Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины рисунок

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Рисунок

Для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

 

Касимов, 2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Рисунок  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 54.02.01 Дизайн (по отраслям)   

Организация-разработчик: Филиал ОГБПОУ РПК в г.Касимове

 

Разработчик:

Чарушев А. М. - преподаватель филиала ОГБПОУ РПК в г.Касимове Иноземцева И. Н. - преподаватель филиала ОГБПОУ РПК в г.Касимове 

Тезикова С.П. - преподаватель  филиала ОГБПОУ РПК в г.Касимове

Сухова А. Д. - преподаватель филиала ОГБПОУ РПК в г.Касимове

Феклин И.В. - преподаватель  филиала ОГБПОУ РПК в г.Касимове

 

 

 

 

Рекомендована ПЦК Социально-гуманитарных

дисциплин филиала ОГБПОУ РПК в г.Касимове

Протокол № ____ от «___» ________________ 2017 г.

 

Председатель ПЦК ________________________ Митякова С. В.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   4
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 14
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 15

 



Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ рисунок

Область применения программы

       Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  54.02.01 Дизайн (по отраслям) в области культуры и искусства.

       Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации и переподготовке учителей изобразительного искусства и профессиональной подготовке по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

          Рисунок ОП. 01 является общепрофессиональной дисциплиной и входит в профессиональный цикл дисциплин П. 00

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

          В результате освоения дисциплины обучающийся должен

          уметь:

изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека средствами академического рисунка;

использовать основные изобразительные техники и материалы.

          В результате освоения дисциплины обучающийся должен

          знать:

специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

          максимальной учебной нагрузки обучающегося - 822 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 548 часов;

дополнительной работы под руководством преподавателя – 387 часов

самостоятельной работы обучающегося - 274 часа.

 

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РИСУНОК

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 822
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 548
Дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя 387
в том числе:  
занятия -
лабораторные и практические занятия 548
контрольные работы -
курсовая работа (проект) не предусм.
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 274
в том числе:  
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусм.
домашняя работа 274

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

 (4 семестр),  в форме экзамена (6 семестр)

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта (8 семестр)

 

 



Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины рисунок

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов Уровень освоения
1

2

3 4
Раздел 1 Изображение объектов предметной среды, пространства

 

234

 

Тема 1.1.

Рисование предметов несложной формы и групп предметов

Содержание учебного материала

117

1.

Основы графической пропедевтики 3

2.

Правила построения плоских предметов 3

3.

Правила построения объёмных предметов простой и комбинированной формы (конструктивное построение) 3

4.

Светотеневые градации 3

5.

Изображение складок ткани 3

6.

Изображение животных и птиц 3

7.

Понятие о натюрморте 3

8.

Виды рисунка   3

9.

Знакомство с несложными графическими техниками (графитовый карандаш, уголь)   3

Дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя  

117

 

1.

Натюрморт из предметов быта (входной контроль) 6

2.

Упражнения на владение графитным карандашом 3

3.

Рисование плоских предметов 6

4.

Зарисовки геометрических тел 12

5.

Наброски предметов простой формы 9

6.

Натюрморт из гипсовых геометрических тел 15

 

Итого (1 семестр) 51

7.

Натюрморт из предметов быта простой формы различной светлоты 16

8.

Наброски предметов комбинированной формы 7

9.

Различные по длительности зарисовки чучел птиц и животных 9

10.

Натюрморт из гипсовых геометрических тел вращения 16

11.

Натюрморт из предметов быта простой и комбинированной формы, различной светлоты 18

 

Итого (2 семестр) 66

Тема 1.2.

Рисование предметов сложной, комбинированной формы, натюрморт

Содержание учебного материала

106

1.

Принцип построения предметов сложной формы

3
2.

Анализ натюрморта

3
3.

Компоновка натюрморта

3
4.

Последовательность работы над натюрмортом

3
5.

Знакомство с воздушной перспективой

3
6.

Знакомство с наброском, техника наброска

3
7.

Техника рисунка различными материалами (графитовый карандаш, уголь, угольный карандаш, сангина)

3

Практические работы

 

 

1.

Наброски предметов несложной формы с натуры, по памяти и представлению

4
2.

Рисунок гипсового орнамента растительной формы

16
3.

Рисунок мебели простой конструкции на фоне неглубокого пространства интерьера

10
4.

Наброски фигуры человека

6
5.

Натюрморт из предметов быта или спортивных принадлежностей гранёной и комбинированной формы

16
6.

Рисунок драпировки

12
7.

Зарисовка архитектурной детали

16
8.

Наброски фигуры человека в состоянии покоя и несложном движении

8
9.

Натюрморт из предметов быта, спортивных или учебных принадлежностей знакомой конструкции

18
 

Итого (3 семестр)

106

Контрольные работы

 

Дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя

45
1.

Наброски предметов несложной формы с натуры, по памяти и представлению

2
2.

Рисунок гипсового орнамента растительной формы

4
3.

Рисунок мебели простой конструкции на фоне неглубокого пространства интерьера

4
4.

Наброски фигуры человека

4
5.

Натюрморт из предметов быта или спортивных принадлежностей гранёной и комбинированной формы

6
6.

Рисунок драпировки

6
7.

Зарисовка архитектурной детали

7
8.

Наброски фигуры человека в состоянии покоя и несложном движении

2
9.

Натюрморт из предметов быта, спортивных или учебных принадлежностей знакомой конструкции

10
 

Итого (3 семестр)

45

Самостоятельная работа обучающихся: наброски несложных объектов и зарисовки натюрмортов с натуры, по памяти и представлению

54

Тема 1.3

Сложный натюрморт и интерьер

Содержание учебного материала

130

1.

Композиция натюрморта и интерьера 3

2.

Планирование работы над постановкой 3

3.

Решение объёмно-конструктивных задач с учётом пропорций, линейной и воздушной перспективы 3

4.

Передача средствами тона объёмной формы предметов, плановости, материальности, освещенности 3

5.

Особенности восприятия натуры, работа отношениями 3

6.

Проработка деталей и соподчинённость главному 3

7.

Сохранение цельности изображения 3

8.

Соблюдение техники рисунка различными материалами 3

9.

Правила построения интерьера с одной и двумя точками схода 3

10.

Передача воздушной перспективы в зарисовке интерьера 3

11.

Соблюдение техники работы различными материалами 3

12.

Совершенствование техники наброска 3

Практические работы

 

1.

Сложный натюрморт из предметов, различных по форме и материалу с включением гипсовой вазы или архитектурной детали 22

2.

Наброски фигуры человека 6

3.

Натюрморт с чучелом птицы 20

4.

Рисунок натюрморта из предметов быта различной светлоты мягкими материалами 16

5.

Рисунок интерьера 18

6.

Краткосрочные наброски интерьера 10

7.

Натюрморт в углубленном пространстве интерьера 18

8.

Итоговый натюрморт 20

 

Итого (4 семестр): 130

Контрольные работы

 

Дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя

66
1.

Сложный натюрморт из предметов, различных по форме и материалу с включением гипсовой вазы или архитектурной детали

10
2.

Наброски фигуры человека

4
3.

Натюрморт с чучелом птицы

8
4.

Рисунок натюрморта из предметов быта различной светлоты мягкими материалами

8
5.

Рисунок интерьера

8
6.

Краткосрочные наброски интерьера

6
7.

Натюрморт в углубленном пространстве интерьера

10
8.

Итоговый натюрморт

12
 

Итого (4 семестр):

66

Самостоятельная работа обучающихся: зарисовки интерьера с натуры, по памяти и представлению

65
Раздел 2. Изображение человека 312

Тема 2.1.

Рисунок головы человека

Содержание учебного материала

200

1.

Последовательность выполнения рисунка головы 2

2.

Особенности композиции головы 3

3.

Конструктивно-структурное построение головы 3

4.

Анатомический анализ формы 3

5.

Использование тона для передачи объёма, пластической моделировки формы, освещенности. 3

6.

Достижение цельности и выразительности рисунка 3

7.

Передача портретного сходства и характера 3

8.

Совершенствование техники рисунка различными материалами 3

Практические работы

 

 

1.

Рисунок черепа человека в различных поворотах 12

2

Зарисовки с гипсовой анатомической головы Гудона и учебной (обрубовочной) головы 18

3.

Рисунок гипсовых частей лица 20

4.

Рисунок гипсовой головы 10

5.

Рисунок головы натурщика с характерными чертами лица 10

6.

Натюрморт с гипсовой головой 18

 

Итого (5 семестр): 88

7.

Наброски головы натурщика 6

8.

Рисунок головы пожилого натурщика с ярко выраженными чертами лица 12

9.

Рисунок гипсовой головы с ярко выраженными индивидуальными особенностями (Гатамелата...) 12

10.

Рисунок головы натурщика среднего возраста 8

11.

Наброски головы 8

12.

Рисунок головы с плечевым поясом 12

13.

Зарисовки фигуры человека 8

14.

Краткосрочный портрет молодой женщины 12

15.

Наброски головы в различных положениях 6

16.

Рисунок головы в поднятом и опущенном положениях 12

17.

Погрудный портрет в лёгком повороте 16

 

Итого (6 семестр): 112

Контрольные работы

 

Дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя

108
1.

Рисунок черепа человека в различных поворотах

8
2.

Наброски головы натурщика

7
3.

Зарисовки с гипсовой анатомической головы Гудона и учебной (обрубовочной) головы

10
4.

Рисунок гипсовых частей лица

11
5.

Рисунок гипсовой головы

6
6.

Рисунок головы натурщика с характерными чертами лица

6
 

Итого (5 семестр):

48
7.

Наброски головы натурщика

4
8.

Рисунок головы пожилого натурщика с ярко выраженными чертами лица

6
9.

Рисунок гипсовой головы с ярко выраженными индивидуальными особенностями

6
10.

Рисунок головы натурщика среднего возраста

4
11.

Наброски головы

4
12.

Рисунок головы с плечевым поясом

6
13.

Зарисовки фигуры человека

4
14.

Краткосрочный портрет молодой женщины

6
15.

Наброски головы в различных положениях

4
16.

Рисунок головы в поднятом и опущенном положениях

8
17.

Погрудный портрет в лёгком повороте

8
 

Итого (6 семестр):

60

Самостоятельная работа обучающихся: различные по длительности наброски головы с натуры, по памяти и представлению с использованием различных материалов

103

Тема 2.2.

Рисование фигуры человека

Содержание учебного материала

112

1.

Последовательность выполнения рисунка фигуры 3

2.

Компоновка фигуры в заданном формате 3

3.

Конструктивно-структурный и анатомический анализ формы с передачей пропорций и перспективного сокращения 3

4.

Тонально-конструктивная моделировка формы 3

5.

Разработка деталей и обобщение формы 3

6.

Передача характера и образа 3

7.

Использование различных техник рисунка 3

Практические работы

 

1.

Зарисовка анатомического торса 12

2.

 Зарисовки гипсовых слепков рук и ног 12

3.

Зарисовка кистей рук и ног с коленным суставом 12

4.

Поясной портрет человека определённой профессии 12

 

Итого (7 семестр): 48

5.

Рисунок классической гипсовой фигуры (Венера) 20

6.

Обнаженная стоящая мужская фигура в фас и со спины 24

7.

Рисунок сидящей одетой фигуры с предметом в руках 20

 

Итого (8 семестр): 64

Контрольные работы

 

Дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя

51
1.

Зарисовка анатомического торса

6
2.

 Зарисовки гипсовых слепков рук и ног

6
3.

Зарисовка кистей рук и ног с коленным суставом

6
4.

Поясной портрет человека определённой профессии

9
 

 Итого (7 семестр):

27
5.

Рисунок классической гипсовой фигуры (Венера)

8
6.

Обнаженная стоящая мужская фигура в фас и со спины

8
7.

Рисунок сидящей одетой фигуры с предметом в руках

8
 

Итого (8 семестр):

24

Самостоятельная работа обучающихся: различные по длительности наброски фигуры с натуры, по памяти и представлению с использованием различных материалов

52

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

не предусм.

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

не предусм.

Всего:

822+387
           



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: