1. Он направлен на защиту личных и имущественных прав членов «ячейки общества» и тех, кто с ними непосредственно связан.
2. Регулирует, в основном, отношения между физическими лицами. Исключение составляют органы опеки и попечительства и другие социальные службы.
3. Предметом внимания СК РФ являются длящиеся во времени отношения: брак, воспитание детей, алиментные обязательства и т.п.
4. К сфере интересов СК РФ относятся юридические факты.
5. морально-нравственная направленность.
Особенности семейного права
1. Круг правоотношений подразделяется на две группы: личные и имущественные. Личные возникают по поводу нематериальных благ. Имущественные – алиментные обязательства членов семьи, а также отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества.
2. Участники семейных правоотношений являются не посторонние, а близкие люди – члены семьи, причем все они граждане.
3. Семейно-брачные отношения в основном имеют личный характер; производными от них (вторичными) являются имущественные отношения.
|
|
4. Семейно-брачные права и обязанности неотчуждаемы
5. Отношения в браке и семья возникают из специфических юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство, усыновленные, принятие ребенка на воспитание в приемную семью. Методу семейного права свойствен элемент императивности. Императивные нормы не могут быть изменены соглашением сторон.
Понятие и особенности Образовательного права
Образовательное право – это комплексная отрасль права, система правовых норм различных отраслей права, регулирующих педагогические отношения, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением. Оно включает как источники, действующие на только на территории данного государства (национальное образовательное право), так и международно-правовые источники, регулирующие образовательные отношения (международное образовательное право).
В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется:
1. право каждого жителя РФ на образование;
2. общедоступность и бесплатность образования;
3. право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование;
4. основное общее образование является обязательным.
5. РФ устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает основные формы образования и самообразования.
Осуществление социальных гарантий через следующие функции
1) обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;
2) обеспечение политической устойчивости власти;
3) определение законодательной и нормативной базы социальной политики;
|
|
4) разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз);
5) непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики.
В России образовательная политика строится на следующих принципах:
1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
2. Единство федерального культурного и образовательного пространства.
3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4. Светский характер образования в государственном и муниципальном образовательных учреждениях;
5. Свобода и плюрализм в образовании;
6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Черты комплексной отрасли:
1. Не имеет единого однородного предмета;
2. Включает в себя нормы разных отраслей;
3. Пользуются методами основных отраслей;
4. Не занимают места в правовой системе.
5. Она возникает при наличии потребности общества в использовании новых механизмов, принципов, методов правового регулирования этих особых отношений.
Объектом - общественные отношения, являющиеся элементом сферы образования.
Предмет регулирования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
Субъектами, участниками правоотношений, являются физические лица и юридические лица — ОУ, органы управления образованием, местные органы самоуправления и т. д.
Участники отношений в сфере образования (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.
Особенности правового положения субъектов образовательного права:
1. обладает лишь теми правами и обязанностями, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в учредительных документах.
2. Для несовершеннолетних правоспособность возникает в разное время для разных видов образования.
3. Дееспособность обучающегося определяется ГК РФ;
4. Основанием возникновения правоотношений является юридический состав – совокупность юридических фактов.
5. Характер юридических последствий для субъектов образовательного права неоднороден. В отношении детей не могут применяться санкции, как в отношении совершеннолетних. Для них применяют в основном убеждение и поощрение.
Он включает особенности:
- правового положения участников правоотношений;
- связи прав и обязанностей участников правоотношения;
- механизма правового регулирования;
- ответственности участников отношений;
- санкций, применяемых к правонарушителю;
- мер поощрения, убеждения, применяемых в правоотношениях.