Значение философско-правовой подготовки будущих юристов

 

     Умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно во многом определяется доминирующими установками мировоззрения будущих юристов, на формирование которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации. «Тот, кто полагает, что обойдется без философского обоснования функционирования правовой системы, — пишет Г.А. Шварц-Либерман фон Валендорф, — в действительности бессознательно руководствуется своей «личной», доморощенной философией, рискуя кончить блужданиями в потемках правовой дисгармонии».

     Таким образом, необходимость освоения будущими юристами философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права связана с задачей подготовки юриста как гражданина и гражданина как критика права.

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагающее место и значение, которое занимает философия права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, предметами изучения которых является право и государство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяжении столетий.

Хотя философия права не ставит своей целью решение конкретных проблем правоведения, а лишь помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию, упорядочить знание, по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода, тем не менее все центральные, фундаментальные проблемы правоведения находят свое решение или, по крайней мере, их обоснование именно на философском уровне. В этом и состоит одна из «загадок» феномена права, и это обстоятельство определяет фундаментальную роль философии права в системе правоведения как общеметодологической дисциплины.

Это, однако, не означает призыв к юристам отбросить присущие юриспруденции методы исследования и заменить их философскими. Следует четко осознавать предназначение и возможности последних.

Что же касается опасений по поводу широты философского осмысления права, то эти опасения могут быть сняты посредством четкой фиксации интересов философии права, уточнения ее предмета и метода, определения ее места в системе философских и юридических наук. При этом определение предметной сферы и статуса философии права должно осуществляться посредством сопоставления ее функций с функциями теории права, которая является наиболее близкой ей по сфере интересов дисциплиной.

     Среди функций, которыми следует овладеть правоведу важнейшими являются: мировоззренческая, методологическая, информационная, аксиологическая, воспитательная.

    Мировоззренческаяфункция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия; она определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности и значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.

      Методологическаяфункция философии права находит свое отражение в формировании определенных моделей познания права, способствующих развитию юридических исследований. С этой целью философия права разрабатывает методы и категории, при помощи которых и проводятся конкретные правовые исследования. Результирующим выражением методологической функции права является оформление имеющегося знания о праве в виде способа его осмысления как содержательно-смысловой конструкции, обосновывающей его основные идеи.

     Информационнаяфункция обеспечивает адекватное отражение права как специфического объекта, выявление его существенных элементов, структурных связей, закономерностей. Это отражение синтезируется в картине правовой реальности или «образе права».

     Аксиологическаяфункция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

     Воспитательнаяфункция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления, через разработку собственно правовых установок, в т.ч. такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

 

Выводы.

  1. Философское осмысление права задача особой теоретической дисциплины – философии права, предметом которой является выяснение смысла права, а также обоснование понимания этого смысла, а ее основными категориями — идея, смысл, цель права, справедливость, свобода, равенство, признание, автономия личности, права человека и др.

2. Философия нрава имеет сложную структуру, в которую входят: онтология права, гносеология права, аксиология права, феноменология права, правовая антропология, прикладная философия права и др.

     3. По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции, в рамках правоведения философия права тесно связана с теорией права.

      4. Важной целью и задачами изучения философии права являются овладение ее функциями: мировоззренческой, методологической, отражательно-информационной, аксиологической, воспитательной и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: