Основные признаки семейного законодательства

1. Он направлен на защиту личных и имущественных прав членов «ячейки общества» и тех, кто с ними непосредственно связан.

2. Регулирует, в основном, отношения между физическими лицами. Исключение составляют органы опеки и попечительства и другие социальные службы.

3. Предметом внимания СК РФ являются длящиеся во времени отношения: брак, воспитание детей, алиментные обязательства и т.п.

4. К сфере интересов СК РФ относятся юридические факты.

5. морально-нравственная направленность.

Особенности семейного права

1. Круг правоотношений подразделяется на две группы: личные и имущественные. Личные возникают по поводу нематериальных благ. Имущественные – алиментные обязательства членов семьи, а также отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества.

2. Участники семейных правоотношений являются не посторонние, а близкие люди – члены семьи, причем все они граждане.

3. Семейно-брачные отношения в основном имеют личный характер; производными от них (вторичными) являются имущественные отношения.

4. Семейно-брачные права и обязанности неотчуждаемы

5. Отношения в браке и семья возникают из специфических юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство, усыновленные, принятие ребенка на воспитание в приемную семью. Методу семейного права свойствен элемент императивности. Императивные нормы не могут быть изменены соглашением сторон.

Понятие и особенности Образовательного права

Образовательное право – это комплексная отрасль права, система правовых норм различных отраслей права, регулирующих педагогические отношения, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением. Оно включает как источники, действующие на только на территории данного государства (национальное образовательное право), так и международно-правовые источники, регулирующие образовательные отношения (международное образовательное право).

В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется:

1. право каждого жителя РФ на образование;

2. общедоступность и бесплатность образования;

3. право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование;

4. основное общее образование является обязательным.

5. РФ устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает основные формы образования и самообразования.

Осуществление социальных гарантий через следующие функции

1) обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;

2) обеспечение политической устойчивости власти;

3) определение законодательной и нормативной базы социальной политики;

4) разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз);

5) непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики.

В России образовательная политика строится на следующих принципах:

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Единство федерального культурного и образовательного пространства.

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4. Светский характер образования в государственном и муниципальном образовательных учреждениях;

5. Свобода и плюрализм в образовании;

6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Черты комплексной отрасли:

1. Не имеет единого однородного предмета;

2. Включает в себя нормы разных отраслей;

3. Пользуются методами основных отраслей;

4. Не занимают места в правовой системе.

5. Она возникает при наличии потребности общества в использовании новых механизмов, принципов, методов правового регулирования этих особых отношений.

Объектом - общественные отношения, являющиеся элементом сферы образования.

Предмет регулирования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Субъектами, участниками правоотношений, являются физические лица и юридические лица — ОУ, органы управления образованием, местные органы самоуправления и т. д.

Участники отношений в сфере образования (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Особенности правового положения субъектов образовательного права:

1. обладает лишь теми правами и обязанностями, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в учредительных документах.

2. Для несовершеннолетних правоспособность возникает в разное время для разных видов образования.

3. Дееспособность обучающегося определяется ГК РФ;

4. Основанием возникновения правоотношений является юридический состав – совокупность юридических фактов.

5. Характер юридических последствий для субъектов образовательного права неоднороден. В отношении детей не могут применяться санкции, как в отношении совершеннолетних. Для них применяют в основном убеждение и поощрение.

Он включает особенности:

- правового положения участников правоотношений;

- связи прав и обязанностей участников правоотношения;

- механизма правового регулирования;

- ответственности участников отношений;

- санкций, применяемых к правонарушителю;

- мер поощрения, убеждения, применяемых в правоотношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: