Русская музыкальная культура последней трети XVIII века

Музыкальная жизнь. В последней трети XVIII века европейские формы музицирования прочно укоренились на русской почве. Получила развитие концертная жизнь. Наряду с зарубежными исполнителями в концертах стали принимать участие русские профессиональные музыканты. Зазвучали имена скрипача и дирижёра И.Е.Хандошкина, певиц Е.С.Сандуновой и П.И.Жемчуговой, певцов А.М.Крутицкого и А.Г.Ожогина. Появилось несколько частных театров, доступных более широкой аудитории (театр М.Медокса и П.В.Урусова в Москве – 1776, театр К.Книппера в Петербурге – 1779). Оба театра имели русские музыкально-драматические труппы и поочерёдно ставили пьесы, оперы и балеты.

Открылись первые частные музыкальные школы, а также музыкальные классы при Академии художеств и Московском университете. Преподавание музыки было введено во многих привилегированных учебных заведениях, главным образом женских. Однако и кадеты Шляхетского корпуса обучались пению и игре на разных инструментах. Воспитанники учебных заведений устраивали концерты и даже ставили музыкальные спектакли. Так, в течении 70-80-х годов на сцене Смольного института прозвучало несколько французских комических опер.

Результатом подобного музыкального воспитания стал высокий уровень музыкального любительства. В среде русской аристократии привилась традиция любительских музыкальных спектаклей, концертов и особенно вечеров, на которых звучали камерные вокальные сочинения. В Москве и Петербурге образовались общества любителей музыки. Издавались многочисленные музыкальные альманахи. Немало внимания уделялось музыке в публикациях журналов «Театр» и «Зритель». Интерес к проблемам музыкальной жизни в той или иной мере проявляли все известные литературы – от Ломоносова и Тредиаковского до Радищева и Крылова.

Формирование национальной композиторской школы. Самым значительным явлением в русской музыкальной культуре последней трети XVIII века стал процесс формирования национальной композиторской школы. Он начался с усвоения жанров, форм и стилистических принципов современной европейской музыки, то есть музыки эпохи классицизма.

Профессиональные музыканты XVIII века происходили из низших сословий. (Для дворян эта служба была неприемлема, приличия позволяли им заниматься музыкой только из любви к искусству), При том, что первые русские композиторы находились подчас в крепостной зависимости, они имели европейское музыкальное образование, нередко стажировались за рубежом (например, в Болонской академии, где, как известно, учился и В.А.Моцарт). Свободное владение принципами европейской композиции позволяло представителям русской композиторской школы не только мастерски претворять их в своих произведениях, но и выполнять актуальные для отечественной музыки художественные задачи. Важнейшая из них – поиск путей объединения норм классицистского стиля с особенностями русской песенной мелодики. В этом отношении особенно показательны процессы развития жанров камерно-вокальной музыки и оперы.

Среди жанров, с которыми связано формирование национальной композиторской школы, особое место занимает хоровой концерт. Именно в этом жанре, относящемся к сфере духовной музыки, в XVIII веке были созданы произведения, сравнимые по художественному совершенству с высшими достижениями европейской музыкальной классики. Наряду с вокальными жанрами в русской музыке второй половины XVIII века развивались инструментальные. Прежде всего это были жанры, бытующие в сфере домашнего музицирования.

Значение XVIII века в истории отечественной музыкального искусства трудно переоценить. Пройдя огромный путь эволюции от овладения европейскими формами музицирования до создания произведений искусства высокого художественного уровня, русская музыка оказалась готовой к решению важнейшей задачи – созданию национальной классической школы. Необходимая для этого деятельность по осуществлению органичного синтеза национального и общеевропейского велась первыми отечественными композиторами во всех жанрах от вокальной миниатюры до оперы, от сольной инструментальной сонаты до хорового концерта. Не прерываясь, этот процесс выйдет на качественно новый уровень в XIX веке.

Задание 1. Раскрыть содержание вопросов.

1. Процесс, происходящий в русской культуре XVIII века.

2. Идеи европейского Просвещения, проявившиеся в России в XVIII веке.

3. Задачи, ставшие перед русской музыкой XVIII века.

4. Условия, необходимые для выполнения данных задач.

5. Важнейший результат развития русской музыки в XVIII веке.

6. Этапы развития русской музыки в XVIII веке.

Первая треть XVIII века.

1. Новые формы музицирования в эпоху Петра I.

2. Придворные празднества. Военные парады.

3. Характеристика жанра панегирического канта.

4. Особенности партесных концертов начала XVIII века.

5. Придворные празднества. Ассамблеи.

6. Музыка в домашнем быту. Концертная жизнь.

7. Процессы, происходившие в русской музыке начала XVIII века.

8. Результат развития русской музыки начала XVIII века.

Середина XVIII века.

1. Опера seria на русской сцене.

2. Опера buffa на русской сцене.

3. Французская комическая опера на русской сцене.

4. Деятельность Ф.Арайи в России.

5. Значение деятельности европейских музыкантов в России.

6. Музыкальная культура в провинциальной среде.

7. Характеристика жанра канта середины XVIII века.

Последняя треть XVIII века.

1. Особенности музыкальной жизни в России конца XVIII века.

2. Значительное явление в русской музыке конца XVIII века.

3. Основные жанры в русской музыке конца XVIII века.

4. Значение XVIII века в истории отечественного музыкального искусства.

Задание 2. Прослушать музыкальный материал.

1. Кант «Радуйся, Росско земле».

2. Кант «Буря море воздымает».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: