Проблема соотношения разума и веры

Важной проблемой в период патристики стало решение проблемы взаимоотношения разума и христианского вероучения, т.е. в чисто теоретическом смысле – проблемы веры и знания, религии и науки (под наукой в то время понималась философия). Эта проблема чрезвычайно интересовала Августина.

Для молодого Августина (до обращения) рациональное мышление обладало высшей ценностью. Обращение в веру изменило в Августине всё: образ жизни, строй мышления. Он признается, что значение философии им преувеличивалось. Внутренний свет (вера) много выше. Отныне античные идеи сами по себе не нужны, они становятся лишь инструментом мышления. Но все же вера не заменяет разумного понимания, наоборот, она его стимулирует. Вера и разум дополняют друг друга. Эта позиция может быть выражена формулой «Верю, чтобы понимать, и понимаю, чтобы верить». Такая формулировка была направлена против высказывания одного из ранних патристиков Тертуллиана, который говорил так: «Верую, ибо абсурдно». В сочинении «О плоти Христа» Тертуллиан пишет: «И сын Божий умер: это совершенно достоверно, ибо нелепо. И, погребенный, воскрес: это несомненно, ибо невозможно». Как это понимать? Тертуллиан убежден в том, что разум – опора еретиков, вера в Христа и человеческий разум несовместимы.

Такое понимание совершенно чуждо духовному строю Августина. В его «Троице» можно прочесть: «Вера ищет, разум находит. Поэтому пророк и говорит: «Если не поверите, то и не поймете». С другой стороны, разум ищет того, что уже понял, нашел. Ибо Бог, глядя на отпрысков человека, как поется в Псалме, зрит среди них тех, кто с пониманием ищет Бога. Значит, человек должен быть разумным, чтобы хотеть искать Бога».

В мышлении Августина религиозные и философские идеи настолько тесно переплетаются, что размышления над теологическими вопросами часто приводят к постановке новых философских проблем. Вот некоторые из них.

 

Проблема человека

Августин вначале принимает сократовско-платоновскую формулу «человек – это душа, которая нуждается в теле». Человеческая душа – творение бога. Августин отвергает предсуществование душ, их переселение из одного тела в другое. Души есть только у людей. У животных, а тем более растений души вообще нет. Августин, как и другие христианские теологи, разрушает то чувство единства всего живого, которое пронизывает античное мировоззрение Греции.

Вслед за Сократом и Платоном Августин презирает человеческое тело. Это характерная черта неоплатонизма и христианства. Не случайно, что ревностный христианин император Феодосий запретил Олимпийские игры, которые происходили в Греции регулярно каждые четыре года, начиная с 776 г. до н.э.

Однако проблема человека интересует Августина не просто как вопрос, что такое человек; для него это проблема конкретного «Я», человека как уникального, неповторимого индивида, личности, и своего «Я», в том числе. Сравнение с Плотином обнаруживает заметную дистанцию между греками и Августином в понимании природы человека. Плотин тоже настаивал на необходимости обратиться во внутренний мир человеческой души, где только и следует искать истину, но при этом говорил о душе абстрактно, лишая ее покрова индивидуальности, игнорируя личностный план. И в своих работах он никогда не касался самого себя, не говорил об этом с друзьями.

Августин, напротив, в «Исповеди» рассказывает о своих родителях, людях ему дорогих, обнажает свою душу во всех ее переживаниях, стремлениях, интимных желаниях. Он говорит о мучительной внутренней борьбе, о противоречиях, раздирающих его душу. Эти противоречия ему удалось преодолеть лишь в результате полного отречения от собственной воли в пользу воли Бога, которую посредством мучительных усилий удалось сделать всей волей.

Понимание Августином воли также иное по сравнению с греческой философией. У греков воля связана с интеллектом, воля есть функция, которой интеллект указывает цель движения. Августин же утверждает, что воля выше, главнее разума. У Августина воля определяет всю внутреннюю жизнь, обусловливает накал религиозного чувства. Таким образом, именно появление религиозной проблематики, в частности, осознание противоречия между божественной и человеческой волей привело Августина к открытию новой философской проблемы – «Я» как личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: