Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

  Несмотря на выделение прокурорского надзора за исполнением законов службой судебных приставов в самостоятельное направление надзорной деятельности прокуратуры, реализация данного направления осуществляется в рамках нескольких структурных подразделений Генеральной прокуратуры РФ, организующих различные направления прокурорского надзора.Так, указанием Генерального прокурора «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» от 12 мая 2009 г. № 115/7 в Генеральной прокуратуре РФ прокурорский надзор в указанной о сфере возложен на:

— Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства — в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

— Главное управление по надзору за следствием — в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

— на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью — в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

— на управление по надзору за расследованием особо важных дел — в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом ФССП России.

Следует обратить внимание на то, что прокурорский надзор за исполнением законов службой судебных приставов на практике осуществляется в комплексе с осуществлением других надзорных направлений прокурорской деятельности: прокурорским надзором за исполнением законов и законностью правовых актов, прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и ОРД. Это обуславливает и широту полномочий прокурора в рамках осуществления данного надзора, реализуя которые, прокуроры вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона судебными приставами. Прием и рассмотрение жалоб и иных обращений на действия судебных приставов осуществляется в соответствии с Инструкцией о рассмотрении обращений. Источником информации о нарушениях, допущенных судебными приставами, могут быть как обращения граждан и других лиц, так и официальные руководителей государственных органов и сообщения СМИ.

   По поступившим в органы прокуратуры сведениям о нарушении закона допущенных должностными лицами ФССП России, а также ее территориальных подразделениях прокурор вправе проводить проверки. Основанием проведения проверки являться материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики прокурорской и правоприменительной практики, другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов судебными приставами.

    В ходе проведения проверок, органы прокуратуры РФ вправе иметь доступ к документам и материалам исполнительных производств. Прокуроры вправе проверять неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов без изъятия и истребования их в прокуратуру. Материалы оконченных исполнительных производств прокурор вправе запрашивать для ознакомления в прокуратуру.[17]

     Прокуроры вправе требовать от главных, старших судебных приставов, подчиненных им судебных приставов-исполнителей необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения, необходимые для проведения проверки (постановления о возбуждении исполнительного производства, опись арестованного имущества должника, акт реализации арестованного имущества, а также журнала арестованного или изъятого имущества и т.д.).

Прокурор вправе привлекать специалистов. Основанием для их привлечения является отсутствие у прокурора необходимой квалификации для уяснения обстоятельств дела.   Прокурор вправе вызывать в прокуратуры должностных лиц службы судебных приставов и граждан для отобрания у них объяснений по поводу нарушений законов.

16.3. Правовые средства, применяемые органами прокуратуры РФ при осуществлении надзора за исполнением закона судебными приставами.  

 

Правовые средства, применяемые при осуществлении надзора за исполнением судебными приставами по целевому назначению, классифицируются на две группы:

- средства выявления нарушений закона;

- средства реагирования на выявленные нарушения закона.

       Средством выявления нарушений законов, допущенных судебными приставами, являются прокурорские проверки. Применительно к данному направлению надзора прокурорская проверка — это комплекс мыслительных, организационных и правовых действий прокурора, направленных на выявление и предупреждение нарушений закона в деятельности судебных приставов и принимаемых ими правовых актов.

Проверки в данном направлении прокурорского надзора имею свою специфику:

Во-первых, относится к надзорным поскольку прокуратурой проверяются поднадзорный данным органам объекты и субъекты. Требования прокурора, адресованные указанным субъектам в актах прокурорского реагирования, носят императивный характер.

Во-вторых, предметом прокурорской проверки является соответствие закону деятельность соответствующих органов, а также законность издаваемых ими правовых актов.

В-третьих, проверка имеет определённые пределы граница в рамках которых могут проводится проверочные действия прокурора.

В-четвертых, проверки могут проводиться как по сведениям поступившим из вне, (обращениям граждан, юридических, должностных лиц) так и по инициативе прокурора, в том числе плановые.

Правовыми средствами реагирования на выявленные нарушения в деятельности судебных приставов являются предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном законом порядке действия прокурора по устранению выявленных в действиях судебных приставов и вынесенных ими актовнарушений законности, причин и условий, им способствующих.

     Средства выявления нарушений закона. Осуществление прокуратурой деятельности по выявлению нарушений законов, допущенных службой судебных приставов относится к правовым средствам выявлениянарушений закона в их действиях (бездействии)соответствующих должностных лиц, а также выносимых ими правовых актов.

Виды проверок. По функциональному признаку проверки в данном направлении прокурорского надзора относятся к надзорным проверкам. По критериям классификации (повод проверки, объем, субъекты целевое назначение и т.д.) проверки подразделяются на: проводимые по обращениям лиц и по инициативе прокурора; целевые и широкие; специфические прокурорские, смешанные и ведомственные; проводимые в единичном органе и нескольких органах одновременно; основные и контрольные и некоторые другие.

Структура проверки. Прокурорская проверка в данном направлении прокурорского надзора состоит из трех этапов. Первый этап - предпроверочный, подготовительный. До проведения проверочных действий прокурору необходимо изучить законодательство, регламентирующее деятельность судебных приставов-исполнителей по осуществлению исполнительного производства, судебных приставов, осуществляющих порядок в зале судебных заседаний. проверить наличие оснований для ее проведения (поступившей в органы прокуратуры информации), а также достоверность указанных сведений. Решить вопрос о месте и времени проведения проверки, вопрос о вызове должностных лиц, приглашении специалистов, истребовании документом и т.д.

Второй этап – непосредственно проверочный здесь прокурор истребует и исследует документацию, вызывает и опрашивает должностных и иных лиц, истребует объяснения и заключения специалистов, с целью выявления нарушений закона, причин и условий указанных нарушений и виновных лиц. При осуществлении проверочных действий в отношении судебных приставов-исполнителей в поле зрения прокурора попадает их деятельность на всех стадиях исполнительного производства: возбуждение исполнительного производства и подготовка к непосредственному исполнению; осуществление принудительного исполнения; окончание исполнительного производства.

Порядок возбуждения исполнительного производства регламентирован ст. 30 Закона об исполнительном производстве. Прокурору необходимо проверить соблюдение судебными приставами-исполнителями установленного данной нормой трехдневного срока возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. Помимо этого, следует проверить, установлен ли в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, направлены ли копии данного постановления должнику-налогоплательщику, в налоговый орган или суд в срок, установленный законом. В данном случае должно учитываться, что срок для добровольного исполнения требований, за исключением случаев, предусмотренных п. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Прокурору также необходимо проверить, не подлежит ли исполнительный документ немедленному исполнению. В этой ситуации исполнительный документ немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, на которой должно быть произведено исполнение, и он в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа должен вынести постановление о возбуждении исполнительного документа.

Прокуроры в ходе проверки должны выяснять соблюдение требований, предъявляемых к исполнительным документам. Учитывая, что на стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, прокурору следует обязательно проверять соблюдение судебными приставами-исполнителями оснований для отказа, предусмотренных п. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, а также направление в течение одних суток копии постановления требования взыскателю, суду или органу, выдавшему исполнительный документ.

При осуществлении проверки исполнения законов судебными приставами-исполнителями на стадии принудительного исполнения решений прокурору следует учитывать предусмотренный Законом об исполнительном производстве срок для исполнения требований исполнительных документов, а также обязательный судебный порядок приостановления исполнительного производства, предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов.

Как показывает практика наибольшее количество нарушений, допущенных судебными приставами-исполнителями, приходится на наложение ареста на имущество должника, а также изъятие у него имущества. При осуществлении проверки прокуроры проверяют наличие заявления взыскателя о наложении ареста, вынесение судебным приставом постановления о наложении ареста на имущество, а также составления акта арестованного имущества и т.д.

В ходе проведении проверки прокурору необходимо обращать внимание на выполнение требований гл. 10 Закона об исполнительном производстве о соблюдении судебными приставами-исполнителями особенностей наложения ареста на имущество должника — организации.

Не менее важным направлением в деятельности прокуратуры в сфере исполнительного производства является проверка исполнения судебными приставами-исполнителями требований Закона об исполнительном производстве о принудительной реализации имущества, в ходе которой выясняется соблюдение судебными приставами-исполнителями:

— сроков реализации арестованного имущества (п. 10, 11 ст. 87);

— требований закона о запрете реализации имущества, изъятого из оборота;

— правил реализации арестованной дебиторской задолженности;

— перечня имущества, реализация которого осуществляется только путем проведения открытых торгов в форме аукциона (п. 3 ст. 87);

— правил оценки имущества должника по рыночным ценам (ст. 85).

Таким образом, в ходе проведения проверки исполнения законов службой судебных приставов-исполнителей прокурору надлежит выяснить:

— соблюдается ли трехдневный срок со дня поступления к судебному приставу исполнительного документа для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, направлена ли копия указанного постановления взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

— ведутся ли следующие журналы учета: исполнительных производств, а также собственно исполнительные производства; взысканий сумм временных пособий на несовершеннолетних детей; штрафов, налагаемых судебным приставом-исполнителем; журнал регистрации жалоб и заявлений;

— обоснованно ли взыскателю отказано в возбуждении исполнительного производства;

— произведены ли судебным приставом действия по приостановлению, прекращению исполнительного производства, предоставлению рассрочки взыскания в случаях, предусмотренных законом, на основании заявлений взыскателя;

— соблюден ли судебным приставом в случаях, предусмотренных законом, срок для добровольного исполнения требований, указанный в исполнительном документе;

— соблюдены ли требования закона по принудительному исполнению решения, в том числе наложения ареста на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах в банках, использования нежилых помещений при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества; соблюдены ли требования налогового законодательства о получении санкции прокурора на наложение ареста на имущество должника. В соответствии с Законом об исполнительном производстве реализация имущества должника осуществляется специализированным организациями, привлекаемыми на конкурсной основе в порядке, установленном законом. В связи с этим предметом прокурорской проверки является также соблюдение закона при проведении конкурсного отбора организаций, осуществляющих реализацию арестованного имущества;

— соответствуют ли закону решения, принимаемые судебными приставами-исполнителями;

— своевременно ли рассматриваются жалобы на судебных приставов.

Третий этап – постпроверочный, где прокурор тщательно изучает все материалы проверки и подготавливает, и реализует акты реагирования, направленные на обеспечение законности.

Средства реагирования прокурора на выявленные нарушения законов в деятельности судебных приставов.

Средства реагирования прокурора на выявленные нарушения законов в деятельности судебных приставов также относятся к правовым средствам прокурорского надзора, т.е. к системе мер, строго определенной и регламентированной действующим законодательством РФ.

Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами происходит в рамках прокурорского надзора за исполнением законов и законности правовых актов, что обуславливает применение средств прокурорского реагирования, указанного направлении прокурорского надзора. Средства прокурорского реагирования при надзоре за исполнением законов судебными приставами реализуются путем вынесения прокурором актов прокурорского реагирования, имеющих как процессуальный, так и не процессуальный характер.

К непроцессуальным актам прокурорского реагирования относятся предусмотренные Законом о прокуратуре:

-протест прокурора,

-представление прокурора,

-постановление прокурора,

-предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» от 12 мая 2009 г. № 115/7 в целях восстановления нарушенных прав граждан прокуроры должны применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования, как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

При вынесении протеста прокурор вправе по своему усмотрению решить, кому из должностных лиц службы судебных приставов его направить: судебному приставу, совершившему нарушение закона, или вышестоящему должностному лицу. При совершении судебными приставами-исполнителями незаконных действий (бездействий) прокурор направляет указанному или вышестоящему должностному лицу представление об устранении нарушений закона, а также в случае необходимости ставит вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. В случае если в действиях судебного пристава-исполнителя есть состав административного проступка, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

К процессуальным актам реагирования прокурора на незаконные действия судебных приставов относятся направляемые в суд заявления об обжаловании действия (бездействия) судебных приставов, в случаях неисполнения требований, содержащихся в протестах прокуроров, в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: