(ББК) — классификация, предназначенная для систематизации книг и др. документов; традиционное средство упорядочения документальных фондов. С ее помощью индексируются все документы отрасли, в том числе — научные исследования и разработки, которые ведутся в области народного образования и педагогической науки.
В
Валидность — комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.
Валидность информации - надежность информации, отсутствие в ней ошибок, связанных прежде всего с определением исходных теоретических предпосылок при разработке методики исследования.
Валидность эксперимента - достоверность (и степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. Понятие «валидность» объединяет основные дели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процессами проведения эксперимента.
|
|
Вариация — изменение.
Верификация (от лат. verus — истинный и facio — делаю) — проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.
Введение — структурная часть основного текста, представляющая собой начальную главу. Имеет целью ориентировать читателя в дальнейшем изложении, подготовить к усвоению основного текста. Оформление исследования в виде курсовой работы, дипломного исследования и т.п. начинается с введения, в котором раскрываются актуальность, объект, предмет, проблема, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, описываются методы исследования.
Внедрение результатов исследования (опытов) -целенаправленное распространение нововведений, практическое использование прогрессивных идей, изобретений, результатов научных исследований; в педагогической практике — система мер директивного характера, обеспечивающая обязательное применение новшеств всеми членами педагогического коллектива.
Вопрос — высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы какой-либо ситуации, задачи. В естественном языке выражается вопросительным предложением или словосочетанием. Вопрос имеет сложную структуру, в нем налицо как проблематическая, так и ассерторическая сторона. Последняя характеризует предмет вопроса, выделяет нечто, существование чего подразумевается в нем и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного. Эта сторона вопроса иногда выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение (риторические, подсказывающие, провокационные вопросы). С точки зрения значений истинности вопросы разделяются на осмысленные (удовлетворяющие синтаксическим, семантическим и прагматическим критериям осмысленности), в той или иной мере правильно поставленные, и бессмысленные. Осмысленность, точность вопроса — важные стороны правильного, четкого мышления.
|
|
Восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
Воспроизводство — непрерывное движение и возобновление процесса производства.
Выборка — испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. Выборку разделяют на экспериментальную и контрольную группы.
Вывод статистический — нахождение такой величины различия между значениями зависимой переменной, которая в случае подтверждения гипотезы может быть превышена только с вероятностью, задаваемой правилами статистического решения.
Выпускная квалификационная работа - это итоговая аттестационная научная работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная в письменном виде с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.
Г
Генерализация (от лат. generalis — общий, главный) — обобщение, логический переход от частного к общему; метод математики и естествознания, где путем индукции, путем образования понятий из единичного выводится общее.
Герменевтика (от гр. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) — искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.
Генетический метод (от гр. genesis — происхождение, развитие) — способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Генетический метод требует установления начальных условий развития, главных его этапов, основных тенденций, линий развития. Основная цель такого исследования — выявление связи изучаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Генетический метод используется в сочетании с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, сравнительно-историческим методом.
Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для ^ объяснения каких-либо явлений.
Гипотетико-дедуктивный метод - система методологических приемов, состоящая в выдвижении некоторых утверждений в качестве гипотез и проверке этих гипотез путем вывода из них, в совокупности с другими имеющимися знаниями, следствий и сопоставления этих последних с фактами. Оценка исходной гипотезы на основе такого сопоставления носит сложный и многоступенчатый характер, т.к. только достаточно длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному ее принятию или опровержению.
Глоссарий (от лат. glossarkim - словарь глосс) - толковый словарь непонятных и малоупотребительных слов или выражений, обычно к отдельному произведению или тексту.
Гносеология — теория познания, раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
Гуманитарные науки (от лат. humanitas - человеческая природа, образованность) — общественные науки, изучающие человека и его культуру (в отличие от естественных и технических наук).
Д
Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.
|
|
Дедуктивный метод — способ построения научных теорий, специфической особенностью которого является применение дедуктивной техники вывода (дедукция).
Дезинтеграция — распадение, расчленение целого на составные части (противоположный термин «интеграция»).
Демифологизация — термин, обозначающий тенденцию освобождения современных исследований исторических событий и методов от мифологических элементов, наслоений и рационального их объяснения.
Денотат (от лат. denoto — обозначаю) — предметное значение имени (знака), т.е. то, что называется этим именем, представлением чего оно является в языке.
Депонировать — это означает передать на хранение в специальное хранилище рукописей. Депонируются обычно научные работы, которые касаются важных, но частных вопросов, издание которых большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов. Сущность депонирования научной разработки заключается в следующем: подготовленная к публикации научная разработка (статья, тезисы, учебное пособие, учебник, монография) направляются в Институт научной информации по общественным наукам. Институт принимает рукописи на хранение и публикует в специальных сборниках или научных журналах аннотации по депонированным работам, делает несколько копий с представленной разработки, которые остаются в институте, выдаются автору и по желанию любого заказчика могут быть высланы после предварительной оплаты заказанных экземпляров,
Депонированная рукопись - узкоспециальная работа, обычно в виде машинописного оригинала, находящаяся на хранении в библиотеке или информационном центре, которые информируют специалистов о ее наличии и выдают копии для изучения. Депонированные рукописи приравниваются к опубликованным документам и материалам исследования.
Дескриптор (от лат. describere — описывать) — 1) единица языка информационно-поисковой системы (ИПС), соответствующая определенному ключевому и базовому понятию, включенному в тезаурус этой системы; 2) термин со строго фиксированным значением, служащий для выражения основного смыслового содержания информационного документа и его идентификации; 3) хранимый в памяти информационный объект, указывающий, в каком виде запоминается та или иная информация (напр., в массиве записи или в файле).
|
|
Детерминизм — учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.
Деятельностный подход - в психолого-педагогических работах психика субъекта или объекта может быть изучена наиболее правильно, понятно, только если она изучается в процессе деятельности. Она — продукт развития и результат деятельности.
Диалектика (от гр. dialcktike — искусство вести беседу, спор) — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Дипломная работа — выпускная, исследовательского характера работа студентов в высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Диссертация - научная квалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.
Диссертация в виде научного доклада - это особый жанр квалификационной научной работы, которая может быть представлена к защите как на соискание ученой степени кандидата, так и доктора наук. На этапе подготовки диссертации в виде научного доклада, у автора должны быть опубликованы крупные научные работы, имеющие важное научно-практическое значение, признанные научной общественностью и активно использующиеся в теоретической и практической работе (монографии, учебники, учебно-методические и научно-методические пособия: научные статьи, опубликованные в центральной печати). Диссертация в виде научного доклада, как правило, содержит изложение, теоретическое обобщение и критический анализ основных результатов, полученных соискателем и опубликованных, а также оценку их практической значимости и внедрения результатов в научно-практическую работу учебных заведений. В научном докладе раскрывается основная научная концепция, разработанная лично автором, которая подкрепляется ссылками на ранее опубликованные научные работы. Первая часть доклада содержит, как правило, традиционные разделы, раскрывающие актуальность избранной темы, цель и задачи исследования, научную новизну, теоретическую и практическую значимость исследования, положения, выносимые на защиту; а во второй части доклада раскрывается его содержательная часть: новая научная концепция, система новых методов и средств совершенствования учебно-воспитательной работы с непосредственной ссылкой на публикации, в которых более детально раскрываются положения и выводы научного исследования, даются рекомендации по использованию полученных результатов на практике.
Диссертация в виде опубликованной монографии или учебника — диссертации такого вида защищаются, как правило, на соискание ученой степени доктора наук. Не ранее чем через месяц после выхода монографии или учебника из печати автор может представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет по профилю выполненной работы. На диссертацию пишется автореферат по установленной форме объемом 2 авторских листа. Вместо диссертации в диссертационный совет представляется 4 экземпляра монографии или учебника.
Диссертация в виде рукописи - наиболее распространенная форма квалификационной научной работы на соискание ученой степени кандидата наук. Она представляет собой рукописный труд, в котором излагается актуальность избранной темы, определяется объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, анализ научно-педагогической литературы и исследований, проведенных другими авторами по аналогичным темам, описывается опытно-экспериментальная работа, проделанная лично автором диссертации, и даются рекомендации по использованию теоретических и прикладных результатов научного исследования. На диссертацию в виде рукописи пишется автореферат, в котором излагаются основные научные результаты диссертационного исследования.
Дифференциация (от лат. differentia - развитие) - разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.
Доказательство - установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории. В логическом доказательстве аргументация проводится по правилам и средствам логики.
Доказательство от противного (лат. reduction ad absurdum) — вид доказательства, при котором справедливость некоторого суждения (тезиса доказательства) осуществляется через опровержение противоречащего ему суждения - антитезиса. Опровержение антитезиса достигается путем установления его несовместимости с заведомо истинным суждением. Часто доказательство от противного опирается на принцип двузначности.
Доклад - один из видов самостоятельной работы, используемый в обучении лиц. имеющих достаточно высокий уровень академической подготовки. Будучи аналитическим жанром, доклад требует углубленного понимания предложенной темы, умения пользоваться разнообразными источниками, а также умения анализировать эмпирический материал; работа над докладом формирует умения и навыки исследовательской деятельности.
Доктрина (от лат. doctrina) - учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.
Доктор наук - ученая степень, присуждаемая научным работникам, как правило, имеющим степень кандидата наук или ученое звание профессора, успешно защитившим докторскую диссертацию и опубликовавшим крупные научные труды.
Докторантура — одна из форм подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук, которые, как правило, имеют научные достижения в соответствующей области знаний и способные на высоком уровне проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.
Докторская диссертация - квалификационная научная работа, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важное социально-культурное, народно-хозяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.
Документ (от лат. documentum — свидетельство) — материальный носитель записи (бумага, кино-, фотопленка, магнитофонная лента, перфокарта и т.п.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве.
Доминанта (от лат. dominans - господствующий) - главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо.
Достоверность — учет всех, относящихся к изучаемым явлениям, фактов и правильность их истолкования (не отдельные примеры, факты, а совокупность фактов), не выхватывание тех фактов, которые выгодны исследователю, а анализ всех полученных материалов.
Доцент (от лат. docens — обучающий) — ученое звание преподавателя образовательного учреждения высшего профессионального образования; присваивается докторам, кандидатам наук или высококвалифицированным специалистам без ученой степени, имеющим определенный стаж преподавательской работы в образовательном учреждении высшего профессионального образования, научные труды или изобретения.
Е
Единичный подход — направлен на изучение отдельных педагогических явлений и процессов.
Естественный эксперимент - эксперимент, цель которого проверить влияние какого-либо фактора на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса в привычных для учащихся условиях; включается незаметно для испытуемого в его трудовую или учебную деятельность. Естественный эксперимент соединяет положительные черты метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Недостатком этого метода является трудность незаметной постановки перед испытуемым экспериментальной
задачи, а также вычленение отдельных элементов в деятельности испытуемого.
Ж
Жизненный цикл нововведения, жизненный цикл новой техники — период времени от зарождения новой идеи, ее практического воплощения в новых изделиях до морального старения этих изделий и их снятия с производства, значительного уменьшения их практического применения. Жизненный цикл нововведений принято делить на отдельные стадии: 1) зарождение идеи, появление изобретения; 2) научные исследования и разработки, экспериментальная проверка возможности воплощения замысла; 3) появление нового изделия на рынке, формирование спроса; 4) широкое изготовление новых изделий; 5) насыщение рынка; 6) затухание продажи и вытеснение изделия новым, более совершенным, Иногда жизненный цикл нововведения выражается формулой: «наука — техника — производство — применение».
Жизнедеятельность — внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях.
3
Задача — система, в которой представлены основные компоненты (исходный предмет задачи, требование задачи), требующая от субъекта целенаправленных действий для нахождения неизвестного на основе использования его связей с известным в условиях, когда субъект не обладает способами (алгоритмами), средствами этого действия.
Задачи познавательные — учебные задания, направленные на приобретение новых знаний, умений, в соответствии с целью обучения, путем поиска способов, методов решения, где используются все мыслительные операции, осуществляется установление связей и отношений, доказательство и обобщение данных, развивается творческое мышление. Познавательные задачи способствуют развитию рефлексивного мышления, они позволяют субъекту осознать себя, уровень своих знаний.
Задачи познавательно-исследовательские -позволяют познать то, что создано другими. Задачи решаются на основе известных знаний (способов) решения и способствуют приобретению новых знаний или способов решения, овладению техникой эксперимента, работой с научной литературой, овладению способами разработки структурных схем, созданию и применению алгоритмов программирования учебной деятельности, составлению библиографии, текстов, составлению и решению практических задач, разработке мероприятий, рецензированию статьи, книги и т.п.
Задачи учебно-исследовательские - направлены на освоение того, что надо делать, способствуют овладению определенными способами действий, комплексом умений и навыков, применению полученных знаний в последующей учебной деятельности, овладению технологией исследования, осуществлению поиска новых неизвестных способов решения путем постановки проблемы, построения и доказательства гипотезы, применения соответствующих научных методов. Учебно-исследовательские задачи в целом направлены на получение конкретного результата (доказать то-то, определить то-то), на нахождение противоречий между известным и искомым, посредством промежуточных операций, через анализ условий происхождения теоретических знаний, овладение соответствующими обобщенными способами действий, ориентированных на некоторые общие отношения осваиваемой предметной области, использование координации заученных действий в изменившихся условиях.
Задачи научно-исследовательские - направлены на организацию самой исследовательской деятельности. Их решение предполагает свободное владение методологией науки. Данный тип задачи совершенствует умения использовать методы научного познания, прогнозировать дальнейшее развитие науки, производства, самостоятельно поставить научный эксперимент, обработать и обобщить результаты, самостоятельно разработать методику решения исследовательской задачи.
Задачи профессиональные научно-исследовательские - предполагают осмысление и теоретическое обоснование научных положений, самостоятельное формирование исследовательских задач научного и практического (профессионального) характера, поиск и реализацию решения, доказательство верности полученных результатов, их изложение и обоснование, осуществление научного обеспечения (разработка программ фундаментальных и прикладных исследований), внедрение научных исследований в практику.
Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе.
Закономерность (общественная) - повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса.
Заочная аспирантура — безотрывная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации (кандидатов наук); действует при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Принимаются лица, имеющие диплом о высшем образовании и опыт практической деятельности, соответствующей профилю аспирантуры.
Знание (в широком смысле слова) — проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения.
Знание научное — продукт специализированной, профессиональной формы человеческой деятельности, которая предполагает существование особой цели — поиск общих и специальных законов деятельности, а также применение научных методов, которыми располагает обыденное познание.
Знание философское - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей: идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Знания могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние подразделяются на эмпирические и теоретические.
И
Идеалы науки — теоретические и экспериментальные методы, позволяющие достигнуть максимального и доказательного знания.
Идеализация — мысленное конструирование идеальных объектов, несуществующих в действительности (абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, электрический заряд, линия, точка и т.п.).
Идея — определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п. От других форм мышления и научного знания (понятие, теория и др.) идея отличается тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.
Идеологический принцип — мировоззренческое знание, которое первоначально формируется в недрах идеологии как формы общественного сознания.
Изобретение — решение технической задачи, отличающейся существенной новизной и дающей положительный эффект.
Издание — произведение печати, полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, имеющее выходные сведения и предназначенное для распространения содержащейся в нем информации.
Измерение — операция, в основе которой лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик.
Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли экономики, социального развития, культуры, науки, техники, обороны, дающее положительный эффект.
Имманентный (от лат. immanens — свойственный, присущий) — внутренне присущий самой природе предмета, явления, процесса; имманентным является, например, метод, который определяется самим предметом исследования. В теории познания имманентный означает: остающийся внутри границ возможного опыта.
Именной указатель — наиболее распространенный вид вспомогательного указателя, содержащий алфавитный перечень личных или других собственных имен.
Императивный (от лат. imperatives — повелительный) — не терпящий возражений, не допускающий выбора.
Индивидуальный план — основной руководящий документ, который определяет специализацию, содержание, объем, сроки обучения диссертанта и формы его аттестации. В нем также указывается, какие следует подготовить публикации и для каких конкретно органов печати.
Индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Институт повышения квалификации - образовательное учреждение, деятельность которого направлена на переподготовку работников отрасли и региона, на удовлетворение потребностей личности, коллектива, на проведение научных исследований, оказание консультативной и методической помощи.
Интеграция (лат. Integration — восстановление, восполнение) — 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание, рассудок) — разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятие в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания.
Интеллектуальный продукт — результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности; включает изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описание технологий.
Интервьюирование — способ проведения социологического опроса как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.
Интернет (от англ. Internet) — глобальная компьютерная сеть, дающая доступ к емким специализированным, информационным серверам и обеспечивающая электронную почту.
Интерпретация — истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.
Интуиция — способность непосредственного постижения истины. За способностью как бы «внезапно» угадывать истину на самом деле стоят накопленный опыт и приобретенные ранее знания. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практикой.
Информатизация — возрастание объема научных знаний и иных сведений, вовлекаемых в сферу труда и др.сферы общественной жизни; социальный процесс повышения престижа информационных наук.
Информационная технология - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации; играет существенную роль в проектно-конструкторских работах, педагогической и редакционно-издательской деятельности, организационном управлении, научных исследованиях. Развитие информационных технологий неразрывно связано с применением вычислительной техники, коммуникативных сетей и пр.
Информационные издания - содержат оперативную информацию как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания.
Информационные листки - оперативные печатные издания, которые содержат рефераты, отражающие информацию о передовом производственном опыте или научно-технических достижениях.
Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Исследование прикладное — решает в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практической направленности. Обычно прикладные исследования являются логическим продолжением фундаментальных исследований. По отношению к фундаментальным прикладные исследования носят вспомогательный характер.
Исследование фундаментальное - направлено на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее научного статуса, истории, ее методологии. В педагогике фундаментальные исследования проводятся также и в границах отдельных педагогических дисциплин: теории воспитания, дидактики, предметных методик, дефектологии и т.д. Результаты фундаментальных исследований, как правило, не находят прямого выхода в практику образования. Они должны служить обогащению теории и методологии самой науки.
Исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.
Исследовательская работа - процесс активного взаимодействия субъекта этой работы с объектами реального мира или другими субъектами; форма активности субъекта, которая в исследовательской деятельности проявляется на всех уровнях развития субъекта: интеллектуальном, поведенческом, социальном. В процессе исследовательской работы познавательная активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его. не разрушает, не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. При этом интеллектуальная активность субъекта вызывает в его сознании некоторое затруднение; поведенческая активность связана с реализацией целого комплекса действий (операций) по решению данного затруднения; социальная активность направлена на установление контактов с научным сообществом, с новыми источниками информации.
Исследовательская специальность (направление исследования) — устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.
Исследовательские умения - сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность, успешность формирования и выполнения которых зависит от ранее приобретенных умений.
Исследовательское задание — элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.
Исследовательское обучение - это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания.
Истина — правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне — и независимо от сознания, Истина объективна по содержанию, но субъективна по форме — как результат деятельности человеческого мышления.
Историография — обзор исследовательской литературы по истории.
Исторический метод — это метод, позволяющий получить представление об эмпирической истории объекта.
Исторический подход - определяет рассмотрение генезиса изучаемого процесса или явления в историческом аспекте. В исследовании преобладают конкретные исторические факторы.
К
Кандидат наук — в России первая ученая степень, присуждаемая лицам с высшим образованием, сдавшим экзамены кандидатского минимума (философия, иностранный язык, специальность), опубликовавшим результаты диссертационного исследования и публично защитившим кандидатскую диссертацию как квалификационную научную работу.
Кандидатская диссертация - это научная квалификационная работа; в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.
Каталог (от гр. katalogos — список) — 1) перечень каких-либо предметов (книг, экспонатов); 2) каталог библиотечный — перечень произведений печати, имеющихся в библиотеке.
Каталог алфавитный — в алфавитных каталогах названия книг расположены соответственно, исключительно в алфавитном порядке по фамилиям и инициалам их авторов, либо по заголовкам, если авторы не указаны.
Каталог ключевых слов — каталог содержит расположенные в алфавитном порядке рубрики, озаглавленные основными проблемами или именами, В карточках под этими рубриками указаны шифры ящиков систематического каталога, в которых можно найти книги по данной проблеме.
Каталог новых поступлений - это систематические каталоги, в которых расположены лишь названия книг, поступивших в данную библиотеку в течение последнего полугодия.
Каталог предметный — в предметном каталоге названия книг размешены по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-нибудь предмету. При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик. Названия иностранных книг здесь объединены с русскими и расположены сразу после них. Название каждой рубрики соответствует определенной теме (предмету). Широкая тема, как правило, имеет подразделы, поэтому по такой теме можно найти подрубрики. Подрубрики также расположены в алфавитном порядке.
Каталог систематический - это каталог, в котором названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам (как в предметном), однако, сами рубрики расположены не по алфавиту, а по системе дисциплин.
Категория — форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
Категориальный анализ - (от греч. kategoria - высказывание, признак) в психологии — способ изучения развития психологического познания как деятельности, элементами которой выступают конкретные научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности (образ, действие, мотив и др.).
Качество — совокупность свойств, признаков, выражающих существенную определенность объекта, благодаря которым он является именно таким, а не иным. Качество обуславливает способность объектов удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metreo — измеряю) — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Относится к числу библиографических методов, направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути.
Качественный подход — в основе лежит определение качеств, свойств, признаков, особенностей изучаемых явлений.
Квалиметрия (от лат. quails — какой, какого качества и metron — мера) — область науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукта.
Классификация — система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности.
Кластерный анализ — математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов, сгруппировать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходны ми по сравнению с объектами, входящими в другие классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в евклидовой метрике (наиболее употребляемой), так и в других метриках.
Ключевое слово — слово или словосочетание из текста документа или запроса, несущее существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска.
Когерентность (от лат. cohaerentia — связь) — взаимосвязь; принцип когерентности заключается в утверждении, что все существующее находится во взаимосвязи.
Когнитивный диссонанс - интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация.
Когнитивная наука - наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки — определить природу механизмов, имеющихся у человека в процессе мышления, восприятия и понимания.
Когниция (от лат. — correlati — знание) — знание, познание; когнитивный — соответствующий когниции или познанию, познаваемый.
Количественный подход — направлен на выявление количественных признаков изучаемых явлений, процессов по степени их значимости и развития.
Компетентность (от лат. competens — надлежащий, способный) — мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Понятие «компетентность» включает когнитивную, операциональную, технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.
Компетенция (от лат. competentia — принадлежность по праву) — 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом.
К. задает круг предназначений, обязанностей, ролей, комплекс задач, которые должен решить человек. К. — это заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным.
Компиляция (от лат. compilation — ограбление, накопление выписок, собрание документов) — работа, составленная путем заимствования и не содержащая собственных обобщений или интерпретаций.
Комплекс (от лат. complexus — связь, сочетание) — совокупность, сочетание объектов, предметов, действий, тесно связанных и взаимодействующих между собой, образующих единое целое.
Комплексный подход — исследовательский метод; учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования.
Конвергенция (от лат. convergcre — сходиться, при ближаться) — совпадение каких-либо признаков в независимых друг от друга явлениях.
Конкретизация (от лат. concretus — сгущенный, уплотненный) — возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью более определенного, наглядного раскрытия содержания.
Контекст (от лат. contextus — тесная связь, соединение) — обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных, входящих в ее состав, фрагментов (слов, выражений или отрывков текста).
Контент-анализ (от англ. contents - содержание) - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т.д.), в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации. Затем производится систематический замер частоты и объема упоминания этих единиц в определенной совокупности текстов или другой информации.
Корреляционный анализ (от лат. correlation - соотношение) - статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов.
Конкурсная работа - исследовательская работа, представленная на объявленный конкурс исследовательских работ.
Конспект — сокращенная запись лекции, речи, какого-либо сочинения (научной работы) своими словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий компонент сопровождается собственными мыслями, вопросами, сомнениями, рассуждениями.
Конструктивный (генетический) метод - один из способов дедуктивного построения научных теорий. Основная задача конструктивного метода — последовательное конструирование (реально осуществляемое или возможное на основании имеющихся средств) рассматриваемых в формальной системе объектов и утверждений о них. Задание исходных объектов теории и построение новых осуществляется с помощью совокупности специальных операциональных (конструктивных) правил и определений.
Конференция научная - собрание представителей научных работников. Научная конференция всегда бывает тематической. Она может проводиться в рамках одной научной организации или учебного заведения, на уровне региона, страны, на международном уровне.
Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути ведения.
Корреляция (от лат. correlation - взаимосвязь, соотношение) - понятие, отражающее наличие связи между явлениями, процессами и характеризующими их величинами.
Коэффициент (от лат. coefficiens — содействующий) — показатель, фактор, параметр, представляющий соотношение двух однородно исчисленных величин.
Коэффициент научности - отношение фактической ступени абстракции, на которой ведется преподавание, к ступени абстракции, достигнутой в отрасли науки, порождающей учебный предмет.
Косвенное доказательство - вид логического доказательства, отличающийся способом обоснования тезиса. В отличие от прямого доказательства в косвенном доказательстве истинность доказываемого тезиса обосновывается посредством установления ложности некоторых положений. Последние так связаны с доказываемым тезисом, что из их ложности следует истинность тезиса. Существуют разные виды косвенного доказательства. В разделительном косвенном доказательстве рассматривается некоторое число предположений, в совокупности исчерпывающих все возможные в данном случае утверждения; выясняется ложность всех предположений, кроме одного, истинность которого, таким образом, и устанавливается. Другой вид косвенного доказательства — апагогическое доказательство (доказательство от противного), в ходе которого получают логическое противоречие из допущения истинности антитезиса (утверждения, противоречащего доказываемому тезису) и на этом основании делают заключение об истинности тезиса.
Креативность (от англ. creative — творческий, созидательный) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющей относительно устойчивую характеристику личности; способность сделать, осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства.
Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.
Критерий новизны - характеризует одну из основных содержательных сторон результата диссертации — новые теоретические положения и практические (нормативные) рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике.
Критерий практической значимости - указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику, в учебно-воспитательный процесс, методику преподавания. Практическая значимость результатов диссертационных исследований зависит от числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (области, республика, государство); степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий); предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения.
Критерий теоретической значимости - показывает влияние результатов исследования на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики, методики, характеризует ценностную сторону результатов исследования. Этот критерий позволяет судить о сущности и закономерностях процесса обучения и воспитания, тесно связан с новизной, степенью сформированности теоретических положений, т.е. концептуальностью, доказательностью полученных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки прикладных тем.
Курсовая работа - один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших учебных заведений, в котором развивается умение решать исследовательские задачи, самостоятельно ориентироваться в научной литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
Л
Лабораторный эксперимент - научное, экспериментальное исследование, проводимое в искусственно создаваемых, специально оборудованных лабораториях.
Личностно-деятельностный подход - в основе лежит учет личностных особенностей, позиций всех его участников-учеников, учителей, преподавателей. Учитывается, что процесс обучения ведется во взаимосвязывающей деятельности обучаемых и обучающих. Результат деятельности — положительный, отрицательный.
Личностный подход — особое отношение к личности. Личность доминирует, учитываются личностные факторы.
Логика (от гр. logike) — наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений.
Логика высказываний — раздел логики, в котором вопрос об истинности или ложности высказываний рассматривается и решается на основе изучения способа построения высказываний из, так называемых, элементарных высказываний с помощью логических операций коньюкции («и»), дизъюнкции («или»), отрицания («не»), импликации («если..., то...») и др.
Логический метод исследования - это метод воспроизведения в мышлении сложного развивающегося (или развивавшегося) объекта в форме исторической теории.
Логический подход исследования - предусматривает изучение процесса и явления в логической последовательности (теоретическое построение).
Лонгитюдиэльный (лонгитюдный) - длительный, продолжительный, долговременный.
Лонгитюдное исследование (от англ. Longitudinal -продольный) — вид непрерывного научного исследования, рассчитанного на достаточно длительный срок, исчисляемый месяцами или годами. В лонгитюдном исследовании изменение одного и того же объекта рассматривается, прежде всего, как функция времени.
М
Магистр (от лат. magister — начальник, учитель) — академическая степень, присваиваемая в высших учебных заведениях: это специалисты, обладающие фундаментальной научной базой, владеющие методологией научного творчества, а также знакомые с современными информационными технологиями и методами получения, обработки и хранения научной информации. В некоторых странах в настоящее время присуждается степень магистра после окончания университета, дополнительного курса обучения и защиты диссертации. В отечественной системе образования подобная степень появилась в 90-е годы XX столетия. Делается попытка введения западной системы подготовки специалистов через систему бакалавриата и магистратуры, но в иной интерпретации: как ступени получения высшего образования.
Магистерская диссертация - особая разновидность диссертационного научного произведения. Она представляет собой выпускную квалификационную работу, которая является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, - с привлечением одного или двух научных консультантов). Защита магистерских диссертаций и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.
Магистратура — форма подготовки магистров, т.е. специалистов, подготовленных к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
Математические методы - применяются для обработки полученных методом опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основание для теоретических обобщений. К математическим методам относят методы: регистрации, ранжирования, шкалирования (см. регистрация, ранжирование, шкалирование).
Метод — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.
Метод экспертных оценок - это разновидность опроса, связанная с привлечением к оценке изучаемых явлений, процессов наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга позволяют достаточно объективно оценить исследуемое. Использование этого метода требует, прежде всего, тщательного подбора экспертов — людей, хорошо знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективной, непредвзятой оценке.
Методология — учение о правилах мышления при создании теории науки; как совокупность приемов исследования, как учение о методах научного познания и преобразования мира, как учение о способах получения и организации знаний о мире.
Методологические основы исследования - это те концепции и теории, которые легли в основу исследования. Имеются в виду не все те публикации, на которые диссертант ссылается, а только те (их обычно бывает одна, две или три, но не более четырех), которые действительно лежат в основе диссертационной работы.
Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Методология педагогики - учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания. В методологии выделяют две взаимосвязанные стороны: теоретическую и нормативную. Теоретическая сторона педагогической методологии характеризуется как определенный подход к явлениям действительности, установление основных закономерностей как исходных посылок научного поиска. Нормативная сторона понимается как учение о принципах применения мировоззрения к процессу подхода к различным объектам действий общих и частных методов и приемов научного исследования.
Методика исследования - 1) короткий документ на 5-7 страниц, где излагаются: тема исследования, ее актуальность, проблема, объект, предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, методы исследования, предполагаемый объем и характер опытно-экспериментальной работы, критерии эффективности введения предлагаемых инноваций, ожидаемые результаты, сроки и виды их литературного оформления; 2) система конкретных приемов или способов осуществления какого-либо исследования.
Методологические характеристики исследования — проблема, тема исследования, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, этапы, защищаемые положения, новизна, значение для науки, практическая значимость. Все характеристики исследования взаимосвязаны, они дополняют друг друга.
Метод идеализации - основан на абстрагировании, но предполагающий также мысленное конструирование таких объектов, в которых то свойство, состояние представлены в предельном виде.
Метод формализации — это метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных «искусственных» языков (язык математики, математической логики, химии, радиотехники и ряда др. наук).
Методы статистические - применяются при обработке массового материала — определения средних величин, полученных показателей: среднего арифметического, медианы — показателя середины ряда, подсчета степени рассеивания около этих величии — дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др. Для проведения подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц и т.п.
Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии, модели, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту — оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.
Мониторинг - постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений.
Монография - научное издание, в котором какая-то одна проблема рассматривается достаточно разносторонне и целостно. Монография может иметь одного или несколько авторов.
Мысленный эксперимент - специфический теоретический метод, конструирующий идеализированные, неосуществимые ситуации и состояния, исследующий процессы в «чистом виде».
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление практическое - один из видов мышления, связанных с постановкой целей, выработкой планов, проектов, часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление, теоретическое.
Мышление теоретическое - один m видов мышления, направленный на открытие законов, свойств объектов.
Мышление творческое - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразования в самой познавательной деятельности по его созданию.
Н
Наблюдение — эмпирический метод целенаправленного восприятия явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Надежность эксперимента - устойчивость результатов эксперимента при его многократном проведении.
Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания,
Наукоемкость — степень технического прогресса в отрасли; характеризует специфику трудовой деятельности, обусловленную технико-технологическими особенностями производства.
Наукометрия — область науковедения, научная дисциплина, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики научной информации.
Научная организация труда (НОТ) - процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.
Научная статья - форма литературной продукции исследователя. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно-методических сборниках. Объем статьи составляет от 5-ти до 15-ти машинописных страниц.
Научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.
Научная теория — система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научное звание - ступень научной педагогической квалификации (доцент, профессор, академик, член-корреспондент).
Научное исследование — процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство.
Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.
Научное предвидение — определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем.
Научно-исследовательская методика - совокупность методов, их целенаправленная организация и применение в познавательном процессе для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Научно-исследовательская работа (НИР) - работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) — научно-исследовательская работа студента. выполняемая вне учебного плана, но по заданию и под руководством преподавателя при имеющихся научных лабораториях.
Научно-практическая конференция - прослушивание научных докладов и их обсуждение, командные соревнования.
Научные Общества - добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих научную деятельность. Цель Н.О. — обмен информацией, издание трудов, координация исследований. Возникли еще в древности, с XV-XVIbb. — как профессиональные объединения ученых, позже — более широкие по составу.
Научный журнал — периодическое издание, содержащее статьи и другие материалы научного характера и имеющее постоянную рубрикацию.
Научный коллектив — группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются следующие роли: 1) научно-когнитивная («генератор», критик, эрудит и др.); 2) научно-управленческие (руководитель, лидер, исполнитель и др.); 3) научно-вспомогательные (инженер, техник, лаборант и др.). Отличие научного коллектива от других типов коллективов, его своеобразие, обусловленное целевой функцией социального института науки в общественном разделении труда.
Научный кружок (научное общество) — содружество обучающихся и обучающих, занимающихся исследовательской деятельностью. В научных кружках и обществах формируются начальные навыки научно-исследовательской деятельности.
Научный отчет (доклад на научной, исследовательской конференции) — сообщение о собственных самостоятельных исследованиях в различных областях знаний.
Научный семинар — форма учебного процесса, построенная на изучении обучающимися отдельных исследовательских вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.
Научный съезд — собрание представителей целой отрасли науки в масштабах страны, На съездах обсуждаются все или значительная часть актуальных проблем для данной науки на сегодняшний день.
Научный факт — событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Непосредственное знание — знание, полученное без помощи доказательства, прямое созерцание истины, в отличие от демонстративного знания, всегда опосредованного не только данными опыта, но и логическим рассуждением. Различают 2 вида непосредственного знания: чувственное и интеллектуальное.
О
Обзорные издания — сообщают о состоянии, или развитии какой-либо науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.
Обобщение — прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Обобщенный (общий) подход - направлен на