Возможны две разновидности здания 28 ( сложный план)

Практикум. Технология написания развернутого плана. (по основным темам блока «Экономика»)

Класс.

 

В структуру экзаменационной работы с 2010 года включено задание – составить план ответа по заданной теме. Данное задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами. Под планом понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей. Основное требование к заданию - составление сложного плана по представленной теме обществоведческого курса. Здесь, как нигде, понадобятся умения обобщать и систематизировать информацию, точно ее представлять в виде тезисов и устанавливать внутренние связи между социальными объектами. Выпускник должен максимально корректно и точно обозначить пункты плана, раскрыв в подпунктах не менее двух из них. В плане должны присутствовать пункты, обязательные к раскрытию.

 

Как составить сложный план по заданной теме?

Существует несколько видов плана: назывной, вопросный и тезисный. Назывной план состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания. Элементы содержания обычно указываются в подпунктах. Вопросный план представляет собой перечень вопросов, отвечая на которые докладчик раскрывает содержание темы. В подпунктах указываются элементы содержания ответа на вопросы. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п.

Пример 1. Составьте план по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности».

Назывная форма плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о глобальных проблемах.

2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.

3) Причины экологического кризиса:

а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;

б) потребительское отношение к природе;

4) Проявления и последствия экологического кризиса.

5) Пути преодоления экологического кризиса:

а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;

б) использование достижений науки для уменьшения выбросов в окружающую среду;

в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Вопросная форма плана раскрытия данной темы:

1) Что такое глобальные проблемы?

2) В чём заключается сущность экологического кризиса?

3) Какова его связь с другими глобальными проблемами?

4) Каковы причины экологического кризиса?

а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;

б) потребительское отношение к природе.

5) Каковы проявления и последствия экологического кризиса?

6) Каковы пути преодоления экологического кризиса?

а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;

б) создание безотходных производств;

в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Тезисная форма плана раскрытия данной темы:

1) Глобальные проблемы – совокупность проблем, возникших перед человечеством во второй половине XX века и от решения которых зависит существование человеческой цивилизации

2) Сущность экологического кризиса заключается в нарушении экологического равновесия на планете в результате усиления отрицательного воздействия производства на природу.

3) Экологический кризис связан с другими глобальными проблемами:

а) потепление климата приводит к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, что ставит под угрозу среду существования отдельных народов;
б) от загрязнения атмосферы, почв, рек и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран и континентов (голод, болезни и т.п.);
в) истребление отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдалённых последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.

3) Причины экологического кризиса:

а) человечество, вызвав к жизни мощные производительные силы, не всегда может поставить их под свой разумный контроль, т.к. уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи;

б) в сфере материального производства возросло потребление природных ресурсов. За вторую половину XX века было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества.

4) Преодоление экологического кризиса возможно только в результате повышения экологического сознания людей, подразумевающего:

а) преодоление потребительского отношения к природе;

б) создание безотходных производств;

в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Предпочтительнее составление плана в назывной или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено на экзамене ограничено.



Возможны две разновидности здания 28 (сложный план).

- Первая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какому-либо одному из аспектов широкой темы. В этом случае составление плана целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к тому аспекту, который необходимо рассмотреть.

- Вторая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме.

В уже рассмотренном выше плане по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности» названы два понятия: «экологический кризис» и «глобальные проблемы», так как экологический кризис – лишь одна из глобальных проблем. Следовательно, именно с понятия «глобальные проблемы» нужно начинать раскрытие обозначенной в задании темы. Вторая разновидность плана проще и не требует устанавливать взаимосвязь между двумя понятиями.

Пример 2: Составьте план по теме «Деятельность как способ существования людей».

1. Понятие деятельности.

2. Отличия деятельности человека от поведения животных.

а) осознанность

б) целеполагание

г) преобразование окружающего мира

д) умение изготавливать орудия труда

3. Структура деятельности:

а) мотив

б) цель
в) средства

г) действия
д) результат

4. Основные виды деятельности:

а) практическая (материально-производственная и социально-преобразовательная)

б) духовная(познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная)

5. Роль деятельности в жизни общества и человека.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: