МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
От 10 января 2017 г. N 10н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 10 января 2017 г. N 10н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ
| 571 | |
| Регистрационный номер |
I. Общие сведения
| Педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся | 01.005 | |
| (наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
| Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей |
Группа занятий:
| 2330 | Педагогические работники в средней школе | 2341 | Педагогические работники в начальном образовании |
| 2342 | Педагогические работники в дошкольном образовании | 2359 | Специалисты в области образования, не входящие в другие группы |
| (код ОКЗ <1>) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
| 85.11 | Образование дошкольное |
| 85.12 | Образование начальное общее |
| 85.13 | Образование основное общее |
| 85.14 | Образование среднее общее |
| 85.21 | Образование профессиональное среднее |
| 85.22 | Образование высшее |
| 85.41 | Образование дополнительное детей и взрослых |
| (код ОКВЭД <2>) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
| Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
| код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
| A | Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации | 6 | Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации | A/01.6 | 6 |
| Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации | A/0.6 | 6 | |||
| Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся | A/03.6 | 6 | |||
| B | Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации | 6 | Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений | B/01.6 | 6 |
| Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений | B/02.6 | 6 | |||
| Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов | B/03.6 | 6 | |||
| C | Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса | 6 | Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания | C/01.6 | 6 |
| Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности | C/02.6 | 6 | |||
| Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности | C/03.6 | 6 | |||
| D | Воспитательная работа с группой обучающихся | 6 | Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся | D/01.6 | 6 |
| Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся | D/02.6 | 6 | |||
| Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся | D/03.6 | 6 | |||
| E | Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования | 6 | Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса | E/01.6 | 6 |
| Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры | E/02.6 | 6 | |||
| Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению | E/03.6 | 6 | |||
| F | Тьюторское сопровождение обучающихся | 6 | Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов | F/01.6 | 6 |
| Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов | F/02.6 | 6 | |||
| Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов | F/03.6 | 6 | |||
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации | Код | A | Уровень квалификации | 6 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
|
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||
| Возможные наименования должностей, профессий | Социальный педагог |
| Требования к образованию и обучению | Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства |
| Требования к опыту практической работы | - |
| Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <3> Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <4> |
| Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 2330 | Педагогические работники в средней школе |
| 2341 | Педагогические работники в начальном образовании | |
| 2342 | Педагогические работники в дошкольном образовании | |
| 2359 | Специалисты в области образования, не входящие в другие группы | |
| ОКПДТР <5> | 25487 | Педагог социальный |
| ОКСО <6> | 030300 | Психология |
| 040100 | Социальная работа | |
| 050000 | Образование и педагогика |
3.1.1. Трудовая функция
| Наименование | Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
|
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||
| Трудовые действия | Анализ ситуаций жизнедеятельности обучающихся |
| Разработка мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования | |
| Проектирование программ формирования у обучающихся социальной компетентности, социокультурного опыта | |
| Разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации | |
| Разработка мер по профилактике социальных девиаций среди обучающихся | |
| Планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся | |
| Необходимые умения | Осуществлять отбор социально-педагогических методов изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся |
| Применять социально-педагогические методы изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся для выявления их потребностей | |
| Определять необходимый перечень мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования | |
| Определять необходимый перечень мер по реализации и защите прав обучающихся в процессе образования | |
| Разрабатывать программы формирования у обучающихся социальной компетентности | |
| Разрабатывать мероприятия по социальной адаптации обучающихся к новой жизненной ситуации | |
| Проектировать содержание социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта | |
| Планировать работу с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем | |
| Планировать мероприятия по профилактике девиантного поведения обучающихся | |
| Разрабатывать меры по социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения | |
| Разрабатывать меры по обеспечению досуговой занятости обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства | |
| Согласовывать с институтами социализации план совместных действий по обеспечению позитивной социализации обучающихся | |
| Оказывать обучающимся первую помощь | |
| Необходимые знания | Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные |
| Нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, воспитания, социальной работы с детьми и молодежью | |
| Методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, выявления их потребностей | |
| Подходы, формы и методы социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования | |
| Способы обеспечения реализации и защиты прав обучающихся в процессе образования | |
| Особенности формирования социальной компетентности у обучающихся разного возраста | |
| Основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации обучающихся, помощи им в освоении социальных ролей | |
| Основы проектирования программ социально-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе социализации | |
| Подходы к планированию мероприятий по организации свободного времени обучающихся | |
| Способы планирования социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта | |
| Формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации | |
| Основные направления профилактики социальных девиаций среди обучающихся | |
| Формы и методы профилактической работы с детьми и семьями группы социального риска | |
| Социально-педагогические условия обеспечения социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения | |
| Способы обеспечения досуговой занятости обучающихся | |
| Теория и методика организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в каникулярное время | |
| Теория и методика социально-педагогической работы с детьми и молодежью по месту жительства | |
| Теоретические и практические знания по учебной дисциплине "Первая помощь" | |
| Другие характеристики | - |
3.1.2. Трудовая функция
| Наименование | Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации | Код | A/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
|
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||
| Трудовые действия | Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования |
| Реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта | |
| Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации | |
| Профилактическая работа с обучающимися группы социального риска | |
| Организация социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения | |
| Обеспечение досуговой занятости обучающихся | |
| Организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся | |
| Необходимые умения | Проводить консультирование педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав обучающихся в процессе образования |
| Реализовывать меры по социально-педагогической поддержке обучающихся в освоении образовательных программ | |
| Проводить занятия и культурно-просветительские мероприятия по формированию у обучающихся социальной компетентности | |
| Организовывать социально и личностно значимую деятельность обучающихся с целью формирования у них социокультурного опыта | |
| Оказывать консультативную помощь обучающимся в принятии решений в ситуациях самоопределения | |
| Применять технологии педагогической поддержки социальных инициатив обучающихся | |
| Проводить мероприятия по адресной социально-педагогической поддержке обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем | |
| Применять социально-педагогические технологии профилактики девиантного поведения обучающихся | |
| Организовывать индивидуальную профилактическую работу с обучающимися и семьями группы социального риска | |
| Применять педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения | |
| Организовывать досуговую деятельность обучающихся | |
| Согласовывать содержание совместной деятельности с социальными институтами по обеспечению позитивной социализации обучающихся | |
| Координировать совместную деятельность с социальными институтами по социально-педагогической поддержке обучающихся | |
| Необходимые знания | Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся |
| Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся; санитарно-гигиенические требования к организации работы с обучающимися | |
| Права и свободы обучающихся в области образования | |
| Формы и методы консультирования педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав обучающихся | |
| Механизмы реализации социально-педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ | |
| Особенности формирования социальной компетентности обучающихся разного возраста | |
| Основные направления и виды деятельности обучающихся, обеспечивающие расширение у них актуального социокультурного опыта | |
| Формы и методы организации социально и личностно значимой деятельности обучающихся разного возраста | |
| Методы формирования воспитывающей атмосферы в образовательной организации, обеспечения позитивного общения обучающихся | |
| Технологии педагогической поддержки обучающихся в проектировании индивидуального маршрута, ситуациях самоопределения | |
| Технологии социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении | |
| Формы и методы профилактики социальных девиаций, работы с детьми и семьями группы социального риска | |
| Особенности детей, проявляющих девиантное поведение, имеющих различные формы зависимостей | |
| Педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения | |
| Формы работы с детьми и молодежью по месту жительства | |
| Механизмы обеспечения досуговой занятости обучающихся, проведения культурно-просветительских мероприятий | |
| Социально-педагогический потенциал различных институтов социализации, методы его изучения и условия эффективной реализации | |
| Формы социального партнерства институтов социализации в целях позитивной социализации обучающихся | |
| Другие характеристики | - |
3.1.3. Трудовая функция
| Наименование | Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся | Код | A/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
|
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||
| Трудовые действия | Разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся |
| Разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям | |
| Осуществление методического сопровождения деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности | |
| Организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке обучающихся | |
| Организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке обучающихся | |
| Необходимые умения | Осуществлять поиск информационных ресурсов, методической литературы, инновационного опыта и их анализ |
| Осуществлять отбор материалов, актуальных для реализуемых программ социально-педагогической поддержки обучающихся | |
| Разрабатывать информационно-методические материалы для программ социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их участников - педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся | |
| Формировать информационно-методическую базу для консультирования родителей (законных представителей) по вопросам обеспечения позитивной социализации обучающихся | |
| Оказывать обучающимся организационно-педагогическую поддержку в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям | |
| Реализовывать мероприятия по социально-педагогической поддержке обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей | |
| Осуществлять организационно-методическое сопровождение мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся | |
| Осуществлять организационно-методическое сопровождение программ и мероприятий по социальной реабилитации обучающихся | |
| Проводить мероприятия по формированию безопасной информационной среды | |
| Реализовывать организационные меры и методическое сопровождение совместной деятельности социальных институтов по социально-педагогической поддержке разных категорий обучающихся | |
| Осуществлять контроль и анализ результатов реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся | |
| Необходимые знания | Источники актуальной информации в области социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации |
| Подходы к методическому обеспечению программ социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации | |
| Особенности современной семьи, семейного воспитания, работы с родителями, их консультирования | |
| Социально-педагогические средства поддержки обучающихся в построении социальных отношений, социальной адаптации | |
| Нормативно-правовые акты в области трудоустройства, патроната, обеспечения жильем, пособиями, пенсиями, оформления сберегательных вкладов, использования ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей | |
| Механизмы программно-методического обеспечения социального партнерства институтов социализации по вопросам социально-педагогической поддержки обучающихся | |
| Подходы к программно-методическому обеспечению социально-педагогической работы с детьми и молодежью по месту жительства | |
| Средства профилактики социальных рисков, девиантного поведения | |
| Методика социальной реабилитации обучающихся | |
| Основы образовательного менеджмента, управления воспитательным процессом, организационной культуры | |
| Формы и методы контроля реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся | |
| Методы диагностики и анализа результатов реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся | |
| Другие характеристики | - |
3.2. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации | Код | B | Уровень квалификации | 6 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
|
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||
| Возможные наименования должностей, профессий | Старший вожатый |
| Требования к образованию и обучению | Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства |
| Требования к опыту практической работы | - |
| Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
| Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 2330 | Педагогические работники в средней школе |
| 2341 | Педагогические работники в начальном образовании | |
| ОКПДТР | 20434 | Вожатый |
| ОКСО | 030300 | Психология |
| 040100 | Социальная работа | |
| 050000 | Образование и педагогика |
3.2.1. Трудовая функция
| Наименование | Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений | Код | B/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
|
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||
| Трудовые действия | Организация участия обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности по основным направлениям воспитания |
| Организация участия педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности | |
| Педагогическое стимулирование детских социальных инициатив | |
| Определение педагогических средств развития самоуправления обучающихся совместно с другими субъектами воспитания | |
| Организационно-педагогическая поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений в форме консультирования, делегирования функций, обучающих занятий, создания педагогических ситуаций, пошаговых инструкций, сотрудничества | |
| Оказание обучающимся первой помощи | |
| Необходимые умения | Осуществлять проектирование содержания воспитательного процесса на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) |
| Применять игровые педагогические технологии с целью включения обучающихся в планирование совместной деятельности | |
| Организовывать обсуждение планов и программ совместной деятельности в детских коллективах | |
| Организовывать участие педагогов и родителей (законных представителей) в проектировании содержания воспитательной деятельности образовательной организации | |
| Применять технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности | |
| Мотивировать обучающихся к реализации социальных проектов | |
| Осуществлять педагогическую поддержку детских инициатив | |
| Осуществлять разработку программ деятельности детских общественных объединений на основе предложений субъектов воспитания | |
| Выявлять социальные способности и лидерский потенциал обучающихся, их социокультурный опыт, интересы, потребности | |
| Организовывать совместное с обучающимися проектирование моделей детского самоуправления в образовательной организации | |
| Оказывать педагогическую поддержку обучающимся в формировании их творческих, общественных объединений, органов самоуправления | |
| Осуществлять педагогическую поддержку в формировании одного или нескольких общественных объединений обучающихся | |
| Осуществлять руководство одним или несколькими направлениями воспитательной деятельности с учетом требований ФГОС ОО | |
| Необходимые знания | Основные положения государственных стратегий и программ развития воспитания детей и молодежи |
| Требования ФГОС ОО к разработке программ воспитания | |
| Основные направления, виды и формы воспитательной деятельности | |
| Нормативные правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и молодежных общественных организаций | |
| Основы проектирования воспитательного процесса, примерная структура программы воспитания | |
| Теоретические и методические основы организации воспитательного процесса в детском коллективе | |
| Методы выявления лидерского потенциала обучающихся, их социокультурного опыта, интересов, потребностей | |
| Возрастные особенности обучающихся, пути реализации возрастного подхода к проектированию программ воспитания | |
| Методы педагогического стимулирования, мотивации обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности | |
| Игровые технологии включения детей в проектирование совместной деятельности | |
| Основы организации проектной деятельности детей разного возраста | |
| Примерное содержание социальных проектов обучающихся | |
| Технологии педагогической поддержки детских социальных инициатив, развития детской самодеятельности | |
| Теоретические и методические основы развития детского самоуправления в образовательной организации | |
| Теория и методика педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений | |
| Педагогические приемы включения педагогов и родителей (законных представителей) в проектирование моделей самоуправления в образовательной организации | |
| Теоретические и практические знания по учебной дисциплине "Первая помощь" | |
| Другие характеристики | - |
3.2.2. Трудовая функция
| Наименование | Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений | Код | B/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
|
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||
| Трудовые действия | Организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания |
| Педагогическая поддержка обучающихся в реализации ими программ деятельности их общественных объединений | |
| Организация работы органов самоуправления обучающихся | |
| Организация творческих занятий и мероприятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей | |
| Педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся | |
| Проведение коллективных творческих, массовых мероприятий | |
| Необходимые умения | Организовывать совместную социально и личностно значимую деятельность детей и взрослых |
| Осуществлять руководство одним или несколькими направлениями совместной деятельности субъектов воспитания в области гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания | |
| Формировать пространство для социальных инициатив обучающихся на основе социального партнерства институтов социализации | |
| Применять технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности | |
| Организовывать проектную деятельность обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение детских социальных проектов | |
| Проводить консультирование обучающихся по вопросам реализации ими социальных инициатив | |
| Мотивировать обучающихся к принятию самостоятельных решений в ситуациях выбора | |
| Оказывать педагогическую поддержку обучающимся в процессе самоопределения в рамках программ коллективной деятельности | |
| Руководить деятельностью одного или нескольких детских общественных объединений на основе технологий педагогической поддержки | |
| Проводить творческие занятия для членов детских общественных объединений и органов самоуправления с целью развития у обучающихся лидерского потенциала и организаторских способностей | |
| Проводить коллективные творческие, массовые мероприятия с учетом инициатив, интересов, потребностей субъектов воспитания | |
| Осуществлять контроль реализации программ совместной деятельности | |
| Анализировать динамику развития детского самоуправления, результаты деятельности детских общественных объединений | |
| Организовывать обсуждение в детских коллективах результатов реализации программ совместной деятельности | |
| Необходимые знания | Требования ФГОС ОО к организации воспитательного процесса в образовательной организации |
| Примерное содержание гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания | |
| Методы и формы организации гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания | |
| Вариативные модели детского самоуправления в образовательной организации и механизмы их реализации | |
| Формы и методы организации деятельности органов детского самоуправления в образовательной организации | |
| Технологии организации деятельности детских общественных объединений на основе самодеятельности | |
| Игровые технологии организации проектной деятельности обучающихся разного возраста | |
| Технологии педагогического стимулирования обучающихся к активному участию в совместной деятельности | |
| Примерное содержание детских социальных инициатив, способы их педагогической поддержки и сопровождения | |
| Формы и методы проведения творческих занятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей | |
| Теория и методика коллективной творческой деятельности, основы организации коллективных творческих дел | |
| Методы, приемы, способы обеспечения позитивного общения обучающихся, сотрудничества | |
| Формы и методы контроля результатов реализации программ совместной деятельности | |
| Методы изучения динамики развития детского коллектива, самоуправления, результатов деятельности детских общественных объединений | |
| Формы и методы организации оценочной деятельности обучающихся с целью анализа результатов совместной деятельности | |
| Основы организации массовых мероприятий для обучающихся разного возраста и способы оценки их эффективности | |
| Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся | |
| Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении мероприятий в образовательной организации и вне организации | |
| Другие характеристики | - |
3.2.3. Трудовая функция
| Наименование | Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов | Код | B/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
|
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||
| Трудовые действия | Развитие форм и способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления в образовательной организации |
| Развитие форм и способов взаимодействия детских объединений с другими институтами социализации | |
| Организация партнерства социальных институтов с целью поддержки детских социальных инициатив | |
| Привлечение к работе с детскими общественными объединениями родителей (законных представителей), специалистов разного профиля, волонтеров | |
| Педагогическая поддержка совместной деятельности детских общественных объединений с другими институтами социализации | |
| Анализ результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений | |
| Необходимые умения | Организовывать сотрудничество детских общественных объединений с органами педагогического и родительского самоуправления |
| Изучать воспитательный потенциал институтов социализации с целью выбора направлений и форм сотрудничества | |
| Устанавливать контакты с клубами по месту жительства, учреждениями культуры, спорта по вопросам воспитания обучающихся | |
| Организовывать взаимодействие детских общественных объединений с различными социальными институтами | |
| Осуществлять координацию совместных действий образовательной организации с институтами социализации по поддержке детских инициатив | |
| Организовывать поддержку детских социальных проектов на основе социального партнерства институтов социализации | |
| Организовывать участие семьи в проведении коллективных творческих, массовых мероприятий | |
| Пропагандировать поддержку деятельности детских объединений в социуме, мотивировать специалистов разного профиля к работе с детьми | |
| Осуществлять педагогическую поддержку участия волонтеров в развитии деятельности детских общественных объединений | |
| Оказывать методическую помощь институтам социализации по взаимодействию с детскими общественными объединениями | |
| Применять диагностические технологии для анализа эффективности совместных действий институтов социализации по поддержке детских общественных объединений | |
| Применять диагностические технологии для выявления динамики развития деятельности детских общественных объединений | |
| Необходимые знания | Нормативные правовые основы организации социального партнерства институтов социализации |
| Особенности социально-педагогической деятельности различных институтов социализации, их воспитательный потенциал | |
| Подходы к формированию детско-взрослой общности в образовательной организации | |
| Подходы к педагогическому сопровождению совместной деятельности субъектов воспитания в образовательной организации | |
| Подходы к разработке необходимых для деятельности детских общественных объединений локальных актов в образовательной организации | |
| Механизмы социального партнерства институтов социализации | |
| Способы организации взаимодействия институтов социализации с целью поддержки детских социальных инициатив | |
| Подходы к разработке и реализации программ совместной деятельности образовательного учреждения и других институтов социализации | |
| Способы привлечения к работе с детьми специалистов разного профиля, волонтеров | |
| Механизмы взаимодействия образовательной организации с семьей | |
| Педагогические технологии мотивации родителей (законных представителей) к участию в совместной деятельности с детьми в образовательной организации | |
| Способы организации совместных семейных проектов детей и взрослых | |
| Методы и формы работы по формированию у обучающихся готовности к самореализации и самоопределению | |
| Способы педагогической поддержки участия волонтеров в развитии деятельности детских общественных организаций | |
| Способы организации участия различных институтов социализации в проведении массовых мероприятий для обучающихся разного возраста | |
| Методы, способы педагогической диагностики для выявления динамики развития деятельности детских общественных объединений | |
| Методы анализа результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений | |
| Другие характеристики | - |
3.3. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса | Код | C | Уровень квалификации | 6 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
|
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||
| Возможные наименования должностей, профессий | Педагог-организатор |
| Требования к образованию и обучению | Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства |
| Требования к опыту практической работы | - |
| Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
| Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 2330 | Педагогические работники в средней школе |
| 2341 | Педагогические работники в начальном образовании | |
| ЕКС | - | Педагог-организатор |
| ОКПДТР | 25481 | Педагог-организатор |
| ОКСО | 030300 | Психология |
| 040100 | Социальная работа | |
| 050000 | Образование и педагогика |
3.3.1. Трудовая функция
| Наименование | Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания | Код | C/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
|
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||
| Трудовые действия | Изучение особенностей, интересов и потребностей обучающихся |
| Проектирование содержания воспитательного процесса в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ОО | |
| Организационно-педагогическое обеспечение участия детей и взрослых в проектировании программ воспитания | |
| Вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания | |
| Организационно-педагогическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов | |
| Анализ результатов реализации программ воспитания | |
| Необходимые умения | Проводить педагогическую диагностику с целью выявления индивидуальных особенностей, интересов и потребностей обучающихся |
| Разрабатывать проекты программ воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ОО | |
| Применять педагогические методы работы с детским коллективом с целью включения обучающихся в создание программ воспитания | |
| Организовывать участие педагогов и родителей (законных представителей) в проектировании программ воспитания | |
| Реализовывать формы и методы воспитательной деятельности с целью развития у обучающихся патриотизма, гражданской позиции | |
| Применять формы и методы нравственного воспитания обучающихся, проводить мероприятия по развитию у них этической культуры | |
| Организовывать экологически ориентированную деятельность обучающихся, мероприятия по развитию у них экологической культуры | |
| Применять технологии воспитательной деятельности, обеспечивающие развитие у обучающихся интеллектуальной сферы личности | |
| Организовывать художественно-эстетическую деятельность обучающихся, применять технологии развития у них эстетической культуры | |
| Организовывать трудовую деятельность обучающихся, применять педагогические технологии трудового воспитания обучающихся | |
| Организовывать процесс физического воспитания обучающихся, проводить спортивные мероприятия | |
| Организовывать игровую, проектную, творческую деятельность обучающихся с целью расширения у них социокультурного опыта | |
| Проводить мероприятия по развитию информационной культуры обучающихся, организовывать их информационную деятельность | |
| Применять соответствующие возрастным особенностям обучающихся формы и методы организации воспитательного процесса | |
| Применять технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации и социально-педагогической поддержки | |
| Осуществлять организационно-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности педагогов | |
| Осуществлять контроль реализации программ воспитания | |
| Применять формы и методы организации оценочной деятельности обучающихся, развития у них навыков самооценки, самоанализа | |
| Оказывать обучающимся первую помощь | |
| Необходимые знания | Приоритеты развития воспитания, отраженные в государственных нормативных правовых документах, программах, стратегиях |
| Методические основы педагогической диагностики, методы выявления особенностей, интересов и потребностей обучающихся | |
| Механизмы организационно-педагогического обеспечения участия обучающихся в создании программ воспитания | |
| Возрастные особенности обучающихся и соответствующие формы и методы воспитательной деятельности с детьми разного возраста | |
| Методические основы воспитания патриотизма, гражданской позиции у обучающихся разного возраста | |
| Формы и методы нравственного воспитания обучающихся, формирования у них этической культуры | |
| Методические основы воспитания у детей экологической культуры, организации экологически ориентированной деятельности | |
| Технологии воспитательной деятельности, обеспечивающие развитие у обучающихся интеллектуальной сферы личности | |
| Формы и методы формирования у детей эстетической культуры | |
| Методические основы трудового воспитания обучающихся | |
| Формы и методы физического воспитания обучающихся, формирования у них ценностного отношения к здоровью | |
| Игровые технологии организации воспитательного процесса | |
| Методические основы организации проектной деятельности детей с целью расширения у них социокультурного опыта | |
| Формы и методы воспитания у детей информационной культуры, организации их информационной деятельности | |
| Технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации, поддержки социальных инициатив обучающихся | |
| Механизмы реализации организационно-педагогического сопровождения социально и личностно значимой деятельности обучающихся | |
| Методические основы, формы и методы развития и педагогической поддержки детского самоуправления | |
| Методы анализа результатов воспитательной деятельности педагогов, реализации программ воспитания | |
| Способы организации оценочной деятельности обучающихся | |
| Теоретические и практические знания по учебной дисциплине "Первая помощь" | |
| Другие характеристики | - |
3.3.2. Трудовая функция
| Наименование | Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности | Код | C/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
|
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||
| Трудовые действия | Разработка программы внеурочной деятельности по одному из направлений ФГОС ОО: спортивно-оздоровительному, социальному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному |
| Организация внеурочной деятельности обучающихся по выбранному направлению, проведение творческих занятий с обучающимися | |
| Организация работы детского творческого объединения по выбранному направлению и педагогическое сопровождение его деятельности | |
| Организация творческих мероприятий по выбранному направлению внеурочной деятельности | |
| Необходимые умения | Осуществлять разработку программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ОО |
| Организовывать участие детей, родителей (законных представителей) и педагогов в проектировании программ внеурочной деятельности | |
| Учитывать возрастные особенности обучающихся при организации внеурочной деятельности | |
| Обеспечивать взаимосвязь и взаимодополняемость программ воспитания и программ внеурочной деятельности | |
| Применять педагогические технологии мотивации детей к самореализации в творческой внеурочной деятельности | |
| Проводить творческие занятия и мероприятия по выбранному направлению внеурочной деятельности | |
| Выявлять индивидуальные интересы, потребности, способности детей по выбранному направлению внеурочной деятельности | |
| Создавать условия для формирования детского творческого объединения и осуществлять педагогическую поддержку его деятельности | |
| Проводить мероприятия информационно-просветительского характера по выбранному направлению внеурочной деятельности | |
| Проводить творческие массовые мероприятия в рамках реализации программ внеурочной деятельности по выбранному направлению | |
| Организовывать практическую деятельность обучающихся в рамках выбранного направления внеурочной деятельности | |
| Осуществлять оценку и контроль результатов внеурочной деятельности обучающихся по выбранному направлению | |
| Организовывать участие детей в оценочной деятельности, применять формы и методы развития у них навыков самооценки | |
| Привлекать семью, волонтеров, социальные институты, готовых оказать поддержку в работе с детьми по избранному направлению внеурочной деятельности, и организовывать их работу | |
| Необходимые знания | Требования ФГОС ОО к организации внеурочной деятельности обучающихся |
| Примерное содержание внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному, социальному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям | |
| Подходы к разработке локальных актов об организации внеурочной деятельности в образовательной организации | |
| Теоретические и методические подходы к организации воспитательного процесса во внеурочное время | |
| Подходы к проектированию и реализации программ внеурочной деятельности | |
| Диагностические технологии, позволяющие выявлять интересы, особенности, потребности обучающихся | |
| Возрастные особенности обучающихся, формы и методы внеурочной деятельности, реализуемые на каждом уровне общего образования | |
| Педагогические технологии мотивации детей к самореализации в творческой внеурочной деятельности | |
| Методические основы проведения творческих занятий по выбранному направлению внеурочной деятельности | |
| Теоретические и методические основы формирования детского творческого коллектива | |
| Технологии педагогической поддержки деятельности детского творческого объединения | |
| Формы и методы внеурочной деятельности по социальному, спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям | |
| Подходы к планированию и проведению творческих мероприятий в рамках программ внеурочной деятельности | |
| Способы организации практической деятельности обучающихся в рамках выбранного направления внеурочной деятельности | |
|
| Подходы к оценке результатов внеурочной деятельности обучающихся |
| Методы включения обучающихся в подведение итогов внеурочной деятельности, способы развития у них навыков самооценки | |
| Организационно-педагогич
Сейчас читают про:
|






