2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Общий прирост населения за год, человек | –1171 | –4627 | –2858 | –2517 | –1999 | –2940 | –3293 |
Естественный прирост, чел. | –3751 | –2877 | –2107 | –2244 | –2114 | –2301 | –2288 |
Решение: _____________________________________________________________________
Ответ: _______________ чел.
Задание 4. Определите величину миграционного прироста населения Челябинской области в 2016 г.
Решение: ___________________________________________________________________
Ответ: _______________ тыс. чел.
Задание 5. Составление схемы «Миграции населения»
по причинам |
по направленности |
МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ |
по продолжительности |
по способу реализации |
Оценка
Дата: ____________________ |
«Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России»
Цель работы: научиться обрабатывать статистические материалы, анализировать, обобщать, ранжировать полученные результаты, выявить различия в уровне урбанизации регионов страны.
|
|
Задание: на основе данных численности населения регионов России (федеральных округов) и показателя урбанизации (доли городского населения) за 2016 г. рассчитать численность городского населения в регионах. Заполнить пустые графы таблицы. Сделать вывод о результате работы.
Этапы работы:
1. Вычислить долю городского населения в регионе.
Доля городского населения (ДГН) (в %) = 100 % – доля сельского населения (в %)
2. Определить численность городского населения региона.
Численность городского населения (ЧГН) =
3. Полученные результаты внесите в таблицу.
4. Сделайте вывод о различиях в уровне урбанизации.
Федеральный округ | Численность населения, млн чел. | Доля сельского населения, % | Доля городского населения, % | Численность городского населения, млн чел. |
Центральный | 39,2 | 17,9 | ||
Северо-Западный | 13,9 | 15,7 | ||
Южный | 16,4 | 37,6 | ||
Северо-Кавказский | 9,8 | 50,9 | ||
Приволжский | 29,6 | 28,3 | ||
Уральский | 12,3 | 18,8 | ||
Сибирский | 19,3 | 27,0 | ||
Дальневосточный | 6,2 | 24,3 |
Вывод: Самая большая численность городского населения в ____________________________
___________, самая малая численность городского населения в _________________________
___________, самый высокий уровень урбанизации – в _________________________________ ______________________________, самый низкий уровень урбанизации – в _______________ _________________________________________________________________________________.
|
|
Оценка
Дата: ____________________ |
«Определение особенностей размещения крупных народов России»
Цель работы: выявить исторические особенности заселения и современного размещения народов России, закрепить умение работать с картой «Народы России», определять принадлежность народов к языковым семьям и группам.
Задания:
1. Познакомьтесь с данными таблицы 5 на с. 91 учебника Домогацких Е.М. и др.
2. Выделите в каждой языковой семье три самых многочисленных народа. Впишите названия этих народов в таблицу.
3. Определите принадлежность этих народов к языковой группе. Запишите в соответствующую графу в таблице.
4. По карте «Народы» определите районы компактного проживания указанных в таблице народов. Запишите названия районов в таблицу.
Для справок: районы – Центральная Россия, Северо-Запад России, Европейский Север, Поволжье, Урал, Европейский Юг, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Языковая семья | Крупнейшие народы | Языковая группа | Районы компактного проживания |
Индоевропейская | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
Алтайская | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
Уральско-юкагирская | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
Северокавказская | 1. | ||
2. | |||
3. |
Оценка
Дата: ____________________ |
«Чтение и анализ половозрастных пирамид. Объяснение различий
в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России»
Цель работы: научиться читать и анализировать половозрастную пирамиду, характеризующую население России; на основе анализа статистических данных делать выводы об обеспеченности регионов трудовыми ресурсами.
ВОЗРАСТНО-ПОЛОВАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
на 1 января 2017 г.
Возраст, лет
тысяч человек
тысяч человек
1. На основе анализа возрастно-половой пирамиды заполните таблицу.
Периоды демографического кризиса(крайне низкий показатель численности населения по сравнению с соседними возрастными группами) | Возрастная категория, расположенная в демографическом провале пирамиды | Соотношение женщин и мужчин | Факторы, оказавшие влияние на демографическую ситуацию |
Первый демографический провал | |||
Второй демографический провал | |||
Третий демографический провал |
I вариант
2. На основе анализа статистических данных сделайте вывод о различиях в обеспеченности трудовыми ресурсами, уровне занятости и уровне безработицы регионов России
№ п/п | Регионы | Доля трудоспособного населения, % | Уровень занятости населения | Уровень безработицы |
1 | Московская область | 58,2 | 69,7 | 3,3 |
2 | Республика Калмыкия | 56,9 | 62,5 | 10,6 |
3 | Республика Ингушетия | 58,7 | 50,8 | 30,2 |
4 | Курганская область | 52,3 | 59,1 | 8,4 |
5 | Республика Тыва | 54,5 | 52,0 | 16,6 |
6 | Приморский край | 58,1 | 65,9 | 6,0 |
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Оценка
Дата: ____________________ |
«Описание отрасли по типовому плану»
Цель: научиться составлять характеристику отрасли промышленности по типовому плану с помощью различных источников информации.
Задание: по типовому плану дать характеристику одной из отраслей электроэнергетики.
I вариант
Гидроэнергетика
План описания отрасли
1. Название отрасли.
2. Принцип работы гидроэлектростанций.
3. Доля гидроэнергетики в общей выработке электроэнергии в России.
4. Особенности сырьевой базы отрасли.
5. Принципы размещения гидроэнергетики.
6. География гидроэнергетики. Крупнейшие ГЭС России.
7. Преимущества ГЭС.
8. Недостатки ГЭС.
9. Картосхема.
1. _____________________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________________
4. _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
5. _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
6. _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
7. _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
8. _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
|
|
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
9. Картосхема
Оценка
Дата: ____________________ |
«Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем,