Вопрос 39. Общественно-политические взгляды французских просветителей и их взгляды на историю

Основные доктрины политической мысли эпохи Просвещения:

1) теория народного суверенитета возникла и развивалась на базе теории происхождения общественного договора

2) теория правового государства: учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания; необходимость гарантий прав личности; связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством;

3) теория разделения властей: три власти - законодательная, исполнительная, судебная - должны осуществляться разными органами власти;

все сферы государственной деятельности только в рамках закона; закон принимается только властью, исполнительная власть не может изменить законы; суд - независим

Кондорсе

Отказывается сводить исторический процесс лишь к деяниям королей, законодателей, религиозных реформаторов и уделяет большое внимание культуре и нравам народа.

Кондорсе явился одним из основоположников идеи исторического прогресса. Он обусловливал исторические эпохи этапами развития человеческого разума, подчеркивая при этом также значение хозяйственных и политических факторов в общественном развитии.

Против феодального строя, за буржуазный. Говоря о будущем прогрессе человечества, Кондорсе мыслил этот прогресс лишь в границах буржуазного правопорядка.

Как идеолог восходящего общественного класса, Кондорсе отстаивал целую систему передовых идей: равенство людей перед законом, демократические права и свободы, гуманное уголовное законодательство, равные права на получение образования и т. д.

Политические и правовые взгляды Вольтера

Государство: Вольтер выступал против католической церкви, против духовенства и фанатизма. Он смело и настойчиво требовал отмены несправедливых приговоров, вынесенных церковными судами, добиваясь реабилитации невинно осужденных жертв церковной власти, все же он учитывал значение религии как средства удержания масс в повиновении и считал необходимым ее сохранение в качестве узды для народа. Ему принадлежат известные слова: «Если бы не было Бога, то его надо было бы выдумать». Он призывал к борьбе за науку и прогресс, надеясь, что «союз королей и философов» расчистит почву для развития человеческого общества.

Форма государства. Вольтер – сторонник просвещенного абсолютизма. Однако первоначальной формой государства Вольтер считал не монархию, а республику. Монархия возникает позднее в результате завоевания и возвышения военного вождя.

Прежде всего он требовал уничтожения привилегий духовенства. Вольтер предлагал также отменить феодальные повинности, лежавшие на крестьянах, уничтожить таможни.

Право, естественные законы – это законы разума, законы, которые дает человечеству природа: «Быть свободным, иметь вокруг себя только равных – такова истинная жизнь, естественная жизнь человека». Под свободой Вольтер понимал отмену крепостнических отношений. Вместе с тем свобода – это свобода мысли, свобода печати, свобода совести; отсутствие всякого произвола: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Частную собственность Вольтер считал необходимым условием благоустроенного общества. Выступая против чрезмерно суровых наказаний, он считал необходимым одновременно принятие мер для предупреждения преступлений. Он добивался уничтожения инквизиции и пыток, которые продолжали еще применяться во Франции.

Политическая власть и руководство обществом должны оставаться в руках меньшинства. 3.

Политические и правовые идеи Ш. Л. Монтескье


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: