Дополнительная учебная литература

Технологическая карта самостоятельной работы студента

Темы дисциплины Задания для самостоятельной работы Перечень учебно-методического обеспечения (раздел 4)
1 Тема 1. Предмет и задачи курса.  Вопросы: 1. Значение занимательности для младшего школьника. 2.  Авторские позиции по вопросу занимательности в учебном процессе. 3.  Элементы занимательности. 4.  Задачи, принципы занимательности. 5.  Классификация Ушинского.  Практические задания:
  1. Представить общую классификацию пособий по любому учебнику русского языка
  2. Сравнить состав словника энциклопедического и толкового словаря: объем, грамматический состав - части речи).
  3. Составить аннотацию занимательного учебного пособия (любого по выбору).
  4. Составить список занимательной литературы для младших школьников (6-7 названий).
  5. Составить концепт-словарь терминов дисциплины
4.1,4.2, 4.3, 4.4.  
2 Тема 2.Типы занимательных пособий, классификация Вопросы: 1Типы пособий по русскому языку, их характеристика. 2. Виды занимательных заданий. 3 Классификация занимательных заданий, их харатеристика.  Задания к практическому занятию: 1.Приведите примеры занимательных заданий разных типов. 2.Составьте аннотацию к любому пособию по схеме: 1) адресат 2) содержание 3) виды упражнений. 3.Составьте аннотацию любого пособия по орфографии. 4. Составьте аннотацию любого пособия по орфоэпии. 5.Со составьте аннотацию любого пособия по грамматике. 6. Составьте аннотацию любого комплексного пособия    4.1,4.2, 4.3, 4.4.  
3 Тема 3.Принципы составления занимательный пособий для начальной школы Вопросы:  Принципы составления пособий. Работа со словарем (задачи, принципы, этапы)    Задания к практическому занятию:      1.Проанализируйте изложение научной теории в любом пособии на выбор.      2. Найдите научные термины в пособии и оцените, понятны ли они детям.      3. Выпишите из лингвистического словаря определение терминов: звук, буква, корень,        суффикс, приставка, окончание, определение части речи или предложения.     4. Адаптируйте любое определение, чтобы оно было понятно ученикам начальной школы.     5.Необходимо ли в пособие распределение материала по классам? Приведите свои наблюдения, когда это необходимо, а когда – нет.    6. Составьте задание на одну и ту же тему для 1,2,3 и 4 классов.    4.1,4.2, 4.3, 4.4.    
4 Тема4. Общие методические принципы работы с занимательной литературой  Практические задания 1. Составьте список занимательной литературы для одного из разделов русского языка. 2. Составьте упражнения занимательного характера для основного этапа по следующим разделам: а) орфография б) фонетика в) морфемика г) грамматика д) орфоэпия.             3. Составьте упражнение в форме загадки, поговорки или скороговорки, ребуса по орфографии.             4. Составьте упражнение в стихотворной форме для изучения фонетики или орфоэпии.            5. Составьте упражнение в форме ребуса или кроссворда для изучения грамматики.            6. Составьте конспект урока или его фрагмента для первичного знакомства с любыми занимательными упражнениями (по выбору).            7. Сделайте презентацию занимательных упражнений для младших школьников.      4.1,4.2, 4.3, 4.4.    
5 Тема 5. Методика работы с каждым из видов пособий    Практические задания 1. Дайте анализ занимательных заданий в одном из учебни ков русского языка по выбору. 2. Составьте занимательное упражнения для нахождения орфограммы в слове для учеников 1-2 классов. 3. Составьте упражнение со словарем для нахождения слов с определенной трудностью в произношении для учеников 3-4 классов. 4. Составьте занимательное упражнение по словообразованию. 5. Составьте занимательное упражнение по грамматике. 6. Составьте контрольную работу для проверки знаний младших школьников по какому-либо разделу русского языка. 7. Напишите конспект или фрагмент урока с занимательными упражнениями разного типа.    4.1,4.2, 4.3, 4.4.  
6 Тема 6 Виды занимательных упражнений    Практические задания:        1.Составьте упражнение в форме загадки, поговорки или скороговорки, ребуса по орфографии.         2. Составьте упражнение в стихотворной форме для изучения фонетики или орфоэпии.          3. Составьте упражнение в форме ребуса или кроссворда для изучения грамматики.           4. Составьте конспект урока или его фрагмента для первичного знакомства с любыми занимательными упражнениями (по выбору).            5. Сделайте презентацию занимательных упражнений для младших школьников.    4.1,4.2, 4.3, 4.4.  
 

РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная учебная литература

1. Гуркова, Ирина Васильевна Методика работы со словарями в начальной школе [Электронный ресурс]: деривативное электронное учебно-методическое пособие / И. В. Гуркова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2017. - 1 CDR (139 Мб) - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/Library/71727/web.php. - Мин. систем. требования: Pentium 166 и выше; 15 Мб свободного места на жестком диске; 64 Мб ОЗУ; в/карта с разреш. 800х600 и цв. гаммой 16 bit; Microsoft Windows 98, Me, 2000, XP, 7, 8; зв. карта, колонки или наушники; доп. программные средства: Mozilla Firefox 5.0 (и выше) или Mozilla Firefox 2.0 (и выше); Microsoft Office PowerPoint; Acrobat Reader. - ISBN 978-5-00104-089-7

2.Гуркова, Ирина Васильевна Методика работы со словарями в начальной школе: учебно-методическое пособие / И. В. Гуркова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - 2-е изд. - Новосибирск: НГПУ, 2017. - 81 с. - Библиогр.: с. 78-80. - URL: https://lib.nspu.ru/views/library/68610/read.php (дата обращения: 25.08.2020). - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВО "НГПУ" на 2012-2017 гг. - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - ISBN 978-5-00104-094-1

3. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Справочник по русскому языку. Р-н-Д: Феникс, 2012.

4. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Правила русского языка Р-н-Д.: Феникс, 2012-11

5. Гуркова И.В. Зачем нужна грамматика М.:Русское слово, 2011

 

Дополнительная учебная литература

1. Гуркова И.В. Пишу и говорю правильно Орфографический словарь для учащихся начальной школы. М.: ОЛМА-Медиа-Групп, 2011

2. Гуркова И.В. Как растёт слово? Морфемно-словообразовательный словарь М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010

3. Гуркова И.В. Словарик синонимов и антонимов для учащихся начальной школы Р—н-Д.: Феникс, 2012

4. Гуркова И.В. Тесты по русскому языку к учебникам Т.Г.Рамзаевой 1-4 класс М.:Дрофа, 2008- 2011

5. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев – М.:Просвещение, 1995

6. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка- М.: АСТ,2002.

7. Волина В.В.Веселая грамматика – М.:Дрофа, 2001

8.  Бондаревский В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании. М., Просвещение, 1999.

9. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика и методика начального образования": доп. М-вом образования и науки РФ / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - Москва: Академия, 2011.

10. Современный русский литературный язык: учебник для вузов по гуманитар. специальностям: доп. М-вом образования РФ / [В. И. Максимов и др.]; под ред. В. Г. Костомарова, В. И. Максимова. - Москва: ЮРАЙТ, 2010.

11. Современный русский язык: учебник для вузов по специальности "Филология": рек. М-вом образования РФ / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков; под ред. П. А. Леканта. - Москва: Дрофа, 2007

12. Современный русский язык/ Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова.- Москва: Айрис-пресс, 2008.

 

4.3 Ресурсы сети "Интернет"

4.3.1 Ресурсы НГПУ:

1. Вьюшкова, Людмила Николаевна. Русский язык [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Л. Н. Вьюшкова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2011.

2. Дмитриева, Ульяна Михайловна. Русский язык [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / сост. У. М. Дмитриева; Новосиб. гос. пед. ун-т, Институт открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2012.

3.  98413_bolshoi_tolkovyi_slovar_pravilnoy_russkoi_reshi/ html – доступна электронная версия в университетской библиотеке НГУ

4. Толковый словарь русского языка. Под ред. Бутромеева В.В. М.: Рипол классик. 2008

5. www.biblioclab. Ru\ 54024_Tolkovyi_slovar_russkogo_yazyka.html

4.3.2 Ресурсы открытого доступа:

 1.Королькова, Ольга Олеговна. Самые трудные темы по русскому языку в таблицах: краткий справочник / О. О. Королькова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2009. - 40 с. - Библиогр.: с. 38. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: