Правовые средства, используемые органами прокуратуры при осуществлении данного направления, рассматриваются в неразрывной связи с соответствующими полномочиями органов прокуратуры.
Правовые средства прокурора представляют собой строго определенную систему правовых действий, закрепленных процессуальным законодательством РФ и законодательством о прокуратуре РФ. В силу того, что полномочия органов прокуратуры предопределяют правовые средства, их также подразделяют на два вида. Первую группу составляют правовые средства выявления нарушений закона в судебных актах, вторую – средства реагирования прокурора на выявленные нарушения закона в актах суда.
Средства выявления нарушения закона – представляют собой применяемые средства, с помощью которых прокуроры выявляют нарушения закона в судебных актах, вынесенных в процессе рассмотрения судами гражданских дел. Применительно к данному направлению прокурорской деятельности это - комплекс мыслительных, организационных и правовых действий прокурора, имеющие цель – выявление нарушений материального и процессуального закона в судебных актах, вынесенных в процессе рассмотрения судами гражданских дел.
|
|
Указанные проверки имею свою специфику:
Во-первых, предметом прокурорской проверки является соответствие материальному и процессуальному праву судебных актов, вынесенных в процессе рассмотрения судами гражданских дел.
Во-вторых, поскольку суд независимый (не поднадзорный прокуратуре) орган, прокуроры не наделены властными полномочиями в отношении суда, прокурорские проверки имеют не императивный характер. Следовательно, предложения прокурора, адресованные суду в актах прокурорского реагирования, носят рекомендательных характер.
Поводом проведения в данном ненадзорном направлении прокурорской деятельности по обеспечению исполнения закона проверки могут быть любые, полученные прокурором, сведения о вынесении судом незаконного акта, решения, постановления, определения. Причем инициатива может исходить как от соответствующего должностного, физического и юридического лица которому закон дает такое право, так и от прокурора, участвующего в деле.
Виды проверок. В зависимости от вида судебных инстанций, в которой принимает участие прокурор, проверки подразделяются на апелляционные, кассационные, надзорные и частные.
Структура проверки Прокурорская проверка в данном направлении деятельности прокуратуры имеет определенную структуру, обусловленную видом проверки и состоит из трех этапов.
Первый этап - предпроверочный, подготовительный. В нем проверяющий прокурор изучает все последние изменения материального и процессуального права, Пленумы ВС РФ планирует время и место проведения проверки (местом проведения проверки является либо суд).
|
|
Второй этап - это сами проверочные действия. На этом этапе прокурор изучает судебный акт (решение, определение или постановление суда по конкретному делу) наблюдательное производство, материалы гражданского дела. В случае возникшей необходимости, истребует и исследует дополнительную документацию, обследует территории и помещения, вызывает и опрашивает должностных и иных лиц, истребует объяснения и заключения специалистов.
Третий этап - постпроверочные действия. На этом этапе прокурор тщательно анализирует все материалы проверки приходит к однозначному выводу и на их основании материалов готовит представление, а в случаях, предусмотренных законом другие (сигнализационные и иные) средства. Затем направляет его в соответствующую судебную инстанцию, докладывает позицию прокурору участвующему в рассмотрении подготовленного представления и составляет справку о результатах проверки. После чего все материалы проверки приобщает к наблюдательному производству. После рассмотрения судом представления решение суда также приобщается к наблюдательному производству.
Средства прокурорского реагирования. В данном направлении прокурорской деятельности это процессуальные ненадзорные акты прокурорского реагирования и, а также сигнализационные и другие не основные средства.
Представления прокурора. Представления прокурора в данном направлении прокурорской деятельности определяются как приносимые в суд официальное заявления прокурора об отмене или изменении конкретного, судебного акта в целом либо в его части, вынесенного в процессе рассмотрения судом гражданского дела.
Представления прокурора приносимое на судебные акты подразделяются на конкретные виды:
— апелляционные;
— кассационные;
— надзорные;
— частные.
В основу такого разделения положены судебным инстанции, куда они вносятся, и виды судебного акта, на который приносятся представления. Структура и содержание указанных представлений. А также и порядок их внесения регламентированы действующим процессуальным законодательством ГПК РФ.
Содержание апелляционного представления. Законом установлены требования к содержанию апелляционного представления. В соответствии со ст. 322 ГПК РФ в нем должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается апелляционное представление;
2) указание на решение суда, которое обжалуется;
3) требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым он считает решение суда неправильным;
4) должностное положение прокурора, подающего представление, его классный чин и подпись прокурора;
5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а, следовательно, и для принесения апелляционного представления являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Следует учитывать, что в апелляционном представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
|
|
Апелляционное представление и приложенные к нему документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
При подаче апелляционного представления, не соответствующего требованиям, предусмотренным ст. 322 ГПК РФ, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления представления выносит определение, которым оставляет представление без движения, и назначает разумный срок для исправления недостатков с учетом характера таких недостатков. На определение судьи об оставлении апелляционного представления без движения может быть подано частное представление прокурора.
Апелляционное представление возвращается прокурору в случаях:
1) невыполнения в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении представления без движения;
2) истечения срока обжалования, если в представлении не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.
Апелляционное представление возвращается также при его отзыве прокурором, если дело не направлено в суд апелляционной инстанции. Возврат апелляционного представления прокурору осуществляется на основании определения судьи. На определение судьи о возвращении апелляционного представления может быть подано частное представление прокурора.
До вынесения судом апелляционного определения допускается отказ прокурора от апелляционного представления. Заявление об отказе от апелляционного представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции.
Содержание кассационного представления. Кассационное представление должно включать в себя:
1) наименование суда, в который оно подается;
2) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
3) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
|
|
5) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
6) просьбу прокурора, подающего представление;
7) должностное положение прокурора, подающего представление, его классный чин и подпись.
Если кассационное представление ранее подавалось в суд кассационной инстанции, в нем должно быть указано на принятое по представлению решение.
К кассационному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Представление подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
Кассационное представление возвращается без рассмотрения по существу, если:
1) представление не отвечает требованиям, предъявляемым п. 1—5 и 7 ч. 1, ч. 3—7 с. 378 ГПК РФ к содержанию кассационного представления;
2) представление подано прокурором, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции;
3) пропущен срок обжалования судебного постановления в кассационном порядке и к кассационному представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
4) поступила просьба об отзыве кассационного представления;
Генеральный прокурор в своем приказе от 26.04.2012 N 181 указывает на то, что проект кассационного (надзорного) представления нужно направлять вышестоящему прокурору в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего из обжалуемых судебного постановления в законную силу. Он отмечает, что данный срок не является пресекательным, однако преследует цель обеспечить соблюдение процессуальных сроков при обращении с кассационным (надзорным) представлением в суд[19].
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ, способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Содержание надзорного представления. Надзорное представление должно содержать:
1) наименование суда, в который оно подается;
2) наименования лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
3) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
5) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
6) просьбу прокурора, подающего представление.
7) должностное положение прокурора, подающего представление, его классный чин и подпись.
Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем.
К надзорному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Надзорное представление подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
Прокурор имеет право на принесение надзорного представления в случае, если обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
Надзорное представление возвращается без рассмотрения по существу, если:
1) представление не отвечает требованиям, предъявляемым к содержанию надзорного представления, предусмотренным п. 1—5 и 7 ч. 1, ч. 3—6 ст. 391.3 ГПК РФ;
2) представление подано прокурором, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорному представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
4) поступила просьба об отзыве надзорного представления;
5) представление подано с нарушением правил подсудности.
Судья ВС РФ изучает поступившее надзорное представление по материалам, приложенным к представлению, либо по материалам истребованного дела. Следует учитывать, что в случае истребования дела судья может вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорном представлении прокурора.
По результатам изучения надзорного представления судья ВС РФ выносит определение:
1) об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорное представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции.
Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС;
2) о передаче надзорного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС.
Согласно ст. 394 ГПК РФ представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам может быть подано прокурором в суд, которое приняло эти постановления. Вновь открывшиеся и новые обстоятельства регламентированы ч.3 и ч. 4 ст. 392 ГПК РФ соответственно, содержатся в закрытом перечне, расширительному толкованию не подлежат.
Представление может быть подано в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра.
Частное представление. В рамках участия прокурора в рассмотрении гражданских дел судом второй инстанции прокурор имеет право принесения частного представления на определение суда первой инстанции в суд апелляционной инстанции. ГПК РФ закрепляет, что частные представления могут быть поданы отдельно от апелляционного представления только в случаях, предусмотренных ГПК РФ, а также в том случае, если определение суда исключает возможность дальнейшего движения дела.
В остальных случаях частные представления не приносятся, возражения включаются в апелляционные представления.
Для принесения частного представления по сравнению с принесением апелляционного представления предусмотрен сокращенный срок – 15 дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.