ББК 74.204
Словарь содержит около 400 терминов, ключевых понятий, знание которых необходимо при осуществлении исследовательской деятельности.
Включает понятия из нескольких дисциплин — педагогики, психологии, философии, социологии и др.
Словарь адресован студентам средних и высших образовательных учреждений, аспирантам, учителям, преподавателям, а также лицам, интересующимися проблемами организации и осуществления исследовательской деятельности.
ISBN 978-5-98594-242-2 © Шашенкова Е.А., 2010
УЦ «Перспектива». 2010
Шашенкова Е.А.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СЛОВАРЬ
Москва, 2010
С благодарностью моему Учителю Ирине Алексеевне Зимней
ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ
В последние десятилетия важность исследовательской деятельности признается как во всем мире, так и в России. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Государственных образовательных стандартах профессионального образования нового поколения, Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, городской целевой программе развития образования «Столичное образование — 5» на 2009-2011 годы, «Методических рекомендациях по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях» Департамента образования города Москвы, сборнике нормативно-методических документов для образовательных учреждений среднего педагогического образования и других нормативных документах отмечается, что особое внимание образовательными учреждениями должно быть уделено развитию научных исследований и разработок, формированию исследовательского поведения, формированию исследовательской компетентности обучающихся. В целом исследовательская деятельность обучающихся должна способствовать достижению нового качества общего и профессионального образования.
Это, прежде всего, связано с высоким уровнем производства, техники и технологий. Современный специалист должен владеть исследовательскими умениями и навыками (анализировать, обобщать, рефлексировать, ставить проблему, теоретически обосновывать гипотезу, выбирать методы исследования и мн. др.), быть способным ориентироваться в потоке научной информации, самостоятельно решать профессиональные задачи, творчески относиться к делу, грамотно использовать термины, ключевые понятия.
Проведенное нами ранее исследование (Е.А. Шашенковой «Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа» (2001г.), И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова «Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности» (2001г.) позволило нам выделить и систематизировать, необходимые для организации и проведения студентами научного исследования, основные понятия.
Словарные статьи определяют систему, этапы, теоретические и эмпирические направления, подходы, принципы и методы проведения исследования.
Представленные в словаре толкования терминов являются как авторскими, так и заимствованными из наиболее авторитетных источников и нормативных документов (энциклопедий, словарей, монографий, методических пособий, научных сборников). Значительное усилие было направлено на то, чтобы сделать словарь более доходчивым для студентов и аспирантов, начинающих научно-исследовательскую деятельность. Основные источники указаны в списке литературы. Очевидно, что при составлении словарного состава невозможно было охватить все понятия и свести их в единую, непротиворечивую целостность.
Словарные статьи расположены в алфавитном порядке. В конце словаря приведен список использованной литературы. Общепринятые сокращения произведены на основе нормативных стандартов.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ
А
Абстрагирование — прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их схемы.
Абстракция — процесс мышления, при котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного, объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.
Абстракция отождествления - отвлечение от свойств, индивидуализирующих объекты, что позволяет обобщать или объединять их в некоторые классы (множества) и исследовать такой идеальный объект, который становится представителем классов и позволяет переносить полученные данные на весь класс.
Аббревиатура — 1) условное сокращение слов в нотном и буквенном письме. 2) сложносокращенное слово, образованное первыми буквами, частями слов или целыми словами.
Автореферат — это особый вид научного произведения, представляющий собой, как бы, информационную модель реферируемой диссертации. Автореферат служит средством информирования широкой научной общественности о полученных научных результатах и введении их в научный оборот. В нем излагаются основные идеи и выводы диссертации, показывается вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследования.
Авторская программа — документ, в котором определен и представлен авторский вариант того или иного круга знаний, видение усвоения этого знания.
Авторские школы передового педагогического опыта (педагогические мастерские, педагогические практикумы) — форма общения педагогов, когда учитель, преподаватель, мастер или руководитель учебного заведения — автор передового педагогического опыта подробно рассказывает участникам школы-семинара о своем опыте и демонстрирует его в процессе проведения открытых уроков, других занятий. Школы передового педагогического опыта проводятся в рамках учебного заведения, региона или всей страны.
Авторский ЛИСТ - единица измерения текста и изобразительного материала, которая выражается в печатных знаках, строках или квадратных сантиметрах. В авторских листах устанавливается объем произведений в издательских договорах. Обычно авторский лист (а.л.) в научно-педагогических и других работах равен 40 000 печатных знаков.
Адекватный (от лат. adaequatus — приравненный) — соответствующий, равный, эквивалентный. В теории познания адекватными считаются образ, знание, которые соответствуют своему оригиналу-объекту, благодаря чему они являются достоверными, имеют характер объективных истин.
Академик — действительный член Академии наук. Избирается Общим собранием Академии.
Академия (от гр. — akademia) — высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры.
Академизм (от фр. academisme) — 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2) оторванность науки, искусства, образования от жизни общества, практики.
Академическое издание — содержит научно выверенный текст и его различные варианты, комментарии и другой справочный аппарат. Так же называются и другие издания, публикуемые академиями.
АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность и logos — учение) — 1) филос. учение о ценностях и об оценках в этике, которая исследует, в частности, смысл человеческой жизни; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии — учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.
Аксиома — утверждение, доказательство истинности которого не требуется. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия.
Аксиоматический метод - способ организации научного знания, при которой ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам.
Активизация (от лат. activus — деятельный) — 1) усиление, оживление деятельности, побуждение к решительным действиям; 2) пед. мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося.
Актуальность исследования - указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут давать наука и практика в настоящее время.
Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Алфавитно-предметный указатель - указывает, где и что можно найти на страницах диссертации, существенно облегчает ориентировку в ее содержании.
Анализ — расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.
Анализ ПРОДУКТОВ деятельности - метод непосредственного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности.
Анализ результатов — один из действенных методов мониторинга, с помощью которого по заранее намеченной схеме изучаются результаты профессиональной деятельности.
Аналогия — рассуждение, в котором из сходства двух объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обладает.
Аннотация (от лат. annotation - примечание, пометка) — краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях.
Анкета - опросный лист для получения ответов на ^ заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также — при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные.
Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на, специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования, вопросы.
Антитезис (от гр. antithesis - противопоставление) -логическое суждение, противопоставляемое тезису.
Апория (от гр. непроходимость) - неразрешимая с точки зрения логики проблема, в основе которой обычно лежит парадокс.
Аппроксимация (от фр. - приблизительная оценка, лат. - приближаться) - приближенное выражение сложной величины объекта через другие, более простые величины, объекты.
Апробация — одобрение, утверждение после проверки, испытания.
Аргумент - 1) в логике - суждение (или система суждений), приводимое в подтверждение истинности какого-либо др. суждения (или системы суждений); посылка доказательства, иначе называется основанием или доводом доказательства; иногда аргументом называют все доказательство в целом; 2) в математике и математической логике — независимая переменная, от значения которой зависит значение данной функции или предиката.
Аргументирование — это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргументов или, как их проще называют, доводов).
Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Аспирант (от лат. aspirans — стремящийся к чему-либо) — лицо, готовящееся к педагогической и научной деятельности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтах.
Аспирантура — форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов. Аспирантура организуется в тех образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах, которые обеспечены высококвалифицированными научными кадрами и обладают соответствующей научно-исследовательской базой. Подготовка аспирантов производится в очной и заочной формах.
Б
Бакалавр (от лат. baccalaureus — вассальный землевладелец) — в большинстве зарубежных стран первая ученая степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершении 4-х летнего обучения первого уровня, после успешной сдачи экзамена и, как правило, защиты выпускной работы.
Бакалавриат — система и форма подготовки бакалавров, 4-х летний курс обучения первого уровня в системе многоступенчатого высшего профессионального образования.
Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Виды беседы: катехизическая (репродуктивная), эвристическая, сократическая.
Библиография (от гр. Biblion — книга и...графия) — научно-практическая деятельность по подготовке и передаче информации о произведениях печати и письменности. Включает выявление произведений, их отбор по определенным признакам, описание, систематизацию, составление указателей, списков, обзоров литературы и др.
Библиографическая запись - библиографическое сообщение, состоящее из библиографического описания, которое может быть дополнено заголовком, аннотацией или рефератом, различными классификационными индексами, предметными рубриками, шифрами хранения и др. элементами.
Библиографическая картотека - библиографическое пособие, реализованное в карточной форме, содержащее библиографическую информацию. Различают алфавитные, систематические, предметные и пр. картотеки. В отличие от библиотечного каталога картотека может включать сведения о документах, отсутствующих в фондах библиотеки.
Библиографическая карточка - карточка, содержащая библиографическое описание источника информации, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные (номер тома, жанр, читательское назначение), выходные данные (год и место издания, издательство), надзаголовочные данные (серия, учреждение, подготовившее издание), количественную характеристику источника (страницы, объем в учетно-издательских листах, тираж, цена), примечания (сведения о библиографии, иллюстрациях и т.д.). Библиографические карточки позволяют получить оперативную информацию о вышедших публикациях, используются для укомплектования справочно-информационных фондов).
Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.
Библиографические издания - содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают специалиста о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание оповещает о появлении документов и сообщает необходимые сведения для их отыскания.