Тема: Лексика и лексикология

1. Значение слова.

2. Омонимы и их типы.

3. Синонимы и их классификация.

4. Антонимы и их типы.

5. Паронимы.

 

Упражнение 1. Запишите в 2 столбика однозначные и многозначные слова.

Йог, кавычки, консерватор, лидер, монолог, наносный, направление, перемена, природный, состряпать, таять, трамвай, элегантный, язычество, зенит.

Упражнение2. Прочитайте предложения и дайте оценку употреблению

омонимичных слов (I. Мешают понять смысл высказывания, допускают двоякое восприятие; II. Не мешают пониманию, так как значения омонимичных слов в предложении четко различаются; III. Не мешая пониманию, в то же время повышают выразительность речи, используются для создания шуток, каламбуров и т. п.).

1. Я просмотрела в магазине нужную мне книгу. 2. Рыбачьей удалью блесну и в речке возле леса поймаю щуку на блесну. Эх, выдержала б леса! (Я- Козловский.) 3. Мы сражаться стали, в ход пустили шашки... (Я. Козловский.) 4. Не заказано ветру свободному петь тоскливые песни в полях. (Н. Некрасов.) Платье заказано в мастерской. 5. Дорогой лесной к тебе я спешу, дорогой. 6.— Хорошо. Я согласен. Напою (напою водой; напою песню). 7. Я большой охотник жить лет до девяноста. (А. Твардовский.) Охотник возвратился с богатой добычей. 8. О браке говорили много. 9. Не щеголяй, приятель, тем, что у тебя избыток тем. Произведенья знаем те мы, где лучшие

погибли темы. (С. Шевцов.)

Упражнение 3. Подберите синонимы к словам:

Пример: врач  - лекарь, доктор, знахарь, медик, фельдшер

Композитор, кузнец, учитель, художник, юрист, красный, белый, голубой, красивый, четкий, удачливый, приветливый, писать, делать, ходить, смотреть.

Упражнение 4. Определите, каким путем образовались приведенные синонимические ряды (I. Появились в процессе словообразования; II. Возникли в результате заимствования слов из других языков; III. Пополнились за счет диалектизмов или просторечных слов).

1. Доказательство, аргумент. 2. Дефект, недостаток. 3. Умный, понятливый. 4. Глаза, зенки. 5. Толковый, смышленый. 6. Конфиденциально, тайно. 7. Вертолет, геликоптер. 8. 

Самолет, аэроплан. 9. Призыв, лозунг. 10. Мудрый, разумный. 11. Водитель, шофер. 12. Сентенция, нравоучение. 13. Крепкий, дюжий. 14. Петух, кочет. 15. Масштаб, размер. 16. Большой, громадный. 17. Время, век, пора. 18. Фиксировать, замечать. 19. Очень, шибко, дюже. 20. Фиаско, поражение. 21. Сильный, крепкий. 22. Здоровый, могучий.

Упражнение 5. Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.

 Оклик – отклик, дипломат – дипломант, практик – практикант, опечатки – отпечатки, швейцар – швейцарец, праздный – праздничный, добрый – добротный, одеть – надеть, основать – обосновать.


 


Практическое занятие 9

Тема: Лексика и фразеология

1. Исконно русская лексика. Старославянизмы. Слова иностранного происхождения.

2. Состав лексики в стилистическом отношении.

3. Архаизмы и историзмы.

4. Неологизмы.

5. Фразеология.

6. Правила написания резюме.

 

Упражнение 1. Укажите значение слов, укажите к какому типу лексики по происхождению относятся слова.

Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стандартный, фортуна, чваниться, пенаты,

незаурядный, миннезингер, кадриль, окказионализм, синекдоха, оксюморон.

Упражнение 2. Определите, к какой группе исконно русской лексики относятся данные слова (I. К общеславянской лексике; II. К собственно русской; III. К восточнославянской). Проверьте ответы по этимологическому словарю.

Дядя, лето, заяц, захолустье, лягушка, деревня, удалой, журчать, снег, гагара, дешевый, малина, гордиться, сеять, воевать, ласточка, петух, теперь, крупа, нога, замуж, льгота, изгородь, девяносто, даже, левый, рука, осина, чайка, вьюга, знахарь, бабочка, маятник, палец, мать, липа, смуглый, нива, гроза, осень, сорок, лямка.

Упражнение 3. Выделите в каждой группе примеров слова-историзмы.

1) Книга, дом, полон, колчан. 2) Вещать, один, опричник, бренный. 3) Оный, каждый, посадские, рязанские. 4) Лицей, обет, заветы, конфликты. 5) Переполох, околоток, коллега, вага (тяжесть). 6) Вира, личба (счет), доход, прибыль. 7) Сей, вельможа, льзя (можно), острог. 8) Пуще, паче, зело, стольник. 9) Чревоугодие, артикул, перепись, писец.

Упражнение 4. Выделите в каждой группе примеров слова-архаизмы. Объясните, чем они отличаются от историзмов.

1) Кафтан, сокольничий, алтын, вельми. 2) Обаяние, волшебный, лобзание, пламенный. 3) Шествовать, воздвигнуть, глаголить, внушить. 4) Баталия, опричнина, дружина, дивизия.

5) Гимназист, холоп, витязь, отроковица (девочка-подросток). 6) Фортеция, грядущее, шинкарь, мытарь (сборщик податей). 7) Идеал, дщерь, пристав, стрела. 8) Городовой, дума, копье, уста. 9) Пристав, бурса, балда, наипаче (особенно).

Упражнение 5. Определите тип фразеологизма (I. Фразеологическое сращение; II. Фразеологическое единство; III. Фразеологическое сочетание; IV. Фразеологическое выражение).

1. Рожденный ползать летать не может (М. Горький.). 2. Она улыбается редко... Ей некогда лясы точить. (Н. Некрасов). 3. Засыпанный снегом зимний лес хранит молчание. 4. Заводские начальники собаку съели драть (Н. Некрасов.). 5. А бить я тебе не дамся. Пальцем тронуть меня не моги (Ф. Гладков.). 6. Госпожа эта, возразил князь с усмешкой,

пустилась во все тяжкие (А. Писемский.). 7 Россия будет самой яркой демократией земли! (М. Горький.). 8. В случае чего труби во всю Ивановскую! (А. Авдеенко.). 9. Хитер, а попадается впросак (Н.. Некрасов.). 10. Во дворе – хоть шаром покати: стены – бетон, по углам – канониры, в подземелье – пустая тюрьма (К. Симонов.). 11. Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет (А. Пушкин.).

 

 

Практическое занятие 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: