Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом. Архитектор Пётр

Дмитриевский собор во Владимире.

Иначе стоит вопрос об архитектуре Новгорода и Пскова. Тут также предполагается иностранное влияние, идущее с Запада и приносившее в Россию отголоски романского стиля. Но в приземистой, низенькой форме новгородских церквей, в их покрытии двускатной крышей на каждой из четырёх сторон куба, заменившем фронтонное покрытие южного храма, нельзя не видеть влияния местного климата и деревянной архитектуры. Таким образом, здесь уже дают себя знать черты, приобретённые церковным зодчеством в России. Переходя к владимиро-суздальской архитектуре, мы стоим на более твёрдой почве. Здесь романские — и именно итальянские — влияния уже несомненны. Отличительная черта владимиро-суздальской церкви сравнительно с новгородской — её стройность, стремление ввысь — и всё увеличивающиеся украшения стен, простых и голых в Новгороде. Здесь они украшаются пояском из арочек и колонками на высоте второго этажа, романским порталом и лепными украшениями (Покровская церковь, Дмитриевский и Георгиевский соборы). Конечно, нельзя выводить эти суздальские особенности из национальной архитектуры... Очень вероятно, что это просто продукт новых русских заимствований из Византии, где к тому времени успели сложится новые формы архитектуры и орнамента.

Вопросы и задания к материалам по разделу «Зодчество»:

Каковы общие черты древнерусского зодчества конца X — начала XII в.?

Какие процессы свидетельствуют о происходящей эволюции древнерусского зодчества?

Выделите архитектурные стили, характерные для данного периода. Найдите в справочных изданиях и на сайтах в Интернете их описание.

 

Иконопись

Из работы В.Н. Лазарева «Русская иконопись от истоков до начала XVI века»

Русская икона органически связана многими нитями преемственности с византийским искусством. Уже с конца X века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания. Однако отсюда ещё не следует, что русская иконопись была простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась в орбите её притяжения, но уже с XII века начался процесс её эмансипации. Веками накапливаемые местные черты перешли постепенно в новое качество, отмеченное печатью национального своеобразия. Это был длительный процесс, и очень трудно чётко обозначить его хронологические границы.

Наиболее интенсивно он протекал на Севере, в таких городах, как Псков и Новгород. Их отдалённость от Византии и их республиканский образ правления позволили ставить и решать различные проблемы, в том числе и художественные, более независимо и смело. К тому же в этих северных областях, не затронутых татарским нашествием, традиции народного искусства держались особенно крепко, и они властно о себе напомнили в XIII веке, когда почти прервались всякие связи с Византией.

В пределах Московского княжества интересующий нас процесс протекал более медленно. Но и здесь постепенно был выработан свой художественный язык. И если это не привело к решительному разрыву с византийским наследием, то с эпохи Андрея Рублёва московская живопись также обрела своё собственное лицо. С этого момента у нас есть все основания говорить о древнерусской иконописи как уже о вполне сложившейся национальной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: