Русская музыкальная культура XVIII века. Хоровой концерт

Среди жанров, с которыми связано формирование национальной композиторской школы, особое место занимает хоровой концерт. Именно в этом жанре, относящемся к сфере духовной музыки, в XVIII веке были созданы произведения, сравнимые по художественному совершенству с высшими достижениями европейской музыкальной классики.

Расцвет русской хоровой музыки XVIII века был подготовлен всей историей её многовекового развития в лоне церковного искусства и народного творчества. Хоровое пение звучало по всей стране. Хор имелся в каждом церковном приходе, сельском или городском, хоровые коллективы содержали многие помещики и купцы, хоры организовывались простыми любителями музыки. Центром хорового искусства оставался придворный хор, который в 1762 году получил название Придворная певческая капелла.

В деле создания хоровой литературы участвовали сотни авторов от безымянных регентов до именитых столичных композиторов. Хоровые произведения писали и иностранные музыканты, служившие при русском дворе, - так в XVIII столетии светская публика получила возможность познакомиться с европейскими мотетами.

До середины XVIII века ведущим жанром русской духовной музыки оставался партесный концерт, история которого восходит к предыдущему столетию. Однако стиль партесного многоголосия, воплотивший эстетические идеалы эпохи барокко, постепенно утрачивал свою актуальность. В последней трети XVIII века, с появлением нового стилистического направления – классицизм – духовный хоровой концерт получает новую жизнь.

Создателями духовного концерта эпохи классицизма явяются два выдающихся русских композитора – М.С.Березовский и Д.С.Бортнянский. Их концерты продолжают исконно русскую традицию хорового пения а cappella, к которым оба композитора имели непосредственное отношение: они начинали свою музыкальную деятельность как певчие, до конца жизни были связаны с Придворной певческой капеллой и прекрасно знали возможности хора. Вместе с тем и Бортнянским, и Березовский получили замечательное образование в Италии и в совершенстве владели всеми европейскими приёмами композиции. В их духовных концертах национальное и европейское стали основой органичного синтеза, к осуществлению которого только подходила русская музыка светских жанров.

В отличие от многохорных партесных концертов хоровые концерты эпохи классицизма предназначались для исполнения одним хором на четыре голоса (реже встречались двухорные концерты). По типу композиции они представляли собой крупные, развитые циклические произведения, не связанные непосредственно с канонами богослужебного пения. Концерты основывались на сопоставлении трёх-четырёх частей, контрастных по темпу (быстро – медленно – быстро или медленно – медленно – быстро – медленно) и типу изложения (последняя часть обычно фуга).

Не только по структуре, но и по значению в исполнительской практике, и по глубине содержания русские хоровые концерты можно уподобить западноевропейских симфониям, а их эмоциональная яркость позволяет судить о влиянии оперы. Концерты звучали и в церкви, в кульминационные моменты богослужения, при дворе, во время торжественных церемоний, и в условиях светского домашнего музицирования. Писались концрты на тексты псалмов. Особенность этих библейских текстов в том, что они способны выразить как всеобщие религиозные чувства, так и интимные человеческие переживания самого разного характера. «Песни восхваления и мольбы», псалмы могут быть торжествующим славословием или тихой жалобой. Они повествуют о путях добра и зла, о духовных радостях и житейских скорбях, о восторге перед величием Творца и совершенством его творения, о сокрушении в содеянном грехе и тоске по Богу. Всё это многообразное содержание нашло отражение в лучших духовных концертах Березовского и Бортнянского.

М.С.Березовский и его хоровой концерт «Не отвержи меня во время старости». Жизнь Максима Созонтовича Березовского (1745-1777) была коротка, судьба – трагична. По сей день она таит немало загадок – не все факты биографии Березовского подтверждены. Композитор родился на Черниговщине. Его детство прошло в городе Глухове – тогдашней столице Левобережней Украины. Со времён Елизаветы там существовала знаменитая хоровая школа, готовившая музыкантов для Придворной певческой капеллы в Петербурге. До 1758 года Березовский учился Киевской духовной академии, где раскрылись его музыкальные способности. В 1758 году благодаря своему прекрасному голосу он был перевезён в Петербург и определён на службу в Ораниенбаумский театр, находящийся при дворе наследника престола Петра Фёдоровича. В 1759 году Березовский начал исполнять ответственные сольные партии в операх итальянских композиторов. Работая в театре, Березовский продолжал обучаться музыке, брал уроки вокала и композиции у итальянских педагогов. Воцарение Петра III и дворцовый переворот 1762 года мало отразились на судьбе Березовского – при Екатерине II он оставался служить в итальянской придворной труппе. Возможно, он пел также и в Придворной певческой капелле.

Композиторский дар Березовского раскрылся в создании древнерусских произведений на древнерусские тексты. В 1760-е годы он сочинил несколько духовных концертов, которые были исполнены Придворной певческой капеллой и вызывали «восхищение знатоков и одобрение двора». Уже ранние хоровые произведения Березовского позволили современникам высоко оценить его мастерство в соединении традиций классической гармонии и приёмами полифонического письма.

В мае 1769 года в жизни Березовского начался новый период. Для совершенствования музыкального образования композитор был направлен в Италию. В течение двух лет он обучался в одном из крупнейших европейских центров музыкального образования – знаменитой Болонской академии, где тогда преподавал выдающийся теоретик и педагог падре Мартини. 15 мая 1771 года, выдержав сложный экзамен, Березовский получил звание академика Болонской академии, которон открывало путь к широкому признанию в Европе (на полгода раньше такого же звания был удостоен юный Моцарт). В 1773 году по заказу из Ливорно композитор написал оперу- seria «Демофонт». Её премьера прошла с большим успехом, что было отмечено в ливорнской газете. На сегодняшний день известны лишь несколько арий из этой оперы. Из инструментальных произведений итальянского периода до нас дошли Соната до мажор для скрипки и чембало и Симфония до мажор, которая вероятно служила увертюрой к опере.

В конце 1773 года Березовский вернулся в Петербург. Сведения о последних годах его жизни противоречивы. Долгое время существовала версия, что Березовский не получил при дворе места, соответствующего его званию академика, не обрёл признания на родине и от безысходности своего положения покончил жизнь самоубийством. Последние изыскания позволяют судить, что это не совсем так. Сразу по прибытии Березовский был, как и прежде зачислен в штат придворного театра. Спустя несколько месяцев последовало назначение капельмейстером Придворной певческой капеллы, в связи с чем Березовский продолжил сочинять хоровую музыку духовных жанров. Известно также, что Г.А.Потёмкин обещал Березовскому должность в предполагаемой Музыкальной академии на юге страны (кроме Березовского, он собирался привлечь к работе Дж.Сарти и И.Е.Хандошкина). К сожаленью, проект Потёмкина не был осуществлен, но подобное предложении указывает на высокий музыкальный авторитет Березовского.

Однако, как бы ни оценивать служебные дела Березовского, не исключено, что он действительно покончил с собой, чему способствовал один из приступов горячки. То, что в последний период жизни он переживал душевный кризис, а возможно, и душевную болезнь, подтверждается несколькими источниками. Из документов свидетельствующих о смерти Березовского, явствует, что на момент своей кончины он был крайне беден и абсолютно одинок.

Короткая, яркая жизнь, выдающееся музыкальное дарование, трагическая смерть – все эти обстоятельства вызывали интерес к личности Березовского не только у исследователей, но и у художников. В XIX веке романтизированная биография Березовского стала основой для повести Н.В.Кукольника и пьесы П.А.Смирнова. В XX веке судьба композитора и его музыка нашли своеобразное отражение в творчестве великого кинорежиссёра А.А.Тарковского, в фильме «Ностальгия».

Среди всех хоровых произведений Березовского особое место занимает духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» - подлинный шедевр отечественной музыки. Точная дата создания концерта не установлена. Не исключено, что он мог быть написан в последние годы жизни композитора, по возвращению в Россию. Вместе с тем имеются сведения, что концерт сочинён ещё до отъезда в Италия, молодым и успешным музыкантом. Тем более поражает автобиографичность произведения, предчувствие трагической судьбы, ощущение приближения смерти. Сила художественного воздействия, заложенного в музыке, проистекает из глубоко личной трактовки текста 70 псалма. Один из мотивов, особенно подчёркнутый композитором, - это страх одиночества: не того, когда от тебя отвернулись лишь люди, но того, когда тебя оставил сам Бог.

Концерт «Не отвержи меня во время старости» (ре минор) представляет собой цикл из четырёх частей: Adagio, Allegro, Adagio, Moderato (Fuga). Их последовательность обусловлена не только сменой настроений. С помощью средств музыкальной выразительности каждая часть концерта приобретает двоякий смысл: испытания человеческой жизни воспринимаются сквозь призму евангельской истории, становясь отражением страданий, выпавших на долю Иисуса.

Так, I часть, Adagio, повествует о неумолимом приближении смерти. Мерный ритм шага, уступчатый восходящий мотив, служащий основой темы фуги, порядок вступления голосов, также выстраивающийся снизу вверх, словно рисуют известный всему христианскому миру эпизод евангельской истории – Шествие на Голгофу. Однако и национальная природа произведения сразу проявляет себя: тип мелодики – песенный, что придаёт всему концерту характер искреннего, интимного переживания.

Грозные аккорды открывают II часть, Allegro, резко контрастирующую начальному Adagio. В ней говорится о врагах, подстерегающих душу оставленного Богом человека. II часть наиболее дробна по фактуре, так как музыка, следуя за текстом, воплощает и отчаяние человека (экспрессивные возгласы «и стрегущие душу мою», и тайное торжество врагов (многократно повторенные слова «Бог оставил есть его» озвучены последовательность тихих мажорных аккордов в остинатном, как бы пританцовывающем ритме). Завершающим разделом Allegro становится агрессивное фугато. Энергичное движение с активным затактом, акцентированное диссонансом на сильных долях живо запечатлевают сцену преследования («пожените и имите его», то есть «догоните и схватите его»), которая может напомнить евангельский эпизод бичевания. Враждебный характер образа подчёркнут резким звучанием слова «несть» («нет»), повторенного и выделенного паузами у всего хора.

Подлинный лирический центр концерта – III часть, Adagio, «Боже мой, не удалися от меня». Это тихая молитва, в которой, словно в последних словах Христа на кресте, сосредоточена вся боль израненного сердца. В условиях строгой аккордовой фактуры на первый план выходит выразительность гармонии, в которой особенно выделяются глубокие субдоминантовые краски. Субъективный характер высказывания обусловил введение небольшого центрального эпизода, исполняемого ансамбля солистов. Здесь хоральную фактуру сменяют имитационные переклички, способствующие непрерывности тока лирических интонаций.

Энергичная финальная фуга (Moderato) утверждает неотвратимость победы добра над злом и веру в конечное торжество Всевышнего. («Да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою»). Финал отличает исключительная внутренняя собранность и целеустремлённость, чему способствует начальный мотив темы с настойчивыми репетициями, которые продолжают звучать и в противосложении.

При значительном темповом контрасте частей, разнообразии фактуры, динамики, тембровой окраски цикл обнаруживает значительное интонационное единство: темы фуг первой и четвёртой частей мелодически сходны, к ним примыкает фугато II части. Большая роль полифонической форм не мешает оценить гармоническое богатство концерта. Моменты тональных отклонений и особо предпочитаемые композитором субдоминантовые аккорды, в том числе альтерированные, часто подчёркиваются таинственным «замираем» звучности.

Мелодике концерта не свойственна внешняя эффектность: в ней мало скачков. почти нет внутрислоговых распевов. Тем не менее все темы произведения отличаются рельефностью мелодической линии, что создаёт неповторимый облик каждой части и концерта в целом. Мелодическая выразительность тематического материала непосредственно связана с внимательным отношением композитора к произнесению текста, традиционным для русской духовной музыки. В то же время Березовскому удалось обобщить комплекс характерных напевных интонаций, идущих как от знаменного распева, так и от народной песенности. Это особенно чувствуется в теме I части, являющейся, в свою очередь, интонационным источником всего произведения.

Так, концерт Березовского «Не отвержи меня во время старости» становится одним из первых образцов воплощения той идеи соединения русского мелоса с европейской классической полифонией, которую в последующие два столетия будут развивать Глинка и Танеев, что еще раз подтверждает огромное художественное значение данного произведения.

Хоровые концерты Д.С.Бортнянского. С именем Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 – 1825) связан расцвет русской хоровой музыки на рубеже XVIII-XIX веков. Им создано более 100 хоровых произведения, в том числе 35 хоровых концертов и 10 концертов для двух хоров. При этом необходимо отметить, что творчество Бортнянского не ограничивалось хоровыми жанрами. Среди русских композиторов XVIII века он выделяется исключительной широтой жанрового диапазона. Перу Бортнянского принадлежат также оперы, Концертная симфония, сочинения различных камерно-инструментальных жанров и камерно-вокальные произведения.

Начальное музыкальное образование Бортнянский получил в Певческой школе города Глухова, созданной для того, чтобы готовить одарённых детей из Украины для Придворной певческой капеллы в Петербурге. Уже в 1759 году, в возрасте восьми лет, Бортнянский был перевезён в столицу и зачислен в Придворную певческую капеллу, где продолжил обучение пению и теории музыки. В качестве певчего Бортнянский участвовал в придворных концертах, а с середины 60-х годов – и в оперных спектаклях. Тогда же под руководством Б.Галуппи он начал заниматься композицией.

В 1768 году для продолжения музыкального образования у Галуппи Бортнянский уехал в Италию, где прожил до 1779 года. Посетив с научной целью несколько итальянских городов, в том числе Болонью, где располагалась знаменитая Музыкальная академия, композитор осваивает разные европейские жанры, прежде всего, оперу-seria. Во второй половине 1770-х годов в Италии были с успехом исполнены три его оперы – «Креонт», «Алкид» и «Квинт Фабий».

Профессиональная деятельность Бортнянского по возвращению в Россию связана в основном с Придворной певческой капеллой. В 1779 году он был назначен её капельмейстером, с 1796 года – управляющим, затем директором. Соответственно, главной областью его творчества стала духовная хоровая музыка. Во второй половине 1780-х годов, когда Бортнянский занимал также место капельмейстера при дворе наследника престола Павла Петровича, композитор обращался к светским жанрам. В 1786-1787 годах для придворных спектаклей, исполнявшихся силами любителей из числа светской знати, он написал три оперы на французские тексты – «Празднество сеньора», «Сокол» и «Сын-соперник». Со службой при дворе связано также создание инструментальных произведений – клавирных пьес, сонат, камерных ансамблей, Концертной симфонии.

Хотя музыкальный язык Бортнянского близок раннеклассическому европейскому искусству, он сумел создать свой индивидуальный стиль. Талант композитора особенно ярко раскрылся в лирической образной сфере образности. При этом его произведения отличаются ясностью форм и выразительностью мелодики, в которой своеобразно претворились особенности национальной вокальной музыки. В наибольшей степени это проявилось в хоровых сочинениях, которые принесли Бортнянскому прижизненный успех и широкую посмертную славу, далеко выходящую за рамки его эпохи.

В творчестве Бортнянского нашёл обобщение огромный опыт хорового письма, накопленный отечественной духовной музыкой за её многовековую историю. Композитор специально занимался обработкой знаменных песнопений. Он первым осуществил их гармонизацию с учётом норм современного гомофонно-гармонического стиля, но и с пониманием особенностей старинной церковной монодии. Вместе с тем Бортнянский воспринял влияние партесной школы, испытал воздействие стилистики кантов. Многие из найденных им приёмов были унаследованы русскими композиторами-классиками, от Глинки до Рахманинова.

Хоровую музыку Бортнянского отличает богатое образное содержание. Среди духовных концертов можно встретить торжественные, гимнические и светлые, пасторальные. Но наиболее близкой дарованию композитора оказалась сфера скорбно-элегической лирики, которая раскрылась в минорных концертах. Лучшими из них по праву считают ре минорный (№33) и до минорный (№32), который особенно любил Чайковский.

Хоровой концерт «Скажи ми, Господи, кончину мою» (№32, до минор) написан на текст 38-го псалма, в котором высказана долго сдерживаемая жалоба человека, терпящего тяжёлые жизненные страдания и готового принять смерть. Концерт представляет собой четырёхчастный цикл (Andante moderato, Largo, Adagio и Moderato), где небольшую III часть можно рассматривать как вступление к финальной фуге.

I часть концерта – удивительно проникновенное выражение человеческой мольбы. Исходная интонация обращения, представляющая собой краткий восходящий мотив, сменяется протяжённым ниспадающим движением, завершающимся бессильно никнущей малой секундой. Паузы-вздохи, отделяющие фразы друг от друга сообщают музыкальной речи особую трепетность. А постоянная смена нарастаний и затуханий звучности передаёт ощущение приливов душевной боли.

II часть проникнута сосредоточенным молитвенным настроением, которое приносит облегчение страданий. Она написана в ля-бемоль мажоре и выдержана в хоральной фактуре. В таких условиях по-прежнему присутствующий в мелодии нисходящий поступенный ход приобретает характер светлой возвышенности.

Финальная фуга, воплощающая стремление обрести душевную крепость, отличается волевой энергией и мужественностью. Лирические интонации отступают здесь на второй план. Основная тема, изложенная канонически, начинается восходящим кварто-квинтовым мотивом, решительность которого подчёркнута репетициями. Лишь в продолжении развития темы вновь появляется плавное нисходящее движение, напоминающее о предыдущих частях. Подобное интонационные связи придают произведению единство, свойственное лирическому высказыванию

Явившись высшим достижением в развитии русской музыки XVIII века, хоровые концерты Бортнянского и Березовского оказали влияние и на будущее развитие отечественного музыкального искусства. Велико их значение в освоении крупной циклической формы, необходимой для работы с инструментальными жанрами. Не менее существенна роль духовной хоровой музыки в подготовке оперного и кантатно-ораториального стиля XIX века. Одно из важнейших открытий этого жанра – возможность органичного сочетания исконно русских музыкальных традиций с современными приёмами европейской композиции, осуществление подобного синтеза будет необходимым условием формирования национальной музыкальной классики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: