Исследование слова «тропа»

4.1. Индивидуальное задание. Монологическое высказывание. Слайды 5 - 9.

В «Большом толковом словаре» дано одно (прямое) лексическое значение слова «тропа» - «Узкая протоптанная дорожка». В «Толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова указано второе (переносное) значение:   «Жизненный путь, направление деятельности», есть стилистическая окраска слова: книжное, риторическое. В «Новом словаре русского языка» Т.Ф.Ефремова указывает 4 значения слова «тропа».

- Интересно работать со словарями! У Елены состоялось небольшое открытие: в «Новом словаре русского языка» значение слова «тропа» расширилось. Давайте посмотрим, в каких значениях слово «тропа» употребляется в художественной литературе. Работаем с картой урока.

4.2. Работа с фрагментами текстов. Слайд 10.

Прочитайте. Объясните лексическое значение выделенного слова, проверьте себя по толковому словарю.  Выпишите средства выразительности языка в таблицу.

1. Приходилось ли вам ходить рыбачьей тропкой? Это самая длинная из всех троп. Обыкновенные и полевыедорожки торопятся поскорее привести путника, куда ему надо. Но если ступишь на рыбачью тропу, не скоро доберёшься до дому. Куда река течет, туда и тропа вьётся. То выбежит она на веселую ромашковую поляну, то ужом проползает под корнями, свисающими с крутого обрыва, подмытого половодьем, то затеряется в прибрежном песке. (Е.Носов) [I.7.].

2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, // К нему не зарастёт народная тропа … (А. С. Пушкин) [I.5.].

3. Я по этой собственной тропе ходил три года. На ней хорошо писались стихи. Бывало, вернёшься из поездки, соберёшься на тропу и непременно какую-нибудь строфу выходишь на этой тропе. Я привык к тропе, стал бывать на ней, как в лесном рабочем кабинете. (Варлам Шаламов). [I.9.].

4. Жизнь капризна. Тропой каменистою

 Идёшь и идёшь, а конца не видать. (Расул Гамзатов) [I.8.].

5. Изрек пророк: – Нет бога, кроме бога! –

Я говорю: – Нет мамы, кроме мамы!..–

    Никто меня не встретит у порога,

    Где сходятся тропинки, словно шрамы. (Расул Гамзатов) [I.8.].

6. В споре своём, по какой тропке идти, дети одного не знали, что большая тропа и малая обе сходились на Сухой речке и выводили на большую дорогу. Настина тропа огибала Слепую елань по суходолу. Митрашина тропа шла напрямик возле самого края елани. Не сплошай он, не упусти из виду траву белоус на тропе человеческой, он давным-давно был бы уже на месте. (М.Пришвин) [I.4.].

- Сделайте вывод: по количеству лексических значений слово «тропа» к какой группе слов относится?

 (Примерные ответы учащихся. Слово «тропа» многозначное. Тропа представляет собой поиск путей-дорог («протоптать тропу», «найти свою тропу» или путь в действии).

4.3. Решите лингвокультурологические задачи:

а) сконструируйте глагольные метафоры, называя действия, свойственные тропе;

б) подберите эпитеты к слову «тропа», постарайтесь описать, какой он;

в) обратитесь к текстовым фрагментам, найдите авторские сравнения.

Итак, народные приметы, пословицы, произведения литературы говорят о большой роли тропы в мировоззрении человека. Давайте попробуем подобрать глаголы, которые называли бы действия, свойственные тропе. Вы уже говорили, например, что тропа «торопится», «ведёт», «вьётся». Какие глаголы вы можете ещё назвать? Что тропа делает для человека? Какой след он оставляет в душе человека? (Примерные ответы: учащиеся заполняют таблицу на доске и в тетрадях) А теперь давайте представим тропу и постараемся описать, какая она. Подберём эпитеты. Позовём на помощь 5 органов чувств (приём «пяти чувств»).  Посмотрим на тропу. Какая она по форме, по размерам? Постараемся услышать тропу.  

Обратитесь к текстовым фрагментам. Найдите индивидуально-авторские сравнения, метафоры. Объясните их смысл. Почему такой видится тропа?

Итог коллективной работы дан в таблице.

Значение слова «тропа» Какая тропа? Эпитеты Что делает тропа? Глаголы Фраза (метафора, сравнительный оборот)
1.Узкая протоптанная дорожка. Длинная, извилистая, узкая, широкая, малая, большая Торопится,ведёт, бежит, вьётся ужомпроползает
2.перен. Путь, дорога.   Верная, звериная, лесная, опасная, светлая, счастливая не зарастёт  
3.перен. Направление деятельности нехоженая, прихотливая, протоптанная, человеческая   как в лесном рабочем кабинете
4.Жизненный путь Каменистая, чужая, своя,     тропинки, словно шрамы

ДИНАМИЧЕСКАЯ пауза. А сейчас с помощью рукопожатий мы проложим свою тропу. 1 ряд- тропу эпитетов, 2 ряд- тропу олицетворений, 3 ряд-тропу сравнений. // Я уверена, что наши тропы выведут нас на большую дорогу.

III.   Социоконструкция – социализация.

4.4. Работа с текстом С.Митяева [I.7.]. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Какова основная мысль приведённого текста?

Если пойдёшь тропой, придёшь к роднику. Там, встав на колени, припав к воде губами, можно напиться.

Если пойдёшь по шоссе, придёшь в город. Там вода запрессована в трубы, и надо только повернуть кран, чтобы наполнить чашку.

Если же сам будешь прокладывать тропу, придёшь к открытию. Может быть, это будет новый родник, может, новый город или какое-то иное чудо.

Каждый человек на земле должен проложить свою дорогу, может быть, у одного это будет просто неприметная тропочка, а у другого – настоящий большак. Важно, чтобы у человека она была своя, неповторимая, а привычка ходить по чужим следам сделает его робким, слабым, равнодушным.

- Озаглавьте: Разные дороги. Основная мысль: Каждый должен проложить свою тропу.

- Какое синтаксическое средство выразительности подчёркивает основную мысль? (Приём повтора синтаксических конструкций). Докажите. (Схемы на доске).

- Найдите контекстные антонимы (своя – чужая, тропочка - большак).

- Найдите синонимы (тропа – дорога – большак).

- Какое значение имеет слово «тропа» в данном тексте? (Примерные ответы учащихся. В данном тексте слово «тропа» имеет значение: жизненный путь).

IV. Разрыв. Тропа-открытие, «Тропа»-премьера состоялась на сцене Саратовского академического театра юного зрителя 22 сентября 2019 года. Ю.П.Ошеров работал над этой постановкой тщательно, скрупулёзно и страстно.[III.1.].

4.5. Слово «тропа» в художественной литературе и на сцене театра. [I.2.].Индивидуальное задание. Слайды.

Мы прочитали философскую сказку «Бемби» Ф.Зальтена [III.2.] - авторский пересказ с немецкого Юрия Нагибина [I.1.] и посмотрели премьеру спектакля «Тропа» (инсценировка Ошерова Юрия Петровича).[I.3.]

Почему театральную постановку назвали «Тропа»? Мы исследовали слово «тропа» в тексте художественного произведения и сценической версии.[I.2.].

Оказалось, что в художественном произведении слова «тропа», «дорога», «путь» звучат 31 раз: «тропа» - 16 раз, «дорога» -13 раз, «путь» - 2 раза.

Из них в авторском повествовании – 24 раза, в репликах персонажей – 7.

В театральной инсценировке слово «тропа» звучит в репликах всех персонажей. Оно звучит 44 раза. Причём реплики: «Ищи свою тропу», «Иди своей тропой» - 9 раз.

«Тропа» - последнее творение Мастера.[II.1.]. Мудрого наставника волнует судьба юного зрителя. Ведь и мы, так же, как Бемби, ищем тропу, свой путь, который важно пройти честно и достойно. Как правильно его выбрать? Как суметь вернуться, если повернул не туда? Кого взять с собой в путешествие по этой тропе?

V. Творческое конструирование знания. Слайды.

5. Каждый выбирает свою тропинку-задание:

1. Сочинение-рассуждение по тексту С.Митяева: Почему каждый человек на земле должен проложить свою тропу?

2. Сочинение-рассуждение по сценарию Ю.П.Ошерова: Почему надо искать свою тропу?

VI. Афиширование.

6. Работы учащихся (Приложение 1).

VII. Рефлексия урока. Слайд...

7. «Заверши тезис»:

«Самым интересным было...»

«Для себя я возьму…»

«Хочу сказать…»

Оценивание.

9. Домашнее задание: редактировать сочинение.

Список источников

I. Список литературы:

1. Зальтен, Ф. Бемби. Лесная сказка. // Пересказ с немецкого Юрия Нагибина. – М.: Детская литература, 1957.

2. Колесникова, А.С. Театральная педагогика: программа внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / А.С.Колесникова, С.В.Домникова. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. – 192 с.

3. Ошеров, Ю.П. Тропа. Постановка, инсценировка и сценография. // Материалы из архива Саратовского академического театра юного зрителя имени Ю.П.Киселёва. 

4. Пришвин, М.М. Кладовая солнца: Сказка-быль и рассказы. -М.: Детская литература, 2001.

5. Пушкин, А. С. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.

6. Русский родной язык. 9 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2018.

7. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях / С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2012.

8.Советская поэзия. В 2-х томах. Библиотека всемирной литературы. Серия третья. Редакторы А.Краковская, Ю.Розенблюм. Москва: Художественная литература, 1977.

9. Шаламов, В.Т. Собрание сочинений в четырех томах. Т.2. - М.: Художественная литература, Вагриус, 1998. - С. 103 – 104.

II. Периодическая печать:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: