Ассоциативный эксперимент

Урок развития речи. 9 класс.

Цели проведения мастерской.

Образовательные:

1.Обучение написанию эссе;

2.Обучение умению строить письменное и устное монологическое высказывание;

3.Обучение умению формулировать тезисы, подтверждать их аргументами;

4.Формирование умения аргументировать свою точку зрения, позицию;

5.Формирование навыка использования словарей в учебной деятельности.

Развивающие:

1.Развитие монологической речи учащихся;

2.Развитие творческих способностей учащихся;

3.Развитие разнообразных речевых умений учащихся;

4.Развитие творческого мышления учащихся;

5. Развитие коммуникативной культуры;

6.Развитие рефлексивных способностей.

Воспитательные:

1.Воспитание любви к  поэзии;

2.Формирование самостоятельности мышления;

3.Создание благоприятных условий для эстетического восприятия поэзии;

4. Формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, развитию.

Форма взаимодействия. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск

Оборудование

Видеозапись песни«Школьная тропинка». Исполняет детский хор «Великан», музыка Вано Мурадели стихи Марка Лисянского: «Тропинка наша светлая, //От школьного порога // Веди в страну заветную, //Счастливой стань дорогой…»), презентация к уроку, толковые словари

В.И. Даля, С.И.Ожегова, Т.Ф.Ефремовой  и др.; рабочие листы, карточки.

Алгоритм проведения мастерской. Индукция – самоконструкция – социоконструкция – социализация – разрыв – творческое конструирование знания – афиширование – рефлексия.

Технологическая карта мастерской (методическое обоснование)

Этапы мастерской Цель занятия Содержание этапа Формы работы Комплексное обеспечение Научные идеи

1.

Индукция

Начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника; проблемная ситуация, которая настраивает личность на саморазвитие

Индуктор 1 Ответы на вопросы, связанные с содержанием песни на стихи Марка Лисянского. Фронтальные Компьютерная презентация, аудиозапись Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход
Индуктор 2 Запись слов-ассоциаций к слову «тропа». Индивидуальные Компьютерная презентация Личностно-ориентированный подход
Индуктор 3 Объяснение пословицы. Фронтальные Компьютерная презентация Личностно-ориентированный подход
Индуктор 4 Работа с учебником. Стр. 103. Ответ на вопрос Фронтальные Компьютерная презентация, учебник Личностно-ориентированный подход
2. Самоконструкция Индивидуальное создание решения Создание монологического высказывания. Исследование слова «тропа». Индивидуальные Компьютерная презентация Личностно-ориентированный подход, исследовательский подход
3-4. Социоконструкция-социализация 1.Выбор пути, поиска решения. 2.Предоставление возможности самореализации каждому участнику мастерской. Исследование слова «тропа» в текстах. Решение лингвокультурологической задачи: заполнение таблицы, выбор текстов, наиболее полно отражающих, по мнению участников, суть понятия «тропа», формирование метафорического инструментария   Фронтальные, групповые Компьютерная презентация, раздаточный материал. Тексты писателей, поэтов 19-20 веков. исследовательский подход
5. Разрыв «Озарение», «понимание» себя, других, приёма, методов. Внутренний конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа. 1.Создание монологического высказывания. Исследование слова «тропа» в сценарии спектакля. Индивидуальные, групповые. Компьютерная презентация. Деятельностный подход, исследовательский подход.
6. Творческое конструирование знания Поиск приводит к иному пониманию, к разрыву со старым обоснованием. Создание эссе. Индивидуальные. Компьютерная презентация, раздаточный материал. Деятельностный подход
7. Афиширование Представление результатов деятельности Выступление участников. Представление эссе. Групповые, индивидуальные. Компьютерная презентация, раздаточный материал Деятельностный подход
8. Рефлексия Самоанализ, самокоррекция, отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской Заверши тезис: «Самым интересным было...» «Для себя я возьму…» «Хочу сказать…»   Фронтальные Компьютерная презентация Рефлексивный подход.

 

В приложении предложен раздаточный материал: 1) подборка пословиц, связанных с тропой; 2) подборка текстов и стихотворений; 3) компьютерная презентация.

Урок стимулирует активность учащихся, даёт возможность самим искать способы решения проблем.

Ход мастерской

I. Индукция.

1. Организационный момент. Слайды 1-2.

(Звучит видеозапись песни «Школьная тропинка». Исполняет детский хор «Великан», музыка Вано Мурадели, стихи Марка Лисянского: «Тропинка наша светлая, //От школьного порога // Веди в страну заветную, //Счастливой стань дорогой…»).

- Что надо сделать, чтобы тропинка стала счастливой дорогой? (Примерные ответы учащихся: «Правильно выбрать свою тропинку»; «Приложить усилия, чтобы пройти этот путь, не свернув со своей тропы»).

- О чём мы сегодня продолжим разговор?   (Сегодня  на уроке мы продолжим разговор на тему « Ключевые слова русской культуры ». Остановимся на слове «тропа»). Запишите в тетради число, тему урока.

КАРТОЧКА (у доски синтаксический разбор).

Ассоциативный эксперимент.

- Что всплывает в памяти при назывании слова «тропа»?

(Примерные ответы учащихся: Узкая протоптанная дорожка).

- Вьетнамская пословица гласит: «Ему дорогу показали, а он по своей тропинке идёт». Как вы понимаете эту пословицу? (У всякого свой жизненный путь).

-Скажите аналогичную русскую пословицу. «Всякому своя дорога».

-Подведите итог: с каким понятием в народной культуре ассоциируется слова «тропа// дорога»? (Примерный ответ учащихся: «В народной культуре слова «тропа//дорога» ассоциируются с понятием «жизненный путь»).

- Запишите пословицу в тетрадь. Знак препинания объяснит … (Проверить у доски: синтаксический разбор.)

1 [Емудорогупоказали ], а 2[ он по своейтропинкеидёт ]. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое; 1) простое, односоставное, неопределённо-личное, распространённое, не осложнено; 2) простое двусоставное, распространённое, не осложнено).

3. Обобщение, закрепление материала. Работа с учебником. Слайды 3-4.

3.1. Учебник «Родной русский язык», стр.103. [I.6.]. Почему в русском фольклоре мотив дороги очень распространён?

С дорогой связано много примет и суеверий, например: перед дальней дорогой положено присесть и помолчать; считается хорошей приметой отправляться в дальнюю дорогу в дождь. Плохая примета, если дорогу перебежала чёрная кошка, это значит — не повезёт.

 Мотив дороги очень распространён в русском фольклоре. Выбор дороги для героя — всегда выбор судьбы, жизненного пути. Широко известен сказочный сюжет, когда герой останавливается на распутье у камня, на котором написано, что найдёшь и потеряешь на каждой из дорог. Такова, например, надпись на камне в русской народной сказке о молодильных яблоках и живой воде: «Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть». Эта же тема повторяется с вариантами в русских былинах. [I.6.].

II.Самоконструкция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: