Дискуссия о предмете философии права. Проблема дисциплинарного статуса философии права

Лекция 1.

Предмет, цель и задачи курса «Философия права». Характер взаимосвязи философии права и юриспруденции.

План лекции.

Предмет, цель и задачи курса «Философии права».

Дискуссия о предмете философии права. Проблема дисциплинарного статуса философии права.

Обоснование необходимости философии права как отрасли знания. Сущность и особенности философского подхода к праву.         

Основные вопросы философии права.

2. Характер взаимосвязи философии права и юриспруденции.

3. Значение философско-правовой подготовки будущих юристов.

4. Выводы.

Предмет, цель и задачи курса «Философии права».

          Философия права как отрасль человеческого знания имеет давние корни. Ее истоки уходят в эпоху античности и связаны с формированием наиболее общих философских представлений о праве.

     Философское осмысление права закономерно вылилось в ключевую задачу особой научной отрасли знания, которая имеют собственный предмет исследования и категориально-понятийный аппарат. Она развивается как составная, неотъемлемая часть социально-гуманитарного знания: изначально – в контексте классической парадигмы до середины ХIХ в., а затем – с середины ХIХ в. на почве неклассической парадигмы. Ее величайшими основоположниками принято считать Платона и Аристотеля, Конфуция.

     Подходы представителей различных философско-правовых школ к пониманию предмета и задач философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе научного знания, ее функций и т.п. далеко неоднозначны. Это и обусловливает необходимость освоения всего лучшего в философско-правовом наследии всех эпох и народов посредством систематического курса магистерской подготовки будущих юристов в целях усиления их методологической оснащенности для решения задач правотворчества и правоприменения.

 

 

Дискуссия о предмете философии права. Проблема дисциплинарного статуса философии права.

          В философии права сложились разнообразные подходы к определению ее предмета и задач, которые она может решать.

     В рамках классической парадигмы, например, Г. Гегель считал философию права философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права. Позднее, в рамках неклассической парадигмы, русский философ С. Франк понимал ее как учение об общественном идеале. И по ныне ее предмет также определяется по-разному: от самого широкого толкования, как,  например, это имеет место, у В.С. Нерсесянца, по мнению которого, «философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества» до самых узких, как, например, итальянского философа права Н. Боббио, который считает справедливость единственной проблемой философии права. Для решения этой проблемы целесообразно воспользоваться рассуждениями югославского теоретика права Р. Лукича. «Само понятие «философия права», — отмечает он, — легко определить исходя из уже известного понятия философии. Философия права представляет собой специальную философию — такую, предметом которой является не весь мир в целом, не все сущее как таковое, а лить одна его часть — право. Однако, поскольку она есть философия, хотя и специальная, ей присущи все черты философии вообще или соответственно общей философии. Это означает, что ее предмет аналогичен предмету философии». Следовательно, если общая философия представляет собой учение о предельных основаниях человеческого бытия, то, соответственно, философия права может быть определена в качестве учения о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия. Таким образом, предмет философии права составляют предельные или внеюрдические основания права: онтологические, гносеологические, антропологические и аксиологические.

Предмет философии права можно обозначить посредством постановки следующих вопросов: 1) что я могу знать о праве? 2) что я должен делать в соответствии с требованиями права и почему? 3) на что я могу надеяться в случае соблюдения или нарушения этих требований? В свою очередь все они могут быть сведены к одному обобщающему вопросу: что такое правовой человек или что представляет собою право как способ человеческого бытия? Ответы на эти вопросы и позволяют выяснить природу такого феномена как право и предмет философской дисциплины, которая его исследует.

Всилу существования двух различных источников формирования философии права сложились и два основных подхода к пониманию ее статуса.

     Первый подходрассматривает философию права как часть общей философии и определяет ее место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики и др. В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая «предписывает» человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е. практической философии, учению о должном.

     Второй подходотносит философию права к отраслям юридической науки. С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение правовых принципов и смысл правовых норм.

     Каждый из подходов делает акцент на одном из двух возможных способов рефлексии над правом. Первый способ предполагает общефилософскую или общеметодологическую рефлексию, направленную на поиски предельных оснований, условий существования права, когда право соотносится со всей «ойкуменой» человеческого бытия – культурой, обществом, наукой и т.д. Второй способ — частнофилософская или частнометодологическая рефлексия, которая тоже является философской, однако осуществляется в рамках самой правовой науки. Такая двойственность философии права нашла свое выражение в том, что в ряде стран ученая степень по философии права может присуждаться как по разряду философских, так и по разряду юридических наук.  Следовательно, она может развиваться как философом, так и юристом. А если точнее, не просто философом, а философом-юристом, т.е. практически ориентированным философом, которого интересует не просто истина сама по себе, а реализация определенных практических целей в области права (например, достижение правового состояния конкретного общества), или юристом-философом, который должен уметь отстраняться от практических проблем своей науки и становиться на позицию ее внеюридического видения, т.е. на позицию философа. В подтверждение этой мысли можно привести слова одного из известных западных теоретиков права XX века Г. Коинга, который утверждает, что философия права, не отказываясь от познания вопросов чисто юридических, должна выходить за пределы данной сферы, связывать правовые феномены, понимаемые как явление культуры, с решением всеобщих и принципиальных вопросов философии.

     В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая — юристами. В соответствии с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова. На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права — это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же ее источник связан с опытом решения практических проблем права. Таким образом, философия права — это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая определяется своим основным вопросом, лишь в соотнесении с которым те или иные проблемы имеют к ней отношение. Она требует особых качеств от исследователя, работающего в этой области: сочетания фундаментальной философской подготовки и знания основных проблем политико-правовой теории и практики.

     Конечно, каждый исследователь вместе с определенным профессиональным интересом вносит свое специфическое видение в предмет этой дисциплины, однако именно наличие различных позиций, их постоянный взаимообмен и взаимообогащение, сосуществование на основе дополнительности позволяют сохранить равновесие вокруг общей задачи — рефлексии оснований права.

     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: