели и задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие?

Назовите поднадзорные объекты и субъекты, их понятие, виды.

Каковы пределы надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие?

Правовая регламентация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

Понятие полномочий прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

Виды полномочий прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и их особенности.

Нормативная регламентация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

Понятие и виды правовых средств, используемых прокурором при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, и их особенности.

Перечислите правовые средства реагирования прокурора на выявленные нарушения законов при производстве предварительного расследования.

Составьте требование прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве расследования?

Какие постановления следователя могут быть отменены мотивированными постановлениями прокурора?

 К каким видам ответственности могут привлекаться должностные лица органов осуществляющими предварительное следствие, по инициативе прокурора?

В каких актах прокурорского реагирования могут быть поставлены вопросы об ответственности виновных в нарушении закона должностных лиц органов осуществляющими предварительное следствие? Каков порядок рассмотрения таких актов прокурорского реагирования?

Особенности организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

 

Литература.

Ергашев Е.Р. Компетенция прокуратуры РФ: Учеб. пособие. - Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2008.

Ергашев Е.Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры // Российский юридический журнал. 2007. № 1.

Кожевников, О.А. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: Монография. – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2007. – 180 с.

Козусев А. Надзор за исполнением поручений следователя и указаний прокурора о производстве оперативно - розыскных мероприятий // Законность. 2005. №3. C. 19-22.

Крюков В.Ф. Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность). - Специально для системы ГАРАНТ, 2012.

Крюков В.Ф. Уголовное преследование в досудебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора. "Норма", 2010.

Лавдаренко, Л.И. Прокурорский надзор за соблюдением общих условий предварительного расследования: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во иркутского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010. – 115 с.

Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе: учеб. - практич. пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 343 с. – (Магистр права).. – Режим доступа: http://e.lanbook.com.

Лазарева, Е.А. Прокурор в уголовном процессе: учеб. пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 296 с. – Серия: Магистр. – Режим доступа: http://e.lanbook.com.

Настольная книга прокурора. / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус, науч. ред. А.Ю. Винокурова. Издательство «Юрайт», 2013.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность: практикум для прокуроров / общ. ред. Н.П. Дудина. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2011. – 52 с.

Прокурорский надзор: учебник / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 490 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com.

                                            Глава15

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

В результате освоения данной темы студент должен знать:

- понятие, сущность, предмет, организацию прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уметь:

- планировать, формулировать задачи и организовывать прокурорские проверки исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- составлять акты прокурорского реагирования;

владеть:

- навыками составления актов прокурорского реагирования.

Понятие, предмет, пределы, цели и задачи, объекты, субъекты, правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания, задержанных и заключенных под стражу - представляет собой направление деятельности органов прокуратуры РФ направленное на обеспечение законности администрациями указанных органов и учреждений, прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу, осужденных лиц и лиц подвергнутых мерам принудительного характера и условий их содержания, а также незамедлительного реагирования на выявление нарушения закона. Данное надзорное направление прокурорской деятельности имеет важное значение для соблюдения норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих порядок и условия содержания под стражей, исполнение наказания и мер принудительного характера, назначаемых судом, активно способствует достижению их целей.

Предмет надзора. Согласно ст. 32—34, предмет надзора в этой сфере:

— законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах

и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

— соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

— законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Особенностями данного направления прокурорского надзора являются:

— выполнение им роли основного гаранта соблюдения прав и свобод лиц, находящихся в указанных органах и учреждениях, которая предопределена особым местом прокурорского надзора в системе контроля за законностью действий и актов данных органов и учреждений;

— инициативный характер проведения, не требующий обязательного наличия сигналов о нарушениях законности;

— четко выраженная властность полномочий прокурора, обеспечивающая его непосредственное участие в установлении и пресечении нарушений закона;

— вовлеченность во все сферы деятельности исправительных учреждений.

В указанном направлении прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, выполняет также и роль контролирующего органа.

Пределы надзора. Надзор охватывает законность деятельности администраций органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера.

Цель надзора - обеспечение законности администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение установленных прав и обязанностей, задержанных и заключенных под стражу, осужденных лиц и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера и условий их содержания. Осуществляя прокурорский надзор, прокуратура оказывает положительное воздействие на функционирование уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвуя в решении задач надзора - точного исполнения законов, определяющих основополагающие вопросы деятельности входящих в эту систему органов и учреждений. Прокурорам принадлежит ведущая роль в пресечении, устранении и предупреждении нарушений закона в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, лиц, к которым применены меры медицинского характера. Существующая практика свидетельствует о возрастании с каждым годом удельного веса обращений, осужденных за защитой в органы прокуратуры, нежели чем в иные органы и организации.

Объектом надзора -  органы и учреждения, исполняющие наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу.

Субъектами надзора являются должностные лица администраций соответствующих органов и учреждений.

Правовое регулирование. Осуществляя данный вид надзора, прокуроры руководствуются положениями Конституции РФ, закрепляющие в гл. 2 права и свободы человека и гражданина, а также определяет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы РФ. Международные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г.; Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключения какой- то ни было форме 1988 г. и др.

 К отечественным законодательным акта относятся: УИК РФ, Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (в ред. от 25.11.2013 г.) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103ФЗ (в ред. от 03.02.2014 г.) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Закон ФЗ РФ от 15.11.2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста». Кроме того, в данной сфере правовых отношений действует совокупность подзаконных правовых актов, принимаемых Правительством РФ и другими компетентными органами: Положение об уголовно-исполнительных инспекциях 1997 г.; Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительно системы 1997 г.; и некоторые другие.

 

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

 

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурор вправе:

— посещать в любое время поднадзорные органы и учреждения;

— опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

— знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

— требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

— отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона, подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Применительно к рассматриваемому направлению надзора, полномочия прокурора имеют в основном властно-распорядительный характер, что позволяет быстро и эффективно решать задачи надзорной деятельности. Их отличают:

— повышенный уровень возможностей оперативного выявления и устранения нарушений закона;

— непосредственность воздействия правовых средств прокурорского надзора на практику исполнения законов в названных органах и учреждениях;

— безальтернативный характер предписаний прокурора, направленных на выявление и устранение нарушений закона.

Правовые средства, применяемые при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

      Средства выявления нарушения закона. Как и в других надзорных направлениях прокурорского надзора, правовые средства, применяемые в данном направлении, подразделяются на: средства выявления нарушений закона и средства реагирования на выявленные нарушение закона.

Средством выявления нарушения закона является прокурорская проверка. Применительно к данному направлению надзора прокурорская проверка — это комплекс мыслительных, организационных и правовых действий прокурора, направленных на выявление и предупреждение нарушений закона администрациями соответствующих органов и учреждений, прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу, осужденных лиц и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, а также условий их содержания.

Прокурорская проверка, в данном направлении прокурорского надзора, обладает характерными особенностями, отличающими ее от средств выявления нарушений законов в иных, надзорных направлениях прокурорской деятельности. К ним относится: ее повышенная императивность, которая проявляется в предусмотренной законом возможности прокурора проведения проверочных действий как на основании поступивших в органы прокуратуры сведений о нарушении закона, а так и по своему усмотрению (без наличия сведений о правонарушениях) и в любое время суток. Данное требование обусловлено:

 во-первых, ограничением возможности обеспечивать свои конституционные права лицам осужденным, задержанным и заключенным под стражу;

во-вторых, спецификой проверяемых субъектов, (исполнение законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу с одной стороны;

 в – третьих, спецификой предмета прокурорской проверки (как правило, проверке подлежат не только нормы действующего законодательства, но и нормы ведомственных актов и инструкций, поскольку порядок содержания, ограничения, спец. контингента содержат именно данные акты. В связи с чем, проверка в данном направлении прокурорского надзора носит, в порядке исключения, и контрольный характер.

Виды проверок. По функциональному признаку проверки в данном направлении прокурорского надзора относятся к надзорным проверкам. По критериям классификации (повод проверки, объем, субъекты целевое назначение и т.д.) проверки подразделяются на: проводимые по обращениям лиц и без обращений; целевые и широкие; специфические прокурорские, смешанные и ведомственные; проводимые в единичном органе и нескольких органах одновременно; основные и контрольные и некоторые другие.

Прокурорская проверка в данном направлении прокурорского надзора состоит из трех этапов. Первый этап - предпроверочный, подготовительный. Второй этап – непосредственно проверочный здесь прокурор истребует и исследует документацию, обследует территории и помещения, вызывает и опрашивает должностных и иных лиц, истребует объяснения и заключения специалистов, с целью выявления нарушений закона, причин и условий нарушений и виновных лиц. Третий этап – постпроверочный, где прокурор тщательно изучает все материалы проверки и принимает меры прокурорского реагирования, направленные на обеспечение законности.

Средства прокурорского реагирования. К средствам прокурорского реагирования на выявленные нарушение закона относятся акты прокурорского реагирования:

- протест (приносится на не соответствующие закону приказы, распоряжения, постановления администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу). Особенность протеста в данном направлении прокурорского надзора заключается в его повышенной императивности. В соответствии с положениями ч.1 ст. 33 ФЗ О прокуратуре РФ, требования прокурора, изложенные в протесте приостанавливают действие опротестованного акта;

- представление прокурора в порядке осуществления прокурорского надзора (является актом прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В представлении содержаться требования, касающиеся не только принятия мер по устранению выявленных нарушений закона, но и предложения прокурора о привлечении виновных в нарушении закона должностных лиц к дисциплинарной ответственности);

- предостережение о недопустимости нарушения закона (составляется в случае, когда прокурору стало достоверно известно о том, что должностное лицо намерено допустить нарушение закона, не образующего состав преступления. Предостережение вручается адресату в кабинете прокурора под роспись;

-постановление (например, о возбуждении производства об административном правонарушении, об отмене дисциплинарного взыскания и освобождении осужденного из штрафного изолятора; в случае, если выявленное прокурором нарушение закона имеет признаки состава уголовно наказуемого деяния, материалы проверки направляются по подследственности для решения вопроса об уголовном преследовании). В соответствии с ч.1 ст. 33 ФЗ О прокуратуре РФ прокурор своим постановлением немедленно освобождает лиц, подвергнутых мерам принудительного характера из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

К иным средствам прокурорского реагирования в данном направлении прокурорского надзора относятся сигнализационные средства прокуроры (информации информационные письма, доклады и др.).

 

       15.4. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

            

              Организация работы органов прокуратуры в данном направлении прокурорского надзора осуществляется в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора РФ приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

        Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу включает в себя три составляющие (узких направления):

— организация надзора за законностью нахождения лиц в местах лишения и ограничения свободы;

— организация надзора за соблюдением установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, содержащихся в названных учреждениях, порядка и условий их содержания;

— организация надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

На всех вышеуказанных направлениях статус прокуратуры имеет свою специфику.

В первых двух случаях организуется надзор за исполнением закона в местах содержания под стражей (следственные изоляторы, изоляторы временного содержания), гауптвахты и исправительные учреждения (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения). Осуществляя надзор за соблюдением прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, прокурор проверяет реализацию их прав на получение информации о режиме содержания, личную безопасность, свидания с защитником и т.д.При осуществлении надзора за соблюдением порядка содержания лиц в исправительных учреждениях прокурор проверяет соблюдение правил, касающихся режима отбывания наказания, общественно полезного труда осужденных, проведения воспитательной работы среди них, их общеобразовательной и профессиональной подготовки и др. Престольное внимание прокуроры уделяют соблюдению администрациями указанных органов и учреждений обязательных медико-санитарных норм, обеспечивающих реализацию права на здоровье осужденных и лиц, заключенных под стражу. В ходе проверок прокуроры осуществляют личный прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Организация прокурорского надзора в данной сфере направлена на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений закона и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы. При проверке состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах прокуроры должны обращать особое внимание и незамедлительно реагировать на факты (если они имеются) унижения человеческого достоинства, произвола, жестокости со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, следить за обеспечением гуманных условий содержания, соответствующих стандартным правилам обращения с заключенными. Прокуроры не должны оставлять без внимания факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения физической силы, спецсредств и оружия, незаконного водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты дисциплинарных воинских частей, неоказания медицинской помощи. Прокурорам необходимо пресекать случаи, с одной стороны, ненадлежащего материально-бытового обслуживания, воспрепятствования в реализации подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными своего права обжаловать незаконные действия и решения должностных лиц администраций мест лишения свободы, а с другой — предоставления подозреваемым, обвиняемым и осужденным не предусмотренных законом льгот. Кроме того, прокурорам следует добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом режима исполнения и отбывания наказания как основного условия исправления осужденных, имея в виду прежде всего изоляцию и раздельное содержание разных категорий осужденных, их личную безопасность, условия содержания. При этом прокуроры должны исходить из того, что предусмотренная УИК РФ обязанность осужденных трудиться неразрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений привлекать их к общественно полезному труду и проверять соответствие отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел. В целях совершенствования организации работы и повышения эффективности мер прокурорского реагирования не менее одного раза в полугодие обобщают состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей в следственных изоляторах и на гауптвахтах.

При осуществлении надзора за законностью помещения, содержания и лечения лиц в специальных психиатрических заведениях в первую очередь проверяется наличие соответствующего решения суда, соблюдение прав пациентов, в том числе права подавать без цензуры жалобы и заявления в компетентные органы, встречаться с адвокатом, выписывать газеты и журналы, получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития, если пациент не достиг 18 лет, получать наравне с другими гражданами вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, если пациент участвует в производительном труде и т.д. (см. ст. 37 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (в ред. От 28.12.2013 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). В то же время не стоит забывать, что исполнение принудительных мер медицинского характера должно согласовываться с Принципами защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи от 17 декабря 1991 г., принятыми резолюцией 46/119 на 75-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

Как отмечалось выше, органы прокуратуры в данном направлении надзора обладают повышенной императивностью. Это обуславливает право надзирающего прокурора в любое время посещать жилые и производственные помещения мест содержания задержанных, предварительного заключения, учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, включая штрафные и дисциплинарные изоляторы, карцеры, одиночные камеры, помещения камерного типа в исправительных колониях и тюрьмах. Данные посещения прокурор осуществляет систематически, независимо от наличия заявлений и жалоб осужденных и иных сведений о правонарушениях. Прокурор проверяет не только места, специально отведенные для содержания задержанных, но и другие помещения, рабочие кабинеты, поскольку незаконно задержанных нередко содержат именно в таких местах. 

Повышенного внимания требует организация надзора за исполнением законов за ОРД в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в рамках которого прокуроры в первую очередь следят за законностью проводимых на территории указанных учреждений мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проверяют выполнение сотрудниками оперативных подразделений учреждений уголовно-исполнительной системы требований закона об обеспечении личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Согласно требований содержащихся в  п. 1.1 приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах, а военным прокурорам — на гауптвахтах, надлежит ежемесячно проверять законность содержания под стражей как подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, так и осужденных. При этом прокуроры обязаны незамедлительно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований и лиц, срок содержания которых под стражей истек. Более того, в п. 2 приказа «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Генеральный прокурор РФ потребовал не реже одного раза в квартал проводить проверки исполнения законов администрациями следственных изоляторов или исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей от прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним по статусу военных прокуроров. Нижестоящим по статусу прокурорам предписано проводить проверки исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей не реже одного раза в месяц, а в труднодоступных местностях — не реже одного раза в квартал. В этом же приказе Генеральный прокурор РФ предписывает подчиненным прокурорам практиковать проведение проверок следственных изоляторов и исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей в нерабочее время.

В случаях возникновения в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий на руководителях прокуратур субъектов РФ, военных прокуратур округов лежит обязанность незамедлительно выехать на место в целях проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий, решения вопроса о привлечении виновных к ответственности. По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях, на гауптвахтах прокурорам необходимо организовывать проведение проверки обстоятельств их смерти.

Важное значение имеет организация надзора за исполнением требований закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей.

Прокурорами регулярно проводятся проверки законности задержания и содержания, задержанных в изоляторах временного содержания. При своей регулярности указанные проверки являются не плановыми, а внезапными, проводимыми в любое время суток.

Узким направлением, входящим к в качестве составляющей прокурорского надзораза исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу является надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Организация надзора в нем имеет свою специфику, обусловленную поднадзорными объектами и субъектами, и их полномочиями. Перечень поднадзорных объектов, порядок исполнения и отбывания данных наказаний закреплен в ст. 25—67 УИК РФ. Основной объем прокурорской работы в данном случае приходится на осуществление надзора за исполнением наказаний в виде исправительных работ (ст. 39—46 УИК РФ). Прокуроры проверяют в уголовно-исполнительных инспекциях и на соответствующих объектах порядок обращения приговора к исполнению и привлечения лиц к отбытию наказания, учет осужденных, привлечение их к труду, исчисление срока наказания, контроль за поведением осужденных, соблюдение их прав и т.д.

Осуществляя надзор за соблюдением законов при исполнении законов по исполнению наказаний в виде исправительных работ, обязательных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а равно при контроле за условно осужденными и за соблюдением условий отсрочки осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей, прокуроры обязаны не реже одного раза в квартал проверять исполнение законов в уголовно-исполнительных инспекциях, соответствующих службах органов внутренних дел, а также в органах и учреждениях, участвующих в исполнении наказаний и осуществлении иных мер уголовно-правого характера, не связанных с лишением свободы.

При осуществлении надзора прокуроры акцентируют внимание на вопросах: постановке на учет; контроля за выполнением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных на них судом обязанностей и запретов; установления уголовно-исполнительной инспекцией обязанностей и запретов нарушителям порядка и условий отбывания наказания, а также наложения взысканий на осужденных; контроля исполнения требований приговора администрацией организаций и командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; проведения воспитательной и профилактической работы; привлечения к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.

Актуальной является организация в прокуратуре деятельности по участию прокурора в разрешении судом ходатайств осужденных, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы, об условно-досрочном освобождении. В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 (в ред. от 26.05.2008 г.). «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» при рассмотрении в суде материалов об условно-досрочном освобождении осужденных в обязательном порядке принимают участие прокуроры.

Вопросы для самоконтроля:

 

Дайте характеристику прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Определите предмет надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания, задержанных и заключенных под стражу.

Каковы цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу?

Назовите поднадзорные объекты и субъекты в данном направлении прокурорского надзора, их понятие, виды.

Каковы пределы надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания, задержанных и заключенных под стражу

Правовая регламентация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания, задержанных и заключенных под стражу.

Понятие полномочий прокурора в сфере надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания, задержанных и заключенных под стражу.

Виды полномочий прокурора в данном направлении прокурорского надзора и их особенности.

Понятие и виды правовых средств, используемых прокурором при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания, задержанных и заключенных под стражу.

Какие меры реагирования должен предпринять прокурор в случае выявления наложенного в нарушение закона дисциплинарного взыскания на лицо, заключенное под стражу либо осужденного?

Какие требования предъявляет Генеральный прокурор РФ в сфере осуществления прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений?

Литература:

 

Божедаров В.Ф., Бриллиантов А.В. Прокурорский надзор за законностью исполнения исправительных работ: лекция. Акад. Генер. прокуратуры РФ. М., 2008.

Басков В.И. Прокурорский надзор. М.: Изд-во БЕК, 1995.

Шобухин В.Ю. Прокурорский надзор и правосудие: единство целей и задач, а не междоусобица // Уголовное право. 2006. № 3.

Шобухин В.Ю. Статус российской прокуратуры. СПб.: ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга»», 2009.

Шобухин В.Ю. Особенности и актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в условиях современной правовой реформы // Правовая реформа в России: Материалы ежегодной научной конференции молодых ученых и студентов, посвященной 15-летию Института прокуратуры УрГЮА (35-летию судебно-прокурорского факультета СЮИ – УрГЮА) (Екатеринбург, 1-2 ноября 2011 года) / отв. ред. Л.А. Лазутин, В.Ю. Шобухин. – Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. Часть 1.

                                 

                                          Глава16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: