Библиотечно-библиографическая классификация

(ББК) — классификация, предназначенная для системати­зации книг и др. документов; традиционное средство упоря­дочения документальных фондов. С ее помощью индекси­руются все документы отрасли, в том числе — научные исследования и разработки, которые ведутся в области народного образования и педагогической науки.

В

Валидность — комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.

Валидность информации - надежность информа­ции, отсутствие в ней ошибок, связанных прежде всего с определением исходных теоретических предпосылок при разработке методики исследования.

Валидность эксперимента - достоверность (и сте­пень достоверности) вывода, которую обеспечивают резуль­таты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. Понятие «валидность» объеди­няет основные дели исследования с идеальными эталонами их достижения и реальными процессами проведения экспе­римента.

Вариация — изменение.

Верификация (от лат. verus — истинный и facio — делаю) — проверка, эмпирическое подтверждение теорети­ческих положений науки путем сопоставления их с наблю­даемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.

Введение — структурная часть основного текста, представляющая собой начальную главу. Имеет целью ори­ентировать читателя в дальнейшем изложении, подготовить к усвоению основного текста. Оформление исследования в виде курсовой работы, дипломного исследования и т.п. начинается с введения, в котором раскрываются актуальность, объект, предмет, проблема, цель и задачи исследова­ния, формулируется гипотеза, описываются методы иссле­дования.

Внедрение результатов исследования (опытов) -целенаправленное распространение нововведений, практи­ческое использование прогрессивных идей, изобретений, результатов научных исследований; в педагогической прак­тике — система мер директивного характера, обеспечиваю­щая обязательное применение новшеств всеми членами педагогического коллектива.

Вопрос — высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы какой-либо ситуации, задачи. В естественном языке выражается вопросительным предложением или словосочетанием. Вопрос имеет слож­ную структуру, в нем налицо как проблематическая, так и ассерторическая сторона. Последняя характеризует предмет вопроса, выделяет нечто, существование чего подразумева­ется в нем и признаки чего пока неизвестны, а также очер­чивает класс возможных значений неизвестного. Эта сторо­на вопроса иногда выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение (риторические, подсказываю­щие, провокационные вопросы). С точки зрения значений истинности вопросы разделяются на осмысленные (удовле­творяющие синтаксическим, семантическим и прагматиче­ским критериям осмысленности), в той или иной мере пра­вильно поставленные, и бессмысленные. Осмысленность, точность вопроса — важные стороны правильного, четкого мышления.

Восприятие — сложный процесс приема и преобразо­вания информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Воспроизводство — непрерывное движение и возоб­новление процесса производства.

Выборка — испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. Выборку разделяют на экспериментальную и контрольную группы.

Вывод статистический — нахождение такой величи­ны различия между значениями зависимой переменной, которая в случае подтверждения гипотезы может быть пре­вышена только с вероятностью, задаваемой правилами ста­тистического решения.

Выпускная квалификационная работа - это итого­вая аттестационная научная работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная в письменном виде с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.

Г

Генерализация (от лат. generalis — общий, главный) — обобщение, логический переход от частного к общему; метод математики и естествознания, где путем индукции, путем образования понятий из единичного выводится общее.

Герменевтика (от гр. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) — искусство толкования текстов, уче­ние о принципах их интерпретации.

Генетический метод (от гр. genesis — происхождение, развитие) — способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Генетический метод требует установления начальных условий развития, главных его этапов, основных тенденций, линий развития. Основная цель такого исследования — выявление связи изу­чаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Генетический метод используется в сочета­нии с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, сравнительно-историческим методом.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для ^ объяснения каких-либо явлений.

Гипотетико-дедуктивный метод - система методологических приемов, состоящая в выдвижении некоторых утверждений в качестве гипотез и проверке этих гипотез путем вывода из них, в совокупности с другими имеющими­ся знаниями, следствий и сопоставления этих последних с фактами. Оценка исходной гипотезы на основе такого сопо­ставления носит сложный и многоступенчатый характер, т.к. только достаточно длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному ее принятию или опровержению.

Глоссарий (от лат. glossarkim - словарь глосс) - тол­ковый словарь непонятных и малоупотребительных слов или выражений, обычно к отдельному произведению или тексту.

Гносеология — теория познания, раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процес­се познавательной деятельности, отношение знания к дей­ствительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

Гуманитарные науки (от лат. humanitas - человече­ская природа, образованность) — общественные науки, изучающие человека и его культуру (в отличие от естественных и технических наук).

Д

Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.

Дедуктивный метод — способ построения научных теорий, специфической особенностью которого является применение дедуктивной техники вывода (дедукция).

Дезинтеграция — распадение, расчленение целого на составные части (противоположный термин «интеграция»).

Демифологизация — термин, обозначающий тенден­цию освобождения современных исследований историче­ских событий и методов от мифологических элементов, наслоений и рационального их объяснения.

Денотат (от лат. denoto — обозначаю) — предметное значение имени (знака), т.е. то, что называется этим име­нем, представлением чего оно является в языке.

Депонировать — это означает передать на хранение в специальное хранилище рукописей. Депонируются обычно научные работы, которые касаются важных, но частных вопросов, издание которых большим тиражом нецелесооб­разно, потому что они предназначены для узкого круга спе­циалистов. Сущность депонирования научной разработки заключается в следующем: подготовленная к публикации научная разработка (статья, тезисы, учебное пособие, учеб­ник, монография) направляются в Институт научной информации по общественным наукам. Институт принима­ет рукописи на хранение и публикует в специальных сбор­никах или научных журналах аннотации по депонирован­ным работам, делает несколько копий с представленной разработки, которые остаются в институте, выдаются автору и по желанию любого заказчика могут быть высланы после предварительной оплаты заказанных экземпляров,

Депонированная рукопись - узкоспециальная рабо­та, обычно в виде машинописного оригинала, находящаяся на хранении в библиотеке или информационном центре, которые информируют специалистов о ее наличии и выдают копии для изучения. Депонированные рукописи приравни­ваются к опубликованным документам и материалам иссле­дования.

Дескриптор (от лат. describere — описывать) — 1) еди­ница языка информационно-поисковой системы (ИПС), соответствующая определенному ключевому и базовому понятию, включенному в тезаурус этой системы; 2) термин со строго фиксированным значением, служащий для выра­жения основного смыслового содержания информационно­го документа и его идентификации; 3) хранимый в памяти информационный объект, указывающий, в каком виде запоминается та или иная информация (напр., в массиве записи или в файле).

Детерминизм — учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

Деятельностный подход - в психолого-педагогиче­ских работах психика субъекта или объекта может быть изу­чена наиболее правильно, понятно, только если она изуча­ется в процессе деятельности. Она — продукт развития и результат деятельности.

Диалектика (от гр. dialcktike — искусство вести беседу, спор) — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Дипломная работа — выпускная, исследовательского характера работа студентов в высших и средних профессио­нальных учебных заведениях.

Диссертация - научная квалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существен­ное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономиче­ские или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.

Диссертация в виде научного доклада - это осо­бый жанр квалификационной научной работы, которая может быть представлена к защите как на соискание ученой степени кандидата, так и доктора наук. На этапе подготовки диссертации в виде научного доклада, у автора должны быть опубликованы крупные научные работы, имеющие важное научно-практическое значение, признанные научной обще­ственностью и активно использующиеся в теоретической и практической работе (монографии, учебники, учебно-мето­дические и научно-методические пособия: научные статьи, опубликованные в центральной печати). Диссертация в виде научного доклада, как правило, содержит изложение, теоретическое обобщение и критический анализ основных результатов, полученных соискателем и опубликованных, а также оценку их практической значимости и внедрения результатов в научно-практическую работу учебных заведе­ний. В научном докладе раскрывается основная научная концепция, разработанная лично автором, которая подкре­пляется ссылками на ранее опубликованные научные рабо­ты. Первая часть доклада содержит, как правило, традиционные разделы, раскрывающие актуальность избранной темы, цель и задачи исследования, научную новизну, теоре­тическую и практическую значимость исследования, поло­жения, выносимые на защиту; а во второй части доклада раскрывается его содержательная часть: новая научная кон­цепция, система новых методов и средств совершенствова­ния учебно-воспитательной работы с непосредственной ссылкой на публикации, в которых более детально раскры­ваются положения и выводы научного исследования, дают­ся рекомендации по использованию полученных результа­тов на практике.

Диссертация в виде опубликованной монографии или учебника — диссертации такого вида защищаются, как правило, на соискание ученой степени доктора наук. Не ранее чем через месяц после выхода монографии или учеб­ника из печати автор может представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет по профилю выполненной работы. На диссертацию пишется авторефе­рат по установленной форме объемом 2 авторских листа. Вместо диссертации в диссертационный совет представля­ется 4 экземпляра монографии или учебника.

Диссертация в виде рукописи - наиболее распро­страненная форма квалификационной научной работы на соискание ученой степени кандидата наук. Она представля­ет собой рукописный труд, в котором излагается актуаль­ность избранной темы, определяется объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, анализ научно-педагогической литературы и иссле­дований, проведенных другими авторами по аналогичным темам, описывается опытно-экспериментальная работа, проделанная лично автором диссертации, и даются реко­мендации по использованию теоретических и прикладных результатов научного исследования. На диссертацию в виде рукописи пишется автореферат, в котором излагаются основные научные результаты диссертационного исследо­вания.

Дифференциация (от лат. differentia - развитие) - разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.

Доказательство - установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории. В логическом доказательстве аргументация проводится по правилам и средствам логики.

Доказательство от противного (лат. reduction ad absurdum) — вид доказательства, при котором справедли­вость некоторого суждения (тезиса доказательства) осу­ществляется через опровержение противоречащего ему суж­дения - антитезиса. Опровержение антитезиса достигается путем установления его несовместимости с заведомо истин­ным суждением. Часто доказательство от противного опи­рается на принцип двузначности.

Доклад - один из видов самостоятельной работы, используемый в обучении лиц. имеющих достаточно высокий уровень академической подготовки. Будучи аналитическим жанром, доклад требует углубленного понимания предложенной темы, умения пользоваться разнообразными источниками, а также умения анализировать эмпирический материал; работа над докладом формирует умения и навыки исследовательской деятельности.

Доктрина (от лат. doctrina) - учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.

Доктор наук - ученая степень, присуждаемая науч­ным работникам, как правило, имеющим степень кандида­та наук или ученое звание профессора, успешно защитившим докторскую диссертацию и опубликовавшим крупные научные труды.

Докторантура — одна из форм подготовки научно-пе­дагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. Докторантура открывает­ся в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссер­тационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук, которые, как правило, имеют научные достижения в соот­ветствующей области знаний и способные на высоком уров­не проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.

Докторская диссертация - квалификационная научная работа, в которой на основании выполненных авто­ром исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной пробле­мы, имеющей важное социально-культурное, народно-хо­зяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или тех­нологические решения, внедрение которых вносит значи­тельный вклад в ускорение научно-технического прогресса.

Документ (от лат. documentum — свидетельство) — материальный носитель записи (бумага, кино-, фотоплен­ка, магнитофонная лента, перфокарта и т.п.) с зафиксиро­ванной на нем информацией, предназначенной для ее пере­дачи во времени и пространстве.

Доминанта (от лат. dominans - господствующий) - главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо.

Достоверность — учет всех, относящихся к изучае­мым явлениям, фактов и правильность их истолкования (не отдельные примеры, факты, а совокупность фактов), не выхватывание тех фактов, которые выгодны исследователю, а анализ всех полученных материалов.

Доцент (от лат. docens — обучающий) — ученое звание преподавателя образовательного учреждения высшего про­фессионального образования; присваивается докторам, кандидатам наук или высококвалифицированным специа­листам без ученой степени, имеющим определенный стаж преподавательской работы в образовательном учреждении высшего профессионального образования, научные труды или изобретения.

Е

Единичный подход — направлен на изучение отдель­ных педагогических явлений и процессов.

Естественный эксперимент - эксперимент, цель которого проверить влияние какого-либо фактора на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса в привычных для учащихся условиях; включается незаметно для испытуемого в его трудовую или учебную деятельность. Естественный эксперимент соединяет положительные черты метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуе­мого). Недостатком этого метода является трудность неза­метной постановки перед испытуемым экспериментальной

задачи, а также вычленение отдельных элементов в деятель­ности испытуемого.

Ж

Жизненный цикл нововведения, жизненный цикл новой техники — период времени от зарождения новой идеи, ее практического воплощения в новых изделиях до морального старения этих изделий и их снятия с производ­ства, значительного уменьшения их практического приме­нения. Жизненный цикл нововведений принято делить на отдельные стадии: 1) зарождение идеи, появление изобрете­ния; 2) научные исследования и разработки, эксперимен­тальная проверка возможности воплощения замысла; 3) появление нового изделия на рынке, формирование спроса; 4) широкое изготовление новых изделий; 5) насы­щение рынка; 6) затухание продажи и вытеснение изделия новым, более совершенным, Иногда жизненный цикл нововведения выражается формулой: «наука — техника — производство — применение».

Жизнедеятельность — внутренняя и внешняя актив­ность личности в конкретных условиях.

3

Задача — система, в которой представлены основные компоненты (исходный предмет задачи, требование зада­чи), требующая от субъекта целенаправленных действий для нахождения неизвестного на основе использования его связей с известным в условиях, когда субъект не обладает спо­собами (алгоритмами), средствами этого действия.

Задачи познавательные — учебные задания, напра­вленные на приобретение новых знаний, умений, в соответ­ствии с целью обучения, путем поиска способов, методов решения, где используются все мыслительные операции, осуществляется установление связей и отношений, доказа­тельство и обобщение данных, развивается творческое мышление. Познавательные задачи способствуют развитию рефлексивного мышления, они позволяют субъекту осоз­нать себя, уровень своих знаний.

Задачи познавательно-исследовательские -позволяют познать то, что создано другими. Задачи решаются на основе известных знаний (способов) решения и спо­собствуют приобретению новых знаний или способов реше­ния, овладению техникой эксперимента, работой с научной литературой, овладению способами разработки структур­ных схем, созданию и применению алгоритмов программи­рования учебной деятельности, составлению библиогра­фии, текстов, составлению и решению практических задач, разработке мероприятий, рецензированию статьи, книги и т.п.

Задачи учебно-исследовательские - направлены на освоение того, что надо делать, способствуют овладению определенными способами действий, комплексом умений и навыков, применению полученных знаний в последующей учебной деятельности, овладению технологией исследова­ния, осуществлению поиска новых неизвестных способов решения путем постановки проблемы, построения и доказа­тельства гипотезы, применения соответствующих научных методов. Учебно-исследовательские задачи в целом напра­влены на получение конкретного результата (доказать то-то, определить то-то), на нахождение противоречий между известным и искомым, посредством промежуточных опера­ций, через анализ условий происхождения теоретических знаний, овладение соответствующими обобщенными спо­собами действий, ориентированных на некоторые общие отношения осваиваемой предметной области, использова­ние координации заученных действий в изменившихся условиях.

Задачи научно-исследовательские - направлены на организацию самой исследовательской деятельности. Их решение предполагает свободное владение методологией науки. Данный тип задачи совершенствует умения исполь­зовать методы научного познания, прогнозировать дальней­шее развитие науки, производства, самостоятельно поста­вить научный эксперимент, обработать и обобщить резуль­таты, самостоятельно разработать методику решения иссле­довательской задачи.

Задачи профессиональные научно-исследова­тельские - предполагают осмысление и теоретическое обоснование научных положений, самостоятельное форми­рование исследовательских задач научного и практического (профессионального) характера, поиск и реализацию реше­ния, доказательство верности полученных результатов, их изложение и обоснование, осуществление научного обеспе­чения (разработка программ фундаментальных и приклад­ных исследований), внедрение научных исследований в практику.

Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе.

Закономерность (общественная) - повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или эта­пов исторического процесса.

Заочная аспирантура — безотрывная форма подго­товки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации (кандидатов наук); действует при образова­тельных учреждениях высшего профессионального образо­вания и научных учреждениях. Принимаются лица, имею­щие диплом о высшем образовании и опыт практической деятельности, соответствующей профилю аспирантуры.

Знание (в широком смысле слова) — проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в мышлении человека; выступает в виде поня­тий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отра­жающим закономерные связи и отношения.

Знание научное — продукт специализированной, профессиональной формы человеческой деятельности, которая предполагает существование особой цели — поиск общих и специальных законов деятельности, а также приме­нение научных методов, которыми располагает обыденное познание.

Знание философское - продукт общественной мате­риальной и духовной деятельности людей: идеальное выра­жение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Знания могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние подразделяются на эмпирические и теоретические.

И

Идеалы науки — теоретические и экспериментальные методы, позволяющие достигнуть максимального и доказательного знания.

Идеализация — мысленное конструирование идеаль­ных объектов, несуществующих в действительности (абсо­лютно твердое тело, абсолютно черное тело, электрический заряд, линия, точка и т.п.).

Идея — определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п. От других форм мышления и научного знания (понятие, теория и др.) идея отличается тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразова­ния действительности.

Идеологический принцип — мировоззренческое зна­ние, которое первоначально формируется в недрах идеоло­гии как формы общественного сознания.

Изобретение — решение технической задачи, отли­чающейся существенной новизной и дающей положитель­ный эффект.

Издание — произведение печати, полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, имеющее выходные сведения и предназначенное для распространения содержащейся в нем информации.

Измерение — операция, в основе которой лежит срав­нение объектов по каким-либо сходным свойствам или сто­ронам. Чтобы осуществить сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик.

Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли экономики, социального развития, культуры, науки, техни­ки, обороны, дающее положительный эффект.

Имманентный (от лат. immanens — свойственный, присущий) — внутренне присущий самой природе предмета, явления, процесса; имманентным является, например, метод, который определяется самим предметом исследова­ния. В теории познания имманентный означает: остающий­ся внутри границ возможного опыта.

Именной указатель — наиболее распространенный вид вспомогательного указателя, содержащий алфавитный перечень личных или других собственных имен.

Императивный (от лат. imperatives — повелительный) — не терпящий возражений, не допускающий выбора.

Индивидуальный план — основной руководящий документ, который определяет специализацию, содержа­ние, объем, сроки обучения диссертанта и формы его атте­стации. В нем также указывается, какие следует подготовить публикации и для каких конкретно органов печати.

Индукция — метод исследования и способ рассужде­ния, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Институт повышения квалификации - образова­тельное учреждение, деятельность которого направлена на переподготовку работников отрасли и региона, на удовле­творение потребностей личности, коллектива, на проведе­ние научных исследований, оказание консультативной и методической помощи.

Интеграция (лат. Integration — восстановление, вос­полнение) — 1) понятие, означающее состояние связанно­сти отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; 2) процесс сближения и связи наук, про­исходящий наряду с процессами их дифференциации.

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание, рассудок) — разум, способность мыслить, проницатель­ность, совокупность тех умственных функций (сравнения, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), кото­рые превращают восприятие в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания.

Интеллектуальный продукт — результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности; включает изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и докла­ды, проекты, описание технологий.

Интервьюирование — способ проведения социологи­ческого опроса как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.

Интернет (от англ. Internet) — глобальная компьютер­ная сеть, дающая доступ к емким специализированным, информационным серверам и обеспечивающая электрон­ную почту.

Интерпретация — истолкование, разъяснение смы­сла, значения чего-либо.

Интуиция — способность непосредственного постиже­ния истины. За способностью как бы «внезапно» угадывать истину на самом деле стоят накопленный опыт и приобре­тенные ранее знания. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практи­кой.

Информатизация — возрастание объема научных зна­ний и иных сведений, вовлекаемых в сферу труда и др.сферы общественной жизни; социальный процесс повыше­ния престижа информационных наук.

Информационная технология - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации; играет существенную роль в проектно-конструкторских работах, педагогической и редакционно-издательской деятельности, организацион­ном управлении, научных исследованиях. Развитие инфор­мационных технологий неразрывно связано с применением вычислительной техники, коммуникативных сетей и пр.

Информационные издания - содержат оперативную информацию как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания.

Информационные листки - оперативные печатные издания, которые содержат рефераты, отражающие инфор­мацию о передовом производственном опыте или научно-технических достижениях.

Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельно­сти. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Исследование прикладное — решает в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практиче­ской направленности. Обычно прикладные исследования являются логическим продолжением фундаментальных исследований. По отношению к фундаментальным при­кладные исследования носят вспомогательный характер.

Исследование фундаментальное - направлено на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее научного статуса, истории, ее методологии. В педагогике фундаментальные исследования проводятся также и в границах отдельных педагогических дисциплин: теории воспи­тания, дидактики, предметных методик, дефектологии и т.д. Результаты фундаментальных исследований, как правило, не находят прямого выхода в практику образования. Они должны служить обогащению теории и методологии самой науки.

Исследовательская деятельность - это специфиче­ская человеческая деятельность, которая регулируется соз­нанием и активностью личности, направлена на удовлетво­рение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Опреде­ление конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.

Исследовательская работа - процесс активного взаимодействия субъекта этой работы с объектами реального мира или другими субъектами; форма активности субъек­та, которая в исследовательской деятельности проявляется на всех уровнях развития субъекта: интеллектуальном, поведенческом, социальном. В процессе исследовательской работы познавательная активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его. не разрушает, не рекон­струирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. При этом интеллектуальная актив­ность субъекта вызывает в его сознании некоторое затруд­нение; поведенческая активность связана с реализацией целого комплекса действий (операций) по решению данно­го затруднения; социальная активность направлена на установление контактов с научным сообществом, с новыми источниками информации.

Исследовательская специальность (направление исследования) — устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Исследовательские умения - сознательное владе­ние совокупностью операций, являющихся способами осу­ществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляю­щих исследовательскую деятельность, успешность форми­рования и выполнения которых зависит от ранее приобре­тенных умений.

Исследовательское задание — элементарно органи­зованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степе­нью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Исследовательское обучение - это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овла­девает понятиями и подходом к решению проблем в процес­се познания.

Истина — правильное, адекватное отражение предме­тов и явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне — и независимо от сознания, Исти­на объективна по содержанию, но субъективна по форме — как результат деятельности человеческого мышления.

Историография — обзор исследовательской литерату­ры по истории.

Исторический метод — это метод, позволяющий получить представление об эмпирической истории объекта.

Исторический подход - определяет рассмотрение генезиса изучаемого процесса или явления в историческом аспекте. В исследовании преобладают конкретные истори­ческие факторы.

К

Кандидат наук — в России первая ученая степень, присуждаемая лицам с высшим образованием, сдавшим экзамены кандидатского минимума (философия, иностран­ный язык, специальность), опубликовавшим результаты диссертационного исследования и публично защитившим кандидатскую диссертацию как квалификационную науч­ную работу.

Кандидатская диссертация - это научная квалифи­кационная работа; в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные тех­нические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.

Каталог (от гр. katalogos — список) — 1) перечень каких-либо предметов (книг, экспонатов); 2) каталог библиотечный — перечень произведений печати, имеющих­ся в библиотеке.

Каталог алфавитный — в алфавитных каталогах наз­вания книг расположены соответственно, исключительно в алфавитном порядке по фамилиям и инициалам их авторов, либо по заголовкам, если авторы не указаны.

Каталог ключевых слов — каталог содержит располо­женные в алфавитном порядке рубрики, озаглавленные основными проблемами или именами, В карточках под этими рубриками указаны шифры ящиков систематическо­го каталога, в которых можно найти книги по данной про­блеме.

Каталог новых поступлений - это систематические каталоги, в которых расположены лишь названия книг, поступивших в данную библиотеку в течение последнего полугодия.

Каталог предметный — в предметном каталоге назва­ния книг размешены по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-нибудь предмету. При этом сами рубри­ки следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и наз­вания книг внутри самих рубрик. Названия иностранных книг здесь объединены с русскими и расположены сразу после них. Название каждой рубрики соответствует опреде­ленной теме (предмету). Широкая тема, как правило, имеет подразделы, поэтому по такой теме можно найти подрубрики. Подрубрики также расположены в алфавитном порядке.

Каталог систематический - это каталог, в котором названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам (как в предметном), однако, сами рубрики расположены не по алфавиту, а по системе дисциплин.

Категория — форма логического мышления, в кото­рой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Категориальный анализ - (от греч. kategoria - высказывание, признак) в психологии — способ изучения развития психологического познания как деятельности, элементами которой выступают конкретные научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности (образ, действие, мотив и др.).                          

Качество — совокупность свойств, признаков, выра­жающих существенную определенность объекта, благодаря которым он является именно таким, а не иным. Качество обуславливает способность объектов удовлетворять потреб­ности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.

Каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metreo — измеряю) — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Относится к числу библиографических методов, направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути.

Качественный подход — в основе лежит определение качеств, свойств, признаков, особенностей изучаемых явле­ний.

Квалиметрия (от лат. quails — какой, какого качества и metron — мера) — область науки, изучающая и реализую­щая методы количественной оценки качества продукта.

Классификация — система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или дея­тельности человека, используемая как средство для устано­вления связей между этими понятиями или классами объек­тов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности.

Кластерный анализ — математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов, сгруппиро­вать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходны ми по сравнению с объектами, входящими в другие классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выра­жаться как в евклидовой метрике (наиболее употребляе­мой), так и в других метриках.

Ключевое слово — слово или словосочетание из тек­ста документа или запроса, несущее существенную смысло­вую нагрузку с точки зрения информационного поиска.

Когерентность (от лат. cohaerentia — связь) — взаимо­связь; принцип когерентности заключается в утверждении, что все существующее находится во взаимосвязи.

Когнитивный диссонанс - интеллектуальный кон­фликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и пред­ставлениям противоречит новая информация.

Когнитивная наука - наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процес­сов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки — определить природу механизмов, имеющихся у человека в процессе мышления, восприятия и понимания.

Когниция (от лат. — correlati — знание) — знание, поз­нание; когнитивный — соответствующий когниции или познанию, познаваемый.

Количественный подход — направлен на выявление количественных признаков изучаемых явлений, процессов по степени их значимости и развития.

Компетентность (от лат. competens — надлежащий, способный) — мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Включает помимо сугубо профессио­нальных знаний и умений такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуни­кативные способности, умение учиться, оценивать, логиче­ски мыслить, отбирать и использовать информацию. Понятие «компетентность» включает когнитивную, операциональную, технологическую, мотивационную, эти­ческую, социальную и поведенческую составляющие.

Компетенция (от лат. competentia — принадлежность по праву) — 1) круг полномочий, прав и обязанностей кон­кретного государственного органа; 2) круг вопросов, в кото­рых данное должностное лицо обладает познаниями, опы­том.

К. задает круг предназначений, обязанностей, ролей, комплекс задач, которые должен решить человек. К. — это заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным.

Компиляция (от лат. compilation — ограбление, нако­пление выписок, собрание документов) — работа, соста­вленная путем заимствования и не содержащая собствен­ных обобщений или интерпретаций.

Комплекс (от лат. complexus — связь, сочетание) — совокупность, сочетание объектов, предметов, действий, тесно связанных и взаимодействующих между собой, обра­зующих единое целое.

Комплексный подход — исследовательский метод; учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусло­вливающих эффективность профессионального образова­ния.

Конвергенция (от лат. convergcre — сходиться, при ближаться) — совпадение каких-либо признаков в независи­мых друг от друга явлениях.

Конкретизация (от лат. concretus — сгущенный, уплотненный) — возвращение мысли от общего и абстракт­ного к конкретному с целью более определенного, нагляд­ного раскрытия содержания.

Контекст (от лат. contextus — тесная связь, соединение) — обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных, входящих в ее состав, фрагментов (слов, выра­жений или отрывков текста).

Контент-анализ (от англ. contents - содержание) - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т.д.), в котором в соответствии с целями исследо­вания выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации. Затем производится систематический замер частоты и объема упоминания этих единиц в определенной совокупности текстов или другой информации.

Корреляционный анализ (от лат. correlation - соот­ношение) - статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов.

Конкурсная работа - исследовательская работа, представленная на объявленный конкурс исследователь­ских работ.

Конспект — сокращенная запись лекции, речи, како­го-либо сочинения (научной работы) своими словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий компонент сопро­вождается собственными мыслями, вопросами, сомнения­ми, рассуждениями.

Конструктивный (генетический) метод - один из способов дедуктивного построения научных теорий. Основ­ная задача конструктивного метода — последовательное конструирование (реально осуществляемое или возможное на основании имеющихся средств) рассматриваемых в фор­мальной системе объектов и утверждений о них. Задание исходных объектов теории и построение новых осуществля­ется с помощью совокупности специальных операциональ­ных (конструктивных) правил и определений.

Конференция научная - собрание представителей научных работников. Научная конференция всегда бывает тематической. Она может проводиться в рамках одной науч­ной организации или учебного заведения, на уровне регио­на, страны, на международном уровне.

Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути ведения.

Корреляция (от лат. correlation - взаимосвязь, соот­ношение) - понятие, отражающее наличие связи между явлениями, процессами и характеризующими их величина­ми.

Коэффициент (от лат. coefficiens — содействующий) — показатель, фактор, параметр, представляющий соотноше­ние двух однородно исчисленных величин.

Коэффициент научности - отношение фактической ступени абстракции, на которой ведется преподавание, к ступени абстракции, достигнутой в отрасли науки, порож­дающей учебный предмет.

Косвенное доказательство - вид логического дока­зательства, отличающийся способом обоснования тезиса. В отличие от прямого доказательства в косвенном доказатель­стве истинность доказываемого тезиса обосновывается посредством установления ложности некоторых положе­ний. Последние так связаны с доказываемым тезисом, что из их ложности следует истинность тезиса. Существуют раз­ные виды косвенного доказательства. В разделительном косвенном доказательстве рассматривается некоторое число предположений, в совокупности исчерпывающих все возможные в данном случае утверждения; выясняется лож­ность всех предположений, кроме одного, истинность кото­рого, таким образом, и устанавливается. Другой вид косвен­ного доказательства — апагогическое доказательство (дока­зательство от противного), в ходе которого получают логи­ческое противоречие из допущения истинности антитезиса (утверждения, противоречащего доказываемому тезису) и на этом основании делают заключение об истинности тези­са.

Креативность (от англ. creative — творческий, созида­тельный) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющей относительно устойчивую харак­теристику личности; способность сделать, осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства.

Критерий — признак, на основании которого произво­дится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.

Критерий новизны - характеризует одну из основных содержательных сторон результата диссертации — новые теоретические положения и практические (нормативные) рекомендации, которые ранее не были известны и не зафик­сированы в науке и практике.

Критерий практической значимости - указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику, в учебно-воспитательный процесс, методику преподавания. Практическая значимость результатов диссертационных исследований зависит от числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедре­ния (области, республика, государство); степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершаю­щий); предполагаемого социально-экономического эффек­та от внедрения.

Критерий теоретической значимости - показывает влияние результатов исследования на существующие кон­цепции, подходы, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики, методики, характе­ризует ценностную сторону результатов исследования. Этот критерий позволяет судить о сущности и закономерностях процесса обучения и воспитания, тесно связан с новизной, степенью сформированности теоретических положений, т.е. концептуальностью, доказательностью полученных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки прикладных тем.

Курсовая работа - один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших учебных заведений, в котором развивается умение решать исследовательские задачи, самостоятельно ориенти­роваться в научной литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Л

Лабораторный эксперимент - научное, экспери­ментальное исследование, проводимое в искусственно соз­даваемых, специально оборудованных лабораториях.

Личностно-деятельностный подход - в основе лежит учет личностных особенностей, позиций всех его участников-учеников, учителей, преподавателей. Учитыва­ется, что процесс обучения ведется во взаимосвязывающей деятельности обучаемых и обучающих. Результат деятель­ности — положительный, отрицательный.

Личностный подход — особое отношение к личности. Личность доминирует, учитываются личностные факторы.

Логика (от гр. logike) — наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы дока­зательств и опровержений.

Логика высказываний — раздел логики, в котором вопрос об истинности или ложности высказываний рассма­тривается и решается на основе изучения способа постро­ения высказываний из, так называемых, элементарных высказываний с помощью логических операций коньюкции («и»), дизъюнкции («или»), отрицания («не»), импликации («если..., то...») и др.

Логический метод исследования - это метод вос­произведения в мышлении сложного развивающегося (или развивавшегося) объекта в форме исторической теории.

Логический подход исследования - предусматри­вает изучение процесса и явления в логической последовательности (теоретическое построение).                             

Лонгитюдиэльный (лонгитюдный) - длительный, продолжительный, долговременный.

Лонгитюдное исследование (от англ. Longitudinal -продольный) — вид непрерывного научного исследования, рассчитанного на достаточно длительный срок, исчисля­емый месяцами или годами. В лонгитюдном исследовании изменение одного и того же объекта рассматривается, преж­де всего, как функция времени.

М

Магистр (от лат. magister — начальник, учитель) — ака­демическая степень, присваиваемая в высших учебных заве­дениях: это специалисты, обладающие фундаментальной научной базой, владеющие методологией научного творче­ства, а также знакомые с современными информационны­ми технологиями и методами получения, обработки и хра­нения научной информации. В некоторых странах в настоя­щее время присуждается степень магистра после окончания университета, дополнительного курса обучения и защиты диссертации. В отечественной системе образования подоб­ная степень появилась в 90-е годы XX столетия. Делается попытка введения западной системы подготовки специали­стов через систему бакалавриата и магистратуры, но в иной интерпретации: как ступени получения высшего образова­ния.                                                                                     

Магистерская диссертация - особая разновидность диссертационного научного произведения. Она представля­ет собой выпускную квалификационную работу, которая является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, - с при­влечением одного или двух научных консультантов). Защи­та магистерских диссертаций и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государ­ственной аттестационной комиссии.

Магистратура — форма подготовки магистров, т.е. специалистов, подготовленных к научно-исследователь­ской и научно-педагогической деятельности.

Математические методы - применяются для обра­ботки полученных методом опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основание для теоретических обобщений. К математи­ческим методам относят методы: регистрации, ранжирова­ния, шкалирования (см. регистрация, ранжирование, шка­лирование).

Метод — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению кон­кретной задачи.

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Метод экспертных оценок - это разновидность опроса, связанная с привлечением к оценке изучаемых явлений, процессов наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга позволяют достаточно объективно оценить исследуемое. Использование этого метода требует, прежде всего, тща­тельного подбора экспертов — людей, хорошо знающих оце­ниваемую область, изучаемый объект и способных к объек­тивной, непредвзятой оценке.                                             

Методология — учение о правилах мышления при создании теории науки; как совокупность приемов исследо­вания, как учение о методах научного познания и преобра­зования мира, как учение о способах получения и организа­ции знаний о мире.

Методологические основы исследования - это те концепции и теории, которые легли в основу исследования. Имеются в виду не все те публикации, на которые диссер­тант ссылается, а только те (их обычно бывает одна, две или три, но не более четырех), которые действительно лежат в основе диссертационной работы.

Методология научного познания - учение о прин­ципах, формах и способах научно-исследовательской дея­тельности.

Методология педагогики - учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания. В методологии выделяют две взаимосвязан­ные стороны: теоретическую и нормативную. Теоретиче­ская сторона педагогической методологии характеризуется как определенный подход к явлениям действительности, установление основных закономерностей как исходных посылок научного поиска. Нормативная сторона понимает­ся как учение о принципах применения мировоззрения к процессу подхода к различным объектам действий общих и частных методов и приемов научного исследования.

Методика исследования - 1) короткий документ на 5-7 страниц, где излагаются: тема исследования, ее актуаль­ность, проблема, объект, предмет исследования, цель, гипо­теза, задачи, методы исследования, предполагаемый объем и характер опытно-экспериментальной работы, критерии эффективности введения предлагаемых инноваций, ожида­емые результаты, сроки и виды их литературного оформле­ния; 2) система конкретных приемов или способов осущест­вления какого-либо исследования.

Методологические характеристики исследования — проблема, тема исследования, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, этапы, защищаемые положения, новизна, значение для науки, практическая значимость. Все характеристики исследования взаимосвязаны, они дополняют друг друга.

Метод идеализации - основан на абстрагировании, но предполагающий также мысленное конструирование таких объектов, в которых то свойство, состояние предста­влены в предельном виде.

Метод формализации — это метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнооб­разных «искусственных» языков (язык математики, матема­тической логики, химии, радиотехники и ряда др. наук).

Методы статистические - применяются при обра­ботке массового материала — определения средних величин, полученных показателей: среднего арифметического, меди­аны — показателя середины ряда, подсчета степени рассе­ивания около этих величии — дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др. Для проведения подсчетов имеются соответствующие фор­мулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют пока­зать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц и т.п.                                                            

Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии, модели, заме­щающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту — оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объек­та.                                                                                

Мониторинг - постоянный надзор, регулярное отсле­живание состояния объекта, значений отдельных его пара­метров с целью изучения динамики происходящих процес­сов, прогнозирования тех или иных событий, а также пре­дотвращения нежелательных явлений.

Монография - научное издание, в котором какая-то одна проблема рассматривается достаточно разносторонне и целостно. Монография может иметь одного или несколь­ко авторов.

Мысленный эксперимент - специфический теоре­тический метод, конструирующий идеализированные, нео­существимые ситуации и состояния, исследующий процес­сы в «чистом виде».

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредо­ванным отражением действительности.

Мышление практическое - один из видов мышле­ния, связанных с постановкой целей, выработкой планов, проектов, часто развертывается в условиях дефицита време­ни, что подчас делает его еще более сложным, чем мышле­ние, теоретическое.

Мышление теоретическое - один m видов мышле­ния, направленный на открытие законов, свойств объектов.

Мышление творческое - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продук­та и новообразования в самой познавательной деятельности по его созданию.

Н

Наблюдение — эмпирический метод целенаправлен­ного восприятия явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свой­ствах и отношениях изучаемых объектов.

Надежность эксперимента - устойчивость результа­тов эксперимента при его многократном проведении.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематиза­ция объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму зна­ний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания,

Наукоемкость — степень технического прогресса в отрасли; характеризует специфику трудовой деятельности, обусловленную технико-технологическими особенностями производства.

Наукометрия — область науковедения, научная дис­циплина, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики научной информации.

Научная организация труда (НОТ) - процесс совер­шенствования организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.

Научная статья - форма литературной продукции исследователя. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно-методических сборниках. Объем статьи составляет от 5-ти до 15-ти машинописных страниц.

Научная тема - задача научного характера, требую­щая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследова­тельской работы.

Научная теория — система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительно­сти.

Научное звание - ступень научной педагогической квалификации (доцент, профессор, академик, член-корреспондент).

Научное исследование — процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; оконча­тельная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полу­ченных результатов в производство.

Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.

Научное предвидение — определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем.

Научно-исследовательская методика - совокупность методов, их целенаправленная организация и приме­нение в познавательном процессе для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Научно-исследовательская работа (НИР) - работа научного характера, связанная с научным поиском, прове­дением исследований, экспериментов, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обосно­вания проектов.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) — научно-исследовательская работа студента. выполняемая вне учебного плана, но по заданию и под руководством преподавателя при имеющихся научных лабораториях.

Научно-практическая конференция - прослушива­ние научных докладов и их обсуждение, командные сорев­нования.

Научные Общества - добровольные объединения ученых и других лиц, ведущих научную деятельность. Цель Н.О. — обмен информацией, издание трудов, координация исследований. Возникли еще в древности, с XV-XVIbb. — как профессиональные объединения ученых, позже — более широкие по составу.

Научный журнал — периодическое издание, содержа­щее статьи и другие материалы научного характера и имею­щее постоянную рубрикацию.

Научный коллектив — группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обес­печивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются следующие роли: 1) научно-когнитивная («генератор», критик, эрудит и др.); 2) научно-управленче­ские (руководитель, лидер, исполнитель и др.); 3) научно-вспомогательные (инженер, техник, лаборант и др.). Отли­чие научного коллектива от других типов коллективов, его своеобразие, обусловленное целевой функцией социально­го института науки в общественном разделении труда.

Научный кружок (научное общество) — содружество обучающихся и обучающих, занимающихся исследователь­ской деятельностью. В научных кружках и обществах формируются начальные навыки научно-исследовательской деятельности.

Научный отчет (доклад на научной, исследователь­ской конференции) — сообщение о собственных самостоя­тельных исследованиях в различных областях знаний.

Научный семинар — форма учебного процесса, построенная на изучении обучающимися отдельных иссле­довательских вопросов, проблем, тем с последующим офор­млением материала в виде доклада, реферата и его совме­стного обсуждения.

Научный съезд — собрание представителей целой отрасли науки в масштабах страны, На съездах обсуждаются все или значительная часть актуальных проблем для данной науки на сегодняшний день.

Научный факт — событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Явля­ется элементом, составляющим основу научного знания.

Непосредственное знание — знание, полученное без помощи доказательства, прямое созерцание истины, в отли­чие от демонстративного знания, всегда опосредованного не только данными опыта, но и логическим рассуждением. Различают 2 вида непосредственного знания: чувственное и интеллектуальное.

О

Обзорные издания — сообщают о состоянии, или развитии какой-либо науки или практической деятельно­сти, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Обобщение — прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Обобщенный (общий) подход - направлен на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: