Тема: Правописание приставок

Практическое занятие 3

Тема: Гласные о,е,ё после шипящих. Гласные после ц.

План

1.Гласные о, е, ё после шипящих в корне слова.

2. Гласные о, е, ё после шипящих в суффиксах и окончаниях.

3. Гласные после ц.

4. Нормативный аспект культуры речи.

 

Упражнение  1. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

1) сгущ_нка, 2) нож_вка, 3) ретуш_р, 4) гуж_вой, 5) ч_порный, 6)трущ_ба, 7) лиц_вой, 8) туш_нка, 9) реч_нка, 10) прож_ра, 11) ш_рох, 12) пиж_н, 13) стереж_т, 14) ухаж_р, 15) плющ_м, 16) свеж_, 17) смерч_м, 18) слуш_к, 19) утеч_т, 20) нович_к, 21) разгоряч_нный, 22) неуклюж_, 23) воротнич_к, 24) взбеш_н, 25) вооруж_н, 26) кольц_м, 27) перц_вый, 28) ж_кей, 29) печ_нка.

Упражнение 2. Подберите родственные слова или формы данных слов, чтобы в них была изучаемая орфограмма.

1) врач; 2) горячий; 3) девочка; 4) освежить; 5) молодец; 6) жечь; 7) душа; 8) дирижировать; 9) шептать; 10) черта; 11) смешить; 12) заворожить; 13) окружить; 14) лягушка; 15) смягчить; 16) шелковистый; 17) чернеть; 18) камыш; 19) хороший; 20) горох; 21) отчитываться; 22) подчеркнуть; 23) печь; 24) тучей; 25) морж.

Упражнение 3. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы.

 Идем по узкой, корч_ванной дорожке, которая двумя глубокими песчаными колеями вьется среди хвойного молодняка, выросшего вокруг пней. Деревенский ш_рник Иван – никч_мный мужич_нка, но замечательный охотник – шагает рядом. Под его огромными ч_ботами не ш_лохнется ни один суч_чек или ж_лудь. Время от времени он наклоняется и кладет в старую кош_лку крепкие сыроежки. Вскоре мы уже продираемся сквозь чащ_бу. Ветер треплет густые кроны, развевает зеленовато-ж_лтые косынки берёз. Быстро догорающ_й свеч_й гаснет тёплый день. Парч_вый отблеск заката незаметно переходит в слабый оттенок бирюзового ш_лка. Становится свеж_. В лесном сгущ_нном мраке вырисовываются фантастические фигуры: вот чернеет какой-то ж_лоб, а там шалаш_м стоит развесистая ель. Из-под ног вдруг выскочила юркая щ_тка. Это ёж. Вот он поравнялся с кустом и исчез, словно растворился в зарослях. Между деревьями мелькают отблески лесной реч_нки. На её берегу и предполагается наша ноч_вка.

Упражнение 4. Вставьте пропущенные гласные после ц.

Бледное лиц.., с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях, лиц..вать, лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц.., сланц..вый, глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й, с расчётц..м, с хитрец..й, мясц.., бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц.., герц..гиня, мудрые индейц.., ц..клевать полы, ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц.., бац..лла, встать на ц..почки, у границ.., куц..й хвост, вкусные леденц.., ц..гарка, глиц..ния, операц..я, свинц..вать, под оконц..м, ц..тата, дефиц..т, братья-близнец.., танц..вальный, танц..вщица, фиксац..я, ц..ганёнок, ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц.., ц..пки на руках.

Упражнение 5. Выучите скороговорку

Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.



Практическое занятие 4

Тема: Употребление букв Ь и Ъ

План

1. Правила употребления мягкого знака.

2. Правила употребления твердого знака.

3. Коммуникативный аспект культуры речи.

 

Упражнение 1. Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель мягкости.

Вскол..з.., сел..д.., клян..чить, прос..ба, гус..ком, мел..тешить, чер..в.., сер..ги, вос..м..ю (от восемь), воз..ле, нян..ка, нян..читься, люд..ми, рез..ня, рез..ба, бояз..н.., ос..миног, вес..ма, цер..ков.., четыр..мя, пал..ба, вес..ма, гвоз..дик, бан..тик, умен..шить, бол..ше, тон..ше, тон..чайший, гон..щик, л..стец, туч..нее, каприз..ничать, бревен..чатый, бакен..щик, апел..син..чик, реч..ка, реч..ной, испор..ченный, зон..тик, вин..тик, почес..т.., нояб..р.., сен..тяб..р.., пис..менный, воз..мёшь, гранил..щик, крюч..ки, в коробоч..ке, бетон..щик, жестян..щик, жен..щина, свар..щик, печ..ник, девят..надцат.., восем..надцат.., пят..десят.., шест..десят.., сем..сот, пор..ча, помощ..ник, ноч..ник, вен..чик, загон..щик, январ..ский, октябр..ский.

Упражнение 2. Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель грамматической формы. Выделите эти формы.

Брос..те, (он) бросает..ся, вееш.., лещ.., пустош.., (несколько) барышен.., кирпич.., (много) разин.., мелоч.., врач.., строиш.., (дом) строит..ся, застав..те, назнач..те, увлеч..ся, (он) увлечёт..ся, лиш.., (несколько) таможен.., настеж.., (несколько) кухон.., полноч.., бреш.., горюч.., горяч.., фальш.., привлеч.., кумач.., нареж..те, утеш..ся, (он) утешит..ся, таеш.., (много) яблон.., вещ.., трубач.., (много) задач.., мелоч.., блиндаж.., (много) тихон.., волнуеш..ся, (много) нян.., чертёж.., меч.., мяч.., реч.., камыш.., (много) пашен.., надееш..ся, (несколько) купален.., мыш.., (много) басен.., молодёж.., рож.., клич.., дюж.., (надо) учит..ся, (несколько) черешен.., (надо) выспат..ся, из-за рабын.., дич.., (много) туч.., (несколько) тысяч.., заглядываеш..ся, замуж.., невмоч.., познаком..тесь, (он) познакомит..ся, (надо) познакомит..ся, готов..ся, (надо) готовит..ся, (он) готовит..ся, (несколько) барышен.., до плеч.., ключ.., гремуч.., (мороз) жгуч.., проч.., трескуч.., (несколько) кляч.., хорош.., пригож.., намаж..те, попадёш..ся, еш..те, навзнич.., наотмаш.., взвес..те, эконом..те, вскач.., невтерпеж...

Упражнение 3. Вставьте, где необходимо, пропущенные разделительные ъ и ь.

Об..единение, об..ект, об..ектив, об..ективный, об..ехать, об..ятый, от..утюженный, от..учить, от..юлить, от..явленный, от..экзаменовать, пан..американский, пан..европейский, папил..отка, под..одеяльник, под..опытный, под..ельник, под..ём, под..язычный, под..ячий, пред..упредить, пред..юбилейный, пред..явитель, птич..и, раз..ахаться, раз..украсить, раз..единённый, раз..ярённый, р..яный, саф..ян, сверх..бтекаемый, сверх..ёмкий, сверх..естественный, сверх..экономный, син..ор, с..обез..янничать, с..ориентироваться, стул..я, суб..ект, суб..ективный, суб..ядерный, супер..агент, с..едобный, с..ёжиться, с..ехидничать, с..ябедничать, с..язвить, с..экономить, транс..океанский, транс..сибирский, транс..урановый, транс..европейский, трёх..осный, трёх..уровневый, трёх..ярусный, фельд..егерь, четырёх..ярусный, четырёх..этажный, шансон..е, ш..ют.

Упражнение 4. Выучите скороговорку

Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.


 


Практическое занятие 5

Тема: Правописание приставок

1. Правописание приставок пре- и при-.

2. Гласные и согласные в приставках.

3. Чередование а-о в приставках.

4. И-ы после приставок оканчивающихся на согласную.

5. Этический аспект культуры речи.

 

Упражнение 1. Вставьте пропущенные гласные буквы и или е. Обратите внимание на значение слов.

Не пр..давать никакого значения, пр..дать друга, пр..даваться бесплодным мечтаниям, старинное пр..дание, пр..даное невесты, церковный пр..дел, пр..дел мечтаний, пр..дельная скорость, беспр..дельные возможности, пр..ёмник для больных собак, М.Ю. Лермонтов – пр..емник А.С. Пушкина, гостепр..имный хозяин, пр..емственность, пр..вратное понимание, старый пр..вратник, пр..бытие поезда, пр..бывание в городе, пр..творить дверь, пр..творить мечту в жизнь, пр..творщик, пр..творное веселье, пр..пирать дверь палкой, пр..пираться с отцом, не потерплю никаких пр..пирательств, пр..пирать к стенке, пр..зреть и обогреть убогого, относиться с пр..зрением, дом пр..зрения, пр..зрительная усмешка, пр..зирать опасности, пр..ходить вовремя, пр..ходящая няня, пр..входящие обстоятельства, пр..ходящие трудности, пр..ходящие радости, пр..ходящие обстоятельства, пр..ступить к работе, пр..ступить закон, пр..ступление, непр..ступная крепость, пр..ступник, пр..ложить усилия, непр..ложная истина.

Упражнение 2. Вставьте пропущенные согласные буквы д или т. Выделите приставки в словах.

О..цедить, по..садить, о..грузить, о..цепить, по..крепить, о..жимание, о..сохнуть, по..тягивание, о..дача, по..ключить, пре..посланный, пре..приятие, о..делка, о..греметь, по..сказка, пре..стартовый, по..сматривать, пре..праздничный, по..скочить, по..шить.

Упражнение 3. Вставьте пропущенные согласные з или с. Выделите приставки в словах.

И..жечь, и..чахнуть, ни..вергнуть, ни..посланный, ни..шедший, ра..щепление, и..жога, бли..сидящий, ни..ходящий, чре..вычайный, чере..чур,..дание, бе..винный, бе..временье, бе..перебойный, ни..ги,..дороваться, пере..дать, и..щипать, ни..провержение, обе..покоиться, прои..шествие, прои..текший, чере..полосица, и..черна-синий, не..добровать, чере..седельник,..битень, чре..мерный,..дравница,..балансированный,..ближение,..жиженный, бе..дыханный,..горяча,..грузить, бе..плановый, бе..письменный.

Упражнение 4. Вставьте, где необходимо, двойную согласную. Выделите корни и приставки в словах.

Без..вучно, обес..лавить, под..анный (России), под..анный (к ужину салат), пред..ипломный, (фанера) с..охлась, новов..едение, от..оргнуть, черес..едельник, от..ереть пятно, порас..просить, светорас..еяние, с..адить (с поезда), с..ыпать (зерно из трёх банок в одну), с..удить (преступника), с..удить (денег другу), с..ечь сухие ветки дерева, с..ечь (розгами), рас..ориться, пос..ориться, с..уда, без..емельный, без..ымянный, бес..ловесный, вос..оединённый, вос..тание, воз..вание, вос..лавить, вос..ход, воз..реть, рас..екреченный.

Упражнение 5. Выучите скороговорку

Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: