Рекомендации по составлению сложного плана

- мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы;

- разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль;

- озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными;

- в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

- проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

- в случае необходимости внесите корректировки;

- помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

- в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

 

Есть ли модель для составления плана?

Модели (заготовки, шаблоны) существуют, но они требуют осмысления и коррективы. Не к каждой теме, представленной на ЕГЭ подходит готовая модель. Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

 

Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:

- Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов:

1) Что такое… 2) Понятие … 3) Определение…

- Затем, если возможно, выделить следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития) … Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти причины.

2) Подходы к определению понятия… (сущности…), например: Теории происхождения… Взгляды мыслителей на … Этот пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.

- Далее выделить характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.

1) Функции… (детализировать в подпунктах).

2) Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) … (детализировать в подпунктах).

3) Значение (роль, последствия, тенденции и т.п.) …

4) Особенности (проблемы, традиции и т.п.) … в современном обществе (мире).

5) Пути решения проблемы.

Система оценивания задания 28 в 2020 году.

Первая часть содержит традиционные пояснения для эксперта о том, что учитывается при анализе ответа; один из вариантов плана раскрытия данной темы и перечень обязательных пунктов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

При анализе ответа учитывается:

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

- наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

- корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Итак, составленный выпускником план проверяется по трём критериям (чтобы не путать с критериями оценивания задания 29, номер критерия включает в себя указание на номер задания и порядковый номер критерия: 28.1, 28.2).

Критерий 28.1 – раскрытие темы – связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Этот критерий 3-балльный.

  Максимальный балл (3 балла) выставляется в ситуации, если план содержит не менее трех пунктов и два из них (раскрывающие тему по существу)  детализированы в подпунктах.

-Если сложный план содержит не менее трёх пунктов, при этом два пункта, позволяют раскрыть данную тему по существу, оба этих  «обязательных» пунктов детализированы в подпунктах, количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта, то за критерий 28.1. выставляется 3 балла.

 

- Если план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу, но только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу, при этом к оличество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта;

ИЛИ

План содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу, оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу и хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта, то за критерий 28.1. выставляется 2 балла

- Если  план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу, этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу, к оличество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта, то за критерий 28.1. выставляется 1 балл.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением

пунктов и подпунктов) оцениваются в 0 баллов.

 

Критерий 28.1 является определяющим. Если по критерию 28.1 (раскрытие темы) выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

 

Критерий 28.2 – корректность формулировок пунктов и подпунктов плана, - в соответствии с которым ответ без ошибок и неточностей в формулировках пунктов и подпунктов плана оценивается 1 баллом. В данном случае реализован бонусный принцип, планы с ошибками и неточностями оцениваются 0 баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: