Урок развития речи. 9 класс.
Цели проведения мастерской.
Образовательные:
1.Обучение написанию эссе;
2.Обучение умению строить письменное и устное монологическое высказывание;
3.Обучение умению формулировать тезисы, подтверждать их аргументами;
4.Формирование умения аргументировать свою точку зрения, позицию;
5.Формирование навыка использования словарей в учебной деятельности.
Развивающие:
1.Развитие монологической речи учащихся;
2.Развитие творческих способностей учащихся;
3.Развитие разнообразных речевых умений учащихся;
4.Развитие творческого мышления учащихся;
5. Развитие коммуникативной культуры;
6.Развитие рефлексивных способностей.
Воспитательные:
1.Воспитание любви к поэзии;
2.Формирование самостоятельности мышления;
3.Создание благоприятных условий для эстетического восприятия поэзии;
4. Формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, развитию.
Форма взаимодействия. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
|
|
Оборудование
Видеозапись песни«Школьная тропинка». Исполняет детский хор «Великан», музыка Вано Мурадели , стихи Марка Лисянского: «Тропинка наша светлая, //От школьного порога // Веди в страну заветную, //Счастливой стань дорогой…»), презентация к уроку, толковые словари
В.И. Даля, С.И.Ожегова, Т.Ф.Ефремовой и др.; рабочие листы, карточки.
Алгоритм проведения мастерской. Индукция – самоконструкция – социоконструкция – социализация – разрыв – творческое конструирование знания – афиширование – рефлексия.
Технологическая карта мастерской (методическое обоснование)
№ | Этапы мастерской | Цель занятия | Содержание этапа | Формы работы | Комплексное обеспечение | Научные идеи |
1. | Индукция | Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие | Индуктор 1 Ответы на вопросы, связанные с содержанием песни на стихи Марка Лисянского. | Фронтальные | Компьютерная презентация, аудиозапись | Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход |
Индуктор 2 Запись слов-ассоциаций к слову «тропа». | Индивидуальные | Компьютерная презентация | Личностно-ориентированный подход | |||
Индуктор 3 Объяснение пословицы. | Фронтальные | Компьютерная презентация | Личностно-ориентированный подход | |||
Индуктор 4 Работа с учебником. Стр. 103. Ответ на вопрос | Фронтальные | Компьютерная презентация, учебник | Личностно-ориентированный подход | |||
2. | Самоконструкция | Индивидуальное создание решения | Создание монологического высказывания. Исследование слова «тропа». | Индивидуальные | Компьютерная презентация | Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход |
3-4. | Социоконструкция-социализация | 1.Выбор пути, поиска решения. 2.Предоставление возможности самореализации каждому участнику мастерской. | Исследование слова «тропа» в текстах. Решение лингвокультурологической задачи: заполнение таблицы, выбор текстов, наиболее полно отражающих, по мнению участников, суть понятия «тропа», формирование метафорического инструментария | Фронтальные, групповые | Компьютерная презентация, раздаточный материал. Тексты писателей, поэтов 19-20 веков. | исследовательский подход |
5. | Разрыв | «Озарение», «понимание» себя, других, приёма, методов. Внутренний конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа. | 1.Создание монологического высказывания. Исследование слова «тропа» в сценарии спектакля. | Индивидуальные, групповые. | Компьютерная презентация. | Деятельностный подход, исследовательский подход. |
6. | Творческое конструирование знания | Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием. | Создание эссе. | Индивидуальные. | Компьютерная презентация, раздаточный материал. | Деятельностный подход |
7. | Афиширование | Представление результатов деятельности | Выступление участников. Представление эссе. | Групповые, индивидуальные. | Компьютерная презентация, раздаточный материал | Деятельностный подход |
8. | Рефлексия | Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской | Заверши тезис: «Самым интересным было...» «Для себя я возьму…» «Хочу сказать…» | Фронтальные | Компьютерная презентация | Рефлексивный подход. |
|
|
В приложении предложен раздаточный материал: 1) подборка пословиц, связанных с тропой; 2) подборка текстов и стихотворений; 3) компьютерная презентация.
Урок стимулирует активность учащихся, даёт возможность самим искать способы решения проблем.
Ход мастерской
I. Индукция.
1. Организационный момент. Слайды 1-2.
(Звучит видеозапись песни «Школьная тропинка». Исполняет детский хор «Великан», музыка Вано Мурадели, стихи Марка Лисянского: «Тропинка наша светлая, //От школьного порога // Веди в страну заветную, //Счастливой стань дорогой…»).
- Что надо сделать, чтобы тропинка стала счастливой дорогой? (Примерные ответы учащихся: «Правильно выбрать свою тропинку»; «Приложить усилия, чтобы пройти этот путь, не свернув со своей тропы»).
- О чём мы сегодня продолжим разговор? (Сегодня на уроке мы продолжим разговор на тему « Ключевые слова русской культуры ». Остановимся на слове «тропа»). Запишите в тетради число, тему урока.
КАРТОЧКА (у доски синтаксический разбор).
Ассоциативный эксперимент.
- Что всплывает в памяти при назывании слова «тропа»?
(Примерные ответы учащихся: Узкая протоптанная дорожка).
- Вьетнамская пословица гласит: «Ему дорогу показали, а он по своей тропинке идёт». Как вы понимаете эту пословицу? (У всякого свой жизненный путь).
-Скажите аналогичную русскую пословицу. «Всякому своя дорога».
-Подведите итог: с каким понятием в народной культуре ассоциируется слова «тропа// дорога»? (Примерный ответ учащихся: «В народной культуре слова «тропа//дорога» ассоциируются с понятием «жизненный путь»).
- Запишите пословицу в тетрадь. Знак препинания объяснит … (Проверить у доски: синтаксический разбор.)
1 [Емудорогупоказали ], а 2[ он по своейтропинкеидёт ]. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое; 1) простое, односоставное, неопределённо-личное, распространённое, не осложнено; 2) простое двусоставное, распространённое, не осложнено).
3. Обобщение, закрепление материала. Работа с учебником. Слайды 3-4.
|
|
3.1. Учебник «Родной русский язык», стр.103. [I.6.]. Почему в русском фольклоре мотив дороги очень распространён?
С дорогой связано много примет и суеверий, например: перед дальней дорогой положено присесть и помолчать; считается хорошей приметой отправляться в дальнюю дорогу в дождь. Плохая примета, если дорогу перебежала чёрная кошка, это значит — не повезёт.
Мотив дороги очень распространён в русском фольклоре. Выбор дороги для героя — всегда выбор судьбы, жизненного пути. Широко известен сказочный сюжет, когда герой останавливается на распутье у камня, на котором написано, что найдёшь и потеряешь на каждой из дорог. Такова, например, надпись на камне в русской народной сказке о молодильных яблоках и живой воде: «Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть». Эта же тема повторяется с вариантами в русских былинах. [I.6.].
II.Самоконструкция.